Программа "Рукоделие"
рабочая программа по теме

Помысухина Лариса Владиславовна

Программа расчитана на 4 года, включает в себя блок "Вязание крючком", блок "Вязание спицами", "Машинное вязание". Возраст детей в объединении от 7 до 14 лет.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukodelie_programma.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»  

г. Тарко-Сале Пуровского района

Обсуждена на заседании

научно-методического совета

МБОУ ДО «ДДТ»

г. Тарко-Сале

Протокол №1 от

«03» сентября 2015 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО

«ДДТ» г. Тарко-Сале

______________Г. Н. Канищева

Приказ №103 от

«05» сентября  2015 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «РУКОДЕЛИЕ» 

Возраст детей: 7 – 15 лет

Срок реализации: 4 года

                                                                             Педагог дополнительного образования:

                                                                             Помысухина Лариса Владиславовна

г. Тарко-Сале

2015 год

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка 

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет.

Направленность программы: художественная.

Актуальность: учащиеся знакомятся с национальными видами рукоделия, приобретают углублённые знания  и умения по данному виду творчества, подготовку к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Отличительная особенность программы: программа разбита на блоки: 1год обучения – вязание крючком; 2 год обучение – вязание спицами; 3 год обучения – вязание крючком и спицами; 4 год обучения – машинное вязание.  Это позволяет изучать курс «от простого к сложному», включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы, а также дополнена темами по технике изготовления мелких изделий. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах. Выпускникам предоставляется возможность продолжения деятельности в качестве  инструкторов, помощников педагога.

Адресат программы: дети, возраст которых от 7 до 15 лет, причем состав групп не ограничивается определенным возрастом. В группу первого года обучения принимаются все желающие. В группу второго года обучения автоматически переводятся обучающиеся, закончившие первый год обучения, но в группу второго года обучения могут поступать и вновь прибывшие при наличии определенного уровня развития в данной области. Также по программе обучаются в интегрированном коллективе дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Медико-психолого-педагогические характеристики учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 2-3 группы (для них оборудована туалетная комната, установлен пандус, кабинеты с широкими  дверными проёмами).

Объем программы и срок освоения

 Программа «Рукоделие» рассчитана на 4 года.

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов в год

1 год обучения

4,5

18

162

2 год обучения

4,5

18

162

3 год обучения

4,5

18

162

4 год обучения

4,5-5

18- 20

162 - 180

Рассматривается увеличение сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учреждение.

Формы обучения: очная, очно-заочная.

Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в группе по 7-10 человек.  А также индивидуально-групповая форма работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Одно занятие делится на два этапа - теоретический и практический. Теоретическая часть дается и форме бесед с просмотром подготовленного наглядного тематического материала и закрепляется все это практической частью. Программа состоит из курса вязания крючком, на спицах, машинного вязания.

Режим занятий: Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. Каникулы с 1 января по 8 января и с 1 июня по 31 августа. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2-2,5 часа, на каждого учащегося не менее 4,5 часа в неделю.

Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональное самоопределение.

Задачи:

Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. 

Метапредметные - развитие мотивации к занятию вязанием, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Образовательные - углубить и расширить знаний об истории и развитии декоративно-прикладного творчества, научить детей работать с различными материалами и инструментами, дать детям базовые сведения об истории развития разной техники вязания.

Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие - развитие творческих способностей, навыков, образного мышления, внимания, фантазии, усидчивости, формирование эстетического и художественного вкуса.

Содержание программы

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения.

Вязание крючком.

Темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Материалы и инструменты. Материаловедение.

2

2

3.

Техника вязания крючком

16

1

15

4.

Техника выполнения простейших узоров.

20

1

19

5.

Вязание узорного полотна.

13

1

12

6.

Вязание воротничков.

18

1

17

7.

Вязание салфеток овальных, круглых, квадратных.

50

1

49

8.

Вязание декоративных изделий.

26

1

25

9.

Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии.

14

14

10.

Итоговое занятие.

2

2

Итого

162

11

151

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. 

Теория: План и задачи объединения на год. Правила поведения в кабинете. Организация рабочего места. История вязания крючком.  Правила техники безопасности.

2.  Материалы и инструменты. Материаловедение.

Теория: Основные и дополнительные инструменты. Нити, пригодные для выполнения образцов и изделий. Качество нитей, зависимость от него износоустойчивости изделий. Крючки: виды крючков и их подбор.

  1. Техника вязания крючком.

Теория: Положение рук во время работы. Техника образования начальной петли, цепочки из воздушных петель, столбиков.

Практика: Освоение приемов вязания:

- образование начальной петли;

- цепочка из воздушных петель, полустолбик;

- столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом.

4. Техника выполнения простейших узоров.

Теория: Чтение и разбор схем простейших узоров, подбор ниток.

Практика: вязание  простейших узоров

- узор из столбиков без накида и воздушных петель, узор из столбиков с накидом, узор в виде веера или ракушки;

- узор из столбиков с накидом, столбиков без накида и воздушных петель; узор в виде лапок; узор в виде рогаток;

- узор в виде зубцов; узор из листиков; узор из пышных столбиков;

- узор в виде зигзагообразной полосы; узор в виде полуколечек.

5. Вязание узорного полотна.  

Теория: Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.

Практика: Вязание трех образцов из столбиков без накида; образцов круга, квадрата, пятигранника.

6. Вязание воротничков.

Теория: Выбор модели воротничка, разбор схемы, подбор ниток и крючка.

Практика: Вязание воротничков с использованием освоенных узоров. Снятие мерок, расчет петель, запись узора или схемы.

7. Вязание салфеток овальных, круглых, квадратных.

Теория: Демонстрация готовых салфеток и в журналах, разбор схем, подбор ниток и крючка.

Практика: вязание салфеток круглых:

-салфетка круглая с шишечками, выполненная стобиками с накидами и воздушными петлями;

-салфетка круглая «Снежинка», выполненная столбиком с накидом, воздушными петлями и узором «пико»;

-салфетка «Паутинка»

-салфетка с ажурной каймой.

Вязание овальных салфеток:

-салфетка, выполненная столбиками без накида и с узором в виде лапок;

-салфетка, выполненная из мотивов.

Салфетка прямоугольная в виде квадрата, выполненная филейным вязанием.

8. Вязание декоративных изделий.

Теория: Примеры предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.

Практика: Освоение приемов изготовления предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.

9. Подготовка к выставкам, экскурсии и посещение выставок.

10. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов 1 года обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения.

Вязание спицами.

Темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2.

История ремесла. Материалы, инструменты. Материаловедение.

4

4

3.

Техника вязания на спицах. Вязание плотных узоров.

30

1

29

4.

Вязание орнаментов.

20

1

19

5.

Техника вязания на 5 спицах.

10

1

 9

6.

Изготовление изделий: шарфик, шапочка, варежки, манишка.

50

1

49

7.

Декоративные изделия.

30

1

29

8.

Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии.

14

14

9.

Итоговое занятие

2

2

Итого

162

13

149

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: план и задачи объединения на второй год обучения. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Показ образцов изделий.

  1. История вязания спицами. Материалы, инструменты. Материаловедение. Теория: Основные и дополнительные инструменты. Необходимый набор спиц. Нити, пригодные для выполнения образцов и изделий. Качество нитей, зависимость от него износоустойчивости изделий.
  2. Техника вязания на спицах.

Теория: основные приемы набора петель начального ряда, петли лицевые, изнаночные. Закрепление петель.

Практика: вязание лицевых и изнаночных петель. Вывязывание плотных узоров из различных видов петель(сочетание лицевых и изнаночных петель, перемещение петель).Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи. Раппорт узоров, их запись.

  1. Вязание орнаментов. 

Теория: значение  орнамента, применение его в изделии. Сочетание цветов в изделии. Орнаменты узоров нашей страны.

Практика: техника вязания орнаментов, вышивка орнаментов. Зарисовка узоров.

  1. Техника вязания на пяти спицах.

Теория: расчет петель, техника набора петель на 4 спицы. 

Практика: набор и расчет петель, вязание по кругу.

  1. Изготовление изделий.

Теория: выбор моделей, подбор пряжи, определение размера шарфика, подбор узора с учетом имеющейся пряжи.

Практика: Шарфик. Определение размера шарфика. Подбор узоров с учетом имеющейся пряжи. Расчет петель. Плотность и четкость вязки. Вывязывание и отделка изделия (кисти, бахрома). Шапочка. Снятие мерок. Выбор фасона, рельефного рисунка. Расчет петель. Вывязывание и отделка изделия. Варежки. Правила снятия мерок. Расчет петель. Вывязывание варежек (резинка, основание, большой палец, убавление петель). Отделка варежки. Манишка. Расчет петель. Подбор узора с учетом выбранной пряжи, вывязывание и отделка манишки.

  1. Декоративные изделия. 

Теория: примеры декоративных изделий.

Практик: вязание диванной подушки, декоративной каймы, чехла для сотового телефона.

  1. Подготовка к выставкам, экскурсии и посещение выставок.
  2. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов, анализ изготовленных работ.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения.

Вязание спицами и крючком.

Темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Блок «Вязание спицами»

Техника вязания карманов.

10

1

9

3.

Техника вязания вырезов горовины.

10

1

9

4.

Вязание детского жилета.

22

1

21

5.

 Вязание орнаментов. Особенности чередования нитей разных цветов.

23

1

22

5.

Вязание пледа в стиле «Пэчворк»

15

1

14

7.

          Блок «Вязание крючком»

Техника вязания на вилке

10

1

9

8.

Вязание кружев.

20

1

19

9.

Декоративные изделия.

24

1

23

10.

Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии.

25

25

11.

Итоговый урок.

2

2

Итого

162

11

151

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой, просмотр готовых изделий. Повторение правил техники безопасности.

  1. Техника вязания карманов.

Теория: техника вязания карманов.

Практика: вязание прорезного горизонтального кармана; прорезного вертикального кармана.

  1. Техника вязания вырезов горловины.

Теория: техника вязания горловины, расчет петель.

 Практика: вязание круглого выреза горловины; V-образного выреза горловины.

  1. Вязание детского жилета.

Теория: Выбор модели жилета, подбор необходимой пряжи и спиц.

Практика: Снятие мерок. Вязание жилета.

5. Вязание орнаментов. Особенности чередования нитей разных цветов.

Теория: Особенности вязания орнаментов, подбор цветов пряжи, сочетание цвета рисунка с фоном. Особенности чтения схемы. Применение мелких мотивов для небольших изделий.

Практика: Вязание орнаментов пряжей двух и более цветов. Вязание больших участков орнамента от разных клубков, перекрещивание нитей на изнанке при смене цвета.

6.Вязание пледа в стиле «пэчворк». 

Теория: Выбор плотных узоров, пряжи, инструментов  для пледа.

Практика: Выполнить равные по размеру квадраты с разными узорами, соединить в одно полотно. Работа коллективная.

  1. Техника вязания на вилке. 

Теория: нити, необходимые для вязания на вилке, техника вязания на вилке.

Практика: техника вязания кружев на вилке.

  1. Вязание кружев.

Теория: выбор узора, крючков и ниток  для вязания кружев. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.  

Практика: два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Подготовка ткани для обвязывания, вязание кружев.

  1. Декоративные изделия.

Теория: примеры декоративных изделий, техника выполнения, подбор инструментов и материалов.

Практика: зарисовка схем выполнения  декоративных изделий; вязание прихваток, цветов, листьев, абажура.

  1. Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии.
  2. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов, анализ выполненных работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четвертый год обучения. Машинное вязание.

Темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

2.

Подготовка пряжи к вязанию.

6

4

2

3.

Краткая характеристика однофонтурной машины и операций, выполняемых на ней.  

22

2

20

4.

Основные и рисунчатые переплетения, получаемые на однофонтурной машине.

37

1

36

5.

Расчет петель и рядов.

14

1

13

6.

Обработка деталей и сборка изделий.

12

1

11

7.

Мелкие изделия (шарф, шапочка, варежки).

58

2

56

8.

Подготовка творческих работ для участия в конкурсах, выставках. Экскурсии.

9

9

9.

Итоговое занятие.

2

2

Итого

162

15

147

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.  

Теория: План и задачи объединения на четвертый год обучения. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Ознакомление с правилами работы на ручной однофонтурной машине типа «Нева».

  1. Подготовка пряжи к вязанию. 

Теория: Виды пряжи. Отбеливание и окрашивание пряжи. Проверка нити. Получение меланжа путем сматывания пряжи.

Практика: Сматывание и перемотка нити.

  1. Краткая характеристика однофонтурной машины и операций, выполняемых на ней.

Теория:  Устройство машины. Техника вязания на однофонтурной машине.

Практика: Набор петель. Вязание начального ряда. Прибавление и убавление петель. Закрывание петель. Устранение дефектов. Оформление края изделия. Выполнение переплетений. Снятие полотна с машины.

  1. Основные и рисунчатые переплетения, получаемые на однофонтурной машине. 

Теория: Показ образцов основных и рисунчатых переплетений.

Практика: Вязание основных переплетений: кулирная гладь, ластик (резинка), перловидная резинка. Вязание рисунчатых переплетений: неполные переплетения, ложная резинка, неравномерные переплетения, ажурные и прессовые переплетения и т.д.

  1. Расчет петель и рядов. 

Теория: Определение плотности вязки, расчет петель и рядов.

Практика: Вязание контрольного образца. Переход от одной плотности вязки к другой. Укороченные и удлиненные ряды.

  1. Обработка деталей и сборка изделий.

Теория: Техника безопасности работы с утюгом. Влажно-тепловая обработка деталей. Стирка и сушка деталей.

Практика: Соединение деталей вручную иглой (горизонтальным и вертикальным швами).

  1. Изготовление мелких изделий (шарф, шапочка, варежки).

Теория: Определение      размера изделий. Подбор узоров. Расчет петель. Плотность и четкость вязки. Вывязывание и отделка изделия (кисти, бахрома).

Практика: Шарфик. Шапочка. Снятие мерок. Выбор фасона, рельефного рисунка. Расчет петель. Вывязывание и отделка изделия. Варежки. Правила снятия мерок. Расчет петель. Вывязывание варежек (резинка, основание, большой палец, убавление петель). Отделка варежки.

  1. Подготовка к выставкам, экскурсии.
  2. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов за учебный год, оценка выполненных работ.

Планируемые результаты: 

1 год обучения:

  • Успешное усвоение программного материала, приобретение учащимися трудовых навыков и умений.
  • Правильное положение рук во время вязания, осваивание техники вязания крючком.
  • Правила пользования инструментами для вязания

2 год обучения:

  • Освоение техники вязания спицами. Правила пользования инструментами для вязания
  • Осваивание приемов изготовления предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.

3 год обучения:

  •  Основные приёмы вязания, условные обозначения для вязания, последовательность изготовления вязанных изделий;
  • Чётко выполнять основные приемы вязания и других техник, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию.

4 год обучения:

  • Основы вязания на вязальной машине;
  • Изготавливать небольшие изделия, выполнять отдельные    элементы    и их   сборку.

С целью профориентации проводятся экскурсии на производство, на выставки в музей. На занятиях воспитанники выполняют изделия общественно полезного характера, например изделия, которые могут служить подарками гостям, ветеранам войны и труда.

Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, создаётся основной фонд, подводятся итоги, наилучшие работы поощряются.

Компетенции и личностные качества – дети должны научиться поведению в коллективе, навыкам здорового образа жизни;

Личностные, метапредметные – должны стать самостоятельными, ответственными, аккуратными, активными.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) Приложение №1(1 год обучения). Приложение №2 (2 год обучения, приложение №3 (3 год обучения), приложение №4 (4 год обучения).

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение квадратура кабинета

- компьютер;

- материалы и инструменты;

 - наглядные пособия        

 - рабочие столы

- однофонтурная машина типа «Нива».

Информационное обеспечение

- СD с программами для вязания;

 - образцы узоров вязания, готовые изделия

- журналы и книги по вязанию

- материалы из интернета;

- материалы курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Помысухина Л.В.

Формы  аттестации 

Аттестация проходит в декабре и апреле в форме выставок в кабинете.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический отчет педагога, индивидуальная карта развития учащегося, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования,   протокол ЗУН учащихся на промежуточном, итоговом этапах по следующим критериям (познавательна активность, творческая деятельность, освоение навыков, техника выполнения, композиционное построение, эстетика оформления); дипломы и грамоты, готовые работы.

Формы подведения итогов реализации программы: диагностические карты, защита творческих работ, участие в различных конкурсах, выставках, отчетном мероприятии декоративно-прикладного творчества.

Оценочные  материалы

Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Диагностика дидактического вида: диагностика уровня  обученности. Методический вид включает в себя проверку ЗУН, анализ и оценку качества использования дополнительных образовательных программ. Заполнение на промежуточном и итоговом этапе обучения Индивидуальной карточки учащегося -  учет результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Систематическое заполнение творческих достижений учащихся в журнал, книжки творческих достижений, ведение банка творческих достижений учеников, банка одарённых детей.  Диагностика психологического вида состоит: из повышения уровня социально-психологической подготовки детей, развитие коммуникабельности, креативности.

Система диагностики обученности включает в себя:

  • Промежуточная аттестация - выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся;
  • текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы;
  • повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала;
  • периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса;
  • итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения, по предложенной образовательной программе.

Мониторинг проводится в два этапа — исходная диагностика и сопровождающая диагностика. Психологический мониторинг позволяет  не только выявить своеобразие развития учащихся, но и вовремя, проводить просветительскую, при необходимости, коррекционно-развивающую работу с детьми, их родителями и педагогами.

1. Тест «Карта интересов»  А.Е. Голомшток, «Карта интересов для младших школьников» А.И. Савенков  - дифференциация склонностей и интересов учащихся.

2. «Карта субъективных оценок социально-психологического климата детского коллектива» Н.Ю.Савченко, А.А.Обухова  - определение социально-психологического климата в коллективе

3. Тест «Шкала нравственной самооценки», «Отношение к жизненным ценностям» Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко - определение уровня воспитанности.

4. Психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

5. Методика «Что мы ценим в людях?»  - методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.

6. Методика изучения самооценки Н. Г. Лускановой (для младших школьников),  Методика «Изучение самооценки» — « Какой Я?» С. А. Будасси (для подростков).  

7. Для выявления творческих возможностей ребенка в программе диагностического сопровождения  используются тест Е.Торренса и тест “Несуществующее животное”.

8. Родителям предлагается опросник «Профиль интересов ребенка» и диагностическая методика «Карта одаренности» (вариант модификации методики Хаана и Каффа).

9. Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховский, определение показателя креативности Опросник Г. Аевиса.

Методические  материалы

Особенности организации образовательного процесса– очно, очно-заочно в условиях сетевого взаимодействия.

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Выбор формы обосновывается с позиции категории учащихся. С детьми   с ОВЗ  и детьми-инвалидами  используется индивидуально-групповая форма.

Формы организации учебного занятия: выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, экскурсия.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности,

Здоровьесберегающие  технологии: гимнастика пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная. Технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги, игротерапия, самомассаж, точечный массаж), гимнастика бодрящая динамические паузы. Коррекционные технологии: музыкальное воздействие, сказкотерапия, воздействия цветом.

Алгоритм учебного занятия: занятие состоит из теоретического материала и практической деятельности.

Дидактические материалы – таблица «Основные приемы вязания», раздаточные материалы, схемы изделий, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий.

Список литературы для педагога

  1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия машинного вязания.- М.:1993.
  2. Балашова М.Я, Жукова Т.Н. Машинное вязание.- Санкт-Петербург, 1994.
  3. Будур Н.В. Полная энциклопедия женских рукоделий. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
  4. Власова А.А. Энциклопедия вязания: от умения к мастерству.- Санкт-Петербург: «Диамант», «Золотой век», 1998.
  5. Детская школа народных ремесел (образовательные программы) приложение к журналу «Внешкольник» № 3 2006г. – Москва ГОУДОД ФЦРСДОД 2006г.
  6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей.: Учебное пособие для студентов среднего профессионального  образования

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  1. Карельская И.Ю,.Власова А.А,.Лепина Т.П Для тех, кто вяжет. – Санкт-Петербург: «Человек», 1992.
  2. От традиционного ремесла – к подлинным идеалам женственности. Образовательные программы Авторского Центра художественных ремесел для детей и юношества г.Дзержинска Нижегородской области.- Москва, 2000.
  3. Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах – М.: Просвещение, 1988.
  4. Смирнова Л. Вязание крючком.- М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007.
  5. Соколова Ю. 101 модель: вязание для всей семьи.- Санкт-Петербург: «Литера», 1999.
  6. Студия декоративно-прикладного творчества (программы, организация работы, рекомендации).- Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Терешкович Т.А. Вязание традиционных кружев.- Минск: ООО «Хэлтон», 2005.
  8. Традиционные промыслы и ремесла»№ 2 1997г. Учебные программы.- Москва 1997.
  9. Фюлеп-Федотова Ж. Золотая коллекция вязания крючком. – М.: «Контэнт», 2005.
  10. Чувствина Т.С. Свяжите сами.- М.: Легпромбытиздат, 1993.
  11. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды.-М.:Просвещение, 1990.
  12. Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. - М.: Легпромбытиздат, 1986г.

Список литературы для детей

  1. Андрева Р.П. Вязание крючком.- Санкт-Петербург: Литера, 1999г.
  2. Вероника Хуг Вязаные цветы. – М.: АРТ-РОДНИК, 2006г.
  3. Женские рукоделия.- М.: Цитадель, 2000г.
  4. Кружевные работы. – М.: Вече, 2001г
  5. Павлович С.С., .Шпаковская А.И, Логвенкова В.И Узоры вязания на спицах и крючком. – Минск: «Хэлтон», 1998г.
  6. Семенова Л.Н. Вязаные аксессуары в комплектах. Ростов на Дону, 2005г.
  7. Столярова А. Вязаные игрушки.- М.: Культура и традиции, 1997г
  8. Сычева Л.В.,.Хрущева Е.И, Путина Г.П. Приглашаем вязать. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1983г.
  9. Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами».Москва: Просвещение, 1992г.
  10. Терешкович Т.А. Рукодельница. – Минск: Полымя, 1992г
  11. Фомичева Э.А «Начинаем вязать спицами и крючком». Москва: Просвещение, 1991г.
  12. Царук В.В. Вяжем спицами и на машине. – Киев, 1994г.
  13. Чиченкова Т.Ю., Беленькая Т.П., Устинович О.Ю. Кружева из сундука.- Минск: ООО «Издательство АСТ», 2001
  14. Штайнерт Г. Вязаные салфетки.- Москва: Арт-Родник, 2006г.
  15. Энциклопедия «Легко вязать», учебное пособие в  электронном варианте.
  16. Подшивка журналов: «Валя-Валентина», «Верена», «Золушка вяжет», «Диана Креатив».