Системно -деятельностный подход, вдохновляющий на следующий шаг. Статья.
опыты и эксперименты по теме
Шаги, предпринятые методической службой ДДТ, для внедрения СДП, как основы стандартов второго поколения. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.statya.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ульянова Нина Ионовна, методист МОУДОД «Дом детского творчества» пгт.Усогорск Удорского района.
Системно - деятельностный подход, вдохновляющий на следующий шаг
Все мы в образовании реализуем социальный заказ государства. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно - деятельностный подход (далее СДП) в образовании. Большинство педагогов дополнительного образования (далее ПДО) имеют общее представление о системно - деятельностном подходе, учитывают индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, стараются создать ситуацию успеха для каждого ребенка, поощряют самостоятельность обучающихся, проводят занятия с созданием проблемных ситуаций и с элементами исследования. В МОУДОД «Дом детского творчества» пгт.Усогорск (далее ДДТ) создана комфортная образовательная и воспитательная среда, как для педагогов, так и для их воспитанников, позволяющая развивать творческие способности. Хочу поделиться опытом работы по реализации СДП в нашем учреждении: какие шаги предприняты методической службой ДДТ для внедрения СДП, как основы стандартов второго поколения?
Шаг 1. Организационно-педагогическая деятельность введения ФГОС НОО.
Во-первых, необходимо было создать Модель реализации внеурочной деятельности. В начале 2011-2012 учебного года для реализации ФГОС НОО выбрана «Модель сетевого взаимодействия МОУ «Усогорская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» (далее УСОШ с УИОП) и ДДТ в условиях введения и реализации ФГОС НОО». За основу Модели была взята модель интеграции общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Во-вторых, создана рабочая группа (приказ по ДДТ от 14.09.2011 года № 01 – 07/323), разработан план мероприятий по организации внеурочной деятельности (приказ по ДДТ от 28.09.2011 года
№ 01 – 07/ 336), 14 программ по внеурочной деятельности внесены в учебный план ДДТ в виде Модулей и реализовывались они в УСОШ с УИОП, Междуреченской СОШ, Благоевской СОШ (охват 114 детей). В-третьих, рабочие программы ориентированы на достижение первого уровня результатов и имеют возрастную привязку для 1 классов и ориентированы на приобререние школьником социальных знаний в различных видах деятельности, разработаны согласно «Положения о порядке оформления, рецензирования и утверждения рабочей программы по внеурочной деятельности ДДТ», принятого педагогическим советом ДДТ (Протокол № 1 от 06.09.2011г.) и утвержденного Приказом № 01 – 07/312 от 06.09.2011г.
В 2012 - 2013 учебном году по внеурочной деятельности в Усогорске увеличен спектр рабочих программ ещё двумя программами. А так же проведён комплексно – обобщающий контроль в целях оценки организации внеурочной деятельности и информирования участников образовательного процесса и общественности о ходе реализации внеурочной деятельности в ДДТ. Таким образом: интеграция общего и дополнительного образования способна обогатить содержание и формы жизни и деятельности обучающихся. Модель сетевого взаимодействия УСОШ с УИОП и ДДТ ведения внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО создана с учетом имеющейся нормативно – правовой базы, условий финансирования, кадрового и научно-методического обеспечения. Родительская общественность к организации внеурочной деятельности относится удовлетворительно.
Шаг 2. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Педагог в постоянном поиске: как научить ребёнка мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Многое зависит от таланта и мастерства педагога, его умения организовать «поиски» на занятиях, умения управлять. В данном направлении в 2011-2012 учебном году в ДДТ была проведена методическая учёба на следующих мероприятиях с целью создания условий для сплочения коллектива и реализации творческого потенциала ПДО:
- Обучающие методические семинары:
- «Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования», «Структура занятия по новым требованиям. Целеполагание»
- «От компетентного педагога к компетентному обучающемуся»
- «Проектно-исследовательская работа»
- «Развитие потребностно - мотивационной сферы детей и подростков».
- Методические недели:
- «Траектория успеха»
- «Калейдоскоп педагогических идей»
- Тематический педагогический совет «Исследовательская деятельность педагога - как средство повышения профессионализма»
В 2012-2013 учебном году:
- Обучающие методические семинары:
- «Что такое рефлексия?»
- «Формирование универсальных учебных действий»
- «Души и рук прекрасные творенья»
- «Творцы нового - мы»
- Методическая неделя:
- «Неделя науки»
- Тематический педагогический совет «Развитие поисково-исследовательского творчества детей».
- В методическом кабинете ДДТ выпущена брошюры с методическими рекомендациями «Конспекты занятий по СДМ», «Универсальные учебные действия», «Как провести рефлексию», «Сборник проектно-исследовательских работ III учрежденческой УПК «Я-исследователь» (2012 г.) и другие.
Шаг 3. Работа с педагогическими кадрами.
Повышается роль педагога в реализации СДП. Педагогу следует осмыслить и принять идею СДП, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах. Методической службой ДДТ ведется работа по накоплению, распространению передового педагогического опыта. Для ее более рациональной организации используется следующее:
- Проведены открытые занятия, на которых ПДО показали использование базового уровня технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).
- Организовано прохождение курсовой подготовки: 13 педагогов ДО прошли курсы ПК по ФГОС.
- Педагоги участвовали в различных конкурсах:
- I Всероссийский конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодёжи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» -Диплом победителя
- III Республиканский Открытый Фестиваль «Традиции и новации»- два Диплома I степени, один Диплом .II степени и два Диплома участника
- Республиканский заочный конкурс методических материалов по дополнительному эколого-биологическому образованию детей - Диплом I степени
- III Республиканский заочный конкурс педагогического мастерства «Первые шаги»-Сертификат участника
- III международная педагогическая творческая олимпиада «Наши добрые дела» -Диплом участника
- IV международная педагогическая творческая олимпиада «Наши добрые дела» - Диплом победителя
- Республиканский творческий конкурс методистов образовательных учреждений и муниципальных методических служб – Диплом II степени.
- Через аттестационные испытания прошли 3 ПДО на высшую квалификационную категорию и 7 ПДО – на первую квалификационную категорию.
- Радуют результаты муниципального конкурса среди ПДО «Мастерство и творчество» - Дипломы I и II степени и Диплом участника.
Шаг 4. Методическое сопровождение инновационной деятельности с целью создания условий для освоения педагогами новых технологий, осознанного применения их в своей деятельности.
Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура в учреждении дополнительного образования, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению профессионализма, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала. Традиционный педагог уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним. Что сделано педагогами ДО? Во-первых, педагоги включили в рабочие программы дополнительного образования такие задачи как: формирование социально-необходимых знаний и навыков детей (умений самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью), развитие познавательного интереса у детей, творческих способностей, самостоятельности обучающихся. Во-вторых, формы и методы реализации программы дополнили следующими: метод проблемного обучения, проектная и исследовательская деятельность, работа с информационными источниками. В-третьих, программы проходят апробацию, корректируются. В 2013-2014 учебном году реализуются следующие рабочие программы: «ОФК» (общая физическая культура), «Формула здоровья» (формирование культуры здорового образа жизни), «Школа творческого читателя», «Техническое творчество», «Мир вокруг нас», «Познайка», «Мир творчества», «Радуга творчества». В-четвёртых, внедряют деятельностные педагогические технологии наиболее приемлимые для ОУДОД – это проектная и исследовательская деятельности, как базовые технологии, используемые при системно-деятельностном методе обучения в дополнительном образовании. Вот уже третий год педагоги ДДТ работают по Программе опытно-экспериментальной работы по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов» (приказ от 04.10.2011 г. № 01-07 353). За последние годы большинство ПДО в своей работе применяют проектно-исследовательскую деятельность - это педагогические проекты («Путеводитель по профессии», «Городецкие мотивы», «Морские обитатели», «Развитие творческих способностей детей через удивительный мир оригами», «Лепка из солёного теста как средство развития творчества у детей») и многочисленные проекты и исследования детей. Педагогические проекты защищаются на мероприятии «Открытая трибуна», а проекты и исследования детей на учрежденческой учебно-практической конференции «Я - исследователь» и районной конференции «Отечество – Земля Коми». Обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение), развивают системное мышление. Анализ показывает, что включение педагогов в инновационную (проектную, исследовательскую) деятельность активизировало их к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.
В – пятых, внедрение ИКТ-технологий в практику работы педагогов ДО. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Использование ИКТ способствует повышению качества знаний обучающихся, развитию детей. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться. ПДО создают слайдовые тематические презентации, стендовую информацию. Почти все педагоги овладели навыками работы на компьютере и технологией поиска информации в сети Интернет, несколько ПДО создали свои персональные сайты в социальной сети. Открытые занятия педагогов показывают, что ИКТ-технология используется на всех этапах процесса обучения при СДП к обучению. Таким образом, использование ИКТ на занятиях значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на занятии.
Итак, анализ методической работы ДДТ позволяет сделать следующие выводы: 2011, 2012 2013 годы можно с уверенностью назвать периодом стабильной работы методической службы ДДТ, т.к. ПДО осмыслили и приняли идею СДП, как основы стандартов второго поколения, владеют и эффективно применяют инновационные методики и технологии. Самое трудное - перестройка сознания педагога, что переход к обучению по новым стандартам потребует от него освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий, но эта перестройка в ДДТ прошла спокойно и успешно. Говоря о СДП в образовании, мы не отрываем это понятие и от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода ребёнок выступает как личность. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть СДП, который приносит свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Дом детского творчества - это образовательное учреждение. Если мы вчитаемся в прилагательное «образовательное», то увидим, что смыслообразовательной частью слова является - «образ». За любым словом стоит образ. И главное в нашей работе — эту образность не растерять.
Каким будет Шаг пятый и последующие? СДП вдохновляет нас на следующие шаги.
Какие будут результаты – покажет время! Скоро начнется апробация программ основной школы. Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования.
А в этом 2013-2014 учебном году ДДТ является частью муниципальной экспериментальной площадки по введению ФГОС ООО вместе с Усогорской СОШ с УИОП. Появилась новая рабочая программа для учащихся 5 «в» класса УСОШ с УИОП «Код безопасности».
Я как методист счастлива тем, что моя работа, моя профессиональная компетентность приносит пользу. Об этом свидетельствуют результативное участие в конкурсах, грамоты и дипломы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему "коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению"
Приоритетной целью учителя английского языка в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообр...
Статья"Системно-деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов"
Происходящие изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творче...
Статья на тему "Системно-деятельностный подход"
Статья на тему "Системно-деятельностный подход". Размышление на данную тему и описание опыта работы....
Статья "Системно-деятельностный подход в обучении математике"
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...
Статья "Системно–деятельностный подход в преподавании химии"
Статья говорит о новом подходе к ведению урока. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмет...
Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....