Воспитание патриотизма
статья по теме

Подковыркина Валентина Семёновна

Тема патриотизма, тема преданности и любви к своему народу, Отечеству, красной нитью проходит через всю мою деятельность. Именно об этом мой доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание патриотизма».

Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам, и подвигам во имя интересов своей Родины.

Основы нравственности, патриотизма должны быть укреплены в земле предков, в традициях семьи, в могилах отцов и дедов,  в нравственных образах прошлого лишают человека не только знания, но и нравственного чувства. Если рушатся связи, теряется чувство преемственности, то, значит, всё, что было до тебя, - зря. И сам ты оказываешься духовно гол, и всё тебе дозволено, и нет у тебя Родины. Новейшая история не раз видела, на что оказывается способны люди без прошлого.

Историю надо знать. Андрей Боголюбский в истории нашей не менее значим, чем Александр Невский. Но многие не знают про Андрея Боголюбскорго. Андрей Боголюбский жил в XII веке. В 1174 году его убили – он пострадал и принял мученическую смерть от «своих» же придворных. Что он сделал? Он был старшим князем после Юрия Долгорукого. Его удел был Киев – южный цветущий город. Он оставляет его и уходит на север, на пустое место – это было, можно сказать, безрассудно. Да?

Тем более князю. Это не  то, чтобы его изгнали как какого-нибудь преступника. Он – хозяин всей Руси, а ушёл на Север, заложив основание северной Руси. И уже с её помощью мы освободились и от шведов, и от татар, и от поляков, и от французов, и трижды от немцев. За это и убили враги России. Они напали ночью, выкрали у него меч и венец.

Вот что значит Андрей Боголюбский, а мы не знаем своей богатой истории. А Александр Невский? Шел в битву за своё Отечество, шел впереди битвы, рисковал своей жизнью за спасение своего народа и Отечества, будучи в то время великим князем, царём своего народа. И Дмитрий Донской шел в бой, на верную смерть. Сошёл с коня и встал впереди пехоты. В войске татар было около 700 тысяч человек. И Дмитрий Донской встал в самые первые ряды. Это несовместимо. Как, будучи великим князем, стать на верную смерть, за кого? За своих, за свой народ, за Отечество, за своих подданных. Кто на это способен? Славяне!

А если мы не знаем своей истории – мы – «иваны, не знающие своего родства, ни рода, ни народа».

Откуда же произошло название страны «Русь». Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление, по которым течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. А города и деревни, и сёла наши предки строили на берегах водоёмов. Иными словами, Русь – страна, где много рек и озёр, а русский – человек живущий у воды. ( С. Романовский.)

А может быть, слово Россия связано со словом роса?

Есть предложение, что слово «русский появилось от названия древнего славянского племени «рус», известного ещё в IV веке до нашей эры. А вот историк А. О. Ишимова, написавшая для детей интересную книгу об истории государства Российского, так объясняет происхождение названия нашей страны: «Много в старину было беспорядков, правда не соблюдалась. Случившийся спор у людей из разных родов, сойдутся старейшины их судить, каждый за своего родного вступается. Беда вышла оттого, что правдивого судьи не было. Надо судью из людей чужих – он вернее судить будет.

Слыхали люди, что в одном роде варяжском, которые и судят правдиво, и хорошие войны. Этих братьев звали : Рюрик, Сиреус, Трувор. Их позвали славяне, чтобы навести прядок на своих землях.

Рюрик с братьями пришёл в славянскую и привёл с собой весь русский народ, отчего и земля, где они стали княжить, назвали Русью.Об этом написал в своей книге Н. Н. Головин «Моя первая русская история». Она не издавалась с 1902 года до 1992 года (90 лет).

Историю надо знать. Исторические деятель Руси и Российской империи оказали сильное влияние на развитие нашего Отечества.

Велика наша Родина! Привольно она раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера да южных морей. Это огромное государство. На занятиях по ознакомлению окружающим миром работали по теме: Я гражданин России», где закреплялись знания о государственной символике, обобщались представления о России как о едином государстве.

Заочно (по карте и глобусу) путешествовали на Северный полюс, в тундру, тайгу, смешанный лес, степи. Дети узнали, что Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира, о народах, населяющих нашу страну, о столице, о главе Российского государства – Президенте, о символах ( флаг, герб, гимн), о денежной единице России – рубле.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы её зовём потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

Родины мы зовём потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать защищает и бережёт нас.

Узнали дети и о русских путешественниках Афанасии Никитине, о Семёне Дежневе и о том, почему у нас такая огромная территория. Все земли открыли и присоединили к России русские путешественники.

Изучая природные зоны нашей страны, прочитала сказку «Ковёр – самолёт». Она о том, как у бабушки Алеши в  сундуке сохранились старые вещи от прабабушки. ( пуховый платок, пестрая шаль с кистями и большой тяжелый ковёр, на котором шелковыми нитями были вышиты леса, поля, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами ).

Бабушка попросила Алёшу повесить посушить и почистить. Мальчик ударил веником по ковру, и ковёр громко закричал: «Ой больно, ой больно! Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я ковёр – самолёт».

Ковёр – самолёт предложил Алёше полетать. Летя над страной мальчишка увидел родные места, реку Волгу, Уральские горы, тайгу. Залетели к Бабе – Яге и вместе побывали на море, затем варили яйца в долине гейзеров на Камчатке, на Северном полюсе.

Ковёр – самолёт сказал, что Алёша в России много удивительного, а твоё путешествие по ней только началось.

После чтения сказки была проведена беседа по содержанию.

- Как называются реки и горы над которыми летели наши герои?

- Назовите названия городов нашей страны.

- Знаете ли вы названия морей, омывающих территорию России. Назовите их и т.д.

- В каких местах нашей Родины хотели бы побывать вы? Почему?

На занятиях по развитию речи, тоже звучала тема о любви к Родине и о том, что люди сложившие немало мудрых пословиц. Есть среди них такие: «Русский человек без Родины не живёт.», «Родная сторона – мать родная, чужая сторона – мачеха», «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке».

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине,  и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку, где так близко, знакомо и так любимо! «Ведь по родимой стороне сердце ноет».

Чувство тоски люди называют ностальгией. Многие русские поэты, писатели, художники, которые вынуждены были жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвящённых милой далёкой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.

Стих «Родная сторонушка»

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощины, пригорки, вдалеке – поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поёт соловушка,

Свищет, заливается.

Третьи соловьиные

Понимаю я:

Славит он родимые

Рощи и поля.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой

Славит землю русскую

Голос золотой!

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

Но у каждого из нас есть и своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находятся наш родной дом.

Для кого-то малая Родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницами и деревянной горкой.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Стих «Малая Родина»

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Воспитание патриотизма средствами экологии

Внеклассная работа по экологии является мощным средством воспитания париотических чувств....

Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе.

Краеведение как средство патриотического воспитания. Использование задач краеведческого характера на уроках математики....

Воспитание патриотизма и гражданственности

Слова В.Г.Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на  сердце  судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое  кровное  родство,свои кровны...

Доклад "Воспитание патриотизма на уроках русского языка"

Этот доклад был представлен на Августовской педагогической конференции учителей Родионово-Несветайского района. ...