Урок по курсу «Основы православной культуры» Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова» Тема: «Подвиг»
методическая разработка по теме

Урок по курсу

«Основы православной культуры»

Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова»

Тема: «Подвиг»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по курсу

«Основы православной культуры»

Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова»

Тема: «Подвиг»

                                       

                                      Организационный  блок.

Цель: создание условий для формирования понятия «подвиг»

Задачи:

  1. сформулировать понятие « подвиг» через однокоренные слова;
  2. конкретизировать понятие через образы героических людей и их героические поступки с опорой на опыт и знания учащихся;
  3. создать модель поведения в различных проблемных ситуациях, используя приёмы драматизации и персонификации;
  4. определить виды подвига, его побудительные мотивы;

Ожидаемый результат (формирование УУД):

- умение работать с различными источниками информации;

- умение приводить примеры героев и их подвиги;

- умение делать выводы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение выделять главное;

- умение работать с понятийным аппаратом;

- умение анализировать тексты;

- умение работать с иллюстрированным  материалом;

- умение оценивать свою деятельность на уроке.

Форма оценивания (ситуация).

Задания:

1. Прочитать статью из СМИ о Герое России, майоре С.А. Солнечникове  и сформулировать тему урока.

2. Сформулировать цель урока, исходя из темы.

3. Подобрать однокоренные слова к слову «подвиг».

4. Привести в пример имена героев и их героические поступки.

5. Организовать работу с краеведческим материалом, относящимся к теме урока.

6. Прослушать притчу «Глупец» и ответить на поставленные учителем вопросы.

7. Сформулировать понятие «подвиг».

 

Критерии оценивания (при оценке учитывается сложность заданий: минимум 2 балла, максимум 5 баллов).

1 задание – 2 балла;

2 задание – 2 балла;

3 задание – 2 балла;

4 задание –  4 баллов за краткий рассказ о герое; 2 балла, если имя героя не названо.

5 задание – 2 балла за каждый правильный ответ;

6 задание – 2 балла за каждый пример подвига, совершаемый в жизни человека;

7 задание – 5 баллов за определение понятия «подвиг».

Показатели уровня выполнения задания (суммарно).

Низкий – от 1 до 8 баллов  (был не очень активным).

Средний – от 8 до 14 баллов  (принимал активное участие).

Высокий – 19 баллов  (принимал самое активное участие).

План урока.

1. Читаем статью из СМИ о майоре С.А. Солнечникове .

2. Даем определение  поступку майора и формулируем тему урока.

3. Формулируем цель урока, ставим задачи.

4. Подбираем однокоренные слова к слову «подвиг».

5. Работаем над понятием слова «подвиг» в начале урока. Фиксируем на доске ключевые слова и существенные признаки понятия.

6. Приводим в пример имена героев и рассказываем об их героических поступках.

7. Работаем с краеведческим материалом, отвечаем на вопросы.

8. Анализируем притчу «Глупец», рассказанную учителем, отвечаем на вопросы.

9. Смотрим  мультфильм «Серафим Саровский» как пример монашеского подвига.

10. Формулируем понятие «подвиг» и записываем его на доске.

11. Рефлексия.

12. Анализ.

13. Оценка деятельности учащихся.

 Конструирование пространства.

Оборудование: мультимедийный аппарат, дидактический материал.

                     

                      Мотивационный блок (актуализация знаний).

На экране (слайд 1) читаем статью из СМИ о майоре С.А. Солнечникове.

 28 марта 2012 года во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, — 19-летний рядовой из положения «стоя» неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор Солнечников С.А. мгновенно осознал происходящее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью: разрыв селезёнки и печени, осколочные ранения сердца и лёгких.

 Вопросы:

  1. Как можно назвать поступок майора Сергея Солнечникова ? (Героический, подвиг)
  2. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Формулируем тему урока)
  3. Ребята, какие вопросы вам бы хотелось мне задать, что вы уже знаете и что хотите узнать нового по нашей теме? (Определяем цель урока)
  4. Подберите однокоренные слова к слову «подвиг». (Движение, двигаться, подвижник, подвижнечество)
  5. Какое определение вы бы дали слову «подвиг»? Продолжите фразу: «Подвиг – это…».
  6. Назовите имена героев и расскажите об их героических поступках. В какое время наиболее часто люди совершают подвиги? (В военное                   время)

Итого: 10 баллов.

                                     

                                       Информационный блок.

  1. Время Великой Отечественной войны еще раз показало, что наш народ, независимо от национальности и вероисповедания, способен объединиться против общего врага и совершить  всенародный подвиг. Он состоит из  подвига каждого, кто приближал победу. Я хочу обратиться к краеведческому материалу. Посмотрите на экран (слайд 4, фотография А.В. Гашкова), назовите имя этого героя. Подсказка: в честь него названа улица, на которой находиться Пермский кадетский корпус.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Гашкову Алексею Вениаминовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, среди которых медаль «За отвагу».

  1. Слайд 5. Как называется памятник и кому он посвящается? Где находиться памятник?

 Памятник «Труженикам фронта и тыла», открыт 9 мая 1985г., скульптор  В.М. Клыков. Памятник изображает солдата, рабочего и крестьянку. Находиться на улице Ленина. Это значит, что подвиги совершались не только на фронте, но и в тылу, рабочими и крестьянами. Такие же мальчишки, как вы, по 18 часов работали на заводах Перми, стоя у станков, делали снаряды, вытачивали детали. Конечно, им, как и вам, хотелось бегать, играть, но они помогали отцам, братьям, которые были на фронте, приближать победу. Каждый год во время проведения Всероссийского Фестиваля «Виват, кадет» наши ребята возлагают венки к памятникам воинской славы (слайд 5).

  1. Назовите имена наших кадет, которые совершили героические поступки. Слайд 6.

Евгений Батюков, погиб в Чечне, выполняя воинский долг. Игорь Абзалов, погиб, выполняя служебный долг. Награждены орденом мужества посмертно.

  1. Слайд 7. Егор Белов и Александр Карелов.

В 2009 году, во время подготовки к военно-спортивным                  соревнованиям, задержали опасного преступника. В настоящее время учатся  в Политехническом университете.

Вопросы:

1.  Назовите, какие виды подвига мы определили? (воинский, служебный, трудовой)

2. Какие награды человек может получить за совершенный подвиг? Герои думают о наградах?

3. Ради чего человек совершает подвиг? (Совершает ради себя, близких; движет любовь  к Отечеству, ближнему).

4. Каждый ли человек способен на подвиг?

5. Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, способный на подвиг?

6. Можно ли эти качества в себе воспитать? Как?

7. Есть ли место подвигу в обычной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю послушать притчу.

Маленький мальчик шёл вприпрыжку по улице, пытаясь поймать маму за руку и время от времени задавал один и тот же вопрос: «Мама, куда мы идём?»  Мама молча отводила глаза. «Глупыш! - говорили соседи, наблюдая эту картину. - Ведь он не знает ещё, что мама ведёт его в детский дом…»  Прошло время, мальчик подрос и стал самостоятельно навещать беспутную мать. Прибирался после пьяных разгулов матери, а когда она засыпала в пьяном угаре, он сидел рядом, держа её за руку и нежно целуя в грязную щёку. «Глупец! - возмущались соседи, видя эту картину, - ведь никакого чувства гордости, она его сама бросила!»  Время шло, мать умерла от беспробудного пьянства, а мальчик вырос в красивого статного юношу. С отличием закончил институт и все пророчили ему высокие должности, но на удивление всем он пошёл работать в школу учителем. «Глупец! Сам себе судьбу загубил, учить чужих  детей за гроши!» - возмущались соседи, а он на удивление быстро стал любимцем всей детворы. Скоро все узнали, что он жениться на соседской девушке. «Какой глупец! - снова причитали окружающие. - Мало того, что она глухонемая, так ещё и хромоножка, а он, такой красавец, мог найти себе чету!»  А молодожёны жили счастливо в любви и в понимании. Только одно огорчало –не было детей. Однажды соседи увидели молодую пару с коляской, в которой сидели близнецы - мальчик и девочка, месяцев шести. «Глупец! Мог бы жениться на здоровой и иметь своих детей, а не приёмышей, так ещё и двоих взял!» - снова не упустили возможность осудить соседи. Время неумолимо бежит, дети выросли и жили своими семьями. У них было по трое детей, но не забывали навещать стареньких родителей. Однажды холодным весенним вечером, переходя мост, он увидел плывущую на льдине собаку. Она скулила и беспомощно металась по тонкому льду. Не раздумывая, он кинулся в ледяную воду и спас собаку. «Глупец! - ворчали соседи, проходя мимо его дома. - Броситься в ледяную воду, в его возрасте, это просто самоубийство, вот теперь при смерти». На похоронах соседи качали головами: «Всю жизнь прожил глупцом и умер так нелепо!»  А он стоял возле врат рая и Ангел спрашивал: «Как твоё имя?»  «Я уже и забыл, как меня зовут, соседи всегда меня звали «глупцом». Я всё время делал не так, как от меня ждали.»  «Твоё имя занесено в книгу спасённых, проходи. А твоей глупости есть другое название – ЛЮБОВЬ».

Вопросы:

1.Назовите, какие подвиги совершал в жизни герой притчи? Что двигало им? (Любовь)

2. Есть еще один вид подвига – это монашеский подвиг, подвиг подвижника. Этот подвиг предлагаю рассмотреть на примере жизни святого Серафима Саровского. Просмотр мультфильма.

3.  Что побуждает человека отказаться от мирской жизни и уйти в монастырь? (Любовь к Богу).

                                             Рефлексивный блок.

1. Такчто же такое подвиг? Формулируем определение понятия.

«Подвиг – это героический поступок, совершаемый  на войне, на службе, в труде, в жизни, в служении Богу, через самопожертвование ради себя, ради других людей, ради Бога.»

2. Сравниваем полученные определения учащихся с определениями из словарей.

Д.Н. Ушаков: «Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Военные подвиги, гражданские. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь».                                                                                                              

С. И. Ожегов:«Подвиг... Героический, самоотверженный поступок… Воинский, трудовой, во славу Родины... Подвизаться... Здесь отмечаются три значения этого глагола: устремляться, продвигаться куда-либо; собираться с силами, духом для совершения чего-либо; отличаться в ратном деле, храбро сражаться, бороться».

3. Продолжить фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня на уроке я решил…

                                                Аналитический блок.

Анализируем результаты работы на уроке. Отмечаем, что понравилось, какие вопросы вызвали затруднения, почему.

                                                  Оценочный блок.

Подводим итоги за урок, результаты заносим в таблицу « Мониторинг оценки деятельности учащихся при безотметочной системе обучения на уроках ОПК»

Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Поурочное планирование курса Основы православной культуры в 6 классе

Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры». А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2007 г. 6 класс ...

Паломнические поездки в рамках курса "Основы православной культуры"

В данной публикации представлены теоретическое обоснование, методические рекомендации и подборка игр, необходимые для организации и проведения экскурсионных поездок по святым местам с обучающимися общ...

Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"

В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....

Планирование занятий факультативного курса "Основы православной культуры", 6 класс

Планирование факультативного курса "ОПК" рассчитано на 34 часа/1 час в неделю....

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".

Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....