Программа "Рукоделие"
рабочая программа по теме
Программа расчитана на 4 года, включает в себя блок "Вязание крючком", блок "Вязание спицами", "Машинное вязание". Возраст детей в объединении от 7 до 14 лет.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelie_programma.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Обсуждена на заседании научно-методического совета МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале Протокол №1 от «03» сентября 2015 г. | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале ______________Г. Н. Канищева Приказ №103 от «05» сентября 2015 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РУКОДЕЛИЕ»
Возраст детей: 7 – 15 лет
Срок реализации: 4 года
Педагог дополнительного образования:
Помысухина Лариса Владиславовна
г. Тарко-Сале
2015 год
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет.
Направленность программы: художественная.
Актуальность: учащиеся знакомятся с национальными видами рукоделия, приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, подготовку к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Отличительная особенность программы: программа разбита на блоки: 1год обучения – вязание крючком; 2 год обучение – вязание спицами; 3 год обучения – вязание крючком и спицами; 4 год обучения – машинное вязание. Это позволяет изучать курс «от простого к сложному», включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы, а также дополнена темами по технике изготовления мелких изделий. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах. Выпускникам предоставляется возможность продолжения деятельности в качестве инструкторов, помощников педагога.
Адресат программы: дети, возраст которых от 7 до 15 лет, причем состав групп не ограничивается определенным возрастом. В группу первого года обучения принимаются все желающие. В группу второго года обучения автоматически переводятся обучающиеся, закончившие первый год обучения, но в группу второго года обучения могут поступать и вновь прибывшие при наличии определенного уровня развития в данной области. Также по программе обучаются в интегрированном коллективе дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Медико-психолого-педагогические характеристики учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 2-3 группы (для них оборудована туалетная комната, установлен пандус, кабинеты с широкими дверными проёмами).
Объем программы и срок освоения
Программа «Рукоделие» рассчитана на 4 года.
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в месяц | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 4,5 | 18 | 162 |
2 год обучения | 4,5 | 18 | 162 |
3 год обучения | 4,5 | 18 | 162 |
4 год обучения | 4,5-5 | 18- 20 | 162 - 180 |
Рассматривается увеличение сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учреждение.
Формы обучения: очная, очно-заочная.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в группе по 7-10 человек. А также индивидуально-групповая форма работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Одно занятие делится на два этапа - теоретический и практический. Теоретическая часть дается и форме бесед с просмотром подготовленного наглядного тематического материала и закрепляется все это практической частью. Программа состоит из курса вязания крючком, на спицах, машинного вязания.
Режим занятий: Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. Каникулы с 1 января по 8 января и с 1 июня по 31 августа. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2-2,5 часа, на каждого учащегося не менее 4,5 часа в неделю.
Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональное самоопределение.
Задачи:
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Метапредметные - развитие мотивации к занятию вязанием, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
Образовательные - углубить и расширить знаний об истории и развитии декоративно-прикладного творчества, научить детей работать с различными материалами и инструментами, дать детям базовые сведения об истории развития разной техники вязания.
Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие - развитие творческих способностей, навыков, образного мышления, внимания, фантазии, усидчивости, формирование эстетического и художественного вкуса.
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения.
Вязание крючком.
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2. | Материалы и инструменты. Материаловедение. | 2 | 2 | |
3. | Техника вязания крючком | 16 | 1 | 15 |
4. | Техника выполнения простейших узоров. | 20 | 1 | 19 |
5. | Вязание узорного полотна. | 13 | 1 | 12 |
6. | Вязание воротничков. | 18 | 1 | 17 |
7. | Вязание салфеток овальных, круглых, квадратных. | 50 | 1 | 49 |
8. | Вязание декоративных изделий. | 26 | 1 | 25 |
9. | Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии. | 14 | 14 | |
10. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого | 162 | 11 | 151 |
Содержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: План и задачи объединения на год. Правила поведения в кабинете. Организация рабочего места. История вязания крючком. Правила техники безопасности.
2. Материалы и инструменты. Материаловедение.
Теория: Основные и дополнительные инструменты. Нити, пригодные для выполнения образцов и изделий. Качество нитей, зависимость от него износоустойчивости изделий. Крючки: виды крючков и их подбор.
- Техника вязания крючком.
Теория: Положение рук во время работы. Техника образования начальной петли, цепочки из воздушных петель, столбиков.
Практика: Освоение приемов вязания:
- образование начальной петли;
- цепочка из воздушных петель, полустолбик;
- столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом.
4. Техника выполнения простейших узоров.
Теория: Чтение и разбор схем простейших узоров, подбор ниток.
Практика: вязание простейших узоров
- узор из столбиков без накида и воздушных петель, узор из столбиков с накидом, узор в виде веера или ракушки;
- узор из столбиков с накидом, столбиков без накида и воздушных петель; узор в виде лапок; узор в виде рогаток;
- узор в виде зубцов; узор из листиков; узор из пышных столбиков;
- узор в виде зигзагообразной полосы; узор в виде полуколечек.
5. Вязание узорного полотна.
Теория: Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.
Практика: Вязание трех образцов из столбиков без накида; образцов круга, квадрата, пятигранника.
6. Вязание воротничков.
Теория: Выбор модели воротничка, разбор схемы, подбор ниток и крючка.
Практика: Вязание воротничков с использованием освоенных узоров. Снятие мерок, расчет петель, запись узора или схемы.
7. Вязание салфеток овальных, круглых, квадратных.
Теория: Демонстрация готовых салфеток и в журналах, разбор схем, подбор ниток и крючка.
Практика: вязание салфеток круглых:
-салфетка круглая с шишечками, выполненная стобиками с накидами и воздушными петлями;
-салфетка круглая «Снежинка», выполненная столбиком с накидом, воздушными петлями и узором «пико»;
-салфетка «Паутинка»
-салфетка с ажурной каймой.
Вязание овальных салфеток:
-салфетка, выполненная столбиками без накида и с узором в виде лапок;
-салфетка, выполненная из мотивов.
Салфетка прямоугольная в виде квадрата, выполненная филейным вязанием.
8. Вязание декоративных изделий.
Теория: Примеры предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.
Практика: Освоение приемов изготовления предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.
9. Подготовка к выставкам, экскурсии и посещение выставок.
10. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов 1 года обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения.
Вязание спицами.
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2. | История ремесла. Материалы, инструменты. Материаловедение. | 4 | 4 | |
3. | Техника вязания на спицах. Вязание плотных узоров. | 30 | 1 | 29 |
4. | Вязание орнаментов. | 20 | 1 | 19 |
5. | Техника вязания на 5 спицах. | 10 | 1 | 9 |
6. | Изготовление изделий: шарфик, шапочка, варежки, манишка. | 50 | 1 | 49 |
7. | Декоративные изделия. | 30 | 1 | 29 |
8. | Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии. | 14 | 14 | |
9. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 162 | 13 | 149 |
Содержание программы.
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: план и задачи объединения на второй год обучения. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Показ образцов изделий.
- История вязания спицами. Материалы, инструменты. Материаловедение. Теория: Основные и дополнительные инструменты. Необходимый набор спиц. Нити, пригодные для выполнения образцов и изделий. Качество нитей, зависимость от него износоустойчивости изделий.
- Техника вязания на спицах.
Теория: основные приемы набора петель начального ряда, петли лицевые, изнаночные. Закрепление петель.
Практика: вязание лицевых и изнаночных петель. Вывязывание плотных узоров из различных видов петель(сочетание лицевых и изнаночных петель, перемещение петель).Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи. Раппорт узоров, их запись.
- Вязание орнаментов.
Теория: значение орнамента, применение его в изделии. Сочетание цветов в изделии. Орнаменты узоров нашей страны.
Практика: техника вязания орнаментов, вышивка орнаментов. Зарисовка узоров.
- Техника вязания на пяти спицах.
Теория: расчет петель, техника набора петель на 4 спицы.
Практика: набор и расчет петель, вязание по кругу.
- Изготовление изделий.
Теория: выбор моделей, подбор пряжи, определение размера шарфика, подбор узора с учетом имеющейся пряжи.
Практика: Шарфик. Определение размера шарфика. Подбор узоров с учетом имеющейся пряжи. Расчет петель. Плотность и четкость вязки. Вывязывание и отделка изделия (кисти, бахрома). Шапочка. Снятие мерок. Выбор фасона, рельефного рисунка. Расчет петель. Вывязывание и отделка изделия. Варежки. Правила снятия мерок. Расчет петель. Вывязывание варежек (резинка, основание, большой палец, убавление петель). Отделка варежки. Манишка. Расчет петель. Подбор узора с учетом выбранной пряжи, вывязывание и отделка манишки.
- Декоративные изделия.
Теория: примеры декоративных изделий.
Практик: вязание диванной подушки, декоративной каймы, чехла для сотового телефона.
- Подготовка к выставкам, экскурсии и посещение выставок.
- Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов, анализ изготовленных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения.
Вязание спицами и крючком.
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2. | Блок «Вязание спицами» Техника вязания карманов. | 10 | 1 | 9 |
3. | Техника вязания вырезов горовины. | 10 | 1 | 9 |
4. | Вязание детского жилета. | 22 | 1 | 21 |
5. | Вязание орнаментов. Особенности чередования нитей разных цветов. | 23 | 1 | 22 |
5. | Вязание пледа в стиле «Пэчворк» | 15 | 1 | 14 |
7. | Блок «Вязание крючком» Техника вязания на вилке | 10 | 1 | 9 |
8. | Вязание кружев. | 20 | 1 | 19 |
9. | Декоративные изделия. | 24 | 1 | 23 |
10. | Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии. | 25 | 25 | |
11. | Итоговый урок. | 2 | 2 | |
Итого | 162 | 11 | 151 |
Содержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой, просмотр готовых изделий. Повторение правил техники безопасности.
- Техника вязания карманов.
Теория: техника вязания карманов.
Практика: вязание прорезного горизонтального кармана; прорезного вертикального кармана.
- Техника вязания вырезов горловины.
Теория: техника вязания горловины, расчет петель.
Практика: вязание круглого выреза горловины; V-образного выреза горловины.
- Вязание детского жилета.
Теория: Выбор модели жилета, подбор необходимой пряжи и спиц.
Практика: Снятие мерок. Вязание жилета.
5. Вязание орнаментов. Особенности чередования нитей разных цветов.
Теория: Особенности вязания орнаментов, подбор цветов пряжи, сочетание цвета рисунка с фоном. Особенности чтения схемы. Применение мелких мотивов для небольших изделий.
Практика: Вязание орнаментов пряжей двух и более цветов. Вязание больших участков орнамента от разных клубков, перекрещивание нитей на изнанке при смене цвета.
6.Вязание пледа в стиле «пэчворк».
Теория: Выбор плотных узоров, пряжи, инструментов для пледа.
Практика: Выполнить равные по размеру квадраты с разными узорами, соединить в одно полотно. Работа коллективная.
- Техника вязания на вилке.
Теория: нити, необходимые для вязания на вилке, техника вязания на вилке.
Практика: техника вязания кружев на вилке.
- Вязание кружев.
Теория: выбор узора, крючков и ниток для вязания кружев. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.
Практика: два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Подготовка ткани для обвязывания, вязание кружев.
- Декоративные изделия.
Теория: примеры декоративных изделий, техника выполнения, подбор инструментов и материалов.
Практика: зарисовка схем выполнения декоративных изделий; вязание прихваток, цветов, листьев, абажура.
- Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии.
- Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов, анализ выполненных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Четвертый год обучения. Машинное вязание.
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | |
2. | Подготовка пряжи к вязанию. | 6 | 4 | 2 |
3. | Краткая характеристика однофонтурной машины и операций, выполняемых на ней. | 22 | 2 | 20 |
4. | Основные и рисунчатые переплетения, получаемые на однофонтурной машине. | 37 | 1 | 36 |
5. | Расчет петель и рядов. | 14 | 1 | 13 |
6. | Обработка деталей и сборка изделий. | 12 | 1 | 11 |
7. | Мелкие изделия (шарф, шапочка, варежки). | 58 | 2 | 56 |
8. | Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии. | 9 | 9 | |
9. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого | 162 | 15 | 147 |
Содержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: План и задачи объединения на четвертый год обучения. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Ознакомление с правилами работы на ручной однофонтурной машине типа «Нева».
- Подготовка пряжи к вязанию.
Теория: Виды пряжи. Отбеливание и окрашивание пряжи. Проверка нити. Получение меланжа путем сматывания пряжи.
Практика: Сматывание и перемотка нити.
- Краткая характеристика однофонтурной машины и операций, выполняемых на ней.
Теория: Устройство машины. Техника вязания на однофонтурной машине.
Практика: Набор петель. Вязание начального ряда. Прибавление и убавление петель. Закрывание петель. Устранение дефектов. Оформление края изделия. Выполнение переплетений. Снятие полотна с машины.
- Основные и рисунчатые переплетения, получаемые на однофонтурной машине.
Теория: Показ образцов основных и рисунчатых переплетений.
Практика: Вязание основных переплетений: кулирная гладь, ластик (резинка), перловидная резинка. Вязание рисунчатых переплетений: неполные переплетения, ложная резинка, неравномерные переплетения, ажурные и прессовые переплетения и т.д.
- Расчет петель и рядов.
Теория: Определение плотности вязки, расчет петель и рядов.
Практика: Вязание контрольного образца. Переход от одной плотности вязки к другой. Укороченные и удлиненные ряды.
- Обработка деталей и сборка изделий.
Теория: Техника безопасности работы с утюгом. Влажно-тепловая обработка деталей. Стирка и сушка деталей.
Практика: Соединение деталей вручную иглой (горизонтальным и вертикальным швами).
- Изготовление мелких изделий (шарф, шапочка, варежки).
Теория: Определение размера изделий. Подбор узоров. Расчет петель. Плотность и четкость вязки. Вывязывание и отделка изделия (кисти, бахрома).
Практика: Шарфик. Шапочка. Снятие мерок. Выбор фасона, рельефного рисунка. Расчет петель. Вывязывание и отделка изделия. Варежки. Правила снятия мерок. Расчет петель. Вывязывание варежек (резинка, основание, большой палец, убавление петель). Отделка варежки.
- Подготовка к выставкам, экскурсии.
- Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов за учебный год, оценка выполненных работ.
Планируемые результаты:
1 год обучения:
- Успешное усвоение программного материала, приобретение учащимися трудовых навыков и умений.
- Правильное положение рук во время вязания, осваивание техники вязания крючком.
- Правила пользования инструментами для вязания
2 год обучения:
- Освоение техники вязания спицами. Правила пользования инструментами для вязания
- Осваивание приемов изготовления предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.
3 год обучения:
- Основные приёмы вязания, условные обозначения для вязания, последовательность изготовления вязанных изделий;
- Чётко выполнять основные приемы вязания и других техник, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию.
4 год обучения:
- Основы вязания на вязальной машине;
- Изготавливать небольшие изделия, выполнять отдельные элементы и их сборку.
С целью профориентации проводятся экскурсии на производство, на выставки в музей. На занятиях воспитанники выполняют изделия общественно полезного характера, например изделия, которые могут служить подарками гостям, ветеранам войны и труда.
Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, создаётся основной фонд, подводятся итоги, наилучшие работы поощряются.
Компетенции и личностные качества – дети должны научиться поведению в коллективе, навыкам здорового образа жизни;
Личностные, метапредметные – должны стать самостоятельными, ответственными, аккуратными, активными.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) Приложение №1(1 год обучения). Приложение №2 (2 год обучения, приложение №3 (3 год обучения), приложение №4 (4 год обучения).
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение квадратура кабинета
- компьютер;
- материалы и инструменты;
- наглядные пособия
- рабочие столы
- однофонтурная машина типа «Нива».
Информационное обеспечение
- СD с программами для вязания;
- образцы узоров вязания, готовые изделия
- журналы и книги по вязанию
- материалы из интернета;
- материалы курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Помысухина Л.В.
Формы аттестации
Аттестация проходит в декабре и апреле в форме выставок в кабинете.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический отчет педагога, индивидуальная карта развития учащегося, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, протокол ЗУН учащихся на промежуточном, итоговом этапах по следующим критериям (познавательна активность, творческая деятельность, освоение навыков, техника выполнения, композиционное построение, эстетика оформления); дипломы и грамоты, готовые работы.
Формы подведения итогов реализации программы: диагностические карты, защита творческих работ, участие в различных конкурсах, выставках, отчетном мероприятии декоративно-прикладного творчества.
Оценочные материалы
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
Диагностика дидактического вида: диагностика уровня обученности. Методический вид включает в себя проверку ЗУН, анализ и оценку качества использования дополнительных образовательных программ. Заполнение на промежуточном и итоговом этапе обучения Индивидуальной карточки учащегося - учет результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Систематическое заполнение творческих достижений учащихся в журнал, книжки творческих достижений, ведение банка творческих достижений учеников, банка одарённых детей. Диагностика психологического вида состоит: из повышения уровня социально-психологической подготовки детей, развитие коммуникабельности, креативности.
Система диагностики обученности включает в себя:
- Промежуточная аттестация - выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся;
- текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы;
- повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала;
- периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса;
- итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения, по предложенной образовательной программе.
Мониторинг проводится в два этапа — исходная диагностика и сопровождающая диагностика. Психологический мониторинг позволяет не только выявить своеобразие развития учащихся, но и вовремя, проводить просветительскую, при необходимости, коррекционно-развивающую работу с детьми, их родителями и педагогами.
1. Тест «Карта интересов» А.Е. Голомшток, «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенков - дифференциация склонностей и интересов учащихся.
2. «Карта субъективных оценок социально-психологического климата детского коллектива» Н.Ю.Савченко, А.А.Обухова - определение социально-психологического климата в коллективе
3. Тест «Шкала нравственной самооценки», «Отношение к жизненным ценностям» Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко - определение уровня воспитанности.
4. Психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
5. Методика «Что мы ценим в людях?» - методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.
6. Методика изучения самооценки Н. Г. Лускановой (для младших школьников), Методика «Изучение самооценки» — « Какой Я?» С. А. Будасси (для подростков).
7. Для выявления творческих возможностей ребенка в программе диагностического сопровождения используются тест Е.Торренса и тест “Несуществующее животное”.
8. Родителям предлагается опросник «Профиль интересов ребенка» и диагностическая методика «Карта одаренности» (вариант модификации методики Хаана и Каффа).
9. Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховский, определение показателя креативности Опросник Г. Аевиса.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса– очно, очно-заочно в условиях сетевого взаимодействия.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Выбор формы обосновывается с позиции категории учащихся. С детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами используется индивидуально-групповая форма.
Формы организации учебного занятия: выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, экскурсия.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности,
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная. Технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги, игротерапия, самомассаж, точечный массаж), гимнастика бодрящая динамические паузы. Коррекционные технологии: музыкальное воздействие, сказкотерапия, воздействия цветом.
Алгоритм учебного занятия: занятие состоит из теоретического материала и практической деятельности.
Дидактические материалы – таблица «Основные приемы вязания», раздаточные материалы, схемы изделий, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий.
Список литературы для педагога
- Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия машинного вязания.- М.:1993.
- Балашова М.Я, Жукова Т.Н. Машинное вязание.- Санкт-Петербург, 1994.
- Будур Н.В. Полная энциклопедия женских рукоделий. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
- Власова А.А. Энциклопедия вязания: от умения к мастерству.- Санкт-Петербург: «Диамант», «Золотой век», 1998.
- Детская школа народных ремесел (образовательные программы) приложение к журналу «Внешкольник» № 3 2006г. – Москва ГОУДОД ФЦРСДОД 2006г.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей.: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Карельская И.Ю,.Власова А.А,.Лепина Т.П Для тех, кто вяжет. – Санкт-Петербург: «Человек», 1992.
- От традиционного ремесла – к подлинным идеалам женственности. Образовательные программы Авторского Центра художественных ремесел для детей и юношества г.Дзержинска Нижегородской области.- Москва, 2000.
- Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах – М.: Просвещение, 1988.
- Смирнова Л. Вязание крючком.- М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007.
- Соколова Ю. 101 модель: вязание для всей семьи.- Санкт-Петербург: «Литера», 1999.
- Студия декоративно-прикладного творчества (программы, организация работы, рекомендации).- Волгоград: Учитель, 2008.
- Терешкович Т.А. Вязание традиционных кружев.- Минск: ООО «Хэлтон», 2005.
- Традиционные промыслы и ремесла»№ 2 1997г. Учебные программы.- Москва 1997.
- Фюлеп-Федотова Ж. Золотая коллекция вязания крючком. – М.: «Контэнт», 2005.
- Чувствина Т.С. Свяжите сами.- М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды.-М.:Просвещение, 1990.
- Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. - М.: Легпромбытиздат, 1986г.
Список литературы для детей
- Андрева Р.П. Вязание крючком.- Санкт-Петербург: Литера, 1999г.
- Вероника Хуг Вязаные цветы. – М.: АРТ-РОДНИК, 2006г.
- Женские рукоделия.- М.: Цитадель, 2000г.
- Кружевные работы. – М.: Вече, 2001г
- Павлович С.С., .Шпаковская А.И, Логвенкова В.И Узоры вязания на спицах и крючком. – Минск: «Хэлтон», 1998г.
- Семенова Л.Н. Вязаные аксессуары в комплектах. Ростов на Дону, 2005г.
- Столярова А. Вязаные игрушки.- М.: Культура и традиции, 1997г
- Сычева Л.В.,.Хрущева Е.И, Путина Г.П. Приглашаем вязать. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1983г.
- Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами».Москва: Просвещение, 1992г.
- Терешкович Т.А. Рукодельница. – Минск: Полымя, 1992г
- Фомичева Э.А «Начинаем вязать спицами и крючком». Москва: Просвещение, 1991г.
- Царук В.В. Вяжем спицами и на машине. – Киев, 1994г.
- Чиченкова Т.Ю., Беленькая Т.П., Устинович О.Ю. Кружева из сундука.- Минск: ООО «Издательство АСТ», 2001
- Штайнерт Г. Вязаные салфетки.- Москва: Арт-Родник, 2006г.
- Энциклопедия «Легко вязать», учебное пособие в электронном варианте.
- Подшивка журналов: «Валя-Валентина», «Верена», «Золушка вяжет», «Диана Креатив».