«Организация поисково-краеведческой деятельности в школе».
материал по теме

 Фадина Марина Викторовна
Одним из  центров воспитательной работы является школьный музей.Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация поисково-краеведческой деятельности  

 в МБОУ СОШ села Кривандино».

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы,

позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Наш  школьный музей  начал   создаваться   не так давно, примерно с 2005 года. Хранитель и создатель Кривандинского  историко- краеведческого музея, учитель истории Гришина Раиса Андреевна, начала своё дело с небольших проектных работ, которые делала вместе со своими учениками. В первую очередь собирала информацию об истории учебного заведения и о первых его выпускниках.

Официальное  открытие было приурочено к грандиозному событию, 130 летию образования села Кривандино, 1 сентября 2007, к этому времени было собрано достаточно экспонатов, которых сейчас насчитывается около 1000.

 Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории6 годам Великой Отечественной Войны и коллективизации. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают историки-краеведы, выпускники школы, в число которых входит Рудовский Борис Павлович, а также Николай Михайлович Кротов, создатель сайта « Кривандино»    

Музей имеет историко-краеведческий профиль и  следующие направления:

 1.Наш край в древности.

2.История родного края.

3.Предметы быта

4.Кривандино-село древнее.

5.Годы коллективизации.

6.История школы.

7.Великая Отечественная  война.

8.Наши земляки-защитники Отечества.

9.Воины – интернационалисты.

Данное направление  деятельности  музея  позволяет организовать внеклассную краеведческую работу  учащихся  под руководством педагога Гришиной Раисы Андреевны, расширить и углубить знания по родиноведению в различных областях. Она рассчитана на детей разного возраста, при этом объем, содержание и формы краеведческой работы определяются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.  Участвуют в краеведческой деятельности  в

большей степени учащиеся среднего и старшего школьного возраста. Включение учащихся  начальных классов в краеведение во внеклассной деятельности возможно через несложные разовые  поручения, участие в конкурсах, занятиях, экскурсиях. Специфика краеведческой и музейной деятельности -в ее разнообразии и универсальности.

Используемые формы краеведческой работы разнообразны и направлены в большей степени на практические дела: творческие объединения, экскурсии, экспедиции, туристические походы, встречи с местными краеведами, работа с архивными документами  работа с местным населением и связь с другими школьными музеями.

Объектами краеведческой деятельности являются природа, население

историческое прошлое.

Целью работы музея  является  создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Главными задачами являются :

1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

3. Формирование познавательных интересов и способностей.

4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

расширение кругозора.

5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

Учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной

работы.

Для спешной работы по данному направлению используется:

1.Работа детского общественного объединения «Надежда».

2. Школьная библиотека, в которой собрана литература по краеведению, в том числе

публикации Шатурских  краеведов.

3. Возможность  общения через интернет с известными краеведами.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Тесная связь с местным  советом ветеранов.

Для решения поставленных задач учитывается :

1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

3.Проведение экскурсий  по родному краю, занятий в школьном музее.

4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их

воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы и т. д., а

также их следов и остатков.

6. Работа с архивными документами. Глубокий анализ фактов и сведений, содержащихся в

найденных источниках. Тщательная проверка собранного материала, его вдумчивое

осмысление.

7.  Изучение картографических и статистических источников.

8.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьных музеев, разработка и

оформление новых экспозиций, выставок.

9. Ежегодное участие в  районном  конкурсе «День школьного музея», участие в конкурсе «Мой музей»

10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных

историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой

Отечественной войны и вкладу  наших земляков, боевым традициям

армии и флота.

Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного  критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через  прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.

8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке

тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются

исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные

документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, области, России.

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.

3. Учет и хранение фондов школьного музея.

4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.

5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

В процессе этой работы ребята знакомятся с основными достопримечательностями,  событиями  и явлениями истории родного края; именами людей, внесших большой вклад в развитие родного края, прославивших его; взаимосвязями  событий родного края с историей Кривандинской земли.

 Школьники, под руководством Гришиной Раисы Андреевны  разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят  экскурсии по экспозиции музея, выступают  с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают  не только на районном, но и областном уровнях:

1.Областная   краеведческая конференция учащихся Московской области      

 «Летопись села Кривандино»

2.Фронтовые дороги учителей.

3.Орлов Дмитрий Васильевич – патриарх Кривандинской  средней школы.

4.Мегалиты.

5.Женщины на войне.

6.Дорогами пионерских лет.

№ п/п

Мероприятие

Год

Место

Участники

Результат

1

День школьного музея, посвященного 65- летию снятия  Блокады Ленинграда

2009


участие

Блудков Александр

Диплом Управления Образования

2

Муниципальная краеведческая конференция секция «Земляки»

2009

призеры

Голубцова Алена, Баладинская Анастасия

Грамота  МОУ ЦПК

Областная   краеведческая конференция учащихся Московской области       «Летопись села Кривандино»

2009

призер

Баладинская Анастасия

Свидетельство

3

Муниципальная краеведческая конференция номинация «Археология»

2010

победитель

Коньков Дмитрий

Диплом  МОУ ЦПК

4

Муниципальная краеведческая конференция номинация «Археология»

2010

победитель

Блудков Александр

Диплом  МОУ ЦПК

5

Муниципальная краеведческая конференция секция «Земляки»

2010

призеры

Макалкина Ирина

Грамота  МОУ ЦПК

6

Муниципальная краеведческая конференция секция «Природное наследие»

2010

победитель

Дмитриева Ксения

Грамота  МОУ ЦПК

7

Областной этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Археология»

2010

победитель

Блудков Александр

Диплом   Министерства образования Московской области

8

Областной этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Археология»

2010

победитель

Коньков Дмитрий

Диплом   Министерства образования Московской области

9

Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященных 65-летию Победы в номинации «Военная история»

2010

победители

Голубцова Алёна, Журавлева Наталья,

Баладинская Анастасия

10

Муниципальный конкурс исследовательских работ «Отечество»

2012

призеры

Конюкова Анастасия,

Юркова Маргарита

Почетная грамота МБОУ ЦПК

11

Муниципальный этап регионального конкурса музеев образовательного учреждения «Мой музей»

2013

призеры

Казакова Ирина Ильина Алёна, Аверьянова Яна

 

12

Ежегодное участие в Дне школьного музея

грамоты

 Также большую помощь   в пополнении  экспонатами школьного  музея  оказывает    Священник Журавлёв Андрей Евгеньевич благочиния Шатурского округа, с которым наша школа сотрудничает уже 2 год. Приходя на классные часы, встречи, мероприятия, родительские собрания, он обязательно приносит с собой вещи различных лет, есть в наличие книга, которой 200 лет.  В результате в музее сформировался еще один уголок, с различными церковными экспонатами. 

Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IX ГОРОДСКАЯ ПОИСКОВО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Я – КЕМЕРОВЧАНИН» 2016

IX ГОРОДСКАЯ ПОИСКОВО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Я – КЕМЕРОВЧАНИН» 2016...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ (На примере поисковой группы "Каскад" МОУ Владыкинская СОШ")

Краткий доклад с презентацией на I Региональных эколого - краеведческих чтениях, проведённых 30.09.2016г. на базе МОУ "Владыкинская СОШ". В докладе обозначены особенности организации поисковой кр...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

«Использование поисково-краеведческих материалов на уроках Мужества и уроках Памяти»

Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения...

Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности

Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...