"Московский Кремль".
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
"Московский Кремль".
Виртуальная экскурсия в Кремль
Цель: формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как
уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.
Образовательные задачи: продолжить знакомство с достопримечательностями Москвы знакомить с историей возникновения Московского Кремля.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.
Развивающие задачи: расширить кругозор; обогащать словарный запас; развивать умение правильно, четко и логично отвечать на вопросы; развивать мышление, память и фантазию; учиться обобщать и выделять главное
Оборудование:
- Книги, открытки, сувениры, фотографии о Москве
- Карточки с пословицами
- Схема-рисунок Московского Кремля
- Мультимедийная презентация “Московский Кремль”
- Виртуальная экскурсия в Московский Кремль
- Компьютер
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель. Посмотрите на выставку книг, на открытки, фотографии. Давайте попробуем определить, о чем пойдет разговор на нашем уроке.
Слайд 1. Приложение
Ответы детей.
(О Москве и ее достопримечательностях)
– Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы о Москве и объясните их смысл.
Ученики составляют пословицы
Москвой – столицей весь народ гордится
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал
Москва не сразу строилась
Кремль – сердце Москвы
Учитель. На уроке мы будем говорить о Москве – столице нашей Родины, о красоте и величии Москвы, и особый разговор состоится о самом главном месте Москвы – Красной площади и Кремле.
Слайд 2
– Назовите год основания Москвы? (1147)
– С чьим именем связано основание Москвы? (С именем Юрия Долгорукого, в центре города ему установлен памятник)
– Объясните, что за изображение проецируется на экран
Ответы детей
(Это герб города Москвы)
– Что изображено на гербе Москвы?
Ответы детей
(– На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец)
(– Изображение московского герба можно увидеть на современном Государственном гербе России)
Слайд 3
Учитель. Государственный герб России состоит из двух частей: двуглавого орла и герба Москвы – Георгий Победоносец поражает змея. Эти два изображения стали считаться гербом России с 17 века
Слайд 4
Учитель. Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания с современными.
– Какие достопримечательности Москвы вы знаете?
Слайд 5, 6, 7
Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.
Слайд 8, 9, 10
– Из ваших рассказов мы услышали, что вы были на Красной площади. Красная площадь – это главная площадь нашей страны.
– Как вы думаете, почему площадь названа Красной?
Ответы детей
– Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной?
Слайд 11
– Совершим и мы экскурсию на Красную площадь. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного), Покровский собор был сооружен в память присоединения Казани к Московскому государству в середине 17 века, напротив собора находится Исторический музей.
Слайд 12 – задание
Прочитайте рассказ.
“Смотрят люди и глазам не верят. Поднимается над площадью каменное диво с узорчатыми стенами и главами. И каждая из этих глав украшена на свой манер причудливой каменной резьбой. Волнистые, ребристые, игольчатые. И разноцветные, словно радуга.”
Задание. На какой из фотографий изображено это каменное диво?
Ответы детей.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель. Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на Боровицком холме и отражаются в водах Москвы – реки.
Слайд 13
Учитель. “Москва” и “Кремль” – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – это сердце Москвы.
М.Ю. Лермонтов писал:
Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
– Московский Кремль символ нашей Родины. – А как строился Кремль?
Об этом мы узнаем, совершив виртуальную экскурсию.
Слайд 14
В историю возникновения Кремля (ех.01. вступление 01.01)
Учитель. Кем был построен белокаменный Кремль?
Ответы детей
(Кремль был построен Дмитрием Донским)
– Кто из князей построил Московский Кремль из красного кирпича?
Ответы детей
(Иван III)
Слайд 15, 16
Учитель. Вместе со стенами поднялись и новые башни.
Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: “Какая из вас башен, самая старейшая?”
Чтение по ролям отрывка из книги Е.Осетрова “Твой Кремль”, М., 1980
“…– Я, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали Меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным – давно это было…
– А самая молодая?
– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
– А самая высокая?
– Я – Троицкая башня, я – башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.
– А самая маленькая?
– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер…
– Сколько же всего вас, башен?
– Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история… ”
Учитель. Сколько всего башен?
Ответ детей. (20)
– Вспомните и назовите, какие башни о себе рассказали?
Ответы детей
(Тайницкая, Царская, Троицкая, Кутафья)
– Почему Кутафью башню называют “предмостной сторожевой башней”?
Ответы детей.
Учитель. – Самая большая и главная, как говаривали в старину, “на особину”, особо – это Спасская башня. Через ее ворота въезжали в Кремль Московские князья и цари со своей свитой. Послушаем, что же расскажет о себе Спасская башня.
Слайд 17
Виртуальная экскурсия (ех.30. Спасская башня 02.06)
Слайд 18
Учитель. Войдя через ворота Спасской башни на территорию Кремля, познакомимся с уникальными памятниками истории и культуры, которыми гордится Россия.
Центром Кремля стала Соборная площадь. Она существовала уже в 1326 году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Отправимся на виртуальную экскурсию и познакомимся с Благовещенским собором.
Слайд 19
Виртуальная экскурсия в Благовещенский собор (ех.15, 00.47)
– Рядом с Благовещенским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда не пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Совершим виртуальную экскурсию на колокольню Ивана Великого.
Слайд 20
Виртуальная экскурсия на колокольню Ивана Великого (ех.21, 02.15)
Учитель. Много прекрасного в Кремле – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Кремля.
У вас на столах лежит схема – рисунок Кремля. На нем отмечены объекты Кремля. Рассмотрите его.
– Какие еще достопримечательности находятся на территории Московского Кремля.
Ответы детей
Проведем Викторину
Какая площадь Москвы самая древняя?
С какого времени центральная площадь Москвы называется Красной?
В ознаменование какого события был сооружен Храм Василия Блаженного на Красной площади, или Покровский собор, как его называли ранее?
Сколько всего башен у стен Кремля?
Какая из башен Кремля была возведена первой?
Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве?
– Назовите еще раз основные достопримечательности Кремля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"
Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или на первых уроках математики в 5 классе....
Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»
Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика) «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...
Интерактивная интеллектуальная игра "Московский Кремль"
Данная презентация представляет собой часть авторского интерактивного проекта «Литературная Москва. Прогулки по городу вместе с героями известных произведений и их авторами» Данный материал предполага...
Путешествие по Московскому Кремлю
Данный урок математики в 5 классе предполагает отработку теоретических знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...
Образ Московского Кремля в текстах русских писателей и поэтов
Показать своеобразие, неповторимость и историченское значение Московского Кремля как символа государства Российского....
Презентация "ХРАМЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ"
Презентацию "Храмы московского Кремля" можно использовать на уроках курса "Основы религиозной культуры"....