Конкурс по беспредметной композиции.
проект по теме
Абстракционизм - историческая справка. Показ средств выразительности в нескольких видах искусства (изобразительном, музыке, литературе, хореографии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Средства выразительности в видах искусства | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий районного конкурса по беспредметной композиции
9 февраля
Мехтиева Н.П.: Здравствуйте дорогие дети, преподаватели, уважаемые родители.
Сколько вас сегодня много собралось в этом зале.
Давайте знакомиться. Должны были приехать дети из:
г. Любань вместе с педагогом Ильиной Натальей Александровной. Очень приятно вас видеть.
Где две большие группы из г. Тосно
– дети из АХШ с директором Козиной Еленой Олеговной,
- дети из ДМШ с педагогом Ложковой Светланой Борисовной,
Из ДШИ пос. Тельмана с Тимофеевой Еленой Николаевной,
- группа детей из худ. класса Ульяновской ДМШ филиал «Красный Бор» с Мехтиевой Надеждой Павловной,
- еще группа из Ульяновской ДМШ из класса гитары вместе с педагогом Юровой Натальей Алексеевной,
- дети из Красноборской ср. школы с преподавателем русского языка и литературы Спельман Ириной Петровной,
- дети из класса по хореографии и педагог по хореографии Орлова Полина Вадимовна.
С какой целью мы все здесь собрались?
- приехали на конкурс
- победить
Мехтиева Н.: Наш конкурс называется: прикладная «БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ».
Немного истории
Трыкова Светлана
Взяв в руки репродукцию с картины художника, мы увидим на ней изображение: напр. деревьев, фруктов, человека. Художник, изображая предметы, восхищался их красотой и эту красоту он доносил до нас с помощью знакомых ему и нам средств выразительности - цвета, ритма, светотени и определенных приемов. В самом начале ХХ века часть художников перестала видеть в реальной жизни повод для вдохновения, их перестали интересовать реальные предметы. Художники увлеклись небывалыми до этого экспериментами в изобразительном искусстве.
В этот отрезок времени у человека появился новый инструмент – фотоаппарат. Стало бурное развиваться фотоискусство, способное передать все нюансы модели лучше, чем любой художник. Таким образом, мастера кисти были освобождены от некоторых задач, с которыми успешно справлялась фотография.
Все это вместе взятое способствовало тому, что в 1910 – 1913 годах, одновременно в нескольких странах Европы зародился - абстракционизм.
Абстракционизм - направление в изобразительном искусстве XX века
Значительное влияние на долю абстракционизма в мире оказало творчество голландского живописца Пита Мондриана.
Самой ранней формой абстракционизма стало беспредметное искусство.
Художники-абстракционисты выстраивали свои композиции из формальных элементов: линия, цветовое пятно и ритм и именно ритм становится одной из особенностей беспредметного произведения.
В России в 1910-1930 годах ХХ века были условия, позволившие ей сделать огромный шаг в направлении абстракции – революционные настроения, катастрофа первой мировой войны, свершившаяся революция, террор порождают в сознании людей чувство страха и бессилия перед жестокими силами. Представители интеллигенции замыкаются в «личные мирки», видят вокруг себя только одну сторону действительности – трагический кризис общества. Вся сложившаяся ситуация в стране способствовала возникновению мощнейшего импульса к поиску нового языка, новой эстетики, нового искусства. Первыми «сбросили» предмет и модель с их постамента именно русские художники.
Становление и развитие абстракционизма в России связаны с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича, наследство которых сегодня так высоко ценится специалистами.
Аня Лебедева: Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.
В 1886 году Василий едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета Московского университета.
Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. Отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребности.
В 1900 году Вас. Вас. Кандинский был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму».
Полина Иванова: С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. В то время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве» и мемуары «Оглядываясь назад». С началом Первой мировой войны 1914 год Кандинский вернулся в Россию. Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны и революции. В 1921 году Кандинский был назначен вице-президентом «Академии художественных наук». И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время.
Но с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14 картин. В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В. Штурма, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю.
С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней
В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.
Мехтиева Н.: Художники увлеклись небывалыми до этого экспериментами в изобразительном искусстве. Что же они изображали на своих полотнах? «Сбросили» предмет и модель с их подиума. Их новые композиции были без предметов. Это похоже на название нашего конкурса – беспредметная композиция.
Художники-абстракционисты выстраивали свои композиции из формальных элементов: линия, цветовое пятно и ритм. Кто может сказать что могут обозначать эти слова?
-это средства!!!
Правильно.
При работе над композицией художники используют средства выразительности.
Создание композиции – творческий процесс от начала работы и до ее завершения.
.Композиция существует во всех видах искусства.
Сейчас мы все сможем услышать и увидеть выразительные средства композиции в разных видах искусства: изобразительном искусстве, музыке, литературе, хореографии.
Представители этих видов искусства уже на сцене.
- Первое средство выразительности - точка.
Рита Ермаченкова: когда мы изучали точку, как средство выразительности, мы узнали, что она бывает – маленькой и большой, может быть разной по форме, светлой и темной, цветной и разной материальности.
Мехтиева: Наталья Алексеевна, есть в музыке это средство? Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о точке, дети показывают точку на инструментах)
Ирина Петровна, литература дружит с точкой?
(педагог ведет разговор об истории появления точки)
Полина Вадимовна… сможете показать точку в хореографии?
(педагог расказывает как в хореографии выглядит точка и Катя ее показывает)
Мехтиева: На очереди второе средство выразительности - линия.
Миша Садовский: изучая линии, мы узнали, что они бывают – прямые и кривые (длинные и короткие, узкие и широкие, цветные).
Мехтиева: Наталья Алексеевна, покажите линию своими инструментами? Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о линии, дети озвучивают ее).
Ирина Петровна, есть в литературе линия?
(педагог ведет разговор о линии)
Полина Вадимовна, покажите, как вы передаете линию в вашем хореографическом виде искусства?
(педагог ведет разговор о линии и Катя ее показывает).
Мехтиева: – пятно
Рита Ермаченкова: пятна бывают: маленькими и большими, разными по характеру, фактуре, они разноцветные, разного тона.
Мехтиева: Наталья Алексеевна, Смелее… пятно. Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о пятне, далее показ)
Ирина Петровна, пятно в литературе, как средство выразительности.
(педагог ведет разговор о линии и дети ее выражают в слове)
Полина Вадимовна, есть ли у вас пятно, как средство?
(педагог ведет разговор о линии и идет ее иллюстрация через танец).
Мехтиева: следующее средство выразительности – ритм
Миша Садовский: рассматривая ритм как средство выразительности, узнаем, что это еще и композиционный прием. Ритм – это повтор или чередование одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Ритм – это организующее и эстетическое начало в композиции.
Мехтиева: музыканты не устали? Тогда – ритм. Пожалуйста.
(ритм – пожалуйста, педагог ведет разговор овидах ритма и дети иллюстрируют)
Ирина Петровна, проиллюстрируйте пожалуйста ритм.
(педагог ведет разговор о ритме, далее дети показывают ритм словом)
Полина Вадимовна, используется ли у вас ритм, покажете?
(педагог ведет разговор о ритме, далее показ в танце).
Мехтиева: следующее средство выразительности – контраст
Рита Ермаченкова: Существует контраст величин – маленького и большого, тонкого и толстого. Светлого и темного - тоновой контраст, цветовой контраст – красное-зеленое, желтое-фиолетовое, оранжевое-синее, контраст настроение - веселое и грустное.
Мехтиева: Наталья Алексеевна - Покажете нам контраст? Пожалуйста.
(педагог о контрасте и он звучит).
Ирина Петровна, что скажете по поводу контраста?
(педагог о контрасте и мы слышим его от детей).
Полина Вадимовна, - контраст.
Мехтиева: следующее средство выразительности – акцент.
Миша Садовский: акцент – это выделение главного в композиции. Главное может быть выделено цветом, тоном, размером, величиной и местоположением.
Мехтиева: Наталья Алексеевна - Пожалуйста.
(педагог об акценте и он в музыке)
Ирина Петровна, литература без акцента не существует!
(педагог об акценте, он оживает в слове).
Полина Вадимовна, в хореографии пользуются акцент?
(педагог об акценте, показ в танце).
Мехтиева: следующее средство выразительности – нюанс.
Рита Ермаченкова: Нюанс – гармоничное сочетание родственных цветов. Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. В цветовом круге имеются 4 группы родственных цветов:
- желто – красные
- сине – красные
- желто – зеленые
- сине – зеленые
Мехтиева: Наталья Алексеевна - пусть прозвучит нюанс! Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о нюансе, он звучит)
Ирина Петровна, в литературе нюанс тоже звучит?
(педагог ведет разговор о нюансе и мы слушаем).
Полина Вадимовна покажите, есть ли у вас нюанс, как средство?
(педагог ведет разговор о нюансе – показ).
Мехтиева: следующее средство выразительности – интервал.
Миша Садовский: что интервал – это промежуток между объектами, интервалы бывают разной величины.
Мехтиева: Наталья Алексеевна - Это последнее средство.
(педагог ведет разговор об интервале в звуке).
Ирина Петровна, с интервалом как у вас?
(педагог об интервале и дети озвучивают).
Полина Вадимовна покажите, есть ли у вас интервал.
педагог об интервале, Катя показывает).
Мехтиева: Только что мы своими органами чувств смогли увидеть, услышать и почувствовать средства выразительности, которые так замечательно показали нам ребята.
Наш диалог между видами искусства показал органическую связь этих видов искусств, мы увидели их единую природу и их интеграцию.
Повторим вместе:
- При работе над композицией художники используют средства выразительности.
- Создание композиции – творческий процесс от начала работы и до ее завершения.
- Композиция существует во всех видах искусства.
Мехтиева: Теперь все присутствующие у нас виды искусства могут показать свои композиции.
Музыка, вам слово (звучат музыкальные композиции).
Литература, ваша очередь (дети читают стихи).
Хореографы ваш танец (показ танца).
Может быть после нашего конкурса, вы ребята, сможете глубже воспринимать все произведения искусства, созданные руками художников, словами литераторов, движениями хореографов.
Мы надеемся, что после нашей встречи вы лучше запомните средства композиции и будете грамотно их использовать в своих работах. Пусть это мероприятие будет для всех вас отправной точкой к самостоятельному созданию творческого продукта.
Спасибо начальнику отдела по культуре, спорту и молодежной политике администрации МО Тосненского района Ленинградской области Худяковой Елене Александровне, администрации Красноборской ср. школы в лице директора Беляковой Анны Николаевны, директору Дома Культуры – Байковой Елене Владимировне, директору Ульяновской ДМШ Гайдаю А. И., которые помогли нашему конкурсу состояться. Огромное спасибо детям, принявшим участие во вступительном слове.
Дети художественных школ после всего увиденного и услышанного могут идти создавать свои великолепные композиции, потом мы полюбуемся ими и оценим их по достоинству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Абстракционизм - гармония беспредметности
Представляется разработка урока "Абстракционизм - гармония беспредметности" - разработка урока на примере творчества Василия Кандинского, презентация, раздаточный материал....
Абстракционизм - гармония беспредметности
Представляется разработка урока "Абстракционизм - гармония беспредметности" - разработка урока на примере творчества Василия Кандинского, презентация, раздаточный материал....
сценарий конкурса литературно-музыкальных композиций «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой» станция "Творческая!
«Олимпийский поезд дружбы» в рамках реализации программы «Одна школа – одна страна» прибыл на станцию «Творчество», где и прошел конкурс литературно-музыкальных композиций «Игры, кот...
Положение конкурса литературно - музыкальных композиций "Взгляните в мамины глаза"
Положение конкурса литературно - музыкальных композиций "Взгляните в мамины глаза"...
Сценарий районного конкурса литературно-музыкальных композиций "России славные сыны!"
В рамках реализации районной целевой программы "Возрождение" традиционно проводится районный этап городского конкурса литературно-музыкальных композиций "России славные сыны!" среди творческих коллект...
Конкурс по беспредметной композиции 2018 г.
Методичка по проведению в художественных школах и школах искусств детских конкурсов по беспредметной композиции. Использовалась в 2018 г. на конкурсе в Доме культуры в Тосненском р-не, Ленинградской о...
Открытые конкурсы: рисунок, живопись, композиция
Обучающиеся принимали участие и становились победителями в открытых городских профессиональных конкурсах по академическому рисунку, живописи и композиции....