Мастер-класс "Освоение техники тиснения по бересте"
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества №3»
МАСТЕР-КЛАСС
Освоение техники тиснения по бересте
Составитель:
Поздняков Сергей Юрьевич,
педагог дополнительного образования
Суслово, 2014
Цель: обучить технике нанесения теснения на медальон из бересты
Задачи:
- Обучающая – сформировать умение, навыки по конкретным операциям выполнения медальона;
- Развивающая – способствовать развитию у детей коммуникативных умений;
- Воспитательная – привить интерес к работе с берестой, воспитывать аккуратность в работе.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная.
Инструменты и материалы: куски бересты, подготовленные к работе, нож, шило, полукруглая стамеска (6-8 мм), чекан штампик, ножницы, карандаш, копировальная бумага, рисунок, клей.
Оборудование:
- Образец изготовления медальонов.
- Инструкция по технике безопасности.
- Технологические карты.
Ход мастер-класса.
- Вступительная часть.
Педагог:
Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Меня зовут Поздняков Сергей Юрьевич, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Березовая сказка».
Я представляю муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №3» села Суслово, Мариинского района, Кемеровской области.
В преддверии олимпийских игр тема нашего мастер-класса не случайна – «Изготовление медальона из бересты с выполнением тиснения символов олимпийских игр»
Цель: овладеть техникой тиснения орнамента на медальон из бересты.
- Теоретическая часть.
Почему мы изготавливаем медальон из бересты? В настоящее время для изготовления медальона используют различные материалы (например: металл, пластмассу, древесину, шоколад), однако, мы вернемся в прошлое когда наши прадеды за неимением таких материалов применяли бересту для изготовления различных амулетов и оберегов. Из бересты изготавливали туеса, короба для хранения продуктов, кузовки (подобие рюкзака) для переноса ягод, грибов (демонстрация фото). Кроме этого из бересты изготавливали: игрушки, украшения – фурнитуру, бижутерию. Ведь береста – один из самых красивых и прочных материалов, с которыми можно работать, не используя клей. Не зря говорили в старину, что береста поит, одевает и красотой своей восхищает, на берестяных изделиях легко наносить орнамент. Причем каждый из узоров орнамента имеет свое обозначение: кружочки – символ солнца; ромбики – символ семьи, рода; волнистая линия – вода, земля.
Сегодня с вами украсим орнаментом, рисунком наш медальон и этим сотворим «Олимпийскую сказку чудес».
- Практическая часть.
Перед вами на столах инструкция по технике безопасности. При работе с берестой используются острые и режущие инструменты. Чтобы не допустить ран себе и своему соседу, внимательно прочтите инструкцию (зачитываем вслух) (Приложение 1).
Теперь обратите внимание на образцы изделия и технологические карты (Приложение 2). Перед вами лежат заготовки медальона, выполнение по технологической карте. Посмотрите последовательность выполнения данной заготовки с 1 по 10 пункт технологической карты (краткий комментарий).
Основной этап работы по изготовлению медальона – тиснение орнамента.
Нанесите при помощи копировальной бумаги рисунок на медальон так, чтобы отверстие находилось в верхней части медальона (демонстрация вариантов рисунка).
Затем при помощи шила выполнить тиснение по рисунку.
- Мини выставка
- Подведение итогов. Я всех благодарю за работа. Каждый медальон получился индивидуальным. Надеюсь, что вас заинтересовал такой материал как береста. Если вам захочется полностью освоить технику изготовления медальона, в этом помогут технологические карты, которые останутся у вас.
Спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности с колюще-режущими инструментами
- Шило – опасный колющий инструмент, обращаться с ним нужно осторожно.
- Не держать левую руку вблизи колющего инструмента.
- Не применять больших усилий при проведении линий шилом.
- Хранить шило в ящике или шкафу на вырезках в рейках.
- Положение инструмента на рабочем месте должно обеспечивать невозможность его скатывания или падения.
- Передавать друг другу инструменты не рекомендуется даже если передавать ручкой вперед, берущий может невольно толкнуть шило и оно поранит руку дающего. Лучше при передаче положить шило на стол ближе к тому, кому оно нужно. И тот возьмет инструмент.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Технологическая карта
№ операции | Содержание операции | Операционный эскиз (фото) | примечание |
1 | Разметка Берем лист бересты циркулем две окружности ø – 80мм | Инструменты:
| |
2 | Обрезка При помощи ножниц вырезаем окружности по разметке | Инструменты:
| |
3 | Очистка После вырезания очищаем окружности от наростов если есть, если нет снять несколько слоев бересты | Инструменты:
| |
4 | Склеивание Клеем «Момент» или БФ-6 тонким слоем смазываем очищенные поверхности кружков. Затем прижимаем их друг к другу на несколько секунд. Ножницами обрезаем неровности при склеивании. | Инструменты:
| |
5 | Разметка заготовки Циркулем проводим окружность в центре кружка ø – 75мм | Инструменты:
| |
6 | Тиснение Шилом продавливаем линию в кружке по разметке. Работу выполняем с двух сторон | Инструменты:
| |
7 | Тиснение орнамента В промежутке между полоской и краем круглешка наносим орнамент круглым чеканом штампиком. Ø3мм по всей окружности с двух сторон. | Инструменты:
| |
8 | Вырезание отверстия Для шнурка или ленточки полукруглой стамеской ø 6мм вырезаем сквозное отверстие с внутренней стороны полоски произвольно | Инструменты:
| |
9 | Выполнение рисунка Выбираем рисунок, через копировальную бумагу наносим на кружок рисунок. | Инструменты:
| |
10 | Тиснение рисунка При помощи шила производим тиснение рисунка. Рисунок вытесняем с двух сторон круглешка так, чтобы отверстие всегда находилось в верхней части медальона | Инструменты:
| |
11 | Показ изделия Демонстрация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка «РЕЛЬЕФНОЕ ДЕКОРИРОВАНИЕ ТИСНЕНИЕМ»
Метадическая разработка к образовательной программе по керамике. Способ декорирования глиняных изделий используя фактурные ткани....
Урок изо 5 класс.Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
На уроке учащиеся знакомятся с мезенской росписью.Учатся различать и называть характерные особеннности мезенской деревянной росписи, ее орнаментику....
План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»
Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....
План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»
Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....
Тиснение по фольге
Презентация к уроку в 7 классе, тиснение по фольге....
Конспект урока по ИЗО " Щепа.Роспись по лубу и дереву.Тиснение и резьба по бересте"
Данный урок в 5 классе формирует знания о художественных образах фольклора; умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца;воспитывает аккуратность при выполнении практичес...
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6 классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...