рабочая программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по теме
цель программа - научить детей вязать спицами, крючком, дать основные и начальные понятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruki.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пристеньская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МБОУ «Пристеньская ООШ» Протокол № от «____» августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Пристеньская ООШ» _____________/Бабенко Е.В./ « ____ » августа 2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Пристеньская ООШ» _________/Решетняк И.И./ Приказ № ____ от « ___ » августа 2013 г. |
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Умелые руки»
для 5 – 8 классов
Учитель первой квалификационной
категории
Шевелева Е. Г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Волшебный клубок» (Автор: Тураева Е. Г., учитель технологии МОУ «Якшангская СОШ Поназыревского миниципального района Костромской области»).
Данная программа позволяет:
- создать условия для формирования у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства
Актуальность темы.
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Изделия ручного труда в сейчас обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.
Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, передающие своё мастерство и традиции из поколения в поколение. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.
Воспитание художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего и среднего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Одним из видов рукоделия является вязание. Умение вязать всегда пригодится в жизни. Посещение кружка научит девочек элементарным приемам техники вязания на спицах и крючком.
Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с различными материалами, находят своё дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.
Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Практические работы, связанные с вязанием способствуют развитию мышления, формированию творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию. Дети быстро убеждаются в необходимости таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.
Рукоделие формирует у школьников чувство хозяина. Искусство создания полезных в быту изделий и сувениров из оказавшихся под рукой текстильных и поделочных материалов, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой и технологией изготовления сувениров и предметов быта из текстильных материалов. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. На её основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.
Новизна программы.
Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.
Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
Методологические положения. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы работы с текстилем. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности. Предметной областью программы является вязание крючком и спицами.
Вязание крючком и спицами остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вязальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки".
Дети научатся выполнять своими руками множество различных дорожек, узоров, освоят приемы вязания салфеток, шарфов, декоративных цветов, кухонной утвари.
Цели программы
Основная цель программы - создание возможностей творческого развития учащихся.
Обучающие цели
- Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них вязания спицами и крючком.
- Ознакомить учащихся с техникой и технологией обработки текстильных и поделочных материалов.
Развивающие цели
- Способствовать эстетическому восприятию в области цветоведения и композиции, формированию художественного вкуса в ходе декоративной работы с текстилем в эстетике современного интерьера.
Воспитательные цели
- Воспитание усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.
- Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность.
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества и личной ответственности.
- Формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности.
- Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе.
Задачи программы
Блок задач по умственному воспитанию
- Развивать познавательный интерес детей, включив их в деятельность по освоению техники декоративной работы.
- Развивать абстрактное мышление.
- Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Блок задач по сенсорному развитию
- Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвета.
- Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Блок задач по нравственному воспитанию
- Создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.
- Способствовать созданию условий для развития творческих способностей школьников, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
Блок задач по трудовому воспитанию
- Воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения.
- Освоить следующие навыки предметной деятельности:
- безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений;
- владение различными приемами вязания крючком;
- чёткое выполнять основные приёмы вязания;
- свободное пользование схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
- выполнение сборки и оформления готового изделия.
- формирование технологической культуры по изготовлению вязанных изделий и экономической культуры.
Блок задач по эстетическому воспитанию
- Сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении.
- Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, умение ценить красоту художественного изделия.
- Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
- Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Речевой блок.
- Развивать активный и пассивный словарь детей.
- Развивать объяснительную и доказательную речь.
- Способствовать введению в активный словарь детей профессиональных терминов.
Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься вязанием, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.
Состав группы - учащиеся (4 -8 класс). Количественный состав - 15 человек. Продолжительность занятия – 1 час. Частота занятий - 1 раз в неделю. Количество учебных часов в год – 35 часов. Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.
Основные принципы обучения:
- адаптивность;
- сотворчество и ответственность;
- индивидуализация и дифференциация;
- доброжелательность и достоинство;
- учет возрастных особенностей.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Формы и методы. Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; показ видеоматериалов; наблюдение; работа по образцу.
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.
Дидактический материал.
- Журналы, статьи, книги.
- Публикации с описанием техники изготовления различных изделий.
- Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
- Интернет ресурсы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате прохождения программного материала и изучения раздела
"Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" ученик должен:
знать/понимать:
- виды декоративного творчества;
- историю возникновения данного вида рукоделия;
- основы цветовой грамоты;
- правила безопасного труда;
- оборудование, инструменты для работы с текстильными и поделочными материалами;
- приёмы работы с инструментами и приспособлениями;
уметь:
- составлять орнаментальные композиции;
- использовать различные техники и приёмы при обработке текстильных и поделочных материалов;
- владеть основными приемами работы вязания спицами и крючком;
- использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
- безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами
владеть:
- способностями к поиску знаний, постановке и решению проблем, рефлексии;
- знаниями о специфике профессий «швея-ручница», «вышивальщица», «дизайнер»
иметь представление:
- о развитии народного прикладного творчества;
- о различных видах технологической обработки текстильных и поделочных материалов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий.
Тематическое планирование
№ | Подраздел, тема занятий | Количество часов | примечание | ||
всего | теория | практик а | |||
ИСТОРИЯ РУКОДЕЛИЯ | |||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда с учащимися. Инструменты, материалы для работы. Презентация учебного курса. Краткие сведения из истории рукоделия. | 1 | 1 | в начале учебного курса и перед изучением нового раздела | |
2. | Условные обозначения применяемые при вязании. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||
ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ | |||||
3-4 | Вязание на спицах и мода. Набор петель для вязания на спицах. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Лицевые и изнаночные петли, техника выполнения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Убавление, прибавление петель, закрытие петель. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Резинка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Платочная вязка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Чулочная вязка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Ажурная вязка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Жгуты | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ | |||||
12 | Вязание крючком традиции и современность. Инструменты и материалы, узоры и схемы. | 1 | 1 | ||
13 | Набор петель крючком. | 1 | 1 | ||
14 | Выполнение образцов: столбики, полустолбики без накида, полустолбики с накидом. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Вязание по кругу. | 1 | 1 | ||
ВЯЗАНИЕ ИЗДЕЛИЙ | |||||
16- 20 | Прихватки. Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. | 5 | 0,5 | 4,5 | |
21- 27 | Цветы Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. Сборка изделия. | 7 | 0,5 | 6,5 | |
28-34 | Салфетки. Игрушки. Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. Сборка изделия. | 7 | 1 | 6 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | на последнем занятии | |
Итого: | 35 | 11 | 24 |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
№ п/ п | Тема занятия | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Кол-во часов | Дата | ||
Теоретическая часть / форма организации деятельности | Практическая часть / форма организация деятельности | теория | практ. | ||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в учебном кабинете. Охрана труда. Краткие сведения из истории рукоделия. | Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Беседа. Показ. | Организация рабочего места. | Содействие воспитанию особого отношения к народным умельцам, к предметам, вещам, созданных своими руками. | 1 | 2.09 | |
2. | Условные обозначения применяемые при вязании. Инструменты и материалы. | Знакомство с инструментами, материалами для работы. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. | Определение видов волокон (натуральные и химические),свойств трикотажного полотна. | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через просмотр фотографий, экспонатов выставки | 1 | 9.09 | |
Раздел I. Вязание спицами | |||||||
3 - 4 | Вязание на спицах и мода. Набор петель для вязания на спицах. | Рассказ о необходимых инструментах, о стирке и хранении вязанных изделий, знакомство с кромочной петлей. | Организация рабочего места, демонстрация изделий, определение соответствия толщины спиц и ниток | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через просмотр фотографий, экспонатов выставки, через созданное своими ру ками изде лия, доброжелательного отно шения друг к другу | 1 | 1 | 16.09 23.09 |
5. | Лицевые и изнаночные петли, техника выполнения. | Показ способов вязания лицевых и изнаночных петель | Вязание лицевых и изнаночных петель | Содействие воспитанию доброжелательного отношения друг к другу | 0,5 | 0,5 | 30.09 |
6. | Убавление, прибавление петель, закрытие петель. | Показ приемов закрытия петель, способов изменения формы изделия с помощью убавления и прибавления петель | Закрепление петель последнего ряда, изменение формы вязанного изделия | Создание условий для формирования умения и желания оказывать помощь друг другу | 0,5 | 0,5 | 7.10 |
7. | Резинка | Показ приемов вязания резинки | Вязание резинки, вязание по схеме | Создание условий для формирования умения и желания оказывать помощь друг другу | 0,5 | 0,5 | 14.10 |
8. | Платочная вязка | Показ приемов выполнения платочной вязки | Вязание по схеме | Создание условий для формирования корректного отношения друг к другу, требовательности к себе | 0,5 | 0,5 | 21.10 |
9. | Чулочная вязка | Показ приемов выполнения чулочной вязки | Вязание по схеме | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через зрительное восприятие | 0,5 | 0,5 | 4.11 |
10. | Ажурная вязка | Показ приемов выполнения ажурной вязки | Вязание по схеме | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через созданное своими ру ками изде лия, доброжелательного отно шения друг к другу | 0,5 | 0,5 | 11.11 |
11. | Жгуты | Показ приемов выполнения жгутов | Вязание по схеме | Создание условий для формирования умения и желания оказывать помощь друг другу | 0,5 | 0,5 | 18.11 |
Раздел II. Вязание крючком | |||||||
12. | Вязание крючком традиции и современность. Инструменты и материалы, узоры и схемы. | Рассказ об истории появления данного вида рукоделия, об инстру ментах и материалах | Организация рабочего места, демонстрация изделий, схем | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через просмотр фотографий, экспонатов выставки | 1 | 25.11 | |
13. | Набор петель крючком. | Показ способов набора петель крючком | Выполнять набор петель крючком, распознавание условных обозначений на схемах | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через созданное своими ру ками изде лия, доброжелательного отно шения друг к другу | 1 | 2.12 | |
14. | Выполнение образцов: столбики, полустолбики без накида, полустолбики с накидом. | Показ приемов выполнения заданных образцов | Выполнение образцов: столбики, полустолбики без накида, полустолбики с накидом, распознавание условных обозначений на схемах | Создание условий для формирования умения и желания оказывать помощь друг другу | 0,5 | 0,5 | 9.12 |
15. | Вязание по кругу. | Показ приемов вязания по кругу | Вязание по кругу, распознавание условных обозначений на схемах | Создание условий для формирования умения и желания оказывать помощь друг другу | 1 | 16.12 | |
Раздел III. Вязание изделий | |||||||
16 - 20. | Прихватки. Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. | Рассказ об этапах работы, показ этапов выполнения работы | Вязание по схеме | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через созданное своими ру ками изде лия, доброжелательного отно шения друг к другу | 0,5 | 4,5 | 23.12 13.01 20.01 27.01 3.02 |
21 - 27 | Цветы Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. Сборка изделия.. | Рассказ об этапах работы, показ этапов выполнения работы | Вязание по схеме, составление композиций | Создание условий для формирования умения и желания оказывать помощь друг другу | 0,5 | 6,5 | 10.02 17.02 24.02 3.03 10.03 17.03 7.04 |
28 - 34. | Салфетки. Игрушки. Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. Сборка изделия. | Рассказ об этапах работы, показ этапов выполнения работы | Вязание по схеме | Создание условий для формирования толерантного отношения друг к другу | 1 | 6 | 14.04 14.04 21.04 28.04 5.05 12.05 19.05 |
35. | Итоговое занятие. Выставка работ. | Беседа об оформлении работы | Оформление работы | Создание условий для эстетичес кого воспи тания через зрительное восприятие | 1 | 26.05 | |
Итого | 11 | 24 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ИСТОРИЯ РУКОДЕЛИЯ
2 часа
Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Вязание крючком – одно из любимых занятий рукодельниц с давних пор, умея вязать, можно изготовить большое количество изделий декоративно-прикладного характера. Краткие сведения из истории рукоделия.
Правила ТБ при работе с вязальными спицами и крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, материалами для работы. Использование для обучения ниток, бывших в употреблении. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.
ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ
9 часов
Общие сведения. Характеристика ниток и особенности работы с ними. Назначение вязаных изделий. Сочетание цветов. Возможности и преимущества вязаных изделий. Вязание на спицах как вид досуга, способ увеличить гардероб и разнообразить его, сделать индивидуальным и недорогим. Использование пряжи, бывшей в употреблении, особенности ее подготовки к работе. Необходимые инструменты и оборудование: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка, ножницы, нитки. Соответствие толщины спиц толщине ниток. Подготовка к работе новых ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий. Объявление перечня практических изделий (с учетом пожеланий кружковцев). Беседа о технике безопасности на занятиях кружка.
Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Кромочная петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание изнаночной петли. Понятие плотности вязания. Расчет необходимого для изделия числа петель по образцу вязания. Вязание образцов разной плотности. Демонстрация приемов вязания, запись в тетради, упражнение в вязании. Домашнее задание: довязать образцы.
Закрепление петель последнего ряда. Закрывание осуществляют по лицевой и изнаночной стороне изделия. Демонстрация приемов. Изменение формы вязаного изделия с помощью убавления и прибавления петель. Демонстрация способов убавления петель (с краев изделия, внутри полотна). Убавляют на одну петлю, провязывают две вместе лицевой или изнаночной петлей. Две петли убавляют, провязывая три вместе лицевой или изнаночными петлями. Прибавление петель по краям изделия, внутри вязаного полотна. Демонстрация приемов прибавления (вытягивание петли из промежутка, из крайней сделаем две петли, вывязывание из предыдущего ряда, способом наброса петель, вывязывание из промежутка между петлями). Домашнее задание: упражнение в выполнении закрепления петель, расширение и убавления вязаного полотна. Образцы оформить в альбоме.
Узоры из лицевых и изнаночных петель. Узоры односторонние и двусторонние. Условные обозначения, их использование для записи рисунков, вместе с текстовой записью. Учащиеся делают записи в тетради и зарисовки схем в альбоме под образцами. Понятие раппорта. Лицевая и изнаночная стороны работы. Упражнение в вязании узоров. Выполнение образцов: резинка, платочная вязка, чулочная вязка, ажурная вязка, жгутики.Домашнее задание: упражнение в вязании узоров, оформление образцов в альбомах.
ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
4 часа
Инструменты индивидуальные для каждого ребенка. Терминология приемов работы. Внимание к постановке рук, положению крючка во время работы. Образцы наклеиваются в альбом клеем ПВА, внизу чертятся условные обозначения. В тетради – запись условных обозначений.Основные приемы вязания: образование первой петли, цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с одним накидом.
Вязание узорного полотна.Узоры из столбиков без накида и воздушных петель; узоры из столбиков с накидом. Беседа о способах вязания, показ образцов, расположение и выполнение рядов в узоре /вязание по кругу/. Особое внимание на выполнение начала ряда и конца. Выполнение узора по кругу. Способы введения крючка /под петлю, под полупетлю, под столбик, между столбиками/.Демонстрация приемов вязания, образцов, зарисовка схем выполнения образцов на доске и в тетради, упражнения в выполнении образцов. Выполнение образцов в виде круга, квадрата. Круг выполняется на занятиях.
Задание на дом: Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата. Оформление альбома образцов вязания.
ВЯЗАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
Материалы и инструменты. Узор. Техника вязания, этапы работы. Сборка изделия.
- Прихватки
- Цветы
- Салфетки, игрушки
Например:
- Пряничные человечки
Материалы:
пряжа (100% акрил, 292 м/100 г) - по 20 г светло-розового, персикового и голубого цветов, спицы №2, синтепон для набивки, узкая атласная лента.
Выполнение работы. Все нечетные ряды провязывайте изнаночными петлями. 1-й ряд - наберите 8 п. 2-й и 4-й ряды -в начале и в конце каждого ряда прибавьте по 1 п. = 12 п. 6-й ряд -провяжите ровно. 8-й, 10-й и 12-й ряды -провяжите по 2 п. вместе в начале и в конце ряда = 6 п. 14-й ряд - вяжите лиц. п., в конце ряда наберите 8 п. (рука). 15-й ряд - вяжите изн. петли, в конце ряда наберите 8 п. (рука). 16-й, 18-й и 20-й ряды - провяжите ровно. 21-й ряд - вяжите изн. петлями, закройте петли руки = 7 п. 22-й ряд - вяжите лиц. петли, закройте петли руки = 7 п. 24-й, 26-й, 28-й, 30-й и 32-й ряды - в начале и в конце каждого ряда прибавьте по 1 п. = 20 п. 34-й ряд - закройте 4 п. (платье), далее лиц. петли. 35-й ряд - закройте 4 п., далее изн. петли. Продолжите вязать первую ногу из 6 п. 8 рядов. 9-й ряд - закройте петли ноги. Вторую ногу свяжите аналогично. Выполните вторую часть человечка аналогично. Сборка: сшейте детали с лиц. стороны, набивая их синтепоном. Мальчик вяжется также до 26-го ряда. Далее вяжите прямо до 35-го ряда. Ноги вяжите также. Вышейте глазки, рот. Пришейте ленту к человечкам или проденьте ее в процессе сборки.
- Муравей.
Материалы: пряжа (100% акрил) - по 50 г синего и голубого цветов, набор носочных спиц из 5 штук, крючок № 3, синтепон для набивки.
Выполнение работы.
Резинка 1x1: вяжите попеременно 1 лиц. п., 1 изн. п.
Туловище: наберите 56 п., разделите петли на 4 части, по 14 п., вяжите пятой спицей по кругу. Сначала провяжите голубой нитью 2 см резинкой 1x1. Далее вяжите лицевой гладью, чередуя синюю и голубую нити. Разделите туловище пополам, вяжите перед на 2 спицах, используя третью спицу. Причем последние 4 п. снимите на булавку (рука). Разверните вязание, провяжите 20 изн. петель, а последние 4 п. снимите на булавку. Далее проверните работу, провяжите 20 лиц. п. и оборвите нить. Спинка: снимите 4 п. на булавку, провяжите 20 лиц. п., снова 4 п. снимите на булавку. Работу снова поверните, провяжите 20 изн. п., затем снова поверните работу, провяжите 20 лиц. п. Наберите 8 возд. п. (рука), провяжите 20 п., снова наберите 8 возд. п. Далее снова распределите петли на 4 спицах (по 14 п.) и вяжите по кругу 9 рядов. Далее на каждой спице убавляйте в начале и в конце по 1 п., пока на каждой спице не останется по 4 п. Голова: продолжайте вязать голубой нитью, прибавляя в начале и в конце каждой спицы по 1 п. до тех пор, пока на каждой спице снова не окажется по 14 п. Провяжите 14 рядов, затем закройте
по 1 п. в начале и в конце каждой спицы. Лапки (2 детали): вяжите синей нитью, подхватите петли с булавки (8 п.), наберите по кругу еще 12 п. Вяжите на 3 спицах, используя четвертую, по кругу 16 рядов, убавляя петли, как при вязании головы. Отдельно свяжите еще 4 лапки синим цветом. Наберите 20 п. и вяжите по кругу 16 рядов, закройте все петли, предварительно набив синтепоном.
Сборка: Пришейте отдельные лапки к туловищу. Голову набейте синтепоном, при этом серединку оставьте пустой. С изн. стороны, где начинается голова, крючком наберите по кругу 20 п. и вяжите круговыми рядами высотой с палец. Закройте, затем выверните и вставьте в голову. Получилось место для пальца. Затем свяжите рожки крючком синей нитью. 1-й ряд - 4 возд. п. соедините в кольцо полустолбиком. Далее со 2-го по б-й ряд вяжите по кругу. 7-й ряд - прибавьте *3 ст. б/н в одну петлю* 3 раза. 8-й ряд - провяжите по кругу. 9-й ряд - закройте вязание. Вышейте глазки, носик, ротик.
- Мишка с шарфиком.
Материалы: п/ш пряжа серого цвета, остатки черной пряжи для носа и глаз, немного белой пряжи для шарфика, спицы № 2, синтепон для набивки.
Выполнение работы. Основной узор: платочная вязка лицевые и изнаночные ряды - лицевые петли. Голова: наберите 10 п. 1-й ряд - вяжите прямо. 2-й ряд и все четные ряды - вяжите лиц. петлями прямо. 3-й, 5-й и 7-й ряды -прибавьте по 1 п. в начале и в конце ряда. 9 - 15-й ряды - вяжите лиц. петли ровно. 17-й и 19-й ряды -убавьте по 1 п. в начале и в конце ряда. 21-й ряд - вяжите ровно. Далее продолжается вторая часть головы. 23-й ряд - вяжите лиц. петли ровно. 25-й и 27-й ряды - прибавьте по 1 п. в начале и в конце ряда. 29 - 35-й ряды - вяжите лиц., петли ровно. 37 - 41-й ряды -убавьте по 1 п. в начале и в конце ряда. 43-й ряд - вяжите ровно. 45-й ряд - закройте все петли. Туловище: наберите 10 п. 1-й, 2-й, 3-й и далее все четные ряды вяжите лиц. петлями прямо. 5 - 15-й ряды - прибавьте по 1 п. в начале и в конце ряда. 17 - 35-й ряды - вяжите лиц, петли ровно. Далее начинайте вывязывать задние лапы. Для этого вяжите сначала одну ногу с 1-го по 25-й ряды лиц. петлями прямо. Другую ногу выполните аналогично. Передние лапы: наберите 20 п., вяжите с 1-го по 23-й ряды лиц. петлями прямо. Другую лапу выполните аналогично. Уши: наберите б п. 1 - 3-й ряды - вяжите лиц. петли прямо. 4-й ряд - убавьте по 1 п. в начале и в конце ряда. 5-й ряд - закройте все петли.
Сборка: части деталей сшейте этой же нитью с лиц. стороны. Внимание! Не забывайте набивать детали синтепоном в процессе работы. На голове вышейте глазки, носик, пришейте уши. Затем пришейте голову к туловищу. Пришейте руки. Для шарфика наберите белой пяжей на спицы 20 п. и вяжите прямо до необходимой длины. Концы шарфика завяжите на узелки.)
Методическое обеспечение.
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, сравнение, обобщение )
- наглядные (объяснительно- иллюстрированный )
- практические (самостоятельная работа ).
Приемы обучения:
Игровые приемы закрепления знаний терминологии и выработки практических навыков
Цель:
- сформировать устойчивые навыки выполнения наиболее трудных практических
операций;
- развивать коммуникативные навыки;
- активизировать мыслительные процессы.
Описание приема
1. "Организация рабочего места"
- учитель в беспорядке раскладывает на столах различные предметы, материалы и
инструменты;
- учащиеся за максимально короткое время должны подготовить рабочее место для работы;
2. Контроль ЗУН
- учитель делит учащихся на группы;
- группы выполняют одинаковое задание в течение определенного времени (решение кроссворда, заполнение таблицы, восстановление пропущенного звена в схеме, ответы на вопросы);
Результативность:
- развивает коммуникативные навыки;
- воспитывает чувство ответственности;
- снимает нервное напряжение при проведении контроля ЗУН.
Прием демонстрации выполнения пооперационной обработки изделия
Цель:
- научить выполнять трудовые операции в определенной последовательности;
- научить осуществлять самоконтроль выполнения операций.
Описание приема
- демонстрация начального этапа и конечного результата после выполнения
операции;
- демонстрация поэтапного выполнения всей технологической цепочки;
- контроль выполнения отдельных этапов;
- контроль выполнения всей технологической цепочки;
- демонстрация возможных ошибок и эталона для проведения самоконтроля
выполненной операции.
Результативность:
- концентрация внимания учащихся;
- вырабатываются навыки планирования любой деятельности;
- формируются навыки осуществления самоконтроля.
Дидактический материал:
Эскизы изделий, образцы изделий, образцы вязок, инструкционные карты, методические рекомендации, тренировочные упражнения.
Материальное обеспечение программы.
1. Инструменты для выполнения ручных работ с текстилем:
- ножницы для обрезки ниток, нож для распарывания
- крючки и спицы различных материалов и номеров
- иглы различного размера (№7-8)
- портновские булавки
- линейка, карандаши.
2. Материалы для выполнения ручных работ с текстилем:
- нитки для вязания крючком, спицами
- меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы
Этапы педагогического контроля
Сроки проверки | Какие знания и умения проверяются | Форма подведения итогов |
На каждом занятии | Правила пользования инструментами, ТБ. Техника вязания. | Беседа |
В конце каждой темы | Вязание крючком, вязание на спицах | Беседа, опрос |
Литература
- Школа вязания крючком. / Т. А. Терешкович.- Мн.: Полымя, 1995
- Вязание крючком по мотивам русского кружева: Альбом. /коновалов С. Г. – Севастополь: Арт – Принт, 2002.
- Вязаные прихватки. Оригинальные идеи для современной кухни. /Домашнее творчество. – Арт – Родник.
- Журналы «Золотая коллекция вязания спицами», «Вязание».
- Цветы, связанные крючком. /Мелосская Б. –Х.: Аргумент Принт, 2013.
Интернет – ресурсы
- Вязание спицами: Все для детей. Детские ресурсы. / allforchildren.ru›
2) Вязание крючком. Страна Мастеров / stranamasterov.ru›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
рабочая программа кружка "Умелые руки"
мною была разработана рабочая программа кружка "Умелые руки для учащихся среднего звена основной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....
Рабочая программа "Умелые руки"
В программе раскрываются цели и задачи работы с детьми 4 класса в течение года....
Рабочая программа "Умелые руки"
рабочая программа расчитана на возрастную категорию 11-13лет...
Рабочая программа "Рука в руке" 5-8 класс
Рабочая программа "Рука в руке" разработана для учеников 5-8 классов. Цель: создание благоприпятных условий для раскрытия творческих способностей каждой отдельной личнос...
Рабочая программа "Наши руки не для скуки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Наши руки не для скуки»....