Образовательная программа "Бумагопластика"
рабочая программа по теме
Пояснительная записка,этапы педагогического контроля,методическое обеспечение,учебно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_kvilling.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДДТ
____________ Л.П. Зорина
«______» ______________2013г.
Утвержден педагогическим советом
Протокол №___ от ___________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Бумагопластика»
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Шилова Наталья Владимировна
Возраст учащихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Место и год создания: ст.Кавказкая, 2013 г.
Пояснительная записка
Направленность программы – художественно эстетическая
Программа «Бумагопластика» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа «Бумагопластика»так же расчитана на работу с ребенком с неограниченными возможностями. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет, и углубляет школьные программы « Художественный труд» и др.
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций из бумаги. Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.
Поражает воображение не только богатство красок и фактуры, но и разнообразие направлений и техники бумажной пластики.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, бумага может быть твердой и плотной как пластик, или же невероятно тонкой и легкой, как шелк. Знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Новизна программы
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию.. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня бумагопластика наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия бумагопластикой помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы.
Основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Задачи
Обучающие:
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- закреплять и расширять знания, полученные на занятиях.
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры, истории, изобразительного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Отличительные особенности программы.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития. Программа построена на постоянной смене видов деятельности в течение учебного года (квилинг, декупаж, пление из газет), чередование видов позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением материалами и техниками, постоянно переходить от простого к сложному.
Предполагаемый результат
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике газетного плетения;
- будут уметь работать с гоф. картоном и гоф. бумагой в технике квиллинг;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством бумагокручения, плетения из газет.
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Ожидаемый результат
- умения планировать структуру действий;
- умения организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- знания технологии изготовлении изделий;
- умения обобщать полученные ЗУН;
- умения подбора материала;
- умения разработки и составления новых форм изделия;
- знания и навыки конструктивных изменений и дополнений в изделие;
- будут уважительно относиться к традициям народной культуры.
Этапы педагогического контроля:
I-полугодие | Знания приемов работы с бумагой разной фактуры. Умение читать и зарисовывать схемы изделий. Знание основ и базовых форм квиллинга. | Практическая работа (упражнения-тесты) Наблюдения, беседы. |
II-полугодие | Умение работать в группе и самостоятельно. Знания видов декоративно-прикладного творчества. Самостоятельная разработка изделия. ЗУН.Технологии изготовления изделия. | Практическая работа Наблюдение, беседа, Творческая мастерская. |
Сроки реализации программы: 1год- 144часа,2раза в неделю по 2 часа. Наполняемость учебной группы-8 человек.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Возраст детей участвующих в реализации программы:
Для обучения рекомендуется принимать мальчиков и девочек 8-9 лет, усидчивых, склонных к кропотливой работе. Специальных знаний для начала обучения по программе не требуется.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Методическое и дидактическое обеспечение:
- Наглядные пособия, изготовленные детьми «Пороки древесины», «Технологическая карта изготовления».
- Образцы изделий мастеров-умельцев.
- Образцы изделий декоративно-прикладного творчества.
- Иллюстрационный материал.
- Образцы и эскизы работ детей.
- Фотоматериал.
- Карточки-тесты.
- Литература «Узоры из бумажных лент»
Методическая литература:
- «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.
- «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск «Титул»1996г.
- «Узоры из бумажных лент» Издательство «Ниола – Пресс» 2006г.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов. Необходим шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, стенды для размещения образцов изделий.
Материалы и инструменты:
Бумага, картон (цветной, белый, гофрированный) калька, салфетки, цветная бумага, креп бумага, старые газеты, журналы, салфетки, фантики, тетради, бархатная бумага, бумага различной фактуры, нитки, бумажный шпагат, скрепки, клей, клейстер, резак, шило, ножницы, пинцет, макетный нож, приспособление для скручивания роллов, линейка-шаблон, шаблоны с круглыми отверстиями, двухсторонний скотч, линейка, циркуль, ластик, простой и цветные карандаши, краски, синтетические кисти, копирка, фломастеры и т. д.
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.
Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя:
Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству."Искусство в школе", Москва 19
С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с
С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Зайцева А.А. «Искусство квилинга: магия бумажных лент», М.: Эксмо, 2009;
http://stranamasterov.ru/gallery,
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22
Методическое обеспечение образовательной программы
«Бумагопластика»
№ | Образовательные области | Название темы | Форма занятий | Знания | Умения |
1 | Словесность | Вводное занятие. Знакомство с терминами: Эскиз, шаблон, композиция, , панно, интерьер, декор. | Рассказ ,показ, беседа, опрос | Знания основных приемов работы с бумагой | Умение рассказать о применении готовых изделий в интерьере, умение объяснить значения терминов |
2 | Естествознание | Современное представление о Бумагопластике | Практическое занятие, наблюдение | Знание какой структуры бумагу можно применять для данной композиции | Умение определить качество бумаги. |
3 | Математика | Умение правильно рассчитать размер панно. | Практическое занятие | Знание расчетов выполнения панно. | Умение работать линейкой |
4 | Искусство | Понятие о декоративно-прикладном творчестве. | Беседы, просмотр наглядного материала, готовых работ. Посещения краеведческого музея | Знание о декоративно – прикладном творчестве. Знание традиций | Умение отличать ручную работу от заводской. |
5 | Технология | Понятие о инструментах. Правила техники безопасности с колющими и режущими предметами. | Упражнения. Практическая работа. Опрос | Знание инструментов и подручных средств используемых при работе. Знание ТБ при работе с бумагой | Умение работать с технологическими картами и создавать свои. |
6 | Психологическая культура | Понятие о конфликтных ситуациях и правилах выхода из них. Тренинги на формирование личностных качеств | Беседы, тренинги, опрос | Знание психологических особенностей работы в объединении. Знание выхода из конфликтной ситуации. | Умения проявлять психологические знания в жизни. |
7 | Культурная антропология | Традиции и обычаи Кубанского казачества | Беседы, просмотр видеоматериала. Посещение краеведческого музея, выставки умельцев. | Знание истории возникновения «квилинга» | Умение работать с различными источниками информации, обобщать и систематизировать накопленный материал |
8 | Здоровый образ жизни | Понятие о здоровом образе жизни. Понятие о экологически чистых материалах. Особенности организации труда учащихся | Беседы, разминки, наблюдения | Знание о ЗОЖ. Знание о экологически чистых материалах | Умение рационально организовать свой труд со знанием ТБ, гигиенических требований. |
9 | Социальная практика | Правила совместного труда. Права и обязанности воспитанников. Правила участия в мероприятиях(экскурсии, выставки) | Практическая работа, опрос, выставки. | Знание о правилах совместного труда. Знание прав и обязанностей детей, Знание правил участия в выставках. | Умение пользоваться в жизни полученными знаниями. |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
Бумажная филигрань | 28 | 4 | 24 | |
«Мир насекомых» | 24 | 2 | 22 | |
Газетная пластика | 20 | 4 | 16 | |
Цветочные композиции | 24 | 2 | 22 | |
«Зеркало природы» | 16 | 4 | 12 | |
«Милые вещицы» | 24 | 4 | 20 | |
Экскурсии. Выставки | 4 | 2 | 2 | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |
Итого | 144 | 24 | 120 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория- Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с декоративно- прикладным творчеством.
Материалы и принадлежности .
2. Бумажная филигрань.
Теория - Знакомство с бумажной пластикой. Цветовидение.
Практика – Приемы работы с бумагой. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
Основные формы; круглый ролл, листочек, изогнутый глаз, треугольник (квадрат, прямоугольник), ромб, крученое сердце/стрелка, полумесяц, заячье ушко, звезда, птичья лапка, гусиная лапка, конус.
Упражнение по схеме: применение основных форм(круглый ролл,листочек), Упражнение по схеме: применение основных форм (ромб,крученое сердце).Основные формы: тугая спираль. Конструирование из основных форм. Упражнение по схеме: применение основных форм (тугая спираль,круглый ролл).Технология изготовления бахромчатой полоски. Изготовление образца по схеме с применением ролл(тугая спираль, гусиная лапка, листочек, круглый ролл)
3. «Мир насекомых»
Теория - Познакомить с понятием «композиция», «эскиз». Способы и правила ее составления. Использование техники квиллинга.
Практика – Выполнение композиции: Бабочка», «Кузнечик», «Божья коровка» Упражнение: скручивание бахромчатых полосочек.
4. Газетная пластика
Теория – Традиции предков. Плетение из газет ,новый вид рукоделия. Знакомство с понятием интерьер, декоративный эффект.
Практика – подготовка газетных полос (нарезание, скручивание в трубочки), Изготовление карандашницы. Декоративная плетенка .
5. Цветочные композиции
Теория – Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Техника изготовления. Применение формы в композициях. Цветовая гамма. Изготовление панно.
Практика – Изготовление бахромчатых цветов. Изготовление ромашки. Изготовление листьев. Композиция «Лето», композиция «Рябина».
6. «Зеркало природы»
Теория – Знакомство с понятием «коллективная работа». Выбор «ведущего». Обсуждение предстоящей работы.
Практика – Коллективная работа. Композиция из основных форм.
7. «Милые вещицы»
Теория – Как дарить подарки сделанные своими руками. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Технология выполнения объемных композиций.
Практика – Сувенир «Попугай». Изготовление поздравительной открытки. Изготовление шкатулочки.
Изготовление корзиночки с цветами.
8. Экскурсии. Выставки
Теория - Знакомство с понятием выставочный зал, вернисаж. Правило изготовления этикеток на работы
Практическая работа - Оформление изделий при демонстрации на выставке декоративно-прикладного творчества
9. Итоговое занятие.
Отбор лучших работ, оформление выставки, организация итоговой персональной выставки. Подведение итогов за весь год обучения. Зачет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...