Программа секции "Юный турист-спасатель"
рабочая программа на тему
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Целью настоящей программы является организация деятельности, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа туристической секции для учащихся 6-10 классов | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЮДЯНСКИЙ РАЙОН
О Д О Б Р Е Н О У Т В Е Р Ж Д А Ю:
На методическом совете Директор школы
«___» сентября 2013___ г. ________ О.В. Соломаха
_________ С.Г.Итегелова "____" сентября 2013 г.
АДАПТАЦИОННАЯ
ПРОГРАММА
туристической секции
для 6-10 классов
"Юный турист-спасатель"
Разработала:
Чалых Лада Витальевна
учитель ОБЖ
МБОУ "СОШ №12"
I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Байкальск Слюдянского района Иркутской области
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Тематический план
- Цель.
- Задачи.
- Требования к учащимся по окончании курса.
- Прогнозируемый результат.
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объективная необходимость данной разработки вызвана тем, что в условиях образовательной школы вести программу туристической секции в объеме 324 часов не представляется возможным в связи с большой загруженностью учащихся учебной деятельностью и занятостью в системе дополнительного образования (детская школа искусств, Детский дом творчества, спортивный клуб «Лидер» и т.д.). Но в школе имеется группа заинтересованных учащихся, желающих заниматься в секции в течение года. Учитывая возможности образовательного учреждения, и в целях достижения прогнозируемого результата - увеличение числа подростков, приобщенных к физкультуре, спорту, туризму и здоровому образу жизни, имеющих навыки выживания в условиях автономного существования, оказания помощи в экстремальной ситуации, более оптимальным является ежегодное формирование разновозрастных групп и прохождение программы курса в объеме 128 часов (4 часа в неделю).
Адаптационная программа соблюдает все разделы и отвечает требованиям к методике и технологии реализации основной программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование тем и разделов | Имеется в настоящей программе | Предлагается |
1 | Основы туристической подготовки | ||
1.1 | Туристские путешествия, история развития туризма | 2 | 2 |
1.2 | Воспитательная роль туризма | 2 | 1 |
1.3 | Личное и групповое туристское снаряжение | 10 | 2 |
1.4 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги | 26 | 4 |
1.5 | Подготовка к походу, путешествию | 18 | 2 |
1.6 | Питание в туристическом походе | 10 | 1 |
Туристские должности в группе | 6 | 1 | |
1.7 | Правила движения в походе. Преодоление препятствий | 18 | 2 |
Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий | 10 | 2 | |
1.8 | Подведение итогов туристского похода | 10 | 1 |
1.9 | Туристические слеты, соревнования | 34 | 34 |
146 | 52 | ||
2 | Топография и ориентирование | ||
2.1 | Понятие о топографической и спортивной карте | 4 | 3 |
2.2 | Условные знаки | 7 | 5 |
2.3 | Ориентирование по горизонту и азимуту | 6 | 4 |
2.4 | Компас. Работа с компасом | 6 | 6 |
2.5 | Измерение расстояний | 5 | 4 |
2.6 | Способы ориентирования | 6 | 6 |
2.7 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 10 | 10 |
44 | 38 | ||
3 | Краеведение | ||
3.1 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки | 10 | 2 |
3.2 | Туристические возможности родного края | 12 | 2 |
Изучение района путешествия | 10 | 2 | |
3.3 | Общественно-полезная работа в путешествии | 10 | 2 |
42 | 8 | ||
4 | Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||
4.1 | Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний | 3 | 1 |
4.2 | Походная медицинская аптечка | 3 | 1 |
4.3 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 6 | 6 |
4.4 | Приемы транспортировки пострадавшего | 8 | 2 |
20 | 10 | ||
5 | Общая и специальная физическая подготовка | ||
5.1 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений | 1 | 1 |
5.2 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | 3 | 2 |
5.3 | Общая физическая подготовка | 43 | 10 |
5.4 | Специальная физическая подготовка | 25 | 7 |
72 | 20 | ||
Итого: | 324 | 128 |
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Программа секции рассчитана на учащихся 6-10 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в туристическом объединении.
Занятия можно проводить с полным составом группы, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий.
Теоретические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, учителей-предметников, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.
Практические занятия проводятся в 1-3 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы группы.
Адаптационная программа составлена на основе программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», утвержденной Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации, Ассоциацией спасательных формирований РФ (Москва.: ЦДЮТ и К, 2004 г.).
ЦЕЛЬ:
Целью настоящей программы является организация деятельности, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
ЗАДАЧИ:
- формирование здорового образа жизни детей и подростков;
- выработка осознанной мотивации в деле сохранения здоровья;
- приобщение к физкультуре и туризму
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА:
Учащиеся должны уметь ориентироваться на местности, преодолевать препятствия различной сложности с применением туристического снаряжения и подручных средств, оказывать первую медицинскую доврачебную помощь, иметь элементарные навыки поведения при автономном существовании в природе.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Увеличение числа подростков, приобщенных к физкультуре, спорту, туризму и здоровому образу жизни, имеющих навыки выживания в условиях автономного существования, оказания помощи в экстремальной ситуации.
Календарно-тематическое
планирование
туристической секции
"Юный турист-спасатель"
класс 7 -10
128 количество часов
4 часа в неделю
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Чалых Лада Витальевна
Категория I
Разряд 13
ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п\п | Дата | Тема занятия |
1 | 07.09.13 | Туристские путешествия, история развития туризма |
2 | 14.09.13 | Туристские путешествия, история развития туризма |
3 | 21.09.13 | Понятие о топографической и спортивной карте |
4 | 28.09.13 | Понятие о топографической и спортивной карте |
5 | 05.10.13 | Понятие о топографической и спортивной карте |
6 | 12.10.13 | Условные знаки |
7 | 19.10.13 | Воспитательная роль туризма |
8 | 26.10.13 | Условные знаки |
9 | 02.11.13 | Ориентирование по горизонту и азимуту |
10 | 09.11.13 | Личное и групповое туристское снаряжение |
11 | 16.11.13 | Компас. Работа с компасом |
12 | 23.11.13 | Компас. Работа с компасом |
13 | 30.11.13 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги |
14 | 07.12.13 | Измерение расстояний |
15 | 14.12.13 | Способы ориентирования |
16 | 21.12.13 | Способы ориентирования |
17 | 28.12.13 | Питание в туристическом походе |
18 | 18.01.14 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки |
19 | 25.01.14 | Туристские должности в группе |
20 | 01.02.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
21 | 08.02.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
22 | 15.02.14 | Правила движения в походе. Преодоление препятствий |
23 | 22.02.14 | Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний |
24 | 01.03.14 | Походная медицинская аптечка |
25 | 09.03.14 | Приемы транспортировки пострадавшего |
26 | 15.03.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
27 | 22.03.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
28 | 29.03.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
29 | 05.04.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
30 | 12.04.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
31 | 19.04.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
32 | 26.04.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
33 | 10.05.14 | Общая физическая подготовка |
34 | 17.05.14 | Изучение района путешествия |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п\п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | 07.09.13 | Туристические слеты, соревнования | 3 |
2 | 14.09.13 | Специальная физическая подготовка | 3 |
3 | 21.09.13 | Туристические слеты, соревнования | 3 |
4 | 28.09.13 | Специальная физическая подготовка | 3 |
5 | 05.10.13 | Туристические слеты, соревнования | 3 |
6 | 12.10.13 | Специальная физическая подготовка | 3 |
7 | 19.10.13 | Общая физическая подготовка | 3 |
8 | 26.10.13 | Ориентирование по топографической карте | 3 |
9 | 02.11.13 | Условные знаки | 3 |
10 | 09.11.13 | Ориентирование по горизонту и азимуту | 3 |
11 | 16.11.13 | ориентирование по компасу | 3 |
12 | 23.11.13 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Измерение расстояний | 3 |
13 | 30.11.13 | Способы ориентирования | 3 |
14 | 07.12.13 | Способы ориентирования | 3 |
15 | 14.12.13 | Туристические узлы | 3 |
16 | 21.12.13 | Туристические узлы | 3 |
17 | 28.12.13 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 3 |
18 | 18.01.14 | Способы разведения костра | 3 |
19 | 25.01.14 | Питание в туристическом походе | 3 |
20 | 01.02.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки | 3 |
21 | 08.02.14 | Правила движения в походе. Преодоление препятствий. Виды переправ. | 3 |
22 | 15.02.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 3 |
23 | 22.02.14 | Общая физическая подготовка | 3 |
24 | 01.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
25 | 09.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
26 | 15.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
27 | 22.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
28 | 29.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
29 | 05.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
30 | 12.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
31 | 19.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
32 | 26.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
33 | 10.05.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
34 | 17.05.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели». Москва.: ЦДЮТ и К, 2004 г.
- Питер Дарман. Выживание в экстремальных ситуациях. – М.: Формула-Пресс, 1999 г.
- Карманный справочник туриста/ автор-сост. Ю.А. Штюрмер. – М.: Профиздат, 1982 г.
- Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие».2003 г.
- К. Джонсон «Учебник выживания. 150 способов спастись в экстремальных ситуациях». Издательство «Астра». 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...