Внеклассное мероприятие «Мы выбираем жизнь!» (суд над наркотиками)
классный час (10 класс) по теме
Предлагаемый проект внеклассного мероприятия создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Данный проект классного часа рассчитан на 40 минут. Аудитория – учащиеся 10-11 классов. В ходе некоторых упражнений педагогу приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения "на равных" с подростковой аудиторией.
Упражнения, игры носят дискуссионный подтекст, не навязывают подросткам однозначных выводов и решений, позволяют в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martyshevskiy_vorkuta_ddt.zip | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» г.Воркуты
Внеклассное мероприятие
«Мы выбираем жизнь!»
(суд над наркотиками)
Автор: Мартышевский Игорь Анатольевич, педагог дополнительного образования
Внеклассное мероприятие «Мы выбираем жизнь! (Суд над наркотиками)»
Пояснительная записка
Предлагаемый проект внеклассного мероприятия создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Данный проект классного часа рассчитан на 40 минут. Аудитория – учащиеся 10-11 классов. В ходе некоторых упражнений педагогу приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения "на равных" с подростковой аудиторией.
Упражнения, игры носят дискуссионный подтекст, не навязывают подросткам однозначных выводов и решений, позволяют в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:
- повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
- построение диалога в группе подростков-ровесников;
- формирование негативного отношения к наркотическим и психотропным веществам;
- формирование мотивации к сохранению здоровья.
Материально-техническое обеспечение: для проведения мероприятия необходимо просторное помещение, мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности – карандаши по количеству участников, видеопроектор, доска.
Вспомогательные материалы:
- Для игры «Ассоциации» - 4 одинаковых листка (размер 3х5 см) на каждого участника;
- Для моделирования «Распространение ВИЧ» - плотные карточки-открытки для половины участников, внутри на одной - +, на пяти – «В», остальные – пустые.
Внеклассное мероприятие может быть проведено любым педагогом или куратором группы подростков. Особое внимание следует уделить проведению дискуссий. Чаще всего подростки осуждают наркоманию и другие пагубные привычки вообще, как нечто абстрактное, не связанное с живыми людьми. Когда же в беседе появляется реальная ситуация, осуждения становится меньше, а когда это относится к своим ребятам, еще меньше. Видимо, психологически это естественно, но это означает также, что отношение к «злу» смягчается по мере конкретизации и персонификации зла, обретения им каких-то человеческих оттенков, углубления личного знакомства с ним (или его носителями).
Поэтому, для осмысления проблемы наркомании на личностном уровне в классном часе и применены методы дискуссии на основе конкретных ситуаций.
Ход внеклассного мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите жизнь?
Ответы детей: да.
Педагог: Как сказал Гете, жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. Жизнь - это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое «счастливая жизнь?»
Ответы детей: когда весело, когда все в порядке, у тебя всё есть, все здоровы и т.д.
Педагог: Да, действительно, когда мы счастливы, нам хорошо, мы чувствуем в себе много сил. Януш Корчак: «Здоровье - это главное жизненное благо».
Не будет здоровья - не будет всего выше перечисленного.
От чего же зависит наше здоровье?
Педагог: Большинство людей не имеет представления о том, какое место в их жизни занимают вредные привычки. Основа зарождения как хороших, так и плохих привычек одинакова - удовольствие! Люди стараются избежать огорчений и получить удовольствие в любой возможной форме. (Этот вопрос можно сделать наводящим)
Мы поговорим о наркозависимости.
Педагог: Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Каждому из вас я раздам листки бумаги и карандаши. Я говорю слово, а вы на листке записываете, с чем ассоциируется у вас это слово, повторяться нельзя.
Чтобы лучше понять правила игры, давайте попробуем. Первое слово – «Солнце». Запишите на листке ту ассоциацию, которое оно у вас вызывает. (Дети записывают). Хорошо, передайте, пожалуйста, мне ваши записки. (Педагог зачитывает записки учащихся).
Молодцы! Всем понятны правила игры?
Слово «наркотики». Ваши ассоциации. (Дети записывают). Передайте записки. (Педагог зачитывает записки учащихся).
Слово «наркотики». Ваши ассоциации. Помните, что повторяться нельзя. (Дети записывают). Передайте записки. (Педагог зачитывает записки учащихся).
Слово «наркотики». Ваши ассоциации. Помните, что повторяться нельзя. (Дети записывают). Передайте записки. (Педагог зачитывает записки учащихся).
(Игра «Ассоциации» является определяет уровень знаний участников, создает основу для проведения дискуссии).
Возможные ответы учащихся: убийца, тихая война, удовольствие, сигареты, гибель, передозировка, друзья, веселье и т.д., ВИЧ/СПИД)
Педагог: Среди ваших ответов были как отрицательные, так и положительные ассоциации. Почему? (дискуссия)
Часто образ жизни или склонность к чему-либо становятся обычными и постоянными, желание превращается в потребность, а позже – в привычку. Поиск удовольствия или способ отвлечься от неприятностей переходят в пристрастие. Все это связывает человека, лишает его свободы и рождает зависимость.
Человек редко самостоятельно замечает, что его привычка стала вредной и болезненной. Чаще всего это осознание наступает, когда зависимость полностью подчинила себе. Поначалу ощущаются лишь радость и психологическая разрядка. Однако по мере привыкания зависимость выходит из-под контроля.
Ролевая игра «Ромео и Джульетта».
Педагог: Ребята, я хочу рассказать Вам одну историю. Говорят, что времена Ромео и Джульетты прошли. Ерунда! Во всяком случае, Аня была твердо в этом уверена. Потому что Андрея она полюбила с первого взгляда. Андрей был студентом Литературного института и писал стихи. Аня училась в 10 классе обычной школы. Родители Андрея и Ани были вовсе не против их «романтической дружбы».
Все началось очень банально. В один из вечеров Андрей пригласил Аню в гости к своим студенческим друзьям. Компания была большая, Аня почувствовала себя неуютно. Молодые люди бурно обсуждали какую-то статью, кто-то предложил покурить. «Ну что, Андрюха, может попробуешь наконец-то? – хозяин дома протянул Андрею сигарету странной формы. – Может и твоя подружка будет?»
«Да нет, Аньке не стоит, а я попробую» - Андрей взял сигарету.
Аня с удивлением видела, как меняется лицо Андрея. Оно постепенно как бы расплывалось, в глазах появился странный блеск, речь становилась медленной и словно спотыкающейся. Аня испугалась и затормошила Андрея: «Пойдем домой!» «А? Ань, может сама доберешься?» Девушка вскочила и бросилась к двери, она проплакала всю ночь.
Андрей появился на следующий день. Он извинялся и просил прощения.
- Но ведь у вас был наркотик!
- Да брось ты, какой там наркотик! Ну покурил один раз, ничего страшного, вон ребята давно покуривают и ничего!
- Андрей! Я не хочу, чтобы ты туда ходил.
- Я сам буду выбирать, куда мне ходить, а куда нет!
Аня простила своего друга, они помирились. Прошло несколько месяцев. Аня не вспоминала о ссоре, она успокаивала себя, что Андрей – взрослый и серьезный молодой человек, и сам сможет разобраться, что хорошо, а что плохо. Но всё же ее что-то беспокоило. Андрей стал часто без причины срываться, нередко исчезал куда-то надолго, резко похудел, под глазами появились синяки. Наконец, Аня не выдержала.
- Андрей, что происходит? Я люблю и тебя и мучаюсь оттого, что не могу тебе помочь.
- Знаешь, я серьезно влип – колоться начал. Сейчас уже почти каждый день колюсь.
- Как же ты это? – испугалась Аня.
- Сам не понимаю. Вроде вначале все было нормально, ну покуривали. Кто сейчас этим не балуется? А потом… думал, один раз уколюсь и все, а получилось… Анечка, милая, не бросай меня. Я завяжу, обещаю! Мне без тебя не выкарабкаться!
Задание: ребята, подумайте, как по-вашему могла закончиться эта история? (Время на обдумывание 1-2 минуты).
Ответы детей.
Педагог: представьте себе, что Аня обратилась за советом к своей маме, к отцу Андрея и к своей подруге. Как вы думаете, что они посоветовали?
(Время на обдумывание 1-2 минуты).
Ответы детей.
Педагог: Я расскажу вам, чем все закончилось.
Андрей дал Ане твёрдое обещание, что больше никогда не будет колоться. Но на следующий же день нарушил это обещание. Жизнь Ани превратилась в кошмар. Каждый день она думала, будет ли сегодня Андрей на игле? Она провожала его в институт и встречала его после, пока она была с ним, он держался, но ночью все равно отправлялся за новой дозой. Обо всём узнали родители Ани и Андрея. Родители Андрея отправили сына в клинику, Аня была уверена, что все будет хорошо. Но после клиники он продержался всего месяц. Мама и папа Ани, видя происходящее, запретили дочери встречаться с Андреем. Аня ушла из дома. Молодые люди стали жить у друзей Андрея. Аня стала работать официанткой в кафе – нужны были деньги на еду. Иногда Андрею удавалось продержаться без наркотика неделю, Аня была счастлива. Но когда он срывался, то забирал все деньги и искал новую дозу. Через год Аня вернулась к родителям.
В какой-то момент она поняла, что тот Андрей, которого она любила, просто исчез.
Еще через месяц Аня узнала, что у нее ВИЧ.
Моделирование «Распространение ВИЧ».
Педагог: Ребята, вы знаете, что такое ВИЧ? Как он передается?
Ответы детей.
Педагог: Сейчас я раздам вам карточки. То, что написано на карточке Вы должны держать в секрете. Каждый, свободно перемещаясь, должен собрать 3 подписи на свою карточку и сесть.
(Карточки раздаются половине учащихся. На одной знак +, на пяти – «В», остальные пустые).
Идет процесс собирания подписей.
Педагог: Все справились с заданием. А теперь я попрошу встать того, у кого на карточке плюс. (Ученик встает) Извини, но по условиям игры, результат твоего анализа на ВИЧ оказался положительным. Теперь встаньте те, кто поставил свою подпись в карточке этого участника. (Ученики встают). Вы тоже подверглись риску заражения. (Процесс продолжается до тех пор, пока не встанут все ученики, чьи подписи есть в карточках).
Педагог: ребята, посмотрите, пожалуйста, у кого на карточке есть буква «В». Вы воздержались от половых контактов и не подвергались риску заражения. Вы можете сесть. Остальные должны условно сдать тест на ВИЧ. Спасибо всем, это была только модель, представляющая процесс распространения ВИЧ.
Я хочу спросить, что сначала почувствовали те, кого не взяли в игру с самого начала? (Ответы детей)
Что почувствовали участники, которые узнали, что воздержание спасло их от ВИЧ-инфекции? (Ответы детей).
Педагог: Иногда нелегко поступать не так, как все остальные, но именно такое поведение является самым безопасным.
Педагог: Накануне мероприятия среди учащихся 8-11 классов был проведен анонимный опрос, результаты которого вы видите на слайде:
82% - пробовали спиртные напитки
8% - пробовали наркотические вещества
3% - употребляют периодически
30% - пробовали курить
6% - выкуривают не менее 2 сигарет в день
Педагог: Зачастую, подростки, даже зная о вреде наркотиков, все равно их пробуют. Распространители наркотиков используют следующие фразы:
- Попробуй, все пробуют, а ты что, хуже всех?
- Попробуй, за один раз ничего не случится!
- Попробуй, не понравится – бросишь!
- Попробуй, это безвредный наркотик.
Все эти слова – обман. Не все пробуют наркотики. Попробовав один раз, можешь стать наркоманом. Привыкнув к наркотикам, невозможно их бросить – врачи не волшебники. «Безвредных» наркотиков не бывает.
Педагог: Сегодня мы с вами говорили об очень серьёзной проблеме. Наркомания – это страшная беда. Наркомания как преступник, забирает у человека все самое ценное – семью, друзей, здоровье, работу и, главное, - жизнь.
В заключении нашего занятия давайте вместе подберем слова-антагонисты, например:
Глупость – мудрость.
Итак, я говорю слово, а вы предлагаете антоним:
Зависимость – (свобода)
Страдание – (удовольствие)
Болезнь – (здоровье)
Горе – (счастье)
Отчаяние – (радость)
Зло – (добро)
Бесцельность – (цель)
Смерть – (жизнь)
Педагог: Жизнь – это выбор. Это ваша жизнь. Выбирайте сознательно, выбирайте мудро, выбирайте честно. Выберите счастье.
Всем спасибо, наше занятие окончено.
Литература:
- Пережогин Л. О., Крюковский С. В. Профилактика наркомании у детей и подростков. (Тренинг) – Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского.
- Жидко И.Н. Пресс-конференция для учащихся 10-11 классов «Наркомания: истоки, сущность, последствия». – Педагогический университет «Первое сентября».
- Верхотурова Н.И. Тренинговое занятие «Пагубные пристрастия». – Педагогический университет «Первое сентября».
Источники фотографий:
- http://sekret-zdoroviya.ru/
- http://www.glamur-on-line.ru/vedem-zdorovyi-obraz-zhizni/
- http://www.sitnikovv.com/Travels/vorkuta/vorkuta5.html
- http://aboutcapital.ru/category/health/
- http://right-food.ru/right_eating.html
Приложение: презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию "Мы выбираем здоровый образ жизни"
Данная презентация является составной частью занятия "Мы выбираем здоровый образ жизни". Материал составлен на основе фотографий учащихся 10 "А" класса....
Внеклассное мероприятие «Я выбираю здоровый образ жизни»
актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения...
Презентация к внеклассному мероприятию "Мы выбираем, жизнь!"
Презентация к внеклассному мероприятию для старшеклассников по пропаганде здорового образа жизни "Мы выбираем, жизнь!"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы выбирает Жизнь!»
Наркомания – одна из острейших проблем человечества в настоящее время. Наиболее сильно она распространена в молодежной среде. Поэтому профилактика наркомании в школе особенно важна. В этом возра...
внеклассное мероприятие "Я выбираю здоровый образ жизни"
Внеклассное мероприятие проведено в 6 классе в рамках недели биологии в школе. Цель мероприятия- формирование здорового образа жизни....
Внеклассное мероприятие «Я выбираю здоровый образ жизни»
Этапы мероприятия:· Организационный момент, постановка задачи КТД. (1 мин)· Определение понятия “Здоровый ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия «Мы выбираем жизнь»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Мы выбираем жизнь» составлена в соответствии с современными требованиями и концепциями воспитания...