программы дополнительного образования
рабочая программа по теме
образовательные модифицированные программы для детей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumazhnaya_skazka_2013.docx | 44.35 КБ |
origami.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
БАГАНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена Утверждаю
На заседании педагогического Директор ДДТ
Совета ДДТ
Протокол № Н.А. Степанчук
Дополнительная образовательная программа
художественно- эстетической направленности
« Бумажная сказка»
для детей 7-11 лет
(курс обучения 2 года)
Автор:
Тукка Елена Андреевна
Педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории
БАГАН
2013
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Бумажная сказка» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. В основу данной программы легла программа из раздела Бумажная пластика Коротеевой Е.И. «Смотрю на мир глазами художника»\ Примерные программы внеурочной деятельности начальное и основное образование. –М.: Просвещение 2010, стр.23
Актуальность данной программы состоит в том, что она нацелена на развитие у детей пространственного воображения, умения читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
Занятия по программе «Бумажная сказка»
- учат детей работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
- Позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
- Помогают обучению детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивают у детей у детей способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учат концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомят детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивают пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивают художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствуют созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствуют трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучение по данной программе уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении изготовления игрушек из бумаги способствует применению детьми знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами работы с различными видами бумаги, через изучение художественного способа конструирования.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
Программа «Бумажная сказка» включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные из разнообразных видов бумаги и в различных техниках.
Образовательная программа « Бумажная сказка» разработана с учетом требований к стандартам второго поколения для начальной школы (ФГОС).
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа «Бумажная сказка» рассчитана на 2 года обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. В год 134 часа. В группе занимаются 8 человек.
Формы и методы обучения
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся
в начале и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся в Доме творчества.
Критерии оценок
3-учащийся при изготовлении поделки повторяет все операции за педагогом, делает всё аккуратно, но не всегда правильно или не аккуратно, но правильно.
4-учащийся при изготовлении поделки повторяет все операции после показа педагогом и делает всё правильно, чётко, аккуратно. Оформляет игрушку по образцу.
5- учащийся при изготовлении поделки повторяет все операции после показа педагогом и делает всё правильно, чётко и аккуратно. Простые схемы может прочитать самостоятельно, знает названия базовых форм. При оформлении поделки проявляет творческую фантазию.
Уровни отслеживания результативности
реализации образовательной программы «Бумажная сказка »
Допустимый уровень(1-1,5) –воспитанник
не знает правила работы с ножницами, правила изготовления поделок.
Не умеет ориентироваться на листе бумаги, выполнять основные сгибы.
Достаточный уровень (1.6-2.3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, но не достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные базовые формы.
Оптимальный уровень (2.4-3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные сгибы, владеет творческими приёмами оформления поделки.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Бумажная сказка» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «Бумажная сказка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в Доме творчества и следовать им.
Предметными результатами изучения программы «Бумажная сказка» является формирование следующих знаний и умений.
знать
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью стиплера, клея ПВА;
- виды оформления: раскрашиванием и с помощью аппликации
уметь
- под контролем педагога организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- использовать различные приемы работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с использованием изделий, выполненных в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте с художественно-творческой и трудовой деятельностью.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На первый год обучения
Наименование базовых тем | Теория | Практика | Всего |
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения в Доме творчества, в объединении. | 1 | 1 | 2 |
2. Знакомство с различными видами бумаг, инструментами. | 1 | 1 | 2 |
3. Виды аппликаций. Аппликация «Ёжик» цветная и глянцевая бумага. | 2 | 2 | 4 |
4. Аппликация «Сельский дворик» | 2 | 2 | 4 |
5. Базовая форма «Воздушный змей». | 5 | 5 | 10 |
6. Базовая форма «Блин». | 5 | 5 | 10 |
7. Базовая форма «Рыба». | 5 | 5 | 10 |
8. Базовая форма «Дом». -пилотка и портмоне -говорящая лиса | 5 | 5 | 10 |
9. Базовая форма «Катамаран». | 5 | 5 | 10 |
10. Базовая форма «Водяная бомбочка». | 5 | 5 | 10 |
11. Базовая форма «Птица». | 5 | 5 | 10 |
12. Базовые формы «Прямоугольник» и «Треугольник». | 5 | 5 | 10 |
13.Базовая форма «Книжка» | |||
14. Композиции. | 8 | 8 | 16 |
15. Итоговый урок. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 68 | 68 | 136 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на второй год обучения
Наименование базовых тем | Теория | Практика | Всего |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. Аппликация из цветной бумаги и картона | 2 | 2 | 4 |
3.5. 11.13. Оригами | 28 | 28 | 56 |
4. Фигурки из картона | 4 | 4 | 8 |
6. Весёлые игрушки | 6 | 6 | 12 |
7. Маски | 4 | 4 | 8 |
8. Новогодние украшения | 7 | 7 | 14 |
9. Поделки из гофрированной бумаги | 4 | 4 | 8 |
10.Поделки в технике «Рваная бумага». | 2 | 2 | 4 |
12. Мандала | 10 | 10 | 20 |
14. Итоговое занятие. | 2 | 2 | 4 |
Итого: | 70 | 70 | 140 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(на второй год обучения)
- Вводное занятие.(2 часа)
Техника безопасности. Знакомство с правилами поведения в Доме творчества.
Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами.
Входная диагностика (Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»).
- Аппликация из цветной бумаги и картона. (4 часа)
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Вырезание с помощью шаблона Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.
3.5. 11.13. Оригами (56 часов)
Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Книжка», «Дверь»,
«Конверт» , «Блин».
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процес складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
4.Фигурки из картона (8часов)
Технология работы с шаблонами. Отработка навыка работы с ножницами.
6.Весёлые игрушки
Технология изготовления поделок в основе которых пластиковые стаканчики: обклеивание, декорирование.
7.Маски (4 часа)
Изготовление масок животных из цветного картона. Снятие схем и перенос их на картон, вырезание и склеивание. Декорирование мишурой, конфети, блёстками.
8.Новогодние украшения.(14 часов)
Изготовления поделок для украшения ёлки, зала, кабинетов.
- звёзды, гирлянды
- кусудама
- двойные снежинки
9.Поделки из гофрированной бумаги. (8 часов)
Знакомство с техникой работы с гофрированной бумагой, изготовление цветов, вазы для цветов.
10. Поделки, выполненные в технике «Рванная бумага» (4 часа)
Знакомство с техникой, работа с шаблонами, цветовыми сочетаниями. Закрепление навыка работы с клеем и ножницами.
Знакомство с историей. Техника рисования. Использование разнообразных форм аппликации. Создание коллективной работы.
14. Итоговое занятие ( 4 часа)
Подведение итогов работы объединения за год. Диагностирование. Награждение лучших воспитанников.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами
• Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Конспекты открытых занятий:
• Вводное занятие по оригами
• Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе»
Исследовательская деятельность:
• Разработка методики диагностики развития индивидуальности ребёнка. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Учебно-методические пособия
- Выставочные образцы:
- объёмные и плоские аппликации;
- фигурки, выполненные в технике оригами;
- коллективные работы.
- Альбом с фотографиями поделок, выполненных воспитанниками.
Материалы и инструменты
- Бумага (белая, цветная,гофрированная).
- Цветной картон.
- Клей.
- Фломастеры.
- Цветные карандаши.
- Ножницы.
Требования к проведению занятий:
- последовательность действий, направленных на изготовление изделия, должна быть лаконичной (изделие нужно успеть сделать на протяжении учебного часа);
- визуальное сопровождение алгоритма складывания должно быть доступным для того, кто читает схему, и для того, кому предстоит её изобразить (для педагога) на доске при помощи мела (или других средств).
- предполагаемый результат должен увлечь ребенка по дороге, ведущей к цели, а также «зарядить» его желанием достигнуть цели и продолжить занятия.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
- Использование эффективных форм работы (проведение мини выставок, оформление коллективных работ)
- сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять кроссворды, «осваивать» поделку в игре и др.);
- содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
- совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
- используется активизирующая детей форма соревнования;
- осуществляются выходы в другие предметные циклы;
- занятия организованы в диалоговой форме и др.;
- включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в выставках );
- инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребенка формировать свои подходы к процессу моделирования.
В технологию включается следующий комплекс методов и приемов:
- педагогическое наблюдение;
- оценка работ творческой деятельности воспитанников;
- беседы, опросы;
- привлечение родителей к совместной работе с детьми;
- насыщение развивающей среды геометрическими образами;
- включение терминологических средств математики;
- использование диалоговой формы проведения занятий;
- применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
- стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
- обновление содержания программы.
Методико-дидактическое оснащение
Выставочные образцы | Литература | Альбом с фотографиями | |
«Оригами» | + | + | + |
Композиции | + | + | + |
Аппликации | + | + | + |
Новогодние поделки | + | + | - |
Теоретический материал | - | + | + |
ЛИТЕРАТУРА для педагога
1.Акулова О., Образование, как средство развития
ключевых компетентностей школьника, С-пб 2003.
2.Брайн Э. и Нидхем К., Оригами , М.: РОСМЭН, 1998.
3. Сержантова Т. 365 моделей оригами – М.: АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999.
4.Сухомлинский В.А. ,Как воспитать настоящего человека, Киев, 1975
5.«Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2оо9 №373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный №17785, с изменениями в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, регистрационный номер 19707 от 04. 02.2011г.
6. Уроки детского творчества, М.: Внешсигма, 1999.
7.Черныш И. ,Удивительная бумага, М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
8.Интернет. www.origama.ru
9.Схемы оригами. http://www.origama.ru/
10.Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm
ЛИТЕРАТУРА для детей
1.Брайн Э. и Нидхем К. Оригами М.: РОСМЭН, 1998.
2. Сержантова Т. 365 моделей оригами , М.: АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999.
3. Уроки детского творчества , М.: Внешсигма, 1999.
4.Черныш И. Удивительная бумага, М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Приложение № 1
План-конспект занятия "Веселые мордашки"
Цель: продолжить знакомство с искусством складывания из бумаги, повторить 7 главных правил юного оригамиста, развивать внимание, продолжить работу по технологическим картам, развить творчество и фантазию, воспитывать чувство аккуратности при выполнении работы.
Оборудование:
квадрат(15×15), технологические карты, фломастер.
План урока:
Постановка цели, объявление темы урока.
Организационный момент. Разминка.
Беседа, демонстрация образца.
Подготовка рабочего места.
Предварительное планирование работы.
Изготовление изделия с педагогом.
Физкультурная минутка.
Самостоятельная работа по рисункам-схемам.
Проверка выполнения работы. Демонстрация выполненных работ.
Оценка работ учащихся. Подведение итогов.
Педагог:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с видом складывания из бумаги-оригами. Мы уже научились складывать из бумаги кораблики, пилотки, самолётики. Однако из самого обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигур. Они могут быть простыми и сложными. Складывание из бумаги настоящее искусство. Называется оно оригами. Это японское слово. Первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это давно — много веков назад.
Педагог: Слово оригами переводится — «сложенная бумага». Давайте ребята, поприветствуем наших гостей.
Разведите руки в сторону и поздоровайтесь с ними:
Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе.
Сведите руки, как это делают японцы.
Педагог: На прошлом уроке мы с вами делали стаканчик. Из какой базовой формы состоял стаканчик?
Дети: Из треугольника.
Педагог: Сегодня мы продолжим работать с базовой формой «Треугольник» и будем делать на уроке весёлые мордашки животных. Кто они сейчас вы узнаете, отгадав загадки.
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается. Кто это?
Дети: Собака.
Педагог: Лапка мягонька, а коготок востёр. Кто это?
Дети: Кот.
Педагог: Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. Кто это?
Дети: Лиса.
Педагог: Каких животных мы будем делать на уроке?
Дети: Лису, собаку и кошку.
Педагог: Давайте посмотрим, всё ли необходимое для работы у нас есть на парте. Что нам нужно: квадрат цветной бумаги, фломастер. Давайте прочитаем девиз, который мы будем использовать на уроке. «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи». Начнём работать вместе со мной. Делаем мордочку «Лисёнка». Посмотрите на технологическую карту. Сначала делаем базовую фигуру «Треугольник»
Положите квадрат углом кверху и согните по диагонали, нижний угол совместим с верхним. Перегните её пополам, совместив противоположные острые углы.
Слева и справа согните два треугольника.
Переверните фигуру острым углом вниз.
Переверните фигуру на другую сторону. Нарисуйте глазки.
У нас получилась мордочка лисёнка. Что не хватает?
Дети: Глаз и носика.
Педагог: Возьмём чёрный фломастер и дорисуем их.
Физ. минутка: Под музыку песни «Котёнок и щенок».
Педагог: приступаем к изготовлению других мордочек. У нас на парте лежат листы с технологическими картами котёнка и собачки .
Сейчас мы самостоятельно, глядя на эти схемы сложим ту фигуру, которая лежит у вас на парте. Внимательно изучите эти технологические карты и начинайте выполнять по схемам складывание фигур. Кто выполнит, поднимает руку, я дам другую карту.
Дети показывают изготовленные мордашки животных и читают стихи.
Котик — котик, иди к доске,
Расскажи о колоске!
Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
У нас щенок! Он толстый, рыжий.
Он скоро вырастит большой.
Мы будем с ним ходить на лыжах…
Он пополам — сестры и мой.
Лисичка — сестричка сидит за кустом,
Лисичка — сестричка машет хвостом.
А бедный зайчишка глядит из куста.
У зайчика нету такого хвоста.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду!
Итог урока.
Педагог: Мордочки каких животных мы с вами сегодня делали? Какая базовая фигура лежит в основе наших поделок?
Какие поделки из базовой фигуры «Треугольник» мы уже умеем делать?
Скоро наступит праздник, который мы все любим и ждём. Это Новый год. Как можно использовать эти фигуры на празднике?
Домашнее задание.
Сделайте из ваших поделок маски и придумайте сказку
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
БАГАНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена Утверждаю
На заседании педагогического Директор ДДТ
Совета ДДТ
Протокол № Н.А. Степанчук
Дополнительная образовательная программа
« Оригами»
для детей 8-9 лет
(курс обучения 1 год)
Автор:
Тукка Елена Андреевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
БАГАН
2013
Пояснительная записка
Из истории «Оригами».
Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хейан (794 – 1185 г.г.). По-японски «ори» – «сложенный», «ками» – «бумага». Интересно, что в японском языке слова «бумага» и «Бог» сходны по звучанию.
В то время бумага изготавливалась ручным способом и была изысканным и ценным материалом, который использовался только в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях.
Складывание каждой функции представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.
Постепенно оригами утрачивало своё мистическое наполнение, становясь популярным занятием сначала – при дворе, где навыки оригами были едва ли не обязательным признаком хорошего тона, а затем – и в более широких слоях общества. Развитие технологии бумажного дела и удешевление бумаги сделали искусство оригами доступным для всех.
Своим широким распространением в мире оригами обязано японскому мастеру Акире Йошизаве; благодаря изобретенным им простым знакам, процесс складывания стало возможным передавать на письме. Любой человек, знакомый с этими обозначениями, сумеет сложить модель, из какой бы иноязычной книги она не была взята.
Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплины (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления), активизирует мыслительные процессы.
Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.
Оригами - это процесс индивидуально – группового организованного обучения и воспитания, оказывающего содействие в решении следующих вопросов:
- сохранение психического здоровья детей, соблюдение прав детей, имеющих нарушение в развитии, коррекция недостатков в развитии и повышение комфортности обучения;
- насыщение развивающей среды материалом для целостного развития детей, защита детей с неблагоприятными условиями микросреды, раннее пробуждение способности детей, упреждение дезактивации ребенка.
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. В основу данной программы легла программа из раздела Бумажная пластика Коротеевой Е.И. «Смотрю на мир глазами художника»\ Примерные программы внеурочной деятельности начальное и основное образование. –М.: Просвещение 2010, стр.23
Актуальность данной программы состоит в том, что она нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами оригами, а так же на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию логического, пространственного и конструкторского мышления ребенка посредством приобщения его к искусству оригами.
Особенность данной программы заключается в том, что работы, выполненные воспитанниками, всегда обыгрываются и из них составляются коллективные композиции.
Программа «Оригами» рассчитана на один год занятий в школе «Гармония» для учащихся 1-х классов.
В группе занимается 8 – 10 человек. Объём часов в год составляет – 17 часов. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проходят 1 раз в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с психологическими возможностями и особенностями детей.
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка его художественно-творческих умений, нравственного становления, посредством обучения искусству оригами.
Задачи:
- Начальное математическое образование детей, формирование пространственных представлений и навыков совершения пространственных преобразований, формирование умений конструировать.
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность, гуманное отношение друг к другу и умение доводить начатое дело до конца.
- Развивать художественный вкус, фантазию, потребность в творчестве. Укреплять эмоционально-волевую сферу, социализировать ребенка в процессе осуществления им деятельности, связанной с конструированием из листа бумаги.
У детей 7 –летнего возраста психологические и физиологические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развить непроизвольное внимание, направленное на всё новое, яркое, наглядное. Из-за неустойчивости внимания целесообразно делать краткие паузы на уроках и менять в течение урока содержание работы.
При выборе форм и методов с детьми такого возраста необходимо учитывать, что у первоклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Исходя из этого, в процессе обучения используются такие методы, как показ готовых игрушек, выполненных в стиле «оригами», объяснения, практическое закрепление и система домашних заданий.
Самооценка ребенка в этом возрасте непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Поэтому на занятиях в объединении всегда используется метод словесного поощрения. Занятия проходят в условиях конструктивной, деловой и доброжелательной атмосферы, но для того, чтобы не завысить самооценку учащихся всегда обращается внимание и на недостатки или какие-то ошибки в
работе.
Требования к проведению занятий:
- последовательность действий, направленных на изготовление изделия, должна быть лаконичной (изделие нужно успеть сделать на протяжении учебного часа);
- визуальное сопровождение алгоритма складывания должно быть доступным для того, кто читает схему, и для того, кому предстоит её изобразить (для педагога) на доске при помощи мела (или других средств).
- предполагаемый результат должен увлечь ребенка по дороге, ведущей к цели, а также «зарядить» его желанием достигнуть цели и продолжить занятия.
Образовательная программа «Оригами» разработана с учетом требований к стандартам второго поколения для начальной школы (ФГОС).
Данная программа предполагает развитие следующих компетенций:
учебно-познавательных (уметь пояснить свою цель, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, формулировать выводы, иметь опыт восприятия картины мира);
коммуникативных компетенции (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы, иметь позитивные навыки общения, уметь представить себя устно, уметь задать вопрос);
здоровье сберегающих компетенции (позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами эмоциональной само регуляции, само поддержки и самоконтроля, владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения).
Реализация программы способствует выработки у воспитанников следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровье сберегающих.
^ Ценностно-смысловые компетенции:
♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
^ Учебно-познавательные компетенции:
♦ ставить цель и организовывать ее достижение;
♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
♦ решать учебно-познавательные проблемы;
♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
^ Коммуникативные компетенции:
♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
^ Информационные компетенции:
♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
^ Здоровье сберегающие компетенции:
♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной само регуляции, само поддержки и самоконтроля;
♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Уровни отслеживания результативности
реализации образовательной программы «Оригами»
Допустимый уровень(1-1,5) –воспитанник
не знает правила работы с ножницами, правила изготовления поделок.
Не умеет ориентироваться на листе бумаги, выполнять основные сгибы.
Достаточный уровень (1.6-2.3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, ноне достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные сгибы.
Оптимальный уровень (2.4-3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные сгибы, владеет творческими приёмами оформления поделки.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Бумажная сказка» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Прогнозируемый результат.
К концу учебного года воспитанники должны
знать:
Правила работы с ножницами, клеем, бумагой. Базовые понятия оригами (воспринимается понятие «базовая форма «такая то»», транслируется в последовательность практических действий и исполняется), специальных обозначений, умение их применять (транслируются знаки, обозначающие операции, необходимые для осуществления действия), основные математические термины.
Уметь:
читать схемы, складывать простейшие фигурки самостоятельно.
Формируется внутренняя мотивация и устойчивый интерес, воспитанники выходят на уровень творческой активности и самостоятельности. На уровне результата деятельности ребенок способен к сложному конструированию, владеет навыками совершения пространственных преобразований, способен к созданию творческого продукта, ориентируются в начальных математических понятиях. На уровне личности ребенок открыт в общении, имеет развитую мотивацию к творческому труду.
Учебно – тематический план
Наименование базовых тем | Теория | Практика | Всего |
1. Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. Базовая форма «Треугольник». | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. Базовая форма «Книжка». | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. Базовая форма «Дверь». | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. Базовая форма «Воздушный змей». | 1 | 1 | 2 |
6. Базовая форма «Блин». | 0,5 | 0,5 | 1 |
7. Новогодние украшения | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. Базовая форма «Рыба». | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. Базовая форма «Дом». | 0,5 | 0,5 | 1 |
10. Базовая форма «Катамаран». | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. Базовая форма «Водяная бомбочка». | 0,5 | 0,5 | 1 |
12. Базовые форма «Птица» | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. Базовые формы «Квадрат, прямоугольник, треугольник» | 0,5 | 0,5 | 1 |
14.Композиции «Возле дома», «Ваза с цветами» | 1 | 1 | 2 |
15. Итоговое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 8,5 | 8,5 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении, в Доме творчества.
Техника безопасности.
- Базовая форма «Треугольник»
Квадрат складывается по диагонали (складка «долина»)
Изготовления фигурок кошечки и собачки.
- Базовая форма «Книжка»
Квадрат складывается пополам (складка «долина»)
На основе данной базовой формы изготавливается коробка из квадрата и обыгрываются все способы её применения, а так же столовые салфетки
- Базовая форма «Дверь»
Боковые стороны квадрата складываются к середине.
Изготовления кошелька из разной по фактуре бумаги и разных размеров.
Изготовление грибков, составление композиции.
- Базовая форма «Воздушный змей»
Складывание боковых сторон по диагонали от одного угла.
Изготовление восьмиконечной звезды из разноцветной бумаги, оформление дополнительными элементами.
Изготовление фигурок кролика разных размеров, составление композиции.
- Базовая форма «Блин»
По двум диагоналям углы складываются к центру.
Игрушка-шутка. Раскрашивается с помощью фломастеров и цветных карандашей.
Изготовление цветов, разных размеров, составление букета.
- Новогодние украшения.
Изготовления поделок для ёлки. Пятиконечная звезда.
- Базовая форма «Рыба»
Изготовление шкатулки, оформление с помощью аппликации, изготовление подставки.
Оформление композиции «Подводное царство», знакомство с подводным миром, изготовление фигурок карпа и кита.
- Базовая форма «Дом»
Изготовление пилотки из газет и портмоне из жёсткой бумаги.
Динамическая игрушка «Говорящая лиса»
- Базовая форма «Катамаран»
Изготовление парусной лодки
- Базовая форма « Воздушная бомбочка»
Знакомство с базовой формой. Изготовление лягушки.
- Базовая форма «Птица»
Изготовление журавля с машущими крыльями.
- Базовые формы «Квадрат, прямоугольник, треугольник»
Знакомство с базовыми формами, изготовление коробочки «Звезда»
- Композиции «Возле дома», «Ваза с цветами»
Складывание домика, пёсика, дерева –составление композиции
- Итоговое занятие
Подведение итогов
Методическое обеспечение программы
Учебно-методические пособия
- Выставочные образцы:
а) фигурки, выполненные в стиле «оригами».
б) коллективные работы.
- Альбом с фотографиями игрушек, выполненных воспитанниками.
Материалы и инструменты
- Бумага (белая, цветная).
- Цветной картон.
- Клей.
- Фломастеры.
- Цветные карандаши.
- Ножницы.
Требования к проведению занятий:
- последовательность действий, направленных на изготовление изделия, должна быть лаконичной (изделие нужно успеть сделать на протяжении учебного часа);
- визуальное сопровождение алгоритма складывания должно быть доступным для того, кто читает схему, и для того, кому предстоит её изобразить (для педагога) на доске при помощи мела (или других средств).
- предполагаемый результат должен увлечь ребенка по дороге, ведущей к цели, а также «зарядить» его желанием достигнуть цели и продолжить занятия.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
- Использование эффективных форм работы (проведение мини выставок, оформление коллективных работ)
- сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять кроссворды, «осваивать» поделку в игре и др.);
- содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
- совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
- используется активизирующая детей форма соревнования;
- осуществляются выходы в другие предметные циклы;
- занятия организованы в диалоговой форме и др.;
- включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в выставках );
- инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребенка формировать свои подходы к процессу моделирования.
В технологию включается следующий комплекс методов и приемов:
- педагогическое наблюдение;
- оценка работ творческой деятельности учащихся;
- беседы, опросы;
- привлечение родителей к совместной работе с детьми;
- насыщение развивающей среды геометрическими образами;
- включение терминологических средств математики;
- использование диалоговой формы проведения занятий;
- применение «базовых форм»;
- применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
- стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
- обновление содержания программы.
Методико-дидактическое оснащение
Выставочные образцы | Литература | Альбом с фотографиями | |
Фигурки, выполненные в стиле «Оригами» | + | + | + |
Композиции | + | + | + |
Теоретический материал об оригами | - | + | + |
ЛИТЕРАТУРА
для педагога
1.Акулова О., Образование, как средство развития
ключевых компетентностей школьника, С-пб 2003.
2.Брайн Э. и Нидхем К., Оригами , М.: РОСМЭН, 1998.
3.Вестник образования №3, 2009 ФГОС
4. Сержантова Т. 365 моделей оригами – М.: АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999.
5.Сухомлинский В.А. ,Как воспитать настоящего человека, Киев, 1975
6. Уроки детского творчества, М.: Внешсигма, 1999.
7.Черныш И. ,Удивительная бумага, М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
8.«Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2оо9 №373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный №17785, с изменениями в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, регистрационный номер 19707 от 04. 02.2011г.
Интернет – источники
1.Интернет. www.origama.ru
2.Схемы оригами. http://www.origama.ru/
3.Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm
ЛИТЕРАТУРА для детей
1.Брайн Э. и Нидхем К. Оригами М.: РОСМЭН, 1998.
2. Сержантова Т. 365 моделей оригами , М.: АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999.
3. Уроки детского творчества , М.: Внешсигма, 1999.
4.Черныш И. Удивительная бумага, М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Интернет – источники
1.Интернет. www.origama.ru
2.Схемы оригами. http://www.origama.ru/
3.Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm
Приложение №1
ОРИГАМСКАЯ СКАЗКА ПРО ЦАРЯ
Тип урока: урок приобретения знаний (отработка навыков во время изучения нового материала).
Цель: формирование активного самостоятельного мышления обучающегося.
Задачи:
- Развитие памяти, мышления, мелкой моторики рук, посредством изготовления изделия в стиле оригами.
Необходимые инструменты и материалы:
- ножницы;
- бумага цветная;
- бумага белая.
Демонстрационный материал:
- Декоративная шкатулка.
- Декоративная шкатулка с цветами.
Ход урока.
- Знакомство со сказкой трансформером «Оригамская сказка про царя».
- Сегодня мы с вами познакомимся с интересной оригамской сказкой, в которой есть царь и его дочери, корабль и погоня. Вы должны очень внимательно слушать, смотреть за последовательностью операций и стараться запомнить.
- Воспроизведение сказки.
- А теперь мы вместе с вами попробуем повторить сказку. Приготовьте белые листы (заготовка квадрата).
Вопросы:
- Когда нудно четко придавливать линию на сгибе?
- Нужно ли чтобы совпадали углы или это не важно?
- В конце сказки у нас с вами получилась шкатулка, но многие из вас уже делали другую декоративную шкатулку.
- Сейчас мы еще раз вспомним с вами, как она изготавливается.
- Создание эмоционального настроя.
- Показ вазы с цветами – образца шкатулки.
- На белых листах вместе с обучающимися выполняется работа, используются следующие средства обучения:
- Слово (инструкция).
- Непосредственная демонстрация действий.
- Эмоциональный вклад.
- Образ изделия.
- Использование мелкой моторики рук.
- Декоративную шкатулку в конце занятия мы с вами будем делать на оценку, поэтому очень внимательно вы должны следить за ходом операций.
- Сейчас мы с вами отложим пока шкатулки в сторону и еще раз повторим сказку (развернуть те же листы и еще раз собрать).
- А сейчас вы должны сделать декоративную коробку на цветной бумаге по памяти на оценку.
- Подведение итогов.
- Оценки в дневник и журнал.
- Выставка готовых изделий.
Приложение 3
Открытый урок в школе «Гармония» по программе «Оригами»
«КТО Я?»
Цель: Пробудить у детей творческую фантазию.
Задачи:
- научить делать «голову» животных в стиле оригами;
- развить интерес к творческой деятельности, ассоциативное мышление;
- умение концентрировать внимание.
- Давайте вспомним, какие игрушки мы уже с вами сделали в этом году. А какая из них вам понравилась больше всего. Всегда мы с вами начинаем занятие с того, что я вам показываю ту игрушку, которую мы будем делать. Но сегодня даже я не знаю, что вы будете делать и могу вам показать только основу этой игрушки. Выглядит она вот так. Как вы думаете, на что это похоже?
- Очень интересные предположения. К концу урока мы обязательно узнаем кто это. Но сейчас мы начнем работать и сделаем эту основу.
- Изготовление основы.
- Итак, основа нашей игрушки готова. И я думаю, что сейчас вам еще больше хочется узнать кто же это будет. А я знаю, как вам помочь! Но для этого вы обязательно должны меня слушать. Сейчас вы все закроете глазки. Крепко-крепко! Не подглядывать! И будете повторять за мной:
Чур-чур Чурсия
Отгадаю сейчас я
Что же это за игрушка?
Как зовут мою зверушку? (выставляются игрушки).
Я очень рада, что все угадали, но это может быть и мышь и петушок. Нам с вами еще нужно доделать нашу игрушку.
V. Как мы это будем делать? Сейчас я вам раздам необходимые элементы, вы выберете по желанию, что вам понравилось. Глазки вы приклеите с помощью клея, гребень, ушки и хвостик мы будем прикреплять с помощью степлера, а затем с помощью фломастера мы раскроем наши игрушки. Итак, наши игрушки готовы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...