Программа факультатива "Фантазеры"
рабочая программа по теме
Основной целью программы является: развитие и проявление творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах прикладной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
факультатива «Фантазеры»
Автор: педагог
дополнительного образования
Якшигулова Д.М.
Новый Уренгой
Пояснительная записка
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за
ним, сделать все необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Б.М.Теплов утверждал, что одаренность и творческие способности детей можно развивать в процессе практической деятельности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Новизна программы.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.
Основной целью программы является: развитие и проявление творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах прикладной деятельности.
Задачи:
- Учить создавать коллективные работы.
- Развивать творческие и конструктивные способности у детей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
- Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- Совершенствовать мышление, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику руки;
- Формировать умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Содержательным компонентом программы факультатива «Фантазеры» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности: Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны: Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу дошкольника.
- Принцип динамичности: Заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип гуманизации: Индивидуально-дифференцированный подход в системе развивающего обучения.
- Принцип демократизации: Организация кружковой деятельности на основе перспективных планов, режима ОУ, учета интересов детей, сезонных явлений.
- Принцип сотрудничества: Позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Принцип индивидуальности: Позволяет строить продуктивную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Принцип диагностический. Заключается в проверке знаний, умений и навыков детей в процессе продуктивной деятельности
Основные методы и приёмы обучения:
- наглядно-демонстративные (наблюдение, рассматривание готового изделия, показ образца, показ способа выполнения);
- игровые (дидактические игры, упражнения, игровые ситуации);
- словесные (объяснение, пояснение, рассказы педагога и детей, поощрения, убеждения);
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Ожидаемые результаты работы
1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствована мелкая моторика руки;
3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.
Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствам. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт
В процессе деятельности факультатива «Фантазеры» художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Программа «Фантазеры» рассчитана на детей 5-7 лет. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю. Продолжительность образовательной деятельности 25-30 минут.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
Календарно-тематическое планирование
Раздел | Тема | Программное содержание | Материалы и инструменты | |
С Е Н Т Я Б Р Ь
| Работа с природным материалом | «Бабочка» | Учить соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности. | Жёлудь (небольшого размера), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка. |
панно «Розы в вазе» 2ч. | Учить создавать композицию из разных материалов. Учить вырезать силуэт вазы из бумаги, сложенной вдвое, используя яичную скорлупу, декорировать поверхность вазы. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать мелкую моторику рук, творчество и воображение. Учить бережно относится к используемым материалам, аккуратно их наклеивать. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из природного материала | Листья березы, клена, тополя, клей, картон для фона, иллюстрации | ||
«Лебедь» (из природного материала). | Закрепить практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. Учить бережно относиться к используемым материалам. Воспитывать аккуратность, усердие, довести начатое дело до конца. | Еловая шишка, пластилин белый, 3 перышка, образец | ||
О К Т Я Б Р Ь | Работа с природным материалом | «Котенок» | Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; учить работать с шилом. Закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения. Формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности при работе с шилом. | Шиповник, листья засушенные, шило, ножницы, клей, кусачки, дополнительные детали для усов, глаз, хвоста, лист картона для фона, иллюстрации |
«Листопад» (аппликация из листьев) | Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части. Развивать воображение, внимание. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из природного материала | Листья березы, клена, тополя, клей, картон для фона, иллюстрации | ||
Аппликация из манной крупы (творчество по желанию детей) 2ч. | Учить детей наносить лёгкий контур карандашом, учить передавать в рисунке различные сюжеты, учить располагать изображение на всём листе, учить создавать узоры. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, глазомер, внимание. Учить бережно относиться к используемым материалам. Воспитывать аккуратность, усердие, довести начатое дело до конца. | Образцы работ из манной крупы, манная крупа крашеная в разные цвета, карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки, | ||
Н О Я Б Р Ь | Работа с бумагой | «Забавные зверята» | Учить овладению техникой обрывания для получения образа; работать над освоением техники создания объемных изображений. Формировать эмоциональную отзывчивость. Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления поделки. Воспитывать трудолюбие, закреплять навыки работы с бумагой и ножницами. | Гофрированная бумага, ножницы, клей, картон для фона, образец |
«Зайчик» | Учить изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями. Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, глазомер. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем | Цветная бумага, дополнительные элементы (глаза, нос), ножницы, клей, | ||
«Яркий коврик» (торцевание) | Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки). | Гофрированная бумага разных цветов, ножницы, клей, картон для фона, трубочка (паста для ручки) | ||
Д Е К А Б Р Ь | Работа с бумагой | «Ветка рябины». Ягоды (форма «плотная спираль») | Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на зубочистку, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость | Цветная двусторонняя бумага (зеленая, желтая, оранжевая, красная), картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны (для листьев). |
«Ветка рябины». Листья (форма «глаз») | Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. | Цветная двусторонняя бумага (зеленая, желтая, оранжевая, красная), картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны (для листьев). | ||
«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу- месяц» 2ч | Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. | Белая бумага для квиллинга, картон для фона, ножницы, клей | ||
Я Н В А Р Ь | Работа с бросовым материалом | «Карандашница» | Развивать творческие способности детей. Продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный и эстетический вкус, аккуратность | Баночки из-под кофе, ленточки, пряжа разного цвета, клей, ножницы. |
«Вазочка» | Учить детей декорировать объемную форму пластилином, украшать семенами, вдавливая их в пластилин. Развивать художественно - эстетический вкус, чувство композиции. Воспитывать терпение, аккуратность, усидчивость | Пластиковые бутылочки, пластилин, семена (подсолнуха, арбуза, тыквы, дыни, др.), салфетка | ||
«Рамка для фото» (аппликация из макарон) 2 ч. | Продолжать учить работать с нетрадиционным материалом (макароны). Закреплять навыки составления узора(чередование, расположение).Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с клеем. | Заготовки для рамки (16:20) из картона, макароны разной формы, клей. | ||
Ф Е В Р А ЛЬ
| Техника Декупаж | «Красивая тарелка» | Познакомить детей с новой техникой изготовления и украшения предметов. Учить вырезанию элементов рисунка с салфеток. Развивать творческие способности, умение преобразовывать предметы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Одноразовая тарелка, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка |
«Подарок папе» (дедушке) | Вызвать у детей желание приготовить подарок папе к празднику своими руками. Закрепить умение работать различными материалами; развивать моторику рук. Воспитывать у детей сознательное выполнение правил безопасности при работе с ножницами. | Кружка, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка | ||
«Ваза для цветов» (подарок маме) | Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с салфетками для декупажа. | Ваза, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка | ||
Натюрморт на разделочной доске. | Развивать у детей чувство композиции и цвета. Развивать творческое воображение ребёнка, способствующее реализации его идей в художественных работах. Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность | Разделочная доска, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка | ||
М А Р Т
| работа с тканью и нитками | «Салфетка в подарок бабушке» | Познакомить детей со способом изготовления поделок из ткани (научить делать бахрому на салфетке). Развивать трудовые и творческие навыки в процессе выполнения конкретного задания. Воспитывать аккуратность, старание, умение доводить начатое дело до конца | Ткань размером 15:15, ножницы, иголка, нитки мулине, образец |
«Сорока» (объемная игрушка из ниток). | Учить наматывать нитки плотно на шарик, не допуская неровностей. Развивать мелкую моторику, умение понимать и выполнять стоящую перед ними задачу. Воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость | Нитки белые №40-60, коробочка под катушку, клей силикатный, шарик или напальчник, ножницы. | ||
«Сорока» (продолжение) | Закрепить умение детей правильно держать ножницы и работать с ними, вырезая фигурные формы (крылья, хвост), использовать прием симметричного вырезывания. Формировать умение сосредоточиться во время работы. Развивать образное мышление, и творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус, старание, | 2 готовых объемных шарика из ниток, бумага черная красная и белая), шаблоны, карандаши, ножницы, клей. | ||
Панно «Весна» (коллективная) | Развивать умение подбирать ткань по цвету, фактуре, вырезать фрагменты необходимой формы и размера и располагать на панно. Совершенствовать навыки работы в коллективе. Развивать эстетический вкус, внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к своим работам и работам друзей. | Ткань для основы 30:40, кусочки ткани для аппликации, ножницы, клей, дополнительные элементы декора для украшения | ||
А П Р Е Л Ь - М А Й | Техника айрис-фолдинг | «Радужный шар» | Выработать у детей практические навыки и умения в техники айрис фолдинг (наклеивать полоски бумаги, сложенные пополам, накладывая их друг на друга по часовой стрелке, заполняя всю поверхность силуэта). Развивать способность самостоятельно выбирать цветовое решение при создании поделки, воображение и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать эстетический вкус. | образцы изделия четырех видов (круглой и овальной формы разного размера и цвета),белый картон, белый лист формата А-4, готовые детали аппликации в коробке, кисточка, клей ПВА, клей-карандаш, простой карандаш |
«Улитка» | Формировать навыки сгибания складывания бумаги, дать понятие «айрис-фолдинг». Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, глазомер, внимание. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, животным, бережное отношение к ним, аккуратность, дисциплинированность, бережное отношение и уважение к своему труду и труду друзей. | Листы картона и плотной бумаги для фона картин, тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема) на основе круга, ножницы, канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш | ||
«Ваза с цветами» 2ч. | Продолжать учить работать в технике айрис-фолдинг. Выполнить цветы путем сминания каждого слоя салфеток к центру, формировать бутон розы определенного цвета, создавая в своей работе контраст между фоном и букетом цветов. Учить составлять композицию. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, глазомер, внимание. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. | Приготовленные рамки, ½ картона с вырезанным силуэтом вазы, разлинованный айрис шаблон вазы, цветные полоски бумаги шириной 2 см и длинной 15 см., круглые цветные бумажные салфетки, прямоугольники (5:7 см) из гофрокартона, ножницы, клей ПВА, клеенки, салфетки, жесткие кисти. | ||
«Кошечка» | Продолжать учить работать в технике айрис-фолдинг. развивать логическое и абстрактное мышление, мелкую моторику. Воспитывать внимание, терпение, аккуратность. | Листы картона и плотной бумаги для фона картин, тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема), ножницы, канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш | ||
«Шляпа» | Закрепление умений и навыков работы в технике айрис-фолдинг. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, глазомер, внимание. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца | Листы картона и плотной бумаги для фона картин, цветная бумага для детали головы, тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема), ножницы, канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш | ||
Композиция «Утенок» 2ч. | Закрепление умений и навыков работы в технике айрис-фолдинг. Украшение работы с помощью аппликаций, декоративных деталей и т.д. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, глазомер, внимание. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца. | Листы картона и плотной бумаги для фона картин, цветная бумага для дополнительных деталей (камыши, трава, бабочка), тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема), ножницы, канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш |
Используемая литература
- О. Сухаревская. «Оригами для самых маленьких». – М.: «Айрис-Пресс», 2012
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». – Спб.: Детство-Пресс, 2008г.
- Дорофеева А. «Ситцевый лоскуток». Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2008г.
- А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. «Поделки из ниток и пряжи». Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010г.
- И. В. Новикова «Квиллинг (бумажные поделки в детском саду)». – Ярославль, 2009.
- И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: издательство «Карапуз», 2009
- И.Я.Базик. «Что можно сделать из природного материала». – М.: «Просвещение», 1991
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М.,2007.
- О. Сухаревская. «Оригами для самых маленьких». – М.: Айрис-Пресс, 2008г.
- О.В. Белякова, А.В. Щеглова. «Волшебная бумага, или бумажные фокусы». – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
- Х. Линд. «Бумажная мозаика». – ООО «Издательство «Айрис-Пресс», 2007г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки». – М., 2010.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г
- Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». – Ярославль, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...