Методическая разработка урока "Олимпийские виды спорта (настольный теннис)"
методическая разработка по физкультуре (9 класс)
В данной методической разработке представлены примеры презентации игровых индивидуальных и групповых олимпийских видов спорта на примере настольного тенниса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolnyy_tennis_mednikov.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 309
Центрального района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _____________В.М. Шаповалова Приказ № от «___» ____________2013г. | «ПРИНЯТО» на педагогическом совете протокол № __ от « » ________2013г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по настольному теннису
для учащихся 12-16 лет
срок реализации 3 года
Педагог дополнительного образования
Медников Эрвин Валерьевич
Санкт- Петербург
2013
Содержание
Учебно-тематический план 1-2-3 года обучения
Методическое обеспечение образовательной программы
Содержание программы 1 года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Содержание программы 3 года обучения
Пояснительная записка
Программа «Настольный теннис» является модифицированной.
При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Барчукова , (этапы спортивного совершенствования ), 2004 года. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.
Образовательная программа “Настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа специализированная, т.е. предполагает выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эта программа ориентирована на развитие компетентности в области настольного тенниса, формирует навыки на уровне практического применения, совершенствует у занимающихся основные физические качества. Формирует правильные межличностные отношения в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
цель:
Создание условий для развития физических и личностных качеств, а также овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
задачи:
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Отличительными особенностями данной программы являются:
- разно уровневые и разновозрастные учебные группы;
- оптимизация учебного процесса применительно к одаренным учащимся; предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса.
- применение принципа вариативности - содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастно-половых психофизиологических особенностей обучающихся, их личных желаний.
Преподаватель оставляет за собой право при необходимости корректировать количество часов, отведенных на ту или иную тему. Причиной корректировки могут быть различные факторы: состав группы, способности учащихся, их индивидуальные возможности.
Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Программа рассчитана на детей и подростков от 12 до 16 лет.
Срок реализации программы - 3 года.
Количество учащихся в группах: 1 года обучения - 15 человек,
2 год обучения – 12 человек,
3 год обучения – 10 человек.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся:
Будут знать:
- будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
- узнают правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
- Провести специальную разминку для теннисиста
- Овладеют основами техники настольного тенниса;
- Овладеют основами судейства в теннисе;
- Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
- Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
К концу 2 года обучения учащиеся:
Будут знать:
- расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
- получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;
Будут уметь:
- Проводить специальную разминку для теннисиста
- Овладеют различными приемами техники настольного тенниса;
- Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
- Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
- Овладеют навыками общения в коллективе;
- будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:
- улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям
По окончании третьего года обучения, учащиеся:
- Освоят накат справа и слева по диагонали;
- Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
- Освоят накат справа и слева в один угол стола;
- Научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
- топ–спин справа по подставке справа;
- Научаться делать топ спин слева по подставке;
- Освоят технику топ спин слева по подставке;
- Освоят технику топ–спина справа по подрезке справа;
- Освоят технику топ–спин слева по подрезке слева;
- Будут уметь проводить и судить соревнования в группах младшего возраста;
способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства.
формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном турнире по настольному теннису.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый конт6роль проводится с целью определения степени достижения результатов и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Учебно-тематический план 1-2-3 года обучения
4 часа в неделю (144 часов в год)
№ п/п | Название тем | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические сведения по разделу «настольный теннис» | 10 | - | 10 | 8 | - | 8 | 6 | - | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | - | 20 | 20 | - | 20 | 20 | - | 20 | 20 |
3 | Специальная подготовка | 5 | 15 | 20 | 5 | 15 | 20 | 4 | 15 | 19 |
4 | Техническая подготовка | 6 | 25 | 31 | 6 | 25 | 31 | 6 | 22 | 28 |
5 | Тактика игры | 8 | 25 | 33 | 8 | 22 | 30 | 8 | 25 | 33 |
6 | Учебные игры | 5 | 25 | 30 | 5 | 30 | 35 | 8 | 30 | 38 |
Общее количество часов в год | 34 | 115 | 144 | 32 | 112 | 144 | 32 | 112 | 144 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы настольного тенниса ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по настольному теннису. | |
2 | Общефизическая подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. | |
4 | Техническая подготовка теннисиста | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | В парах | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Содержание программы 1 года обучения
1. Теоретические сведения
- Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
- Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
- Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
- Сведения о строении и функциях организма человека;
- Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
- Правила игры в настольный теннис;
- Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка (развитие двигательных качеств)
- Подвижные игры
- ОРУ
- Бег
- Прыжки
- Метания
3. Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития прыжковой ловкости
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка
- техника хвата теннисной ракетки
- жонглирование теннисным мячом
- передвижения теннисиста
- стойка теннисиста
- основные виды вращения мяча
- подачи мяча: «маятник», «челнок»
- удары по теннисному мячу (удар без вращения – «толчок», удар с нижним вращением – «подрезка»)
5. Тактика игры
- Подачи мяча в нападении;
- Прием подач ударом;
- Удары атакующие, защитные;
- Удары, отличающиеся по длине полета мяча
- Удары по высоте отскока на стороне соперника
6. Учебная игра
- парные игры
- «игра защитника против атакующего»
- «игра атакующего против защитника»
Содержание программы 2 года обучения
1. Теоретические сведения
- Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
- Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
- Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
- Сведения о строении и функциях организма человека;
- Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
- Правила игры в настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка (развитие двигательных качеств)
- Подвижные игры
- ОРУ
- Бег
- Прыжки
3. Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития прыжковой ловкости
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка
- подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,
- удары по теннисному мячу:
- удар без вращения – «толчок»
- удар с нижним вращением – «подрезка»
- удар с верхним вращением – «накат»
- удар «топ-спин» - сверхкрученый удар.
5. Тактика игры
Подачи:
- атакующие, направленные на непосредственный выигрыш очка;
- подготавливающие атаку;
- защитные, не позволяющие противнику атаковать.
Прием подач ударом:
- атакующим;
- подготовительным;
- защитным.
6. Учебная игра
- игра защитника против атакующего;
- игра атакующего против защитника;
- игра атакующего против атакующего;
- парные игры.
Содержание программы 3 года обучения
- Теоретические сведения
- Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
- Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
- Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
- Правила игры и методика судейства соревнований;
- Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
- Действующие правила игры, терминология;
- Перспективы дальнейшего развития правил;
- Влияние правил игры на её развитие.
2. Общефизическая подготовка (развитие двигательных качеств)
- Подвижные игры
- ОРУ
- Бег
- Прыжки
- Метание
3. Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития прыжковой ловкости
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка
- подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,
- удары по теннисному мячу:
- удар без вращения – «толчок»
- удар с нижним вращением – «подрезка»
- удар с верхним вращением – «накат»
- удар «топ-спин» - сверхкрученый удар;
Совершенствовать подачи:
- по диагонали;
- «восьмерка»;
- в один угол стола;
- по подставке справа;
- по подрезке справа;
- топ спин справа по подрезке справа;
- топ спин слева по подрезке слева;
- Совершенствовать технику приёма «кручёная свеча»;
- Совершенствовать технику приёма плоский удар.
5. Тактика игры
Удары промежуточные, одиночные или многократно повторяемые.
Удары атакующие:
- завершающий удар;
- удар по «свече»;
- контратакующий удар;
- заторможенный укороченный удар.
Удары, отличающиеся по длине полета мяча:
- короткие;
- средние;
- длинные.
Удары по высоте отскока на стороне соперника:
- ниже уровня стола;
- ниже уровня сетки;
- средние(20–30 см);
- высокие(50–60 и выше).
6. Учебная игра
- игра защитника против атакующего;
- игра атакующего против защитника;
- игра атакующего против атакующего;
- парные игры.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 12x24
спортивный инвентарь и оборудование:
- теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
- набивные мячи
- перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
- скакалки для прыжков на каждого обучающегося
- секундомер
- гимнастические скамейки – 5-7 штук
- теннисные столы - 2 штуки
- сетки для настольного тенниса – 2 штуки
- гимнастические маты – 8 штук
- гимнастическая стенка
- волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч
Литература для педагога:
- Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
- Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
- Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
- Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
- Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
- Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
- Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
- Синегубов П.М. настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. М. ФиС. 1978.
Литература для обучающихся:
- Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
- Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979.
- Кун А. Всеобщая история физической культуры и спорта.
Под редакцией Столбова В.В.. М. Радуга. 1982.
- Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
- Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
- Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Зимние виды спорта"
Урок английского языка для 8 класса...
Методическая разработка урока "Зимние виды спорта"
Урок английского языка для 8 класса...
Презентация к уроку "Олимпийские виды спорта"
Презентация к уроку «Олимпийские виды спорта» Данная презентация «Олимпийские виды спорта» была создана к уроку-презентации. Ежегодно при изучении теоретического материала, а именно, при знакомс...
Методическая разработка "День зимних видов спорта"
День зимних видов спорта - новый всероссийский праздник 7 февраля. Сегодня существует большое количество зимних видов спорта и способов активного отдыха, которые весьма популярны в...
Тема методической разработки: «Обучение атакующим действиям в настольном теннисе»
Цель занятия: Совершенствование атакующих действий в настольном теннисе. Задачи занятия:Обучение построению атакующей схемы игры против теннисистов разных стилей, опробование на практике техники ...
Методическая разработка на тему: "Виды спорта и система физических упражнений"
В методической разработке описаны виды спорта и система упражнений для укрепления организма....
2020 год Методическая разработка по паралимпийскому виду спорта бочча
2020 год Методическая разработка по паралимпийскому виду спорта бочча...