Образовательная программа "Паутинка"
методическая разработка по теме

Михайловская Ирина Николаевна

Данная образовательная программа дополнительного образования "Паутинка" вязания крючком и спицами имеет художественно-эстетическую направленность. В рамках программы Центра она развивает аспект, связанный с декоративно-прикладным творчеством в области художественного вязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Образовательная программа

«Паутинка»

                                                                             Программа рассчитана на 3 года

                                                                             обучения для детей 10-18 лет

                                                                             Срок реализации – 3 года

                                                             Составитель образовательной программы:

                                                             Михайловская И.Н. педагог

                                                             дополнительного образования I категории

п. Шолоховский

2009

Введение

       Ручное вязание спицами и крючком – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие.  Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов.

       Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала, без каких либо приспособлений, а просто на пальцах.

       Самая древняя вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу, и относится к началу III века н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в  Детройте.

       Во время раскопок археологи в одной из гробниц египетских фараонов нашли вязаный носок датируемый 3-4 век н.э. В 5 веке нашей эры вязание процветало на Востоке. В Европе вязание стало популярно гораздо позже, около 9 века нашей эры. Именно тогда в гардеробе европейцев появились вязаные чулки. До этого их шили из полотна или тонкой кожи. Чулки были в те времена одним их самых необходимых предметов одежды. Интересно, что их вязали не женщины, а мужчины.

       На протяжении веков вязание служило украшением быта человека, украшением одежды и вязание самой одежды. Донские казачки были отменными рукодельницами. Собирались вечерами, пряли и вязали. Вязали из козьего пуха, прочесанного крупным и мелким гребнем и спряденного на маленьких веретенах в тонкие нити. Вязали шерстяные чулки на спицах черные, белые или с узором: сверху белые, ниже черными полосками и зигзагами, а так же носки, кружева. Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. До нашего времени сохранилась у нас мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.

       Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Клубок ниток, спицы и крючок таят в себе неограниченные способности.

       Неудивительно, что при сегодняшней моде на ручной трикотаж и огромном разнообразии пряжи, оригинальной как по фактуре, так и по цветам, ручное вязание находит все больше поклонников и становится одним из самых популярных хобби в мире.

Пояснительная записка

       Данная программа «Паутинка» представляет собой авторский вариант планирования образовательной деятельности. В основу программы положен личностный, педагогический результативный опыт. Программа разработана в соответствии с комплексной программой развития художественно – эстетической направленности дополнительного образования. По своей направленности данная программа относится к художественно – эстетическому направлению. Образовательная программа «Паутинка» призвана подготовить обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению и последующему овладению различными профессиями, эстетическому отношению к окружающему миру, чувству коллективизма, ответственности. В программе «Паутинка» обучающиеся постепенно знакомятся с основными приемами вязания спицами и крючком, технологией изготовления трикотажных изделий, с профессиями, связанными с миром моды.

      Актуальность программы:

       Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна тем, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования  в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

       Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного воображения и мышления, творческой индивидуальности.

       Программа «Паутинка» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, понять суть национальной культуры и предусматривает овладение видами художественного вязания – вязание крючком и  спицами.
      Для формирования художественного мировоззрения  у обучающихся важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которые являются основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений.

       В образовательной программе дополнительного обучения – знакомство и изучение видов пряжи, освоение технических приемов вязания спицами и крючком, вывязывание различных видов петель, чтение схем  узоров и обозначений, снятие мерок, расчет петель для вязания, вязание трикотажных изделий.

       Программа «Паутинка» предназначена для организации обучения основам вязания спицами и крючком обучающихся с 10 до 18 лет.

       Цель программы - формирование высоконравственной культурной личности  обучающегося: патриота, гражданина, семьянина, высококлассного профессионала; активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни и труду и дальнейшему профессиональному самоопределению. Создать необходимую обучающую среду, условия для развития и воспитания обучающихся в соответствии с их способностями, обеспечить доступ к различным источникам информации и средствам обучения.

Задачи:

Развивающие:

- развивать образное мышление, активность, самостоятельность;

- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности;

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма, гражданственности;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

-  нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность).

Образовательные:

- развивать стремление к углублению знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Донского края;

- обучить техническим приёмам вязания крючком, спицами;

- формирование знаний по основам построения выкройки, моделирования и вязания трикотажных изделий.

Ведущими идеями программы является создание:

- условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;

- нравственно – эмоционального климата для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;

- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.

       Реализация программы рассчитана на 3 года:

       В результате 1-го года обучения обучающиеся:

Должны знать: сведения об истории вязания, основные виды декоративно-прикладного искусства, разновидности пряжи, классификацию спиц и крючков, ТБ на рабочем месте, основные технические приемы вязания крючком и спицами; классификацию цветов спектра, условные обозначения и несложные схемы вязания.

Должны научиться: приобрести навыки работы со спицами и крючком; пользоваться схематичным описанием рисунка, инструкционно-технологическими картами; вывязывать несложные  узоры спицами и крючком; вязать по схемам, по кругу; работать по шаблону; прибавлять и убавлять петли; изготавливать сувенирные изделия; в процессе работы ориентироваться на качество изделий; в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

       За 2- год обучения – дети, обучающиеся в объединении:

Должны знать: правила снятия мерок, правила расчета петель в зависимости от толщины пряжи, основные трикотажные швы, условные обозначения и сложные схемы вязания спицами и крючком, основные виды и типы орнаментов, русский народный костюм различных регионов России.

Должны научиться: вывязывать сложные рельефные и орнаментальные узоры; производить расчет петель для вывязывания несложного изделия; определять плотность вязания по горизонтали и вертикали; выполнять работу средней сложности (вязание шарфа, шапки, варежек, носков и т. д); выполнять декоративную отделку изделия, организовать и содержать в порядке свое рабочее место; производить влажно – тепловую обработку трикотажного изделия. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, уважительно относиться к народному искусству.

       За 3- год обучения – дети, обучающиеся в объединении:

Должны знать: основы построения выкройки, основные приемы вязания трикотажных изделий по выкройке, основные приемы декоративного оформления трикотажных изделий (воротники, карманы, манжеты).

Должны научиться: применять образцы узоров комплектовать изделия в едином стиле; учитывать стиль и назначение изделия; вязать предметы одежды по выкройке из журналов; соединять детали изделия; полностью выполнять расчёт задуманного изделия согласно выбранному узору и пряже; проводить влажно - тепловую обработку и стирку изделий из трикотажа.

1год обучения - 4 часа в неделю - 144 часа в году группа 12-15 человек

2год обучения - 6 часов в неделю - 216 часов в год группа 10-12 человек

3 год обучения- 6 часов в недели  - 216 часов в год групп  8-10 человек

       Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься не более 15 человек. Эта норма позволяет педагогу держать группу в поле внимания и хотя бы короткое время проводить индивидуальные работы с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого.

      Группа второго и третьего года занятий включает до 10 и 12 человек с тем, чтобы усложнение программных заданий давало педагогу достаточное время для анализа каждой выполненной работы и внимательного отношения к проблемам каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, личные качества, способности к художественной и исполнительской деятельности.

          Формы и методы проведения занятий.

     Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

    Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Практическое занятие занимает  большую часть времени, где обучающиеся создают выкройки, рассчитывают количество петель для вязания, выполняют саму работу.

      Кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

-      занятия–объяснения;

-      занятия обобщения и систематизации знаний;

-      контрольно-проверочные занятия;

-      комбинированные занятия;

-      тестирование, защита творческих  проектов;

-      выставка творческих работ.

       При проведении занятий учитывается:

-      уровень знаний, умений и навыков обучающихся;

-      самостоятельность;

-      активность;

-      индивидуальные особенности;

-      особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

       Программа соответствует требованиям:

-  Закону Российской Федерации «Об образовании», типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования»;

- способствует эмоциональному, психическому, нравственному оздоровлению и укреплению здоровья в целом.

                          Способы проверки ЗУН

-      Входная диагностика.

-      Промежуточная диагностика.

-      Итоговая аттестация.

Способы организации контроля:

-        Индивидуальный.

-        Фронтальный.

-        Групповой.

-        Коллективный.

Формы подведения итогов:

-       Выставки.

-       Зачетные занятия по теме.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

№ п/п

Разделы и темы

Количество занятий

Количество часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие. Входная диагностика. ТБ.

1

2

2

II

Введение в курс.

1

2

2

III

Материаловедение.

1

2

2

IV

Простые приемы работы с пряжей.

1

2

0,5

1,5

V

1

2

3

4

5

Декоративное вязание на спицах.

Виды петель и их образование.

Вязание по схемам.

Изготовление цветов из ниток и проволоки.

- Фиалка.

- Тюльпан.

- Хризантема.

- Подсолнечник.

Расчет петель.

- Шарф.

-Повязка на голову.

-Кукла.

-Косметичка.

Прибавление и убавление петель.

-Прихватка.

-Шапочка.

3

4

2

3

2

3

4

2

4

3

3

4

6

8

4

6

4

6

6

4

8

6

6

8

1,5

3

1

2

0,5

1

0,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

4,5

5

3

4

3,5

5

5,5

3

6,5

4,5

4,5

6,5

VI

1

2

3

4

Декоративное вязание крючком.

Основные приемы вязания крючком.

Вязание по кругу (кошелек).

Прибавление и убавление петель:

-мышка

-лягушка

-карандашница

Вязание по схемам:

-Салфетка.

-Прихватка.

3

3

2

3

3

4

2

6

6

4

6

6

8

6

1

1

1

1,5

1,5

2

2

5

5

3

4,5

4,5

6

4

VII

Воспитательные мероприятия

6

12

12

VIII

Выездные, интегрированные занятия, экскурсии, выставки.

2

6

6

IX

Итоговое занятие.

2

4

4

Итого

72

144

55

89

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1.Вводное занятие.

Теория. Знакомство с организацией работы детского объединения «Паутинка». Входная диагностика. Техника безопасности  при работе спицами, крючком, иглой, ножницами. Правила безопасности в учебном заведении. Правила безопасности обучающихся при пожаре.

Раздел 2. Введение в курс.

Теория. Виды декоративно – прикладного искусства: вышивка, макраме, пэчворк (лоскутная мозаика), шитьё, вязание. История вязания. Экскурсия на выставку детских работ в учреждении дополнительного образования.

Раздел 3. Материаловедение.

Теория. Натуральные волокна, химические волокна. Виды шерсти: ангорская, мериносовая, верблюжья, мохер, альпака. Основные понятия: клубок, моток, меланж. Свойства шерстяной пряжи: упругость, ровность, прочность окраски.

Практика. Определение типа пряжи.

Раздел 4. Простые приемы работы с пряжей.

Теория. Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне.

Практика. Изготовление шнура, кисти, помпона.

Раздел 5. Декоративное вязание на спицах.

Тема 1. Виды петель и их образование.

Тема 1.1. Способы набора петель на спицы.

Теория. Классификация спиц. Требования к спицам. Правила подбора спиц к пряже. Правила вязания спицами. Способы набора петель на спицы.

Практика. Подбор к определенной пряже спицы для вязания. Набор петель на спицы 3 способами: набросом воздушных петель, обычный, утолщенный край.

Тема 1.2. Платочная вязка. 

Теория. Лицевые петли. Способы вывязывания лицевых петель. Правила вывязывания лицевых петель. Кромочные петли. Закрепление петель последнего ряда.  

Практика. Вывязывание образца платочной вязкой.

Тема 1.3. Изнаночные петли и способы их вывязывания.

Теория. Изнаночные петли и способы их вывязывания (2 способа). Особенности чулочной вязки.

Практика. Вывязывание образца чулочной вязкой.

Тема 2. Вязание по схемам.

Тема 2.1. Узор «резинка».

Теория. Знакомство с общепринятыми знаками, применяемыми в современных схемах вязания. Разбор простейших схем вязания. Понятие «раппорт узора». Понятие «вязание по рисунку».

Практика. Вывязывание узора «резинка». Зарисовка схемы.

Тема 2.2. Узор «путанка».

Теория. Технология вывязывания узоров из лицевых и изнаночных петель.

Практика. Вывязывание узора «путанка». Зарисовка схемы.

Тема 2.3. Ажурный узор.

Теория. Технология выполнения накидов (2 способа). Особенности выполнения узоров с накидами. Условные обозначения.

Практика. Вывязывание ажурного узора. Зарисовка схемы.

Тема 2.4. Узор со снятыми петлями.

Теория. Технология вывязывания короткой снятой петли.

Практика. Вывязывание узора со снятыми петлями. Зарисовка схемы.

Тема 3. Изготовление цветов из ниток и проволоки. 

Тема 3.1. Фиалка.

Теория. Технология изготовления лепестков фиалки, листьев, стебля. Технология сборки цветка.

Практика. Изготовление фиалки.

Тема 3.2. Тюльпан.

Теория.  Технология изготовления лепестков тюльпана, тычинок, листьев, стебля. Технология сборки цветка.

Практика. Изготовление тюльпана.

Тема 3.3. Хризантема.

Теория. Технология изготовления лепестков хризантемы, листьев, стебля. Технология сборки цветка.

Практика. Изготовление хризантемы.

Тема 3.4. Подсолнечник.

Теория. Технология изготовления лепестков подсолнуха, тычинок, листьев, стебля. Технология сборки цветка.

Практика. Изготовление подсолнечника.

Тема 4. Расчет петель.

Тема 4.1. Шарф.

Теория. Шарф как украшение одежды. Современная трикотажная мода, место в ней различных шарфов, палантинов и пр. Определение размера шарфа. Подбор узора с учётом  пряжи. Подбор спиц для вязания.
Практика. Подбор пряжи, спиц, узора для вязания шарфа. Вязание шарфа. Влажно – тепловая обработка изделия.

Тема 4.2. Повязка на голову.

Теория. Повязка на голову – модный головной убор. Технология изготовления повязки. Правила измерения обхвата головы. Технология соединения детали с помощью иглы.

Практика. Снятие мерок. Выбор узора и спиц. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания. Вывязывание повязки на голову. Влажно – тепловая обработка изделия. Трикотажный шов. Декоративная отделка бусинами, стразами, пайетками.

Итоговое занятие за I полугодие. Выставка лучших работ. Промежуточная диагностика. Заполнение анкеты. Разгадывание кроссворда «О вязании». Игра «Собери буквы».

Тема 4.3. Кукла.

Теория. Цветовой круг. Основные, промежуточные и нейтральные цвета. Теплые и холодные цвета. Схема вязания куклы. Технология работы с несколькими клубками пряжи.

Практика. Выбор клубков для вязания ботинок, штанишек, пуловера, лица, волос. Вязание по схеме. Сборка куклы. Оформление лица и головы.

Тема 4.4. Косметичка.

Теория. Косметичка – необходимый атрибут современной женщины. Технология вывязывания косметички. Технология соединения детали крючком. Технология вшивания замка – «молнии».

Практика. Выбор пряжи, спиц, узора. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания. Вязание косметички. Влажно – тепловая обработка изделия. Соединение боковых швов изделия. Вшивание замка – «молнии». Декоративная отделка бисером.

Тема 5. Прибавление и убавление петель.

Тема 5.1.Прихватка.  

Теория. Украшения для кухни. Способы прибавления и убавления петель. Технология вывязывания прихватки в виде шестиугольника, ромба. Технология изготовления цветка и листика для декоративной отделки.

Практика. Выбор пряжи и спиц для вязания прихватки. Вязание прихватки. Влажно – тепловая обработка изделия. Декоративная отделка.

Тема 5.2. Шапочка.

Теория. Головной убор в народном костюме – обязательная принадлежность. Разновидность головного убора. Символика головного убора. Направления современной моды. Технология вязания шапочки.

Практика. Выбор пряжи и спиц для работы. Выбор узора. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания. Вязание шапочки.

Раздел 6. Декоративное вязание крючком.

Тема 1. Основные приемы вязания крючком.

Теория.  Классификация крючков. Постановка рук при вязании. Правила вязания крючком. Воздушные петли, полустолбик, столбик с накидом.

Практика. Вязание цепочки из воздушных петель. Вязание полустолбиков,  столбиков с накидами, чередование столбиков и воздушных петель.

Тема 2. Вязание по кругу.

Тема 2.1. Кошелек.

Теория. История возникновения кошельков. Разновидности кошельков. 
Технология вязания кошелька по кругу.

Практика. Вывязывание 2 деталей по кругу. Влажно – тепловая обработка деталей.  Соединение деталей трикотажным швом. Вшивание замка- «молнии». Декоративная отделка кошелька.

Тема 3. Прибавление и убавление петель.

Тема 3.1. Мышка.

Теория. История возникновения игрушки. Бабенская игрушка. Петровская глиняная игрушка. Богородская игрушка. Технология изготовления мышки. Вязание по схеме.

Практика. Выбор пряжи и крючка для вязания. Вязание мордочки, туловища, ушек. Сборка игрушки.

Тема 3.2. Лягушка.

Теория.  Современные игрушки. Разновидности игрушек. Требования к игрушкам. Технология изготовления лягушки.

Практика. Выбор пряжи и крючка для вязания. Вязание лапок, пальцев. Сборка деталей лапок и пальцев. Вязание глаз. Окончательная сборка игрушки.

Тема 3.3. Карандашница.

Теория. История сувенира и его назначение. Технология изготовления карандашницы.

Практика. Вязание донышка, туловища, лапок, накладки на мордочку, язычка, носа.

Тема 4. Вязание по схемам.

Тема 4.1. Салфетка.

Теория. История возникновения салфетки. Условные обозначения, применяемые в современных схемах вязания. Разбор простейших схем вязания. Технология вязания салфетки. Технология накрахмаливания и растягивания салфетки.

Практика. Чтение схемы ажурного узора салфетки. Выбор пряжи, крючка. Вязание салфетки. Накрахмаливание салфетки. Растягивание салфетки.

Тема 4.2.Прихватка.

Теория. Прихватка – украшение для кухни. Технология вязания прихватки.

Практика. Выбор пряжи, крючка. Выбор пряжи и крючка для вязания. Вязание прихватки. Изготовление петли. Декоративная отделка. Влажно – тепловая обработка изделия.

Раздел 7. Воспитательные мероприятия центра.  Участие в проведении совместных мероприятий в ЦВР - изготовление сувениров и    подарков    к    праздникам    и    досуговым мероприятиям; участие   в   конкурсах  и промежуточных аттестационных выставках  и ярмарках; организация   выставки   и  разыгрывание   сказок  Тихого  Дона   в   д/с   и начальной школе; организация персональных выставок: участие в итоговой  районной  выставке  детского  творчества  в  конце учебного года; праздник в объединении по случаю окончания обучения.

Раздел 8. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии. Выставки. Поездка в краеведческий музей г. Белая Калитва. Ознакомление с национальной культурой родного края, бытом и традициями. Посещение выставки прикладного творчества. Встреча с обучающимися разных объединений.

Раздел 9. Итоговое занятие. Заключительное занятие, подведение итогов, достижений годовой работы.

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

№ п/п

Разделы и темы

Количество занятий

Количество часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие. Входная диагностика. ТБ.

1

2

2

II

Декоративно-прикладное искусство и народное творчество.

1

2

1

1

III

Декоративное вязание на спицах.

1

Виды петель и их образование.

7

14

4

10

2

3

Вязание по кругу.

-Носки.

-Варежки.

-Перчатки.

-Пинетки.

Прибавление и убавление петель.

-Следки.

-Детская шапочка.

6

6

6

6

4

4

12

12

12

12

8

14

3

3

3

3

2

4

9

9

9

9

6

10

IV

1

2

3

4

5

Декоративное вязание крючком.

Приемы вязания крючком.

Вязание полотна квадратной формы.

-Сумка.

-Декоративная наволочка.

Вязание полотна треугольной формы.

-Косынка или шаль.

Вязание по кругу.

Берет.

Игрушки.

-Черепаха

-Пчелка.

-Кот.

4

6

7

8

7

6

5

5

8

12

14

16

14

12

10

10

2

3

4

4

4

3

3

3

6

9

10

12

10

9

7

7

V

Вышивка на трикотаже.

2

4

1

3

VI

Воспитательные мероприятия  центра.

9

18

18

VII

Выездные, интегрированные занятия, экскурсии. Выставки.

3

6

6

VIII

Итоговое занятие.

2

4

4

Итого

108

216

80

136

Содержание программы

2 года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория. Входная диагностика. Правила техники безопасности при работе с инструментами (спицами, крючком, иглой, ножницами), утюгом. Цели и задачи 2 года обучения.  

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство и народное творчество. 

Теория. Традиционные художественные промыслы. Путешествие в народные художественные промыслы России (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.)

Раздел 3. Декоративное вязание на спицах.

Тема 1. Виды петель и их образование.

Тема 1.1. Узор из обхватывающих петель.

Теория. Технология выполнения обхватывающих петель. Условные обозначения.

Практика. Выполнение образца узора из обхватывающих петель. Зарисовка схемы узора.

Тема 1.2. Узор «жгуты» (перемещение петель).

Теория. Технология перемещения 2-4 петель. Условные обозначения.

Практика. Вывязывание образца узора с перемещением петель. Зарисовка схемы узора.

Тема 1.3. Бугристые узоры.

Теория. Технология вывязывания из одной петли 3,5 или 7 петель. Условные обозначения.

Практика. Вязание образца узора с бугорками. Зарисовка схемы узора.

Тема 1.4. Узоры с вытянутыми петлями.

Теория. Технология вывязывания вытянутых петель. Условные обозначения.

Практика. Вязание образца с вытянутыми петлями. Зарисовка схемы узора.

Тема 1.5. Орнамент на трикотаже.

Теория. Традиционный орнамент различных регионов России. Сходства и отличительные особенности традиционного орнамента различных регионов России. Узоры донского края. Технология вязания узора с несколькими клубками пряжи.

Практика. Зарисовки орнаментов различных народов России. Вязание образца орнамента.

Тема 2. Вязание по кругу.

Тема 2.1. Носки.

Теория. Особенности вязания на пяти спицах. История носков.

Практика. Снятие мерок. Подбор пряжи и спиц. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания носков. Вывязывание манжеты. Формирование пятки. Закругление пятки. Вязание носка по кругу до мыска. Убавление петель на мыске.

Тема 2.2. Варежки.

Теория. История русских варежек. Орнамент на варежках. Символика орнаментов. Технология вязания варежек.

Практика. Снятие мерок. Подбор пряжи и спиц. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания варежки. Вывязывание манжеты. Отверстие для большого пальца. Вязание варежки по кругу. Убавление петель в конце варежки. Вывязывание большого пальца.

Тема 2.3. Перчатки.

Теория. История перчаток. Виды перчаток. Технология вязания перчаток.

Практика. Снятие мерок. Подбор пряжи и спиц. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания перчаток. Вывязывание манжеты. Вывязывание клина для большого пальца. Расчет петель для вывязывания пальчиков. Вывязывание пальчиков.

Тема 2.4. Пинетки.

Теория. Технология вязания пинеток.

Практика. Снятие мерок. Подбор пряжи и спиц. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания пинеток. Вывязывание манжеты. Формирование мыска. Вязание подошвы. Изготовление завязки. Изготовление помпонов. Декоративная отделка пинеток крючком.

Тема 3. Прибавление и убавление петель.

Тема 3.1. Следки.

Теория. Технология вязания следков.  

Практика. Набор на 2 спицы 3 - х петель. Прибавление 4 – х  петель в лицевом ряду. Формирование мыска. Прямое вязание. Формирование пятки. Убавление петель. Закрытие петель. Декоративная отделка. 

Тема 3.2. Детская шапочка.

Теория. Технология вязания детской шапочки.

Практика. Выбор пряжи и спиц. Выбор узора. Снятие мерок. Вывязывание контрольного образца. Расчет петель для вязания шапочки. Вывязывание резинки. Вязание основного узора. Убавление петель на шапочке. Вязание завязки. Декоративная отделка.

Раздел 4. Декоративное вязание крючком.

Тема 1. Приемы вязания крючком.

Теория. Крестовидный столбик, пышный столбик, фестоны, пико.

Практика. Вязание цепочки из воздушных петель, крестовидных столбиков, пышных столбиков, фестонов, пико.

Тема 2. Вязание полотна квадратной формы.

Тема 2.1. Сумка.

Теория. История сумок. Вязаные сумки – модный тренд 2013 года. Технология вязания сумки.

Практика. Выбор узора. Подбор пряжи и крючка для вязания. Вывязывание контрольного образца. Вязание сумки. Вязание кармана. Соединение деталей. Вшивание замка – «молнии». Изготовление шнура. Декоративная отделка сумки.

Тема 2.2. Декоративная наволочка.

Теория. Декоративная наволочка для уюта в доме. Технология вывязывания декоративной наволочки.

Практика. Выбор пряжи и крючка. Выбор узора. Вязание декоративной наволочки. Отпаривание изделия.

Тема 3. Вязание полотна треугольной формы.

Тема 3.1. Косынка или шаль.

Теория. История косынки. Шали и косынки донских казачек. Технология вязания полотна треугольной формы.

Практика. Выбор узора. Выбор пряжи и крючка. Вязание по схеме. Декоративная отделка изделия.

Тема 4. Вязание по кругу.

Тема 4.1. Берет.

Теория. История берета. Берет – модный головной убор. Технология вязания берета.

Практика. Выбор узора. Выбор пряжи и крючка. Вязание круга с прибавлениями. Вязание середины берета без прибавлений. Вывязывание детали низа берета с убавлениями. Вязание ободка берета.

Тема 5. Игрушки.

Тема 5.1. Черепаха.

Теория. Технология вязания черепахи.

Практика. Вязание верхней части туловища. Вязание нижней части туловища. Вязание головы, лапок (4детали). Соединение деталей. Набивка синтепоном. Декоративная отделка игрушки.

Тема 5.2. Пчелка.

Теория. Технология вязания пчелки.

Практика. Выбор пряжи, спиц или крючка. Вязание по схеме. Вывязывание туловища, головы, крыльев (2 детали), лапок (4 детали). Соединение деталей. Набивка синтепоном.

Тема 5.3. Кот.

Теория. Технология вязания кота.

Практика. Выбор пряжи, спиц или крючка. Вязание туловища, головы, лапок (4 детали), хвоста, ушей. Соединение деталей. Набивка синтепоном.

Раздел 5. Вышивка на трикотаже.

Теория. Шов «петля». Тамбурный шов. Итальянский шов. Шов «рококо».

Практика. Зарисовка узоров. Вышивка узора швом «петля». Вышивка  тамбурным швом цветка. Вышивка итальянским швом. Вышивка розочки  и листочков швом «рококо».

Раздел 6. Воспитательные мероприятия центра. Организация, участие и проведение совместных мероприятий в ЦВР - изготовление    сувениров    и    подарков    к    праздникам    и    досуговым мероприятиям; участие   в   конкурсах  и  промежуточных  аттестационных   выставках  и ярмарках; организация   выставки   участие   в   итоговой  районной  выставке  детского  творчества  в  конце учебного года; праздник в объединении по случаю окончания обучения.

Раздел 7. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии. Выставки. 

Посещение выставки прикладного творчества учащихся ст. Тацинская. Знакомство с новыми друзьями. Обмен опытом. Встреча с обучающимися разных объединений. Экскурсия в этнографический музей МОУ СОШ №8.

Раздел 8. Итоговое занятие. Заключительное занятие, подведение итогов, достижений годовой работы.

Учебно-тематический план 3-го года обучения.

№ п/п

Разделы и темы

Количество занятий

Количество часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие. Входная диагностика. ТБ.

1

2

2

II

Русский народный костюм.

2

4

2

2

III

Конструирование и изготовление трикотажных изделий.

-Снятие мерок.

-Особенности вязания изделий по выкройке.

- Конструирование. Расчет вязания сложного контура (проймы, оката втачного рукава).

- Приемы декоративного оформления изделий.

2

2

2

2

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

IV

Изготовление трикотажных изделий.

-Джемпера.

Изготовление детского костюма.

-Жакет.

-Штанишки.

-Башмачки.

Изготовление летнего костюма.

-Топик.

-Юбка.

-Шапочка.

17

13

8

6

11

12

6

34

26

16

12

22

24

12

8

6

4

3

6

6

3

26

20

12

9

16

18

9

V

Изготовление игрушек.

-Гусеница.

-Гномик.

6

7

10

12

2

3

8

9

VI

Воспитательные мероприятия

9

18

18

VIII

Выставка.

2

4

4

IX

Итоговое занятие.

2

4

4

Итого

108

216

71

145

Содержание программы

3 года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория. Входная диагностика. Правила техники безопасности при работе с инструментами (спицами, крючком, иглой, ножницами), утюгом. Цели и задачи 3 года обучения.

Раздел 2. Русский народный костюм.

Теория. Из истории одежды. Развитие костюма на Руси. Отличительные особенности одежды русской женщины. Особенности кроя. Рукава. Украшения верхней одежды. Головной убор, пояс, обувь, украшения – принадлежности народного костюма. Цветовой контраст. Устойчивые гармонические сочетания. Использование элементов народного костюма в современных моделях одежды. Отличительные особенности русского народного костюма различных областей России. Женский казачий народный костюм.

Практика. Зарисовки элементов народного костюма. 
Раздел 3. Конструирование и изготовление трикотажных изделий.

Тема 1. Снятие мерок.

Теория. Пропорции фигуры. Осанка. Правила снятия основных мерок. Выявление особенностей телосложения. Дополнительные мерки.

Практика. Снятие мерок.

Тема 2. Особенности вязания изделий по выкройке.
Теория. Техника вязания. Отличия трикотажного полотна – растягивается во всех направлениях. Припуски на свободное облегание. Отличие выкройки трикотажного изделия: допускается отсутствие вытачек, упрощение в вывязывании проймы, обе стороны головки рукава выполняются одинаково. Выбор выкройки-основы изделия с вшивным рукавом в соответствии с мерками.

Практика. Построение выкройки основы. 

Тема 3. Конструирование. Расчет вязания сложного контура (проймы, оката втачного рукава).

Теория. Расчет для вязания пройм спинки, плеч и горловины спинки.

Тема 4. Приёмы декоративного оформления изделий.

Теория. Различные приёмы декоративного оформления трикотажного изделия. Особенности вязания карманов, воротников, планок (виды и способы вязания).

Практика. Вязание деталей одежды: вывязывание карманов, выреза горловины, воротников, планки.

Раздел 4. Изготовление трикотажных изделий.

Тема 1. Джемпер.

Теория. Технологическая последовательность изготовления джемпера.

Практика. Построение выкройки – основы джемпера. Моделирование джемпера. Выбор узора вязания. Вязание образца узора. Расчет плотности вязания. Вязание спинки джемпера. Сметка и влажно-тепловая обработка спинки, проверка размеров джемпера (при необходимости их корректировка). Вязание полочки джемпера. Вязание рукава (две детали). Вязание дополнительной детали – бейки, для оформления горловины джемпера. Сметывание деталей, их влажно – тепловая обработка. Сшивание деталей джемпера. Обработка горловины – кеттлевка бейки. Заключительная влажно – тепловая обработка джемпера.

Тема 2. Изготовление детского костюма.

Тема 2.1. Жакет.

Теория. Технологическая последовательность изготовления жакета.  

Практика. Снятие мерок. Построение выкройки. Выбор узора и пряжи для вязания жакета. Моделирование жакета. Вязание контрольного образца. Расчет петель для вязания. Вязание спинки жакета. Сметка и влажно-тепловая обработка спинки. Вязание левой полочки жакета. Вязание правой полочки жакета.  Вязание рукава (две детали). Сметывание деталей, их влажно – тепловая обработка. Соединение деталей жакета. Обвязка полочек, выреза горловины и нижнего края рукавов.

Тема 2.2. Штанишки.

Теория. Технология изготовления штанишек.

Практика. Построение выкройки. Вязание 2 деталей штанины. Сметывание и влажно – тепловая обработка. Сшивание деталей.

Тема 2.3. Башмачки.

Теория. Технологическая последовательность вязания башмачков.

Практика. Вязание стопы. Набор кромочных петель. Вязание подгибки. Вязание мыска. Вязание пятки. Декоративная отделка крючком. Изготовление завязок и помпонов.

Тема 3. Изготовление летнего костюма.

Тема 3.1. Топик.

Теория. Технология вязания топика.

Практика. Построение выкройки – основы топика. Моделирование топика. Выбор узора вязания. Вязание образца узора. Расчет плотности вязания. Вязание спинки. Вязание переда. Вязание бретелек. Сметка и влажно-тепловая обработка. Соединение деталей. Декоративная отделка.

Тема 3.2. Юбка.

Теория. Технологическая схема вязания юбки.

Практика. Вязание юбки одним полотном по схеме. Сметка и влажно-тепловая обработка. Соединение деталей. Декоративная отделка.

Тема 3.3. Летняя шапочка.

Теория. Технология вязания летней шапочки.

Практика. Снятие мерок. Вязание по схеме. Влажно – тепловая обработка.

Раздел 5.

Тема 1. Изготовление игрушек.

Тема 1.1. Гусеница.

Теория. Технология вязания гусеницы.

Практика. Вязание головы - туловища на 5 спицах. Вязание рожек. Декоративная отделка.

Тема 1.2. Гномик.

Теория. Технологическая последовательность вязания гномика.

Практика. Вязание головы, носа, уха (2 детали). Вязание туловища - ног. Вязание рук (2 детали).  Вязание манжеты. Вязание воротника. Вязание баски кофточки. Вязание пояса. Соединение деталей.

Материально – техническое обеспечение занятий.

       Кабинет вязания имеет  площадь согласно санитарным нормам, высота потолка 3 метров, освещение обеспечивается естественным путем через 2 окна размером 2,0х 2,5м. и искусственным – подвесными лампами дневного света. Кабинет оборудован согласно возрасту обучающихся: стулья, рабочие столы, настенная доска, 2 шкафа для размещения материалов,  наглядных пособий и литературы, электроутюг, гладильный стол, пульверизатор, зеркало, мультимедиа для просмотра презентаций, компьютер.

Материалы и инструменты.  

- Пряжа шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная для ручного вязания.

- Синтепон.

- Спицы прямые, круговые, наборы из 5 спиц.

- Крючки короткие и длинные.

- Ножницы.

- Иглы швейные, игольницы.

- Булавки.

- Карандаши.

- Лекала (основы) для раскроя изделий.

- Линейки.

- Сантиметровые ленты.

- Мел ученический.

Наглядный и дидактический материал:

- Альбом образцов ручного вязания по теме: «Узоры из лицевых и изнаночных петель».

- Альбом образцов ручного вязания по теме: «Ажурные узоры».

- Альбом образцов ручного вязания по теме: «Перемещение петель «жгуты».

- Альбом образцов ручного вязания по теме: «Снятые петли».

- Альбом образцов ручного вязания по теме: «Обхватывающие петли».

- Альбом образцов ручного вязания по теме: «Орнамент».

- Тесты – карточки с заданиями.

- Образцы готовых изделий, выполненные обучающимися с педагогом.

- Библиотека с методической, педагогической и специальной литературой по вязанию трикотажных изделий.

Список литературы для педагога:

  1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005
  2. Балашова М. Я., Жукова Т. Н. Вязание для женщин. – 2 изд. Минск: Современное слово, 2003. – 320 с.
  3. Гурбина Е. А. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5 – 7 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1988 г.
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – Т.: Мехнат,  1994.
  6. Необычные игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов. «ЭКСМО», Москва, 2005.
  7. Проектная деятельность учащихся. Л.Н.Морозова. 2-е издание Волгоград, 2008.
  8. Россия-Родина моя. (Программа по гражданско-патриотическому воспитанию) Г.Ю.Колосовская г. Ростов н/д 2011.
  9. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. Выпуск 6. Центр технического творчества учащихся. Российская ассоциация «Ростехтворчество».
  10. Современный урок. М.Г.Ермолаева. Изд.КАРО, Санкт-Петербург 2008.
  11. Теория и методика обучения технологии.  И.И.Данчук,  ПИ ЮФУ г.Ростов н/д, 2007.
  12. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль, 2001.
  13. Учим детей мастерить. Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва, 2000.
  14. Школа и производство. Научно – методический журнал.

Список литературы для участников объединения:

  1. Журналы по вязанию: «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
  2. Лили Саймонс. Удивительные цветы из проволоки. Изд.: Клуб семейного досуга. Харьков, 2012.
  3. Максимова М. В. Вязание без секретов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  4. Максимова М., Кузьмина М. А. Дружные спицы. – М.: Эксмо – пресс. 1999.
  5. Столярова А. Вязаные игрушки. – М.: Изд-во Культура и традиции.- 2004.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...