Урок по курсу «Основы православной культуры» Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова» Тема: «Подвиг»
методическая разработка по теме
Урок по курсу
«Основы православной культуры»
Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова»
Тема: «Подвиг»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по курсу
«Основы православной культуры»
Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова»
Тема: «Подвиг»
Организационный блок. Цель: создание условий для формирования понятия «подвиг» Задачи:
Ожидаемый результат (формирование УУД): - умение работать с различными источниками информации; - умение приводить примеры героев и их подвиги; - умение делать выводы; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение выделять главное; - умение работать с понятийным аппаратом; - умение анализировать тексты; - умение работать с иллюстрированным материалом; - умение оценивать свою деятельность на уроке. Задания: 1. Прочитать статью из СМИ о Герое России, майоре С.А. Солнечникове и сформулировать тему урока. 2. Сформулировать цель урока, исходя из темы. 3. Подобрать однокоренные слова к слову «подвиг». 4. Привести в пример имена героев и их героические поступки. 5. Организовать работу с краеведческим материалом, относящимся к теме урока. 6. Прослушать притчу «Глупец» и ответить на поставленные учителем вопросы. 7. Сформулировать понятие «подвиг».
Критерии оценивания (при оценке учитывается сложность заданий: минимум 2 балла, максимум 5 баллов). 1 задание – 2 балла; 2 задание – 2 балла; 3 задание – 2 балла; 4 задание – 4 баллов за краткий рассказ о герое; 2 балла, если имя героя не названо. 5 задание – 2 балла за каждый правильный ответ; 6 задание – 2 балла за каждый пример подвига, совершаемый в жизни человека; 7 задание – 5 баллов за определение понятия «подвиг». Показатели уровня выполнения задания (суммарно). Низкий – от 1 до 8 баллов (был не очень активным). Средний – от 8 до 14 баллов (принимал активное участие). Высокий – 19 баллов (принимал самое активное участие). План урока. 1. Читаем статью из СМИ о майоре С.А. Солнечникове . 2. Даем определение поступку майора и формулируем тему урока. 3. Формулируем цель урока, ставим задачи. 4. Подбираем однокоренные слова к слову «подвиг». 5. Работаем над понятием слова «подвиг» в начале урока. Фиксируем на доске ключевые слова и существенные признаки понятия. 6. Приводим в пример имена героев и рассказываем об их героических поступках. 7. Работаем с краеведческим материалом, отвечаем на вопросы. 8. Анализируем притчу «Глупец», рассказанную учителем, отвечаем на вопросы. 9. Смотрим мультфильм «Серафим Саровский» как пример монашеского подвига. 10. Формулируем понятие «подвиг» и записываем его на доске. 11. Рефлексия. 12. Анализ. 13. Оценка деятельности учащихся. Конструирование пространства. Оборудование: мультимедийный аппарат, дидактический материал. |
Мотивационный блок (актуализация знаний). На экране (слайд 1) читаем статью из СМИ о майоре С.А. Солнечникове. 28 марта 2012 года во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, — 19-летний рядовой из положения «стоя» неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор Солнечников С.А. мгновенно осознал происходящее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью: разрыв селезёнки и печени, осколочные ранения сердца и лёгких. Вопросы:
Итого: 10 баллов. |
Информационный блок.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Гашкову Алексею Вениаминовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, среди которых медаль «За отвагу».
Памятник «Труженикам фронта и тыла», открыт 9 мая 1985г., скульптор В.М. Клыков. Памятник изображает солдата, рабочего и крестьянку. Находиться на улице Ленина. Это значит, что подвиги совершались не только на фронте, но и в тылу, рабочими и крестьянами. Такие же мальчишки, как вы, по 18 часов работали на заводах Перми, стоя у станков, делали снаряды, вытачивали детали. Конечно, им, как и вам, хотелось бегать, играть, но они помогали отцам, братьям, которые были на фронте, приближать победу. Каждый год во время проведения Всероссийского Фестиваля «Виват, кадет» наши ребята возлагают венки к памятникам воинской славы (слайд 5).
Евгений Батюков, погиб в Чечне, выполняя воинский долг. Игорь Абзалов, погиб, выполняя служебный долг. Награждены орденом мужества посмертно.
В 2009 году, во время подготовки к военно-спортивным соревнованиям, задержали опасного преступника. В настоящее время учатся в Политехническом университете. Вопросы: 1. Назовите, какие виды подвига мы определили? (воинский, служебный, трудовой) 2. Какие награды человек может получить за совершенный подвиг? Герои думают о наградах? 3. Ради чего человек совершает подвиг? (Совершает ради себя, близких; движет любовь к Отечеству, ближнему). 4. Каждый ли человек способен на подвиг? 5. Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, способный на подвиг? 6. Можно ли эти качества в себе воспитать? Как? 7. Есть ли место подвигу в обычной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю послушать притчу. Маленький мальчик шёл вприпрыжку по улице, пытаясь поймать маму за руку и время от времени задавал один и тот же вопрос: «Мама, куда мы идём?» Мама молча отводила глаза. «Глупыш! - говорили соседи, наблюдая эту картину. - Ведь он не знает ещё, что мама ведёт его в детский дом…» Прошло время, мальчик подрос и стал самостоятельно навещать беспутную мать. Прибирался после пьяных разгулов матери, а когда она засыпала в пьяном угаре, он сидел рядом, держа её за руку и нежно целуя в грязную щёку. «Глупец! - возмущались соседи, видя эту картину, - ведь никакого чувства гордости, она его сама бросила!» Время шло, мать умерла от беспробудного пьянства, а мальчик вырос в красивого статного юношу. С отличием закончил институт и все пророчили ему высокие должности, но на удивление всем он пошёл работать в школу учителем. «Глупец! Сам себе судьбу загубил, учить чужих детей за гроши!» - возмущались соседи, а он на удивление быстро стал любимцем всей детворы. Скоро все узнали, что он жениться на соседской девушке. «Какой глупец! - снова причитали окружающие. - Мало того, что она глухонемая, так ещё и хромоножка, а он, такой красавец, мог найти себе чету!» А молодожёны жили счастливо в любви и в понимании. Только одно огорчало –не было детей. Однажды соседи увидели молодую пару с коляской, в которой сидели близнецы - мальчик и девочка, месяцев шести. «Глупец! Мог бы жениться на здоровой и иметь своих детей, а не приёмышей, так ещё и двоих взял!» - снова не упустили возможность осудить соседи. Время неумолимо бежит, дети выросли и жили своими семьями. У них было по трое детей, но не забывали навещать стареньких родителей. Однажды холодным весенним вечером, переходя мост, он увидел плывущую на льдине собаку. Она скулила и беспомощно металась по тонкому льду. Не раздумывая, он кинулся в ледяную воду и спас собаку. «Глупец! - ворчали соседи, проходя мимо его дома. - Броситься в ледяную воду, в его возрасте, это просто самоубийство, вот теперь при смерти». На похоронах соседи качали головами: «Всю жизнь прожил глупцом и умер так нелепо!» А он стоял возле врат рая и Ангел спрашивал: «Как твоё имя?» «Я уже и забыл, как меня зовут, соседи всегда меня звали «глупцом». Я всё время делал не так, как от меня ждали.» «Твоё имя занесено в книгу спасённых, проходи. А твоей глупости есть другое название – ЛЮБОВЬ». Вопросы: 1.Назовите, какие подвиги совершал в жизни герой притчи? Что двигало им? (Любовь) 2. Есть еще один вид подвига – это монашеский подвиг, подвиг подвижника. Этот подвиг предлагаю рассмотреть на примере жизни святого Серафима Саровского. Просмотр мультфильма. 3. Что побуждает человека отказаться от мирской жизни и уйти в монастырь? (Любовь к Богу). |
Рефлексивный блок. 1. Такчто же такое подвиг? Формулируем определение понятия. «Подвиг – это героический поступок, совершаемый на войне, на службе, в труде, в жизни, в служении Богу, через самопожертвование ради себя, ради других людей, ради Бога.» 2. Сравниваем полученные определения учащихся с определениями из словарей. Д.Н. Ушаков: «Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Военные подвиги, гражданские. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь». С. И. Ожегов:«Подвиг... Героический, самоотверженный поступок… Воинский, трудовой, во славу Родины... Подвизаться... Здесь отмечаются три значения этого глагола: устремляться, продвигаться куда-либо; собираться с силами, духом для совершения чего-либо; отличаться в ратном деле, храбро сражаться, бороться». 3. Продолжить фразы: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я понял… Сегодня на уроке я решил… |
Аналитический блок. Анализируем результаты работы на уроке. Отмечаем, что понравилось, какие вопросы вызвали затруднения, почему. |
Оценочный блок. Подводим итоги за урок, результаты заносим в таблицу « Мониторинг оценки деятельности учащихся при безотметочной системе обучения на уроках ОПК» Всем спасибо за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Поурочное планирование курса Основы православной культуры в 6 классе
Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры». А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2007 г. 6 класс ...
Паломнические поездки в рамках курса "Основы православной культуры"
В данной публикации представлены теоретическое обоснование, методические рекомендации и подборка игр, необходимые для организации и проведения экскурсионных поездок по святым местам с обучающимися общ...
Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"
В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....
Планирование занятий факультативного курса "Основы православной культуры", 6 класс
Планирование факультативного курса "ОПК" рассчитано на 34 часа/1 час в неделю....
Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».
Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...
Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".
Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....