Изучаем. Наблюдаем. Исследуем.
рабочая программа по теме
Адаптированная программа для учреждений дополнительного образования дляя обучающихся 12-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_nablyudaem_issleduem.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучаем, наблюдаем, исследуем
Авторская разработка
(Авторская программа для учреждений дополнительного образования
срок реализации 3 года, возраст 12-15 лет)
Направленность программы – эколого-биологическая
Утверждена ЭС МУ УО УКМО, 17.03.2011
Автор: | Немчинова Любовь Гавриловна, педагог дополнительного образования ДЭБЦ |
г. Усть-Кут, 2011 г.
Пояснительная записка.Деятельность Детского эколого-биологического центра отвечает на сложившийся в нашем обществе социальный запрос на формирование у подрастающего поколения экологического сознания, направленного на гармонизацию отношений общества и природы. Естественно, что проба сил в этом направлении позволяет воспитанникам определиться с его пригодностью в качестве будущего места профессионального приложения сил. Занятия позволяют раскрыть и развить свои интеллектуальные и творческие способности, и создают условия для развития личностных качеств воспитанников, позволяя адаптироваться в современном обществе. Дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
Необходимость создания такой программы обуславливается следующими причинами: отсутствие в регионе образовательных программ; недостатком литературы, методических указаний по изучению природы родного края; важностью изучения природы в самой природе. Слабое программное обеспечение учреждений дополнительного образования побудили меня написать данную программу.
Данная программа составлена на основе типовой программы «Юный зоолог» и способствует получению учащимися 5-7 классов начальных знаний о флоре и фауне нашей планеты, значении животных в экологическом сообществе, знакомит с основами экологии, фауной Иркутской области и взаимоотношениями человека и животных. Наблюдая и ухаживая за питомцами живого уголка, юннаты учатся бережному отношению к нашим соседям по планете.
За время обучения учащиеся на начальном этапе получают знания, умения и навыки, необходимые для участия в исследовательской деятельности, а на последующих и для ее организации. Перед ними ставятся реальные научные проблемы, они участвуют в сборе и обработке материалов своих наблюдений, направленных на их решение. Конечным итогом такой деятельности становится способность воспитанников ставить собственные исследовательские задачи на тактическом и стратегическом уровне, и, в конечном итоге, организовывать самостоятельное исследование, адекватное поставленной задаче. Этот подход обеспечивает развитие способностей воспитанников к научному творчеству, позволяет им постепенно овладевать его приемами и методами, не теряя веры в собственные силы и мотивируя стремление к непрерывному самообразованию. По мере обучения определяются способности и интерес учащихся к различным направлениям научной деятельности:
- к полевой работе, сбору материалов на экскурсиях и в уголке живой природы;
- к лабораторной обработке собранных материалов, поиску и организации необходимой для оформления исследования информации;
- к собственно интеллектуальной деятельности, направленной на анализ полученных результатов;
- к публичному представлению результатов научной деятельности, участию в научно-практических конференциях и исследовательских проектах, пропаганде деятельности коллектива;
Определение индивидуальных предпочтений воспитанника позволяет сформировать его собственный образовательный маршрут.
Продолжительность освоения программы три года. Основной педагогический принцип, положенный в основу деятельности – принцип от простого к сложному, постепенное вовлечение воспитанника в деятельность, по мере формирования его собственного научного опыта.
Актуальность и новизна программы заключается в вовлечении воспитанников в реальную научно-исследовательскую деятельность. Как любое научное творчество, деятельность воспитанников заставляет их сталкиваться с вопросами, изучаемыми в программе основного образования – зоологии, экологии, информатики, географии и т.д., стимулируя глубокое и заинтересованное их изучение. Деятельность в живой природе создает условия для формирования у воспитанников разумного к ней отношения, основанного на понимании ее законов. Программа позволяет компенсировать поверхностное изучение курса зоологии в современной школьной программе.
Главным отличием от существующих и используемых программ является комплексный подход к решению задач дополнительного образования с внедрением вариативности форм и содержания образовательного процесса, позволяющий ребенку осваивать материал программы, двигаясь по собственному образовательному маршруту в соответствии со своими склонностями и способностями. Внутренний комфорт, в свою очередь, позволяет воспитаннику полнее реализовать свои способности, добраться до их вершины.
В программе много времени отводится на проведение наблюдений и опытов в условиях живого уголка и в природе, поэтому необходимо научить юннатов правильному поведению в природе и уголке живой природы. Во время проведения наблюдений делаются записи в Дневнике Наблюдений.
Работа с живыми объектами обязывает систематически знакомить юннатов с правилами безопасности и гигиены, требовать их соблюдения. При составлении плана учебно-воспитательной работы необходимо составить график дежурства в живом уголке.
С учетом того, что юннаты пользуются литературой при составлении своих сообщений, докладов, кроссвордов, следует систематически знакомить с новинками литературы.
Для оформления своих работ учащиеся будут использовать компьютер, поэтому во время прохождения программы им будут даны начальные знания по использованию компьютерных программ.
Помимо основных вопросов программы рекомендуется знакомить юннатов с фенологическими изменениями, экологическими датами, редкими животными и растениями Иркутской области.
После прохождения каждого из разделов программы, проводятся обобщающие занятия – семинары, во время которых учащиеся могут поделиться своими наблюдениями и открытиями, а также прочитать свои сообщения. Во время прохождения разделов программы они знакомятся с биологическими специальностями, осуществляя тем самым профессиональную ориентацию.
Цель:
Создание условий для развития личности учащихся, способной к позитивному самовыражению через включение в естественно-научное творчество.
Задачи:
- информировать учащихся в области зоологии и экологии;
- сформировать умение самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации;
- научить воспитанников организовывать свое пребывание в «дикой» природе без вреда для нее и для себя;
- создать условия для «заражения» воспитанника определенными ценностными ориентирами – творческий поиск, ответственность, порядочность, умение работать в команде, и т.д.;
- содействовать профессиональной ориентации подростков в области эколого-биологических наук;
- организовать образовательный процесс, способствующий совершенствованию важных личностных качеств воспитанника (памяти, логики, мыслительной активности, усидчивости, аккуратности, умения доводить начатое до конца и т.д.);
- выявить и развить интересы и способности подростков в области научно-исследовательской деятельности.
Этапы освоения программы
Первый этап (первый год обучения).
Детское объединение воспитанников первого года обучения формируется на основе результатов собеседования с родителями и детьми ежегодно с 1 по 10 сентября. Возможен дополнительный набор воспитанников в ходе первой четверти учебного года.
Объединение комплектуется из учащихся 5-6 классов, проявляющих интерес к исследовательской работе. Допускаются учащиеся младшего возраста, проявляющие интерес к занятиям. Численность группы составляет 10-12 человек. Так как уголок живой природы не может вместить большее количество учащихся.
Лекционные занятия проводятся два раза в неделю в течение 2-х академических часов, на базе МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО.
Практические занятия проводятся в уголке живой природы и в естественной среде.
Учащиеся получают знания о целях и задачах биологии, системе биологических наук, развития жизни на Земле. Параллельно они знакомятся с принципами и методами организации научного исследования, особенностями работы с литературой и использования ПК в ходе обработки научных данных, получают начальные навыки пребывания в дикой природе. Опыт наблюдения за живыми объектами набирается в ходе однодневных учебных выездов и обязательной работы в уголке живой природы. Итогом занятий первого года обучения является участие в малой экспедиции.
Второй этап (второй год обучения).
В состав группы второго года включаются учащиеся 6-7 классов, успешно справившиеся с программой 1-го этапа, имеющие тему самостоятельной исследовательской работы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа на базе МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО. Численность группы составляет 8-10 человек.
Второй этап характеризуется выбором воспитанником индивидуального образовательного маршрута: специализации в направлении сбора данных, их обработки или представления. В любом случае предполагается, что каждый воспитанник овладевает основными этапами научного творчества на базовом уровне.
В ходе обучения учащиеся получают знания об особенностях содержания диких и декоративных птиц в неволе, декоративных грызунов и рептилий.
Под руководством педагога дополнительного образования и старших кружковцев они обрабатывают собранный в летней экспедиции материал и оформляют свою первую самостоятельную исследовательскую работу. Хочется подчеркнуть, что любая работа воспитанников является исследовательской, т.е. приносит научному сообществу новые, ранее неизвестные факты. На этом этапе учащиеся получают возможность участия в очных и заочных научных конференциях. Желательным для воспитанников является участие в городских научно-практических конференциях «Исследователь природы» и «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки». Итогом этапа является формулирование собственной темы исследования.
Третий этап (третий год обучения).
В состав группы третьего года обучения включены учащиеся 7-8 классов, успешно освоившие 2-й этап. Численность группы составляет 5-8 человек. К этой группе присоединяются учащиеся, формально закончившие обучение, но выражающие желание продолжать занятия по исследовательской работе. Эти учащиеся являются инструкторами. Они работают по индивидуальной программе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа (в субботу или воскресенье). Это обуславливается тем, что на данном этапе учащиеся более серьезно подходят к исследовательской и проектной работе, занятия с ними будут проводиться в выходные дни.
Дети на третьем этапе обучения занимаются учебно-исследовательской работой. Помогают учащимся первого и второго этапа обучения. Проводят экскурсии в уголок живой природы для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся начальной школы и жителей города.
В настоящее время в педагогической литературе существует множество форм классификации методов обучения, из которых я выбрала две наиболее типичных:
- По характеру подачи знаний:
- Устные;
- Письменные;
- Наглядные;
- Практические.
- По уровню усвоения знаний:
- Объяснительно-иллюстрационный, или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности);
- Поисковый.
Особенности образовательной среды:
Занятия проходят в трех зонах:
- зона для учебных и семинарских занятий;
- зона компьютерной техники;
- зона уголка живой природы.
В зоне для учебных и семинарских занятий располагаются посадочные места на 12 человек, стол преподавателя, и меловая доска.
Компьютерная зона включает в себя 3 рабочих места, оснащенных мультимедийными ПК. Имеется ноутбук и мультимедийный проектор, кроме этого имеется цифровой фотоаппарат, телевизор, DVD - проигрыватель.
Зона уголка живой природы имеет 3 вида птиц, 10 видов грызунов, 5 видов амфибий и рептилий и 10 видов аквариумных рыб (планируется пополнение видового состава).
Оценка результативности освоения образовательной программы происходит через изучение и анализ конкретного проведенного исследования, процесса организации исследования (т.е. владение навыками сбора и обработки информации, умение делать правильные выводы из имеющихся посылок, докладывать результаты и оформлять их в печатные работы) и динамики личностных изменений (коммуникативные качества, воля и усидчивость, неконфликтность, и т.д.).
Оценка происходит через следующие формы:
- обсуждение самостоятельной работы учащегося с руководителем;
- защита учащимися выполненных работ на научных конференциях различного уровня;
- наблюдение педагога за динамикой становления исследовательских и личностных качеств воспитанников;
- изучение отзывов родителей и педагогов о динамике личностного роста;
- отслеживание профессиональной и личностной успешности воспитанников-выпускников.
Примерный тематический план на первый год обучения
(5-6 классы два раза в неделю по 2 часа группа 10-12 человек).
№ | Тема | теоретические | практические | всего |
1 | Введение | 2 | - | 2 |
2 | Классификация животного мира | 6 | 2 | 8 |
3 | Методика наблюдений | 2 | 6 | 8 |
4 | Животные – как объект наблюдения | 6 | 10 | 16 |
5 | Как писать реферат | 2 | 16 | 18 |
6 | Охрана природы. | 8 | 4 | 12 |
7 | Персональный компьютер для биолога | 6 | 12 | 18 |
8 | Домашние животные | 10 | 6 | 16 |
9 | Содержание животных в неволе | 14 | 16 | 30 |
10 | Красная Книга Иркутской области | 2 | 4 | 6 |
11 | Свободные темы | 8 | - | 8 |
12 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 72 | 72 | 144 |
После прохождения первого года обучения учащиеся должны
знать:
- основные систематические категории (царства, классы, отряды и их характеристика), признаки изученных видов животных;
- строение и процессы жизнедеятельности животного организма;
- правила поведения в природе, живом уголке;
- редких животных Иркутской области;
- правила поведения в естественной среде с соблюдением необходимых мер безопасности;
- методы математической и компьютерной обработки данных исследований, структуру научной работы, основные способы ее донесения до научного сообщества;
- меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ.
уметь:
- объяснять необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- узнавать изученных животных в природе, наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных Иркутской области;
- пользоваться биноклем, микроскопом и другими инструментами полевого зоолога;
- проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, за питомцами живого уголка, за изменением среды обитания под влиянием деятельности человека;
- работать в составе команды;
- работать в компьютерных приложениях, необходимых для дальнейшей работы;
- работать с литературой (составлять сообщения, конспекты, кроссворды).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения (144 ч).
Введение (2 часа).
Знакомство с работой объединения. Экскурсия по юннатскому центру. Ознакомление с правилами техники безопасности. Собеседование с родителями.
Классификация животного мира (8 часов, из них 2 практических).
Пять царств живых организмов. Деление на царства. Бактерии, вирусы, простейшие. Растения и грибы. Животные. Классификация в мире животных и растений. Обобщающее занятие: «Пять царств живых организмов».
Практические занятия:
«Определение съедобных и ядовитых грибов по муляжам».
«Определи царство» (среди животных живого уголка).
Методика наблюдений (8 часов, из 6 практических).
Фенологические наблюдения. Наблюдения за живыми объектами.
Практические занятия:
Составления плана наблюдения
Проведение наблюдения
Оформление результатов наблюдения
Животные – как объект наблюдения (16 часов, из них 10 практических).
Наблюдение за животными в природе. Наблюдения за животными живого уголка.
Практические занятия:
Проведение наблюдений в природе
Проведение наблюдений за животными живого уголка
Оформление результатов наблюдений
Как писать реферат (18 часов, из них 16 практических).
Что такое реферат. Оформление содержания. Оформление введения, основной части, заключения. Как правильно оформить список литературы. Как выступать перед аудиторией.
Практические занятия:
Работа над рефератом (12 часов)
Защита реферата (4 часа)
Охрана природы (12 часов, из них 4 практических).
Формы охраны природы (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедные территории Иркутской области. Красная Книга. Красная Книга Иркутской области.
Практические занятия:
Составления рефератов по теме «Охрана природы».
Защита и обсуждение рефератов.
Персональный компьютер для биолога (18 часов, из них 12 практических).
Техника безопасности при работе с ПК. Логическая организация информации в ПК. Операционная система Windows XP - основы использования, операции с файлами. MS Word - основные операции с текстом (создание, форматирование символов и абзацев, работа с таблицами, сохранение документа). MS Excel - ввод данных, вычисление формул в таблицах, построение графиков. Обмен информацией с другими приложениями. Сканирование документов.
Практические занятия:
- работа с ОС Windows XP (1 час);
- работа с MS Word 2003\2007 (8 часов);
- работа с MS Excel 2003\2007 (3 часа).
Домашние животные (16 часов, из них 6 практических).
Как человек приручил зверя. Разнообразие домашних животных. Сельскохозяйственные животные. Декоративные животные. Парад собак. Парад кошек. Декоративные птицы. Хомячки, морские свинки и другие питомцы живых уголков.
Практические занятия:
Уход и за питомцами живого уголка
Ведение наблюдений в живом уголка и за животными дома
Составление «паспортов» животных живого уголка
Содержание животных в неволе (30 часов, из них 16 практических).
Животные в нашем доме. Оборудование и предметы для содержания домашних и декоративных животных. Корма, кормовые смеси.
Практические занятия:
Уход за питомцами живого уголка.
Ведение наблюдений в живом уголке
Красная Книга Иркутской области (6 часов, из них 4 практических).
Что такое Красная Книга. Редкие и исчезающие растения Иркутской области. Краснокнижные животные. Редкие виды растений и животных Усть-Кутского района.
Практические занятия:
Составление и защита рефератов по теме «Красная Книга»
Свободные темы (8 часов).
К свободным темам относится участие в мероприятиях ДЭБЦ, и те темы, которые наиболее интересны детям, но их не затрагивали во время прохождения программы.
Заключительное занятие (2 часа).
Подведение итогов учебного года. Задание на лето.
Промежуточная аттестация в форме викторины «Эти забавные животные» (Приложение № 1)
Итоговая аттестация в форме защиты рефератов.
Примерный тематический план на второй год обучения
(6-7 классы два раза в неделю по 2 часа группа 8-10 человек).
№ | Тема | теоретические | практические | Всего |
1 | Введение | 2 | - | 2 |
2 | Учебный и исследовательский проект. | 8 | 36 | 44 |
3 | Оборудование для содержания животных | 6 | 6 | 12 |
4 | Насекомые | 6 | 2 | 8 |
5 | Амфибии и рептилии | 10 | 4 | 14 |
6 | Птицы | 12 | 8 | 20 |
7 | Млекопитающие | 12 | 6 | 18 |
8 | Персональный компьютер для биолога | 4 | 10 | 14 |
9 | Свободные темы | 10 | - | 10 |
10 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 82 | 62 | 144 |
После прохождения второго года обучения учащиеся должны
знать:
- правила содержания диких и декоративных животных;
- методику наблюдений за животными в природе и домашних условиях;
- типовые задачи, возникающие при работе в поле - выбор места для стоянки, подготовка питьевой воды, разжигание костра, и т.д.
- влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности.
уметь:
- работать с литературой;
- составлять реферативные доклады;
- проводить исследования;
- составлять мультимедийные презентации к своим выступлениям.
- выступать и защищать свои работы.
Второй год обучения (144 ч).
Введение (2 часа).
Итоги летних самостоятельных работ детей. Ознакомление с планом работы на год.
Учебный и исследовательский проект (44 часа, из них 36 практических).
Что такое проект? Принципы организации проектной деятельности и логика их реализации. Структура и содержание проекта. Виды проектов (исследовательский, творческий, информационный, приключенческо-игровой и другие). Критерии успеха проекта.
Практические занятия:
Работа над проектами (30 часов)
Защита проектов (6 часов).
Оборудование для содержания животных (12 часов, из них 6 практических).
Как правильно расположить клетку в комнате. Поилки, кормушки, жердочки, гнездовые домики.
Практические занятия:
Составление и защита проекта живого уголка (4 часа)
Уход за животными живого уголка.
Насекомые (8 часов, из них 2 практических).
Многообразие насекомых. Мир звуков, запахов и света. Ориентация и навигация. Насекомые Иркутской области, занесенные в Красную Книгу.
Практические занятия:
Работа с коллекцией насекомых
Амфибии и рептилии (14 часов, из них 4 практических).
Почему они земно…? Почему они …водные? Кто такие пресмыкающиеся? Систематика, экология. Террариум и содержание рептилий и амфибий в неволе. Проблемы спасения амфибий и рептилий. Земноводные и пресмыкающиеся Иркутской области. Многообразие рептилий и амфибий.
Практические занятия:
Наблюдения за черепахами (красноухой, триониксом, среднеазиатской), тритоном, игуаной в живом уголке.
Птицы (20 часов, из них 8 практических).
Общая характеристика класса. История изучения птиц. Отечественные орнитологи, история изучения птиц в России. Строение скелета птицы, его особенности в отдельных группах класса. Покровы птиц и их производные. Особенности строения пищеварительной системы птиц, зоб, сложный желудок. Различные формы кормодобывания. Гнездование. Формы заботы о потомстве. Известные и гипотетические органы чувств птиц. Различные формы сигнализации в пределах класса. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции и ориентация в пространстве. Колониальность и стайность у птиц. Способы изучения поведения птиц.
Практические занятия:
Работа с определителями.
Размещение кормушек и наблюдение за ними.
Изготовление дидактического материала по теме «Птицы».
Млекопитающие (18 часов, из них 6 практических).
Общая характеристика класса Млекопитающие. Прогрессивные черты строения. Происхождение и эволюция. Систематика, экология, значение для человека. Насекомоядные. Грызуны. Хищные. Морские млекопитающие - адаптации к водному образу жизни, особенности строения отдельных отрядов, экология, значение для человека и необходимые меры охраны. Копытные. Приматы как одна из вершин эволюции класса, адаптации к древесному образу жизни, особенности социальной организации, необходимые меры охраны. Место человека в системе живых организмов. Многообразие млекопитающих. Человек и дикие звери и их взаимоотношения. Охота – это хорошо или плохо? Охраняя и изучая млекопитающих. Звери Усть-Кутского леса.
Практические занятия
Наблюдения и уход за животными живого уголка.
Составление и защита рефератов.
Персональный компьютер для биолога (14 часов, из них 10 практических).
Создание презентации. Главное окно программы. Шаблон оформления. Фон. Вставка текста. Вставка рисунка. Вставка картинки. Настройка анимации. Смена слайдов. Показ презентации.
Практические занятия.
Шаблон оформления. Фон. Разметка слайда. (1 час)
Вставка текста. Вставка рисунка. Вставка картинки. (3 часа)
Вставка других объектов. (2 часа)
Настройка анимации. (2 часа)
Составление и показ презентаций. (2 часа)
Свободные темы (10 часов).
К свободным темам относится участие в мероприятиях ДЭБЦ, и те темы, которые наиболее интересны детям, но их не затрагивали во время прохождения программы.
Заключительное занятие (2 часа).
Итоги работы второго года обучения. Планирование на следующий год. Выбор тем исследования, составление плана исследования.
Промежуточная аттестация в форме выставки рисунков и поделок «Мои питомцы».
Итоговая аттестация в форме защиты проекта.
Примерный тематический план на третий год обучения
(7-8 классы один раз в неделю по 3 часа группа 5-8 человек,
индивидуальные занятия).
№ | Тема | теоретические | практические | Всего |
1 | Введение | 3 | - | 3 |
2 | Обработка данных по летним исследованиям. Работа по персональным темам. | 15 | 36 | 51 |
3 | Персональный компьютер для биолога | 2 | 7 | 9 |
4 | Подготовка публичного выступления | 15 | 27 | 42 |
5 | Заключительное занятие | 3 | - | 3 |
Итого | 38 | 70 | 108 |
После прохождения третьего года обучения учащиеся должны
знать:
- флору и фауну Усть-Кутского района и Иркутской области;
- правила содержания декоративных животных;
- правила оформления стендовых докладов и мультимедийных презентаций.
уметь:
- проводить экскурсии в уголок живой природы;
- объяснять младшим учащимся основные правила ведения исследовательских работ;
- оформлять и представлять свои исследовательские работы.
Третий год обучения (108 ч).
Введение (3 часа).
Обработка данных по летним исследованиям. Работа по персональным темам. (51 час, из низ практических 36).
Составление графиков, схем по итогам исследований. Работа с дополнительной литературой по теме исследования.
Персональный компьютер для биолога (9 часов, из них 7 практических).
Оформление докладов и подготовка мультимедийных сопровождений к ним.
Практические занятия
Работа на компьютере
Подготовка публичного выступления. (42 часа, из них 27 практических).
Индивидуальная работа с малыми коллективами авторов. Подготовка тезисов к научно-практической конференции школьников «Исследователь природы», и устного доклада к ней по теме самостоятельной исследовательской работы.
Заключительное занятие (3 часа)
Промежуточная аттестация в форме «Публичное выступление»
Итоговая аттестация в форме исследовательской конференции
Учебно-методическое обеспечение программы
К программе разработаны и использованы в ней:
1.Дидактические игры:
- «Проверь свои знания»;
- «Расшифруй написанное» (приложение №2);
-«Зоошутки»;
-«Разнообразие живого»;
-«Жизнь на разных материках»;
-«Три среды обитания»;
-«Жизнь под угрозой»;
-«Как развивалась жизнь на земле»;
-«Природные зоны Земли»;
-«Науки о природе»;
-«Методы изучения природы».
2.Методические разработки занятий:
-«День птиц»;
-«Жизнь животных зимой»;
-«Коты друзья наук»;
-«Эти забавные животные» (игра) (приложение №1);
-«Проблемы открытий земноводных и пресмыкающихся» (приложение №3);
-«Счастливый случай» (викторина) (приложение № 4);
-«Операция кормушка» (устный журнал).
3.Альбомы, изготовленные с детьми во время занятий:
-«Животные, которых мы никогда не увидим»;
-«Календарь природы»;
-«Аквариум»;
-«Вести с опушки»;
-«Это интересно».
5.Учебные пособия:
- Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных»
- Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных океана»
- Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах»
- Теремов А. Занимательная зоология.
- Серия «Мои веселые друзья зверята» (журнал и DVD –фильм, продолжительностью 20 мин.) о разных видах животных.
Литература, используемая педагогом
- Беме Р.Л., Динец В.Л., Энциклопедия природы России. Птицы, изд.ABF, М.,1998
- Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР., М., 1983
- Дмитриев Ю.Д. Соседа по планете. Млекопитающие. – М.: Олимп, 1997.
- Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Домашние животные. - М: Олимп, 1997.
- Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. М: Олимп, 1997.
- Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. - М: Олимп, 1997.
- Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. - М: Олимп, 1997.
- Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. – М: Просвещение,1980.
- Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М: Просвещение, 1986
- Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр Школьная книга, 2003
- Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979
- Промптов А.Н. Птицы в природе. М., Учпедгиз, 1951 г.
Роммер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992 - Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие – М.: Глобус, 2008.
Литература, используемая юннатами
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии, Ярославль, Академия развития, 1998 г.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Брэм А. Жизнь животных. М.: Терра, 1993
- Гусев В.Ю. Животные у нас дома – М.: Экология, 1992.
- Иванов А.И., Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. Л., “Наука", 1978
- Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М. Аргус, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие умений школьников наблюдать и анализировать физический эксперимент
Статья....
Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй». Тема «Воздух – невидимка»
Цели: · Познакомить учащихся со свойствами воздуха.· Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...
Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды»
Цели:· Познакомить учащихся со свойствами воды.· Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...
Исследовательская работа "Наблюдаем, исследуем, экспериментируем"
Работа учащихся по исследованию мощности электродвигателя...
Практические рекмендации для родителей по экологии "Учим детей наблюдать измения в природе"
Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие...
Урок биологии по теме: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем 5 класс
Занятие по биологии для учащихся 5 класса по теме "Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем". По учебнику "Биология 5-6 класс" авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова...
Программа внеурочной деятельности «Изучаем, исследуем, изобретаем» (5-6 класс)
ФГОС ставит перед образованием новые цели: необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий, навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информаци...