Статья
статья по теме
Методическая работа с педагогами дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа с педагогами дошкольного образования в учреждении дополнительного образования детей
Дошкольное образование является фундаментом всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы будущей личности. Понимание значимости дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка происходит как на государственном уровне (введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655), так и на уровне каждого родителя.
Вопрос о качестве образования возник не случайно. Период вариативности программ, технологий, методик, как оказалось, принес как положительные, так и отрицательные результаты. В гонке за чем-нибудь неординарным, «новеньким», педагоги формально подходили к проблеме образования дошкольников. Значит, для того, чтобы отвечать требованиям времени, важно менять не только программы, но и определенным образом должно упорядочиться содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении дети его не получали.
Идеи образования для устойчивого развития, которые сейчас реализуются во всем мире, предполагают не простую передачу детям знаний, а формирование потребности узнать и понять окружающий мир. Это достаточно трудная перестройка своей деятельности с детьми для любого педагога. Но, как говорится: «Дорогу осилит идущий!». А поэтому для творчески относящихся к своему делу педагогов, и ориентированных на развитие активных, самостоятельных, инициативных и любознательных детей, это по силам. В формировании у дошкольников перечисленных качеств, так необходимых для дальнейшего овладения учебной деятельностью, и заключается соблюдение принципа преемственности между дошкольным и начальным образованием. Существенным положительным моментом является то, что федеральные государственные требования определили игру основным контекстом развития ребенка-дошкольника, не рекомендуется копировать школьные технологии и формы организации обучения. И это очень отрадно. Ведь, как известно, в воспитании и развитии детей дошкольного возраста ведущая роль принадлежит игре. Для многих не секрет, что был период, когда педагоги, используя школьно-урочную систему, готовили дошкольников к школе, не обеспечивая полноценного развития ребёнка. Мотивация к деятельности и собственная активность малышей при этом были минимальны.
Один из принципов построения образовательной деятельности в соответствии федеральным государственным требованиям - использование адекватных возрасту форм работы с детьми. Основная программа дошкольного образования направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Стандартизация же содержания дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал, необходима для обеспечения каждому равных стартовых возможностей при включении в систематическое обучение в школе.
В период интенсивных преобразований, происходящих сегодня в обществе, переосмысления ценностей и смыслов образования нельзя потерять понимание главного: какими должны быть педагогическая деятельность и сам педагог. Поэтому проблема подготовки педагога, как залог повышения качества образования, волнует большинство методистов учреждений дополнительного образования. Как провести мероприятие, которое было бы хорошо принято и полезно по теме, форме, методическому оснащению? Продумать, наполнить интересным и значимым содержанием, способным реально помочь в работе как начинающему, так и опытному педагогу. Как превратить такое мероприятие в событие? Методическая работа в образовательных учреждениях – часть системы непрерывного образования педагогов, которая осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практической деятельностью. Реализуемая система методической работы основывается на следующих принципах: психологической комфортности, вариативности, диалогизации и личностной ориентации.
Ведь насколько эффективно сработает методическая служба, будет зависеть успех каждого в профессиональной деятельности, приносящий радость открытий и педагогических свершений.
В учреждения дополнительного образования приходят люди, имеющие различную профессиональную подготовку. А педагогу для работы с детьми дошкольного возраста необходимы знания особенностей этого возрастного периода. Профессиональное мастерство педагога складывается из трёх составляющих:
- знания педагогики и возрастной психологии;
- знание предмета деятельности с детьми;
- умение строить отношения.
Особенностью методической работы в учреждении дополнительного образования является создание такой системы деятельности, которая обеспечила бы доступ педагогов к различным каналам методического и научного обеспечения, создание благоприятных условий для творчества педагогов, а также подготовка к достижению требуемого качества образования.
Методический кабинет Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» города Щёлково оснащен необходимыми материалами по нормативно-правовому обеспечению в образовании, программированию и планированию деятельности педагогов, работе с родителями. В учреждении создан информационно-библиотечный центр, в состав которого входят библиотека, аудио-, видеотека, информационный банк, издательский комплекс.
В Центре организована система непрерывного профессионального образования педагогов:
на уровне учреждения: для начинающего педагога, педагога-профессионала, педагога-исследователя;
на уровне района: работает школа молодого специалиста, школа педагогического мастерства (учебно-методические занятия, семинары);
- консультации, выставки, обзоры литературы и изданий периодической печати по вопросам дополнительного образования и социального воспитания;
- проведение курсов повышения квалификации на основании договора с Педагогической академией последипломного образования Московской области, АПК и ППРО РФ и др.
На базе Центра «Романтик» работают районные методические объединения педагогов дополнительного образования по направлениям. Ежегодно в рамках РМО повышают свою квалификацию более 500 специалистов системы дополнительного образования и социального воспитания.
В Центре создана «Школа педагогического мастерства» для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Планированию мероприятий на каждый учебный год предшествует проводимое анкетирование «Изучение запросов педагогов», аналитическая работа заведующей отдела и методиста.
С целью повышения качества образовательной деятельности проходят занятия по следующим темам: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Особенности организации образовательной деятельности», «Методы обучения и воспитания», «Структура учебного занятия», «Нормативно-правовая база программирования деятельности педагога УДОД», «Структура и содержание образовательной программы дополнительного образования детей», «Мониторинг результатов обучения и личностного развития воспитанников по дополнительной образовательной программе».
Практика работы показывает, что использование традиционных (лекционных, семинарских) методов профессиональной подготовки не дает нужного результата. Интерес в глазах педагогов появляется, когда включаешь их в деятельность, «проигрываешь» с ними ту или иную ситуацию. Например, на занятии по использованию методов обучения в работе с детьми, педагоги рассказывают о наиболее удачных моментах, делятся впечатлениями о реакции детей, о результатах своей деятельности. Именно педагог, используя те или иные приёмы, создает атмосферу, которая может вдохновлять ребёнка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Такая организация позволяет совместить в единое целое процесс повышения теоретических знаний педагогов и, одновременно, развитие личностных качеств в сторону большей глубины, конструктивности и системности.
Развивающий эффект методических мероприятий зависит от индивидуальной позиции каждого педагога и их включенности в деятельность и общение. Организуя методическую работу, стремимся к тому, чтобы она стала стимулом для каждого педагога в его саморазвитии, а значит и в повышении качества образовательной работы. Начинающих педагогов, которые с интересом впитывают теоретические знания, целесообразно привлекать к проведению консультаций. А педагоги-профессионалы, педагоги-исследователи делятся результатами своей деятельности, своими находками в рамках проведения семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов.
Помогает в организации методической работы сотрудничество с Институтом содержания и методов обучения РАО под руководством д.п.н., профессора, научного сотрудника А.Я.Журкиной по вопросам самоопределения обучающихся в условиях УДОД.
Многолетняя совместная работа связывает Центр и ГОУ Педагогическую академию Мо, ГОУ Академию ПК и ПРО РФ, районный учебно-методический образовательный центр по повышению квалификации педагогических кадров, на базе района действуют курсы обучения, выездные творческие занятия. Также в обучении педагогов оказывают помощь специалисты районного Центра психолого-педагогической помощи населению «Янтарь».
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» - писал Адольф Дистервег.
В 2009-10 учебном году педагог дошкольного образовательного объединения «Ступеньки» приняла участие в районном конкурсе педагогов системы дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям». И по итогам стала победителем в номинации «Социально-педагогическая». В октябре 2010 года педагоги-дошкольники приняли участие в районной научно-практической конференции «Педагогические достижения педагогов-победителей профессиональных конкурсов – ресурс повышения качества образования в МОУДОД», где представили свой опыт работы.
Педагоги, участвующие в профессиональных конкурсах, получают возможность самореализовываться и стать личностно-значимыми в педагогическом сообществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....