Мастер-класс по изготовлению новогодних сувениров
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества №3»
Методическая разработка
Изготовление новогодних сувениров
(план-конспект)
Суслово 2013
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………..... 3
2. Ход занятия……………………………………………………………….. .5
3. Заключение……………………………………………………………….. 11
Список литературы………………………………………………………….. 12
Пояснительная записка
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Оно является искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа не может быть исчерпывающе полной и законченной. Разнообразие вязаных вещей огромно: от сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить всегда и везде.
Поэтому занятия ручным вязанием вызывают у учащихся большой интерес и имеют огромное воспитательное значение.
Предлагаемый конспект занятия предназначен для обучения детей первого года, 10-12 лет.
Данное занятие состоит из теоретической и практической частей, причём большую часть учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Актуальность. Данная методическая разработка дает возможность привить учащимся вкус, влияет на настроение, учит как с помощью обычного вязального крючка и спиц можно связать игрушки. Ведь в рукотворных игрушках есть то, чего никогда не найдешь в фабричных аналогах – уникальность, тепло и душа. Отличительной особенностью данной методической разработки и является изучение народных традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
В настоящее время, когда молодые люди не могут найти работу, когда заработная плата у большинства населения крайне скудна, умение делать качественные, красивые и простые вещи для себя и своих близких сравнительно дешево – это надежное подспорье в жизни. Для детей еще не зарабатывающих на жизнь, умение делать простые вещи, единственное в своем роде – хороший стимул для занятий в объединении.
Цель занятия: Изготовление новогодних сувениров - подарков, на основе полученных теоретических знаний
Задачи:
- Познакомить воспитанников с национальными особенностями и традициями Нового года;
- Научить детей изготавливать простейшие новогодние сувениры - подарки, комбинируя в работе различные декоративные элементы;
- Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, художественный вкус, интерес к творческой работе, выполненной своими руками;
- Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и традициям декоративно-прикладного творчества;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Тип занятия: усвоение новых знаний
Форма проведения занятия: коллективная (групповая)
Методы обучения: Объяснительно – иллюстративный, демонстрационный, практический.
Методическое обеспечение занятия: заготовленный материал для изготовления сувениров – подарков.
Оборудование: Пряжа, крючки, ножницы, шнурки, клей.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
Педагог:
“Здравствуйте!”
Просто “Здравствуйте”?
Что особенного мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Итак, здравствуйте!!! Пусть вам будет сегодня светло и радостно! Я всем вам дарю свою улыбку и хорошее настроение. И я думаю, настроение у вас будет тоже замечательным. Да и каким оно должно быть в прекрасном месяце декабре в предновогодней суете.
II. Сообщение темы, цели, задач занятия
Педагог: А чтобы начать наше занятие и узнать чем мы сегодня будем с вами заниматься, я предлагаю вам отгадать загадку и ответить на мои вопросы.
Загадка:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла… (Зима).
– О каком времени года говориться в загадке?
(Ответы детей) О зиме.
Педагог: А какой самый любимый праздник у детей зимой?
(Ответы детей) Новый год!
Педагог: Действительно, Новый год. Это любимый праздник с ёлкой, украшенной елочными игрушками, и любимыми подарками. И тема нашего сегодняшнего занятия – Новогодние сувениры - подарки, которые мы и научимся изготавливать.
III. Основная часть
Педагог: Новый год – это праздник, который начинается задолго до 31 декабря и продолжается ещё после 1 января. Нам всегда хочется подольше удержать в комнате то “хвойное”, радостное настроение счастья, надежд, семейного тепла, которое несёт с собой всеми любимый праздник.
Откуда же пришёл к нам обычай празднования Нового года?
С Х века Новый год на Руси отмечался 1 марта, когда начинались сельскохозяйственные работы, а спустя пять веков он был перенесён на 1 сентября, к моменту окончания уборки. И лишь в 1700 году указом Петра I праздник был назначен на 1 января, и в специальном указе говорилось, что встречать его надо торжествами, жечь на улицах костры, украшать дома. Первая ёлка была привезена в Россию Петром I из Голландии.
И теперь встреча Нового года превратилась в нашей стране в весёлый и всеми любимый праздник. А как же отмечают этот праздник в других странах мира? Кто-нибудь знает о традициях, обычаях, которыми знаменует наступление Нового года в других странах? (Ответы детей)
Педагог. Первая наша “остановка” - Польша. (Педагог обращает внимание детей на карту мира) Столица Польши – Варшава в новогодние праздники превращается в настоящий балаган, день и ночь проходят карнавальные шествия, мужчины переодеваются в женские костюмы, дети расписывают красками лица, а улицы украшают огромными букетами из воздушных шаров. В 12 часов ночи, когда бьют куранты, жители Варшавы прокалывают воздушные шары, те лопаются, и получается такой своеобразный праздничный салют.
Другая “остановка” - Италия. В Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старую посуду, мебель, предметы быта. Существует такая примета, чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесёт Новый год. Так что “зевать” в Италии опасно! На вас запросто может упасть стул или даже диван.
Ещё одна “остановка” - Греция. Здесь люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостным приветствием “впрыгивают” в новый год.
Далее – Корея. Любимое новогоднее развлечение молодых женщин в Корее – прыжки на досках. На свёрнутую валиком циновку кладут доску. Кто – то резко впрыгивает на один конец. Та, что стоит на другом конце, взлетает вверх первая. Зрелище эффективное – женщины в красивых праздничных одеждах парят в воздухе, словно птицы в ярком оперенье.
А вот мы в Африке, на земле абиджи. Местные жители деревень собираются на ритуальные пляски и гонки на четвереньках с яйцом во рту. Победителем в гонках считается тот, кто первым добрался до финиша и не разбил скорлупу – символ хрупкости человеческого бытия. Ведь яйцо у абиджи – символ жизни.
“Остановка” на острове Крит. Здесь также существует интересный обычай, связанный с Новым годом. Первый человек, вошедший в дом после наступившего нового года, приносит с собой большой камень, кладёт его на пол, садится на него и произносит: “Пусть богатства хозяев будут так же тяжелы, как этот камень”.
“Остановка” в Болгарии. С последним ударом часов во всех домах этой страны на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.
“Остановка” в Испании. В этой стране существует такая традиция: пока часы бьют 12 раз, каждый человек съедает двенадцать виноградин.
Вот и до Кубы добрались. Кубинцы перед наступлением нового года наполняют все свои кувшины водой и, когда часовая стрелка подходит к цифре “12”, выливают воду из окон в знак того, что старый год счастливо окончен, а Новому году они желают светлого, как прозрачная вода, пути.
Педагог: Наше “путешествие” подошло к концу. По-разному и даже в разное время отмечается этот чудесный праздник – Новый год, но есть во всех странах, на всех контингентах одно общее: везде люди оформляют по-новогоднему свои дома, живут в ожидании чуда, новых надежд и, конечно, все ждут новых подарков.
IV. Практическая часть
Педагог: Вот и мы с вами будем изготавливать своими руками новогодние сувениры, которые вы сможете с радостью, преподнести своим родным, близким, друзьям. Конечно, можно пройтись по магазинам и прикупить различные подарки и украшения для дома. Но куда интереснее сделать подарок своими руками! И поверьте, это будет неповторимо!
Для работы нам потребуются помпоны, шнурки, вязаные колечки и шарики, которые мы с вами заготовили заранее, а также ножницы, иглы, крючки, нитки.
Перед вами лежит всё необходимое для изготовления новогодних сувениров, и прежде чем начать работу, я предлагаю вам немножечко пофантазировать выполнить одно из заданий уходящего года. Предлагаю вам каждому нарисовать свой эскиз игрушки – сувенира, её форму, какой вы её видите.
(Дети рисуют свои эскизы)
Педагог: Молодцы! Поднимите эскизы вверх и покажите, пожалуйста, я вижу что у вас получились замечательные рисунки. А теперь немножечко отдохнём. Я прошу всех встать и повторять все движения за мной.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Мастерили, мастерили,
Раз клубок и два клубок
Начинай вязать дружок!
Педагог: А теперь следующее задание старого года - займёмся изготовлением наших подарков из предложенных помпонов, шнурков, вязаных колечек и шариков, которые мы с вами заготовили заранее. Не забываем и про ТБ.
(Дети выполняют задание, а педагог в это время комментирует)
Педагог: Вечереет. За окошком темно, идёт лёгкий снежок, а рукодельницы знай себе, работают-мастерят игрушки, сувениры на ёлку и подарки родным и близким к Новому году. Подарок должен быть интересным и необычным, так как Новый год — это волшебный праздник. Каждый подарок надо красиво оформить.
V. Обобщение и систематизация знаний
Педагог: Давайте посмотрим на наши замечательные поделки. Вот сколько можно сделать интересных поделок своими руками и подарить друзьям и близким. Я думаю, они будут очень довольны, получив такие замечательные подарки, в которые вы вложили не только своё мастерство, но и, конечно, частичку своей души. Молодцы! У вас всё здорово получилось!
6. Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания
Педагог: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Чему научились?
(Ответы детей)
7. Рефлексия
Педагог: А сейчас я хочу проверить какое же настроение и отношение к занятию. Чем дальше от центра и “Я”, тем лучше…
(Ребятам раздаются листочки, где им необходимо отметить в виде цифр свое настроение и отношение к занятию).
Педагог: Я вижу, что занятие прошло по-вашему мнению хорошо и настроение у вас отличное. А я желаю вам:
Пусть в вечность канет всё плохое
С последним вздохом декабря,
А всё прекрасное, живое
Придёт к вам в утро января!
8. Домашнее задание
Педагог: Дома по желанию изготовить елочную игрушку. Наше занятие закончено. Спасибо. Вы очень хорошо поработали. До свидания и я жду вас на следующем занятии!
Заключение
На данном занятии дети узнали, когда и откуда к нам пришло празднование Нового года. Как, проводятся празднование Нового года в различных странах и при всём разнообразии новогодних обычаев и традиций в их основе всегда лежит желание «задобрить» Новый год, чтобы был он благополучен, счастлив для всей семьи, принёс в дом радость.
На заключительном этапе занятия можно увидеть, что дети хорошо и уверенно владеют общими навыками вязания. Умеют выразительно строить и выполнять композицию, творчески используя цвет, пропорции, форму и другие изобразительные элементы декоративного искусства. Проявляется эстетика работ и изделий, большинство изделий изготовлено на основе собственного замысла. Наблюдается рождение творческих идей.
В предлагаемом конспекте занятия необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодились знания по математике (расчёт, убавление, прибавление петель), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволило учащимся более трепетно относиться к изготовленным сувенирам.
В конспекте занятия отражены не только условия и среда активного освоения процесса изготовления сувенира, но и представлена возможность творческого поиска. Реальный результат в виде готового изделия говорит о приобретённых навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.
Список литературы:
- Забылин, М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды, суеверия [Текст] / М. Забылин. – М., 2003. – 608 с.
- Карпова, Е. Все о вязании [Текст] / Е. Карпова, С. Мещерякова. - М., 2000. – 479с.
- Максимова М. В. Азбука вязания [Текст] / М. В. Максимова. - М., 1986. – 222с.
- Максимова, М. В. Незабытые ремесла [Текст] / М. В. Максимова, М. Н. Кузьмина. - Минск, 1993. – 412с.
- Стэнли, М. Школа вязания [Текст] / М. Стэнли. - М., 2003. – 384с.
- Турбина, Е. А. Технология [Текст] / Е. В. Турбина – Волгоград. 2005. – 200с.
- Фомичева, Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком [Текст] / Э. А. Фомичева. - М., 1991. – 93с.
- Ханашевич, Д. Р. Учитесь вязать крючком [Текст] / Д. Р. Ханашевич. - М., 1987. – 94с.
- Челнокова, В. Книга для маленьких принцесс. Современная энциклопедия для юных леди [Текст] / В. Челнокова. - М., 2004. – 544с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-481539-1410795008.jpg)
Сценарий мастер-класса «Изготовление новогоднего сувенира « Козочка»»
В мастер-классе предлагается пошаговое изготовление из паперклея новогоднего сувенира "Козочка"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-685585-1572686495.jpg)
Серия мастер-классов в рамках проведения месячника по технологии: Тема: «Изготовление новогодних сувениров».
Скоро-скоро наступят зимние праздники – самые удивительные праздники в году. Это пора, когда все друг другу дарят подарки. Как приятно их получать! Но ещё приятнее их дарить. Дед Мороз приглашает вас,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-1201472-1577008930.jpg)
Проведение мастер класса по теме "Изготовление новогоднего сувенира".
Данный материал расчитан на учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, содержит описание мастер класса, технологическую последовательность проведения и материал отчета. Расчитан н...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-203857-1573056218.jpg)
Мастер – класса: « Творческая мастерская – изготовление новогоднего декора для дома".
Конспект мастер - класса « Творческая мастерская – изготовление новогоднего декора для дома"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/07/picture-56992-1452139571.jpg)
Мастер-класс для родителей "Изготовление новогодней ёлочки из конфет"
Данный мастер-класс рассчитан на школьников, воспитателей, педагогов, родителей. Создание такой ёлочки принесет массу удовольствия детям и их родителям, это не только необычный подарок, но и увлекател...
Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»
- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать, для чего можно использовать фет...
Конспект проведения с педагогами мастер-класс на тему: изготовление сувенира «Новогодняя ёлочка»
Конспект проведения с педагогами мастер-класс на тему: изготовление сувенира «Новогодняя ёлочка»...