программа "Летопись"
методическая разработка (7 класс) по теме
Историю страны невозможно изучать, не зная истории ее отдельных регионов. Через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Часть территории страны, ограниченную географическими или административными единицами, обычно изучает краеведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letopis.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного курса «Летопись родного края»
Введение
Историю страны невозможно изучать, не зная истории ее отдельных регионов. Через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Часть территории страны, ограниченную географическими или административными единицами, обычно изучает краеведение.
Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории, культуры, определенной территории, района, населенного пункта. Родоначальником краеведения в России можно по праву считать М.В. Ломоносова, еще в 18 веке предложившего использовать местных "краезнатцев" при подготовке хозяйственно-географической карты России.
Краеведение - это направление, где могут успешно работать профессиональные исследователи и исследователи-любители, взрослые и школьники.
Изучение истории родного края открывает широкие возможности для приобщения учащихся к процессу познания природы и общества через собственное восприятие географии, истории и культуры конкретного региона или населенного пункта.
Пояснительная записка.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания в школах с 1 по 11 класс обязательного учебного предмета «Кубановедение».
Изучение краеведения в дополнительном образовании не только углубляет знания воспитанников, полученные в школе, но и формирует у них научное мировоззрение, расширяет кругозор, а также создает благоприятные условия для подготовки ребят к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Занятия в Т.О. «Летопись родного края» - не копия урока истории в школе, но включает в себя многие его элементы. Занятия в Т.О. строятся на принципе добровольности и призваны удовлетворить личный интерес ребенка к предмету. Поэтому в большинстве своем они имеют познавательно-игровые и сюжетно-ролевые формы. Программа предусматривает создание условий для формирования каждым ребёнком представлений о самом себе и об окружающем мире.
Данная программа отличается и от существующих дополнительных образовательных программ. Ведущие предметы, на которых базируется программа курса «Летопись родного края»:
- история Краснодарского края, этнография Кавказа,
- теория журналистики,
- музееведение,
- психология,
- логика,
- этика,
- эстетика.
Связь обучения и воспитания тесно связаны с практикой. В образовательный процесс включены ролевые и деловые игры, самостоятельное написание сочинений различных жанров и самостоятельный исторический поиск. Все это позволяет в достаточной мере активизировать учебный процесс и наиболее эффективно связать его теоретическую и практическую части.
Программа курса направлена на решение существующих проблем: отсутствие или недостаточность навыков самостоятельного "Я", непонимание своей роли в истории страны, отсутствие видения той нити, которая связывает поколения, отсутствие навыков логического мышления, элементарных знаний психологии и этикета. Сочетание образования и самообразования, реализуемое при помощи внедрения такого метода обучения и воспитания как учебно-исследовательская работа воспитанников, способствует формированию устойчивого интереса ребят к прошлому и настоящему малой Родины.
Программа называется "Летопись родного края", потому что воспитанники ни только изучают историю своего родного края, но и сами пишут рассказы и статьи о своей малой Родине. Посещая Т.О., каждый ребёнок может найти для себя увлечение по вкусу: заняться историческим поиском или пробой пера.
Весь учебно-творческий процесс воспитывает. Позволяет изучать историю своего родного края, его природу, обычаи его жителей. Созданные репортажи расширяют кругозор, зарисовки о людях (портретные): воспитывают положительным примером, о природе (пейзажные): развивают художественный вкус. Происходит формирование любви к своей родине и экологической культуры.
Программа предусматривает создание музея, сбор материала об истории станицы и Центра внешкольной работы, позволяет почувствовать себя не отдельной, обособленной личностью, а составной частью многонационального народа с многовековой и яркой, самобытной и многострадальной историей.
Актуальность. В сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения множество актуальных проблем. Опыт человечества свидетельствует о том, что благополучие общества зависит от его нравственного состояния. В настоящее время идет поиск путей духовного возрождения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения необходимо и актуально, как и возрождение казачьих традиций. В совокупности такое воспитание ведет к способности самостоятельно определять свою линию поведения, ориентированную на совесть, моральные ценности и традиции.
Педагогическая целесообразность. Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
- освоение знаний об истории и культуре Кубани;
- формирование ценностных ориентаций;
- овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.
Характеристика учебного курса
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.
Системный подход - обязательное условие программы. Образовательная программа "Летопись родного края" рассматривается как целостная система, состоящая из нескольких образовательных программ и блока мероприятий, подчиненных одной цели и связанных между собой. Установленные межпредметные связи и интеграция предметов повышают ее образовательный потенциал. В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: педагог, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
Программа "Летопись родного края" рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 11-14 лет. Она направлена на выявление и развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Приоритетные задачи курса - это задачи социализации личности ребенка, создания условий для самоопределения детей, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Направленность программы - социально-педагогическая. Тип - модифицированная. Форма занятий - групповая. 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Занятия в ТО помогают ребятам формировать свою личность и представление о мире, пополнять свои знания и обогащаться духовно.
ЦЕЛЬ программы - развитие личности посредством формирования у воспитанников навыка анализа своей деятельности, событий, происходящих в окружающем мире и осознание своего собственного места в этих событиях.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
формирование специальных знаний в областях:
- изучение истории и природы родного края с древнейших времён до настоящего дня;
- изучение материальной и духовной культуры Кубанского народа: семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов;
- изучение теории журналистики - жанры, приёмы работы;
- стилистики - основные стили русского языка, устранение стилистических ошибок;
- элементарной логики - принципы и операции человеческого мышления;
2. Воспитывающее:
воспитание патриотических чувств, здорового образа жизни, культуры поведения, активной жизненной позиции; стремиться к намеченной цели и добиваться положительного результата.
3. Развивающее:
- развитие творческих способностей, исторического поиска, коммуникативных умений;
- развитие речи от игры со словом до сочинения собственных произведений.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов;
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и согруппников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание программы
№ п/п | Название разделапрограммы |
1 раздел «Летопись родного края» | |
1. | Введение. Знакомство с коллективом, с правилами ТБ, обсуждение плана работы. Дать понятие о науке "история". |
2. | Кубань и Черноморье в период первобытно - общинного и рабовладельческого строя. |
3. | Возникновение и развитие феодализма на территории Краснодарского края. |
4. | Присоединение Прикубанья к России во 2-й половине XVIII. |
5. | Наш край в эпоху разложения феодализма. Значение в ходе Отечественной войны 1812 г. военных действий казаков и адыгов. Социально - экономическое развитие края в1-й половине XIX века. |
6. | Кубанская область и Черноморская губерния в период развития капитализма и революционной борьбы во 2-й половине XIX века. Социальные, политические и экономические, культурные преобразования. |
7. | Кубанский край в период 1900-1917 г. Социально - политическое развитие края в начале XX века. |
8. | Гражданская война и интервенция на Кубани. "Раскулачивание на Кубани". |
9. | Краснодарский край в период 1938 - 1959 годы. |
10. | Кубань в 1959 - 1965 гг. |
11. | Краснодарский край в 1966 - 2006 годах. Выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края. Собрание материалов о самых известных людях края и района. |
2 раздел «Этнография Кавказа» | |
12. | Наши соседи: Адыгея, Дагестан, Балкария, Черкессия, Абхазия, Кабарда, Чечня, Ставрополь. Материальная и духовная культура, семейный и общественный быт, хозяйственные занятия и этнические процессы. |
13. | Русские: материальная и духовная культура. Обычаи, обряды, праздники, игры и т.д. |
14. | Кубанские казаки: материальная и духовная культура. Описание обычаев, обрядов, праздников, игр и т.д. Подготовка и проведение этнографических праздников, инсценированных и театрализованных представлений. Беседы с коренными жителями. Сбор информации, фотографий, фольклора по казачеству. |
3 раздел "Юный корреспондент" | |
15. | Что такое СМИ. История журналистики. |
16. | Особенности жанровых форм публицистики. Процесс, метод получения информации. Подготовка к интервью "Корреспонденция". Анализ ситуации на локальном участке действительности. Концепция статьи. Главные функции рецензирования. Обзор печати, как того или иного органа СМИ. Закрепление теории путем обзора, навыков анализа, оценки, критики. Достоверность, документальность, эмоциональность. Стиль. Язык. |
17. | Мастерская слова. Написание сочинения. |
18. | Современный этикет. Основные правила поведения в обществе. |
19. | Элементарная логика. Основные принципы и операции человеческого мышления. Урок- игра: «Искусство полемики". |
20. | Элементарная психология. Основы современной науки психологии. |
21. | Практическая стилистика. Особенности функциональных стилей русского языка. Написание заметки с использованием общедоступности языка - ясность, точность, краткость, выразительность. |
4 раздел «Создание музейной комнаты» | |
22. | Музееведение (Музеология). Применение приёмов полевого исследования и непосредственного наблюдения. Формирование музейных коллекций. |
23. | Экскурсия в районный музей. Разнообразная работа по выявлению, собиранию, хранению и использованию памятников природы, истории и культуры. Паспортизация музея. |