П Р О Г Р А М М А «МОТОВЕЗДЕХОДНЫЙ СПОРТ»
рабочая программа (9 класс) по теме
Формула мотовездеходного спорта - массовость и мастерство. Его цель - не реклама и сенсационные рекорды, а культурный досуг и отдых молодежи, ее подготовка к высокопроизводительному труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
П Р О Г Р А М М А «МОТОВЕЗДЕХОДНЫЙ СПОРТ» | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Рассмотрена на заседании научно-методического совета МОУ ДОД «ДЮЦ» от 31 августа 2010 года протокол №1 | Утверждена приказом директора МОУ ДОД «ДЮЦ» от 31 августа 2010 года № 43-о |
П Р О Г Р А М М А
«МОТОВЕЗДЕХОДНЫЙ СПОРТ»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | спортивно-техническая |
Форма организации | секция «Мотовездеходный спорт» |
Срок реализации | 3 года |
Возраст обучающихся | 12-17 лет |
Составитель: Кассис Светлана Николаевна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
Худяков Владимир Николаевич,
заместитель директора
по учебно-производственному обучению
Салехард, 2010
Пояснительная записка
Среди технических и военно-прикладных видов спорта немаловажная роль принадлежит мотовездеходному спорту, который прививает любовь к технике, воспитывает эмоционально-волевые качества спортсмена-водителя.
Формула мотовездеходного спорта - массовость и мастерство. Его цель - не реклама и сенсационные рекорды, а культурный досуг и отдых молодежи, ее подготовка к высокопроизводительному труду.
Мотовездеходным спортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части мотовездехода, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках.
Возможность принятия самостоятельных конструкторских решений и их много вариантность создают условия для проявления и развития творческих способностей у детей и юношей. Участие в подготовке вездехода к соревнованиям приносит школьнику большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и видит плоды своего труда - испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях.
Программа «Мотовездеходный спорт» спортивно-технической направленности. Возраст обучающихся 12 - 17 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа – 68 часов в год. Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы. Программа модифицирована, за основу взята программа «Вездеходный спорт – путь к овладению техническими навыками, достижению водительского мастерства», авторы А.И. Анохин, В.И. Малиц, В.А. Грохотов, Ю.М. Кузьмин.
Цель программы: организация полезного досуга детей школьного возраста в кружках и секциях по мотовездеходного спорту под руководством тренера-преподавателя, подведение наиболее одаренных в спорте обучающихся к высоким спортивным достижениям, а также ознакомление обучающихся с историей мотовездеходного спорта и устройством вездеходов, изучение мотовездеходного двигателя и принципа его работы. Необходимо в первый же год заинтересовать, вовлечь ребят, привить им любовь к технике и спорту.
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм. В ней предусматривается, что теоретические занятия, практическая работа по техобслуживанию и ремонту вездеходов, спортивно-тренировочная езда чередуются со специальной физической подготовкой спортсменов. В конце учебного года оценка знаний осуществляется в виде тестов или билетов в теоретической части и практической части в виде зачетов и выступлений на городских, окружных и межрегиональных соревнованиях.
Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы.
Задачи программы:
- Создать условия, способствующие выявлению и развитию интереса обучающегося к мотовездеходному спорту.
- Развивать технические способности и конструкторские умения
обучающихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и
изготовлением деталей, сборкой и отладкой вездеходов. - Вырастить из ребенка спортсмена, научить действовать коллективно в составе команды.
- Добиться у детей глубоких знаний Правил дорожного движения.
Программа является не только обучающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», среди них принципы:
- гуманности (духовности, гражданственности, нравственности);
- свободной, уникальной личности;
- индивидуальности каждого ребенка, его возможностей и способностей, самобытности;
- практической личности.
В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают обучаемые после каждого года обучения.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Общее устройство вездехода | 2 | 1 | 1 | |
Общее устройство мотовездеходного двигателя | 3 | 1 | 2 | |
Соревнования мотовездеходов. Правила соревнований по мотовездеходному кроссу | 2 | 1 | 1 | |
Учебная езда на вездеходе | 20 | 2 | 18 | |
Техническое обслуживание, регулировка и ремонт вездехода | 4 | 2 | 2 | |
Анатомия и физиология школьника. Специальная физическая подготовка. Первая доврачебная помощь | 4 | 2 | 2 | |
Правила дорожного движения | 8 | 2 | 6 | |
Беседы о вездеходе | 2 | 2 | - | |
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях | 4 | 2 | 2 | |
Спортивно-тренировочная езда | 12 | 2 | 10 | |
Организация и проведение соревнований | 4 | 2 | 2 | |
Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 21 | 41 |
Содержание программы первого года занятий
1. Вводное занятие.
Теория
История вездехода. Виды и классы вездеходов. Виды мотовездеходного спорта.
2. Общее устройство вездехода.
Теория
Основные части вездехода, их назначение, расположение, взаимодействие: рамы, двигателя, узлов трансмиссии, механизмов управления.
3. Общее устройство мотовездеходного двигателя.
Теория
Принцип работы двухтактного двигателя. Определение такта. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и работа. Понятие о передаточном числе. Система электрооборудования: генератор, батарейное зажигание, магнето, свечи, опережение зажигания. Калильное число. Система питания. Карбюратор, его устройство и работа. Образование рабочей смеси, ее количество и качество.
Практика
Сборка и разборка двигателя. Изготовление прокладок картера. Установка опережения зажигания. Способы определения и устранения возможных неисправностей. Разборка и сборка карбюратора.
4. Соревнования мотовездеходов. Правила соревнований по мотовездеходному кроссу.
Теория
Теоретические сведения. Виды мотовездеходного спорта. Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Порядок проведения соревнований, судейство, правила поведения участников соревнований. Сигнальные флаги.
Практика
Подготовка трассы к учебной езде на вездеходе. Подготовка, технический осмотр вездехода. Заправка ГСМ, запуск и остановка двигателя.
5. Учебная езда на вездеходе.
Теория
Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке.
Практика
Выполнение упражнений по вождению вездехода:
а) посадка водителя, освоение правильного положения рук на руле, оперирование рычагом переключения передач, педалями (при неработающем двигателе);
б) пуск двигателя, отработка начала движения с места и торможения на вездеходе;
в) переключение передач на вездеходе;
г) отработка пуска двигателя;
д) начало движения и торможение;
е) движение на первой передаче;
ж) разгон по прямой;
з) переключение на низшую передачу;
и) отработка техники старта;
к) способы торможения;
л) прохождение прямых на максимальной скорости (без заноса).
6. Техническое обслуживание, регулировка и ремонт вездехода.
Теория
Техническое обслуживание, ремонт и регулировка двигателя (кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы питания, зажигания, смазка), узлов трансмиссии и механизмов управления (рулевое управление, тормозная система). Уход за шинами, их ремонт.
Техника безопасности при выполнении работ и обращении с инструментом.
Практика
Обращение с ГСМ, правила их слива, хранения и транспортировки.
7. Анатомия и физиология школьника. Специальная физическая подготовка. Первая доврачебная помощь.
Теория
Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Кровообращение, обмен веществ. Значение отдыха, сна в обеспечении полноценной работы занимающихся.
Роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Недопустимость курения и алкоголя. Значение физических упражнений для развития физических и духовных способностей и повышения спортивных результатов.
Предупреждение спортивных травм. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах, кровотечениях.
Практика
Упражнения для развития двигательных качеств вездеходистов различного возраста и квалификации, способствующие быстроте реакции ориентирования на трассе, руления, переключения передач и торможения. Игры, плавание, легкоатлетические виды. Правила личной гигиены.
8. Правила дорожного движения.
Теория
Разметка проезжей части. Указатели, их назначение и действие. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сигналы светофоров и регулировщиков.
Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств. Опасные последствия эксплуатации неисправного транспорта. Требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, кузова, световых приборов.
Практика
Дорожные знаки, их назначение и классификация.
9. Беседы о вездеходе:
Теория
- «Состояние и перспектива мотовездеходного спорта»;
- «Боевые и трудовые традиции российских вездеходов»;
- «Вездеход - вчера, сегодня, завтра»;
- «С вездехода на автомобиль».
10. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях.
Теория
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебно-тренировочных занятий и соревнований. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездехода, экипировка и одежда обучающихся, состояние их здоровья и самочувствие. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
Практика
Тренировочная езда.
11.Спортивно-тренировочная езда.
Теория
Движение и маневрирование на площадке. Оборудование для фигурного вождения. Техника преодоления трассы с поворотами различного радиуса и направления. Способы и техника обгона на трассе.
Практика
Особенности зимних гонок. Техника и тактика старта, обгона и финиширования. Выбор места после старта.
12.Организация и проведение соревнований.
Теория
Вопросы организации соревнований. Подготовка и оформление места проведения соревнований.
Практика
Подготовка и участие в соревнованиях, в судействе.
13.Заключительное занятие.
Теория
Подведение итогов работы секции. Выступление обучающихся и гостей. Награждение лучших обучающихся. Рекомендации по работе в летний период.
Практика
Показательное выступление.
К концу первого года обучения обучающийся должен знать:
- общее устройство вездехода;
- общее устройство мотовездеходного двигателя;
- правила дорожного движения и правила соревнований по мотовездеходному кроссу;
- техническое обслуживание, ремонт и регулировка двигателя;
- меры безопасности на тренировках и соревнованиях;
- правила соревнований по мотовездеходному кроссу.
уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь;
- пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта
вездехода; - принимать участие в городских соревнованиях и соревнованиях
по вождению;
- порядок проведения соревнований, судейство;
- правила поведения участников соревнований;
- сигнальные флаги.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Элементы теории движения вездехода | 2 | 1 | 1 | |
Двухтактные двигатели внутреннего сгорания | 2 | 1 | 1 | |
Подготовка вездехода к тренировкам и соревнованиям | 2 | 1 | 1 | |
Учебно- наглядные пособия и рационализаторская работа в секции | 4 | 2 | 2 | |
Правила дорожного движения. Служба ГИБДД | 8 | 4 | 4 | |
Спортивно-тренировочная езда. Управление вездеходом в экстремальных ситуациях | 24 | 2 | 22 | |
Беседы о вездеходе | 4 | 2 | 2 | |
Психологическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Доврачебная помощь. | 4 | 2 | 2 | |
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях | 4 | 2 | 2 | |
Экскурсии | 2 | - | 2 | |
Организация и проведение квалификационных соревнований | 6 | 2 | 4 | |
Заключительное занятие и техническая конференция | 4 | 2 | 2 | |
Итого: | 68 | 23 | 45 |
Содержание программы второго года занятий
1.Вводное занятие. План работы секции. Правила соревнования по мотовездеходному кроссу, организация соревнований. Присвоение спортивных званий и разрядов. Классификация и технические требования к вездеходам. Судейство соревнований.
2. Элементы теории движения вездехода. Основные действующие на вездеход силы и моменты. Понятие об управляемости вездехода. Динамические особенности старта и разгона. Силы и моменты, действующие на переднюю и заднюю оси при торможении.
3.Двухтактные двигатели внутреннего сгорания. Типы двигателей. Понятие о теоретическом расчете двигателя. Фазы газораспределения. Способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе. Технология ремонта кривошипно-шатунного механизма. Правила разборки и сборки коробки передач и ее ремонта. Правила регулировки приборов зажигания и подбора запасных свечей. Оборудование двигателя для установки батарейного зажигания, магнето. Правила регулировки системы зажигания. Виды горюче - смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания. Понятие об октановом числе.
Правила разборки, сборки и регулировки карбюраторов. Понятие об оптимальном и минимальном режиме.
4.Подготовка вездехода к тренировкам и соревнованиям. Техника безопасности при обращении с инструментом во время работ. Обращение с ГСМ. Обзор новых вездеходов. Правила расчета на прочность узлов ходовой части. Общее понятие о форсировке двухтактного двигателя. Анализ современных конструкций двигателей. Понятие о расчете на прочность основных узлов и деталей двигателя. Форсировка агрегатов и механизмов.
Практическая работа. Изменение степени сжатия камер сгорания головки цилиндра. Работа по усилению и улучшению механизма сцепления. Сборка двигателя. Установка на вездеход. Обкатка. Отладка. Усовершенствование конструкции зажигания. Монтаж и установка систем на вездеход, регулировка, ходовые испытания.
5.Учебно-наглядные пособия и рационализаторская работа в секции. Классификация наглядных пособий и тренажеров. Викторины и настольные игры, повышающие качество усвоения знаний обучаемыми. Тематический план рационализаторской работы в кружке.
Практическая работа. Проектирование, конструирование и изготовление учебно-наглядных пособий. Составление перечня работ по усовершенствованию имеющегося в кружке оборудования, инструментов и приспособлений.
6.Правила дорожного движения. Служба ГИБДД. Когда и как возникла необходимость введения правил дорожного движения. Разметка, указатели, знаки, светофоры.
Общие обязанности водителя. Требования к водителю. Документы водителя.
Общие обязанности пешеходов.
7.Спортивно-тренировочная езда. Управление вездеходом в экстремальных ситуациях. Влияние погодных условий на управление. Понятие о тактике ведения гонки.
Понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и 5-образных поворотов. Оптимальный путь прохождения всей трассы. Техника старта, прохождение поворотов без заноса, с заносом задней оси, со сносом колес. Техника торможения. Особенности зимних гонок.
Практическая работа. Выполнение маневров и упражнений. Отработка техники скоростного прохождения сложных участков трассы.
Беседы о вездеходе.
- «Боевые и трудовые подвиги работников ГИБДД»;
«Выбор скорости в зависимости от возможностей вездехода».
8.Психологическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Доврачебная помощь. Роль и значение психики спортсменов на соревнованиях. Выявление различных психологических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований. Специальная физическая подготовка. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и реакции ориентирования органами управления. Общая физическая подготовка водителя вездехода.
Практическая работа. Выполнение упражнений по индивидуальным планам тренировок и физической подготовке обучающихся. Приемы доврачебной помощи.
9.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Меры безопасности, обусловленные правильной организацией и соблюдением дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездеходов, экипировкой и одеждой обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствия. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
Экскурсии. Посещение выставок и соревнований.
10. Организация и проведение квалификационных соревнований. Правила и порядок проведения соревнований. Правила техники безопасности на соревнованиях. Оформление лицензий.
Практическая работа. Подготовка и оформление места проведения соревнований. Участие в соревнованиях и судействе.
11.Заключительное занятие и техническая конференция. Подведение итогов работы секции. Выступление обучающихся и гостей. Награждение лучших обучающихся. Рекомендации по работе в летний период.
К концу второго обучения обучающийся должен
знать:
- устройство вездехода и двигателя;
- регламент соревнований по мотовездеходному кроссу;
- элементы теории движения вездехода;
- правила дорожного движения для вездеходов.
уметь:
- принимать участие в городских и областных соревнованиях;
- пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта
вездехода;
- подготовить ходовую часть и двигатель к тренировке и соревнованиям;
- организовывать и проводить соревнования;
- применять меры безопасности на тренировках и соревнованиях;
- управлять вездеходом в экстремальных ситуациях.
Учебно-тематический план
Третий год обучения
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Элементы теории движения вездехода | 2 | 2 | - | |
Подготовка вездехода к соревнованиям | 2 | 1 | 1 | |
Подготовка двигателя к соревнованиям | 2 | 1 | 1 | |
Рационализаторская работа | 2 | 2 | - | |
Правила дорожного движения | 11 | 11 | - | |
Спортивно-тренировочная езда | 30 | 8 | 22 | |
Правила соревнований и технические требования | 1 | 1 | - | |
Психофизиологическая подготовка. Специальная физическая подготовка | 2 | 1 | 1 | |
Меры безопасности при работе в секции, на тренировках и соревнованиях | 2 | 1 | 1 | |
Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта | 2 | 2 | - | |
Организация и проведение соревнований | 10 | 2 | 8 | |
Заключительное занятие | 1 | 1 | - | |
Итого: | 68 | 34 | 34 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Подведение итогов участия в соревнованиях в зимний период; обсуждение плана работы секции; классификация и технические требования к вездеходам; перспективы совершенствования конструкции вездехода с учетом достижений современного мотостроения; присвоение спортивных званий и разрядов.
2. Элементы теории движения вездехода.
3. Подготовка вездехода к соревнованиям.
Обзор новых конструкций вездеходов; правила выполнения технических рисунков, эскизов и рабочих чертежей; разработка общего направления подготовки рамы.
4.Подготовка двигателя к соревнованиям.
Специальные технические требования к двигателям; общее понятие о форсировке двигателя; разработка новых конструкций и технологий изготовления кривошипно-шатунного механизма; выбор материала и его технологические возможности.
Практическая работа. Изменение фазы газораспределения; изготовление гильзы цилиндра; изменение степени сжатия; работа с поршневой группой; изготовление кривошипно-шатунного механизма; изготовление механизма сцепления систем; совершенствование системы зажигания; регулировка опережения зажигания; выбор топлива и масла; проверка соответствия двигателя техническим требованиям; испытание двигателя на трассе.
5.Рационализаторская работа.
Разработка и изготовление учебно-наглядных пособий; разработка контрольных приспособлений для регулировки ходовой части двигателя.
Практическая работа. Проектирование, конструирование и изготовление учебно-наглядных пособий по изучению двигателя и ходовой части вездехода, работа по усовершенствованию имеющегося в секции оборудования и инструмента; изготовление съемников и приспособлений для разборки и сборки двигателя.
6.Правила дорожного движения.
Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств; последствия эксплуатации неисправного транспорта; требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, шин, кузова и световых приборов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков; сигналы светофора и регулировщика.
7.Спортивно-тренировочная езда.
Управление вездеходом в экстремальных ситуациях; понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и фигурных поворотов, трамплинов; тактика командной гонки.
Практическая работа. Управление вездеходом в экстремальных ситуациях.
8.Правила соревнований и технические требования.
Условия проведения Первенства и Кубка Российской Федерации по мотовездеходному кроссу; классификация вездеходов; общие технические требования к вездеходам; специальные технические требования к вездеходам; регистрация, идентификация и контроль; возрастные требования к участникам в соревнованиях по мотовездеходному кроссу.
9.Психофизиологическая подготовка. Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка; роль и значение психики спортсменов на соревнованиях; выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований.
Практическая работа. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и восприятию временных интервалов, звуковые сигналы, связанные с техническими неисправностями; специальные физические упражнения; упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и другие; выполнение упражнений по индивидуальным планам; приемы доврачебной помощи; участие в проведении тестов; подвижные игры: футбол, волейбол, плавание, настольный теннис и др.
10.Меры безопасности при работе в секции, на тренировках и соревнованиях.
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий; меры безопасности при обращении с инструментом во время работы; меры безопасности при работе на токарном, фрезерном, сверлильном станках; меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездехода, экипировкой и одеждой обучающихся; состояние их здоровья и самочувствия; меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению; меры безопасности при обращении с лакокрасочными материалами; меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.
11. Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта.
Экскурсии на СТО ВАЗ; просмотр соревнований по мотовездеходному кроссу; участие в массовых мероприятиях по плану секции центра.
12.Организация и проведение соревнований.
Правила и порядок проведения соревнований; правила техники безопасности на соревнованиях.
Практическая работа. Подготовка и оформление места проведения соревнований; участие в соревнованиях в качестве судей и спортсменов; участие в соревнованиях различного масштаба.
13.Заключительное занятие.
Подведение итогов работы секции; выступление занимающихся и гостей; награждение лучших спортсменов; рекомендации по работе в летний период.
5. Правила соревнований и технические требования.
Условия проведения Первенства и Кубка Российской Федерации по мотовездеходному кроссу; классификация вездеходов; общие технические требования к вездеходам; специальные технические требования к вездеходам; регистрация, идентификация и контроль; возрастные требования к участникам в соревнованиях по мотовездеходному кроссу.
Психофизиологическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Специальная физическая подготовка; роль и значение психики спортсменов на соревнованиях; выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований.
Практическая работа. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и восприятию временных интервалов, звуковые сигналы, связанные с техническими неисправностями; специальные физические упражнения; упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и другие; выполнение упражнений по индивидуальным планам; приемы доврачебной помощи; участие в проведении тестов; подвижные игры: футбол, волейбол, плавание, настольный теннис и др.
Меры безопасности при работе в секции, на тренировках и соревнованиях. Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий; меры безопасности при обращении с инструментом во время работы; меры безопасности при работе на токарном, фрезерном, сверлильном станках; меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездехода, экипировкой и одеждой обучающихся; состояние их здоровья и самочувствия; меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению; меры безопасности при обращении с лакокрасочными материалами; меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.
Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта. Экскурсии на СТО; просмотр соревнований по мотовездеходному кроссу; участие в массовых мероприятиях по плану секции учреждения.
К концу третьего года обучения обучающийся должен
знать:
- в совершенстве устройство вездехода и двигателя;
- правила и порядок проведения соревнований;
- правила техники безопасности на соревнованиях;
уметь:
-самостоятельно производить ремонт ходовой части и доводить двигатель до совершенства;
- в совершенстве владеть техникой вождения вездехода;
- принимать участие в городских, областных и российских соревнованиях;
- организовывать и проводить соревнования;
- проводить подготовку и оформление места проведения соревнований;
- выступать в качестве судей и спортсменов на соревнованиях;
Методическое обеспечение
Основные принципы учебно-воспитательного процесса нацелены на формирование творческой личности. Это:
- принцип свободной личности;
- принцип уникальной личности, индивидуальности каждого ребенка, его возможности и способности, самобытность;
- принцип практичной личности.
- Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в итоге положительно скажутся на характере будущего рабочего, инженера, водителя, ученого.
Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.
Таким образом, необходимо сформулировать главные принципы при подготовке ребенка к жизни, с учетом формирования творческих способностей и овладения следующими идеями:
- только свободная личность, обладающая гражданским сознанием, чувством собственного достоинства, самостоятельностью, ответственностью, может быть творческой;
- только гуманная личность, понимающая высокую ценность человеческой жизни, может направить свое творчество на созидание;
- формирование творческих способностей определяет развитие
человека, его интеллект, потребность к преобразованиям, жизненному творчеству, обновлению. Интеллектуальные способности ребенка возникают в ходе его умственной деятельности.
Скорость и качество развития способностей зависят от суммы уже имеющихся умственных способностей и их сочетания.
Творческое мышление и творческая деятельность на занятиях техническим творчеством в условиях дополнительного образования отражаются в неразрывной взаимосвязи, как воспитание человека практического и творческого.
Актуальные задачи связаны с воспитанием и развитием у ребенка таких качеств, как мышление, способности, трудолюбие, предприимчивость, способность принимать решения, практичность, желание добывать знания, т. е. качеств, которые способствуют развитию творчества у ребенка и будут только тогда ценны, когда вместе с ними будут присутствовать порядочность, честность, справедливость, милосердие. Поэтому ценностное отношение к себе и к другим людям необходимо формировать как духовное и гуманистическое начало в воспитании творческой личности.
Назначение воспитательной, обучающей и развивающей технологии - разбудить активность ребенка, т. к. трудно представить себе, что, не проявляя активности, ребенок может достичь своего интереса: подготовить вездеход и добиться успеха на соревнованиях.
От того, насколько педагогу удастся активизировать детей и вооружить их новейшими способами совершенствования деятельности и стимулировать их индивидуальный выбор, зависит личностное развитие ребенка, вследствие этого необходимо так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы ориентировать его на максимальное развитие индивидуальности. Принцип уникальности личности порождает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который вариативно реализуется в гибких учебных планах. Применяемые воспитательные технологии в процессе обучения детей помогают ребенку «творить из себя» свободного, развитого, творческого, профессионально ориентированного спортсмена. Дети принимают участие в экскурсиях на автотранспортные предприятия города, в просмотрах соревнований по техническим видам спорта на трассах мотокросса и по видеозаписям просматривают и обсуждают соревнования спортсменов высокого профессионального уровня. В основном формирование команды спортсменов происходит на выездных соревнованиях областного и российского уровня.
Инструменты, материалы и оборудование
Ключи рожковые: от 5 до 27.
Накидные: от 8 до 19.
Головки: набор №20.
Свечной ключ: 21x22.
Молоток: 20г, 75г, 150г, 2 кг, резиновый. Зубило: маленькое и большое; отвертка: маленькая, средняя, большая; плоскогубцы, круглогубцы, кусачки; напильники: плоские, круглые, квадратные и трехгранные; набор надфилей; ножницы, ножницы по металлу; дрель ручная; паяльник. Метчики: от МЗ до М14; плашки: от МЗ до М14.
Болт, шайба, пружинная шайба, гайка: от МЗ до М14. Сталь: Ст.З, Ст.5, Ст.20, 45, 20Х, 40Х, ШХ15, 65Г, 12ХНЗА, 18ХНВА, ЗОХГСА
листовая - от 0,5 до 7 мм;
пруток - диаметром от 5 до 120 мм;
труба - диаметром от 5 до 32 мм;
квадратная и шестигранная - от 5 до 19 мм.
Алюминий: АЛ, АК4, АК7, АМГ, В95, Д16Т
листовой от 0,5 до 5 мм;
Чугун высокопрочный: ВЧ 60 диаметром 50 мм.
Латунь, медь, бронза:
листовая от 0,2 до 1,5 мм, пруток от 10 до 50 мм.
Лакокрасочные материалы, эпоксидная смола, стеклоткань, автогерметик, припой, паяльная кислота. Бензин, масла, литол-24, дисульфид молибдена, паста гоя, наждачная бумага.
Станки: токарный, фрезерный, сверлильный, заточный. Делительная и вертикальная головки к фрезерному станку. Электросварка, газосварка, тиски большие и малые, компрессор, насос автомобильный, пульверизатор.
Измерительные приборы: линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр от 0 до 50 мм, нутромер от 8 до 50 мм, индикатор установки зажигания, манометр, стробоскоп, станок универсальный (бормашина), электроножницы, сушильный шкаф, паяльная лампа, съемники для разборки двигателя, войлочный крут.
Список литературы для педагога
- Богданов О.Г. Цыганков Э.С. Основы мастерства. Азбука начинающего автоспортсмена. – М., ДОСААФ, 2002
- Ваганов В.И. Пинт А.А. Езжу без аварий. – М., Патриот, 2004.
- Журнал «Автоспорт», 2004 – 2008.
- Журнал «За рулем», 2003 – 2008.
- Куперман А.И. Безопасное управление автомобилем. – М., Транспорт, 2000.
- Орлов Ю.Б. Автомобильный и мотоциклетные кружки. – М., Просвещение, 2003.
- ППД – Межрегиональная Ассоциация Автошкол. - М., 2007.
- Сабодахо С.В. За рулем легкового автомобиля. – М., Патриот, 2001.
- Циганков Э.С. Безопасное прохождение поворотов. – М., Транспорт, 1999.
- Леонтьев А.Н., Правила дорожного движения для велосипедистов и водителей скутеров и мопедов. М., Эсмо, 2008.
- Правила дорожного движения Российской Федерации – М., Издательский Дом Третий Рим, 2008.
Список литературы для обучающихся
- Беляев Н.В. 10 000 советов автомобилистам. – М., АСТ Харвкст, 2007.
- Бродский А.Я. Советы бывалых автомобилистов. – М., ДАСААФ СССР 1999.
- Гладкий А.А. Экзамен в ГИБДД. – М., АСТ Астрель, 2008.
- Горбачев М.Г. Самоучитель безопасного вождения. – М., 2006.
- Горбачев М.Г. Экстремальное вождение «Гоночные секреты». – М.,ООО «Престиж», 2006.
- Громаковский А.А., Сдаем на права. – М., 2008.
- Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М., «Третий Рим», 2006.
- Устройство, техническое обслуживание, и ремонт автомобилей. – М., «Высшая школа», 2008.
- Экзаменационные (тематические) задачи. – М. 2008.
- Яременко О.В. Твой друг – автомобиль. – М., Издательство ДАСААФ СССР 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мотовездеходный спорт"
Среди технических и военно-прикладных видов спорта немаловажная роль принадлежит мотовездеходному спорту, который прививает любовь к технике, воспитывает эмоционально-волевые качества водителя.Формул...
Газета класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"
Газета 9 класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"...
Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»
Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1. Цель- пропаганда здорового образа жизни,...
Методическая разработка Неделя спорта и здоровья «Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен».
СПОРТ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ПОЛНОЦЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНИНА, И НАША ШКОЛА СТАРАЕТСЯ ПРИЛОЖИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И СПОРТА СРЕДИ НАШИХ УЧЕНИКОВ....
Спортивный калейдоскоп «Спорт,спорт,спорт!»
Открытое мероприятие по дополнительному образованию, где освещаются все занятия спортивного направления....
«Спорт в жизни человека. Встреча с чемпионом мира, мастером спорта РФ по корэш, заслуженным мастером спорта РТ Файзуллиным Фархатом Фархуллаевичем».
Внеклассное мероприятие способствует формированию у подростков мотивации заниматься физической культурой и спортом, знакомит со спортивными достижениями выдающихся спортсменов РТ....
Рекомендация для родителей "Спорт! Спорт! Спорт!
Совместные занятия с детьми младшей группы по лексической теме «Спорт. Спорт. Спорт»...