Мастер-класс по изготовлению новогодних сувениров
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества №3»
Методическая разработка
Изготовление новогодних сувениров
(план-конспект)
Суслово 2013
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………..... 3
2. Ход занятия……………………………………………………………….. .5
3. Заключение……………………………………………………………….. 11
Список литературы………………………………………………………….. 12
Пояснительная записка
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Оно является искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа не может быть исчерпывающе полной и законченной. Разнообразие вязаных вещей огромно: от сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить всегда и везде.
Поэтому занятия ручным вязанием вызывают у учащихся большой интерес и имеют огромное воспитательное значение.
Предлагаемый конспект занятия предназначен для обучения детей первого года, 10-12 лет.
Данное занятие состоит из теоретической и практической частей, причём большую часть учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Актуальность. Данная методическая разработка дает возможность привить учащимся вкус, влияет на настроение, учит как с помощью обычного вязального крючка и спиц можно связать игрушки. Ведь в рукотворных игрушках есть то, чего никогда не найдешь в фабричных аналогах – уникальность, тепло и душа. Отличительной особенностью данной методической разработки и является изучение народных традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
В настоящее время, когда молодые люди не могут найти работу, когда заработная плата у большинства населения крайне скудна, умение делать качественные, красивые и простые вещи для себя и своих близких сравнительно дешево – это надежное подспорье в жизни. Для детей еще не зарабатывающих на жизнь, умение делать простые вещи, единственное в своем роде – хороший стимул для занятий в объединении.
Цель занятия: Изготовление новогодних сувениров - подарков, на основе полученных теоретических знаний
Задачи:
- Познакомить воспитанников с национальными особенностями и традициями Нового года;
- Научить детей изготавливать простейшие новогодние сувениры - подарки, комбинируя в работе различные декоративные элементы;
- Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, художественный вкус, интерес к творческой работе, выполненной своими руками;
- Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и традициям декоративно-прикладного творчества;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Тип занятия: усвоение новых знаний
Форма проведения занятия: коллективная (групповая)
Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный, демонстрационный, практический.
Методическое обеспечение занятия: заготовленный материал для изготовления сувениров – подарков.
Оборудование: Пряжа, крючки, ножницы, шнурки, клей.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
Педагог:
“Здравствуйте!”
Просто “Здравствуйте”?
Что особенного мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Итак, здравствуйте!!! Пусть вам будет сегодня светло и радостно! Я всем вам дарю свою улыбку и хорошее настроение. И я думаю, настроение у вас будет тоже замечательным. Да и каким оно должно быть в прекрасном месяце декабре в предновогодней суете.
II. Сообщение темы, цели, задач занятия
Педагог: А чтобы начать наше занятие и узнать чем мы сегодня будем с вами заниматься, я предлагаю вам отгадать загадку и ответить на мои вопросы.
Загадка:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла… (Зима).
– О каком времени года говориться в загадке?
(Ответы детей) О зиме.
Педагог: А какой самый любимый праздник у детей зимой?
(Ответы детей) Новый год!
Педагог: Действительно, Новый год. Это любимый праздник с ёлкой, украшенной елочными игрушками, и любимыми подарками. И тема нашего сегодняшнего занятия – Новогодние сувениры - подарки, которые мы и научимся изготавливать.
III. Основная часть
Педагог: Новый год – это праздник, который начинается задолго до 31 декабря и продолжается ещё после 1 января. Нам всегда хочется подольше удержать в комнате то “хвойное”, радостное настроение счастья, надежд, семейного тепла, которое несёт с собой всеми любимый праздник.
Откуда же пришёл к нам обычай празднования Нового года?
С Х века Новый год на Руси отмечался 1 марта, когда начинались сельскохозяйственные работы, а спустя пять веков он был перенесён на 1 сентября, к моменту окончания уборки. И лишь в 1700 году указом Петра I праздник был назначен на 1 января, и в специальном указе говорилось, что встречать его надо торжествами, жечь на улицах костры, украшать дома. Первая ёлка была привезена в Россию Петром I из Голландии.
И теперь встреча Нового года превратилась в нашей стране в весёлый и всеми любимый праздник. А как же отмечают этот праздник в других странах мира? Кто-нибудь знает о традициях, обычаях, которыми знаменует наступление Нового года в других странах? (Ответы детей)
Педагог. Первая наша “остановка” - Польша. (Педагог обращает внимание детей на карту мира) Столица Польши – Варшава в новогодние праздники превращается в настоящий балаган, день и ночь проходят карнавальные шествия, мужчины переодеваются в женские костюмы, дети расписывают красками лица, а улицы украшают огромными букетами из воздушных шаров. В 12 часов ночи, когда бьют куранты, жители Варшавы прокалывают воздушные шары, те лопаются, и получается такой своеобразный праздничный салют.
Другая “остановка” - Италия. В Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старую посуду, мебель, предметы быта. Существует такая примета, чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесёт Новый год. Так что “зевать” в Италии опасно! На вас запросто может упасть стул или даже диван.
Ещё одна “остановка” - Греция. Здесь люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостным приветствием “впрыгивают” в новый год.
Далее – Корея. Любимое новогоднее развлечение молодых женщин в Корее – прыжки на досках. На свёрнутую валиком циновку кладут доску. Кто – то резко впрыгивает на один конец. Та, что стоит на другом конце, взлетает вверх первая. Зрелище эффективное – женщины в красивых праздничных одеждах парят в воздухе, словно птицы в ярком оперенье.
А вот мы в Африке, на земле абиджи. Местные жители деревень собираются на ритуальные пляски и гонки на четвереньках с яйцом во рту. Победителем в гонках считается тот, кто первым добрался до финиша и не разбил скорлупу – символ хрупкости человеческого бытия. Ведь яйцо у абиджи – символ жизни.
“Остановка” на острове Крит. Здесь также существует интересный обычай, связанный с Новым годом. Первый человек, вошедший в дом после наступившего нового года, приносит с собой большой камень, кладёт его на пол, садится на него и произносит: “Пусть богатства хозяев будут так же тяжелы, как этот камень”.
“Остановка” в Болгарии. С последним ударом часов во всех домах этой страны на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.
“Остановка” в Испании. В этой стране существует такая традиция: пока часы бьют 12 раз, каждый человек съедает двенадцать виноградин.
Вот и до Кубы добрались. Кубинцы перед наступлением нового года наполняют все свои кувшины водой и, когда часовая стрелка подходит к цифре “12”, выливают воду из окон в знак того, что старый год счастливо окончен, а Новому году они желают светлого, как прозрачная вода, пути.
Педагог: Наше “путешествие” подошло к концу. По-разному и даже в разное время отмечается этот чудесный праздник – Новый год, но есть во всех странах, на всех контингентах одно общее: везде люди оформляют по-новогоднему свои дома, живут в ожидании чуда, новых надежд и, конечно, все ждут новых подарков.
IV. Практическая часть
Педагог: Вот и мы с вами будем изготавливать своими руками новогодние сувениры, которые вы сможете с радостью, преподнести своим родным, близким, друзьям. Конечно, можно пройтись по магазинам и прикупить различные подарки и украшения для дома. Но куда интереснее сделать подарок своими руками! И поверьте, это будет неповторимо!
Для работы нам потребуются помпоны, шнурки, вязаные колечки и шарики, которые мы с вами заготовили заранее, а также ножницы, иглы, крючки, нитки.
Перед вами лежит всё необходимое для изготовления новогодних сувениров, и прежде чем начать работу, я предлагаю вам немножечко пофантазировать выполнить одно из заданий уходящего года. Предлагаю вам каждому нарисовать свой эскиз игрушки – сувенира, её форму, какой вы её видите.
(Дети рисуют свои эскизы)
Педагог: Молодцы! Поднимите эскизы вверх и покажите, пожалуйста, я вижу что у вас получились замечательные рисунки. А теперь немножечко отдохнём. Я прошу всех встать и повторять все движения за мной.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Мастерили, мастерили,
Раз клубок и два клубок
Начинай вязать дружок!
Педагог: А теперь следующее задание старого года - займёмся изготовлением наших подарков из предложенных помпонов, шнурков, вязаных колечек и шариков, которые мы с вами заготовили заранее. Не забываем и про ТБ.
(Дети выполняют задание, а педагог в это время комментирует)
Педагог: Вечереет. За окошком темно, идёт лёгкий снежок, а рукодельницы знай себе, работают-мастерят игрушки, сувениры на ёлку и подарки родным и близким к Новому году. Подарок должен быть интересным и необычным, так как Новый год — это волшебный праздник. Каждый подарок надо красиво оформить.
V. Обобщение и систематизация знаний
Педагог: Давайте посмотрим на наши замечательные поделки. Вот сколько можно сделать интересных поделок своими руками и подарить друзьям и близким. Я думаю, они будут очень довольны, получив такие замечательные подарки, в которые вы вложили не только своё мастерство, но и, конечно, частичку своей души. Молодцы! У вас всё здорово получилось!
6. Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания
Педагог: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Чему научились?
(Ответы детей)
7. Рефлексия
Педагог: А сейчас я хочу проверить какое же настроение и отношение к занятию. Чем дальше от центра и “Я”, тем лучше…
(Ребятам раздаются листочки, где им необходимо отметить в виде цифр свое настроение и отношение к занятию).
Педагог: Я вижу, что занятие прошло по-вашему мнению хорошо и настроение у вас отличное. А я желаю вам:
Пусть в вечность канет всё плохое
С последним вздохом декабря,
А всё прекрасное, живое
Придёт к вам в утро января!
8. Домашнее задание
Педагог: Дома по желанию изготовить елочную игрушку. Наше занятие закончено. Спасибо. Вы очень хорошо поработали. До свидания и я жду вас на следующем занятии!
Заключение
На данном занятии дети узнали, когда и откуда к нам пришло празднование Нового года. Как, проводятся празднование Нового года в различных странах и при всём разнообразии новогодних обычаев и традиций в их основе всегда лежит желание «задобрить» Новый год, чтобы был он благополучен, счастлив для всей семьи, принёс в дом радость.
На заключительном этапе занятия можно увидеть, что дети хорошо и уверенно владеют общими навыками вязания. Умеют выразительно строить и выполнять композицию, творчески используя цвет, пропорции, форму и другие изобразительные элементы декоративного искусства. Проявляется эстетика работ и изделий, большинство изделий изготовлено на основе собственного замысла. Наблюдается рождение творческих идей.
В предлагаемом конспекте занятия необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодились знания по математике (расчёт, убавление, прибавление петель), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволило учащимся более трепетно относиться к изготовленным сувенирам.
В конспекте занятия отражены не только условия и среда активного освоения процесса изготовления сувенира, но и представлена возможность творческого поиска. Реальный результат в виде готового изделия говорит о приобретённых навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.
Список литературы:
- Забылин, М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды, суеверия [Текст] / М. Забылин. – М., 2003. – 608 с.
- Карпова, Е. Все о вязании [Текст] / Е. Карпова, С. Мещерякова. - М., 2000. – 479с.
- Максимова М. В. Азбука вязания [Текст] / М. В. Максимова. - М., 1986. – 222с.
- Максимова, М. В. Незабытые ремесла [Текст] / М. В. Максимова, М. Н. Кузьмина. - Минск, 1993. – 412с.
- Стэнли, М. Школа вязания [Текст] / М. Стэнли. - М., 2003. – 384с.
- Турбина, Е. А. Технология [Текст] / Е. В. Турбина – Волгоград. 2005. – 200с.
- Фомичева, Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком [Текст] / Э. А. Фомичева. - М., 1991. – 93с.
- Ханашевич, Д. Р. Учитесь вязать крючком [Текст] / Д. Р. Ханашевич. - М., 1987. – 94с.
- Челнокова, В. Книга для маленьких принцесс. Современная энциклопедия для юных леди [Текст] / В. Челнокова. - М., 2004. – 544с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса «Изготовление новогоднего сувенира « Козочка»»
В мастер-классе предлагается пошаговое изготовление из паперклея новогоднего сувенира "Козочка"...
Серия мастер-классов в рамках проведения месячника по технологии: Тема: «Изготовление новогодних сувениров».
Скоро-скоро наступят зимние праздники – самые удивительные праздники в году. Это пора, когда все друг другу дарят подарки. Как приятно их получать! Но ещё приятнее их дарить. Дед Мороз приглашает вас,...
Проведение мастер класса по теме "Изготовление новогоднего сувенира".
Данный материал расчитан на учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, содержит описание мастер класса, технологическую последовательность проведения и материал отчета. Расчитан н...
Мастер – класса: « Творческая мастерская – изготовление новогоднего декора для дома".
Конспект мастер - класса « Творческая мастерская – изготовление новогоднего декора для дома"....
Мастер-класс для родителей "Изготовление новогодней ёлочки из конфет"
Данный мастер-класс рассчитан на школьников, воспитателей, педагогов, родителей. Создание такой ёлочки принесет массу удовольствия детям и их родителям, это не только необычный подарок, но и увлекател...
Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»
- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать, для чего можно использовать фет...
Конспект проведения с педагогами мастер-класс на тему: изготовление сувенира «Новогодняя ёлочка»
Конспект проведения с педагогами мастер-класс на тему: изготовление сувенира «Новогодняя ёлочка»...