О роли детской школы искусств в процессе культурного развития поселения
статья по теме
Данный материал - выступление на региональной научно-практической конференции "Инновационные подходы к социальному взаимодействию учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей и общества", проходившей в д. Агалатово Всеволожского района Ленинградской области. Обобщение опыта работы коллектива преподавателей сельской школы по повышению ее роли в общественной жизни поселения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_roli_detskoy_shkoly_iskusstv_.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О РОЛИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ПОСЕЛЕНИЯ
Ведункина Людмила Алексеевна
МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ» Лесколовское отделение
Руководитель структурного подразделения, д. Лесколово
«Музыка – наилучший путь к жизненному успеху»
Дина Кирнарская
Развитие художественного образования в нашей стране переживает нелегкие времена. Нестабильная экономическая и социально-культурная ситуация в конце 90-х годов ХХ века в стране инициировали ряд проблем в сфере дополнительного образования: уменьшение контингента, неоднородность контингента по уровню способностей и общему развитию, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, падение престижа некоторых традиционных форм дополнительного образования, например академического музыкального образования.
Сегодня отрадно отметить формирование положительной тенденции смены общей тактики их выживания стратегией инновационного развития. Главным вопросом в комплексе проблем, связанных с состоянием отечественной культуры, является модернизация художественного образования. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренная Распоряжением Правительством РФ от 25 августа 2008 № 1244-р выдвигает «концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования». Ожидаемое введение нового закона «Об образовании», возможно, закрепит основные позиции Концепции. Мы все на это надеемся. Основной постулат дискуссий на всех уровнях в последние годы – сохранить уникальное российское музыкальное образование. Скромная деятельность нашего педагогического коллектива именно на это и направлена: на сохранение традиции учить детей музыкальному искусству.
На сегодняшний день Лесколовское отделение Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Кузьмоловская детская школа искусств» представляет организацию, в которой 155 детей (25 из которых - группа раннего эстетического развития) обучает квалифицированный коллектив преподавателей в количестве 23 человек.
Школа находится на территории Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области, которое включает в себя 12 населенных пунктов численностью 9207 человек. Детей в возрасте до 14 лет - 1033. Лесколово было обычной деревней. В начале 1970-х годов было принято решение о создании птицефабрики, со строительством которой параллельно развивалась социальная инфраструктура поселка: открыты два детских сада, школа, построен Дом культуры. В 1978 году было принято решение о создании музыкальной школы в поселке, которая скоро как 35 лет выполняет свою социальную функцию. На протяжении этого периода менялись идеологические установки, социально-экономическое положение в стране, кризисы чередовались со стабилизацией. Но для школ искусств легких времен не было никогда. Каковы же реалии реалии сегодняшнего дня? Как будет развиваться территория в дальнейшем?
В этой связи чрезвычайно важно осознать, что модернизированная школа – как носитель новых идей художественного образования – могла бы внести немалый вклад в процесс культурного развития поселения и стать культурообразующим фактором территориального развития.
Педагогический коллектив в Программе развития школы до 2014 года определяет миссию школы следующим образом: полноценная реализация идеи сохранения и развития культурных традиций через обеспечение высокого уровня детского художественного образования в соответствии с индивидуальным выбором и способностями учащихся.
Основная цель программы развития - создание социально-культурного пространства и творческой среды для формирования всесторонне развитой личности. Достижение цели требует решения конкретных задач:
повысить роль воспитательных задач в процессе обучения;
направить усилия педагогического коллектива на достижения оптимального уровня воспитанности подрастающего учащихся, уделяя особое внимание этическому образованию;
гармонично развивать личность ученика с учетом его возраста, интеллекта, интересов;
эстетическое воспитание поколения;
воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
приобщение населения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
Сельская ДШИ является основным источником развития культурно-эстетических потребностей населения. Дети не только обучаются тем или иным видам деятельности, но и приобщаются к ценностям мировой и национальной художественной культуры через разные виды творческой деятельности. Хотелось бы видеть в выпускнике школы прежде всего просвещенного слушателя, грамотного любителя музыки, человека, который в любой области будет работать творчески, заинтересованно и продуктивно.
С целью достижения максимально положительного результата школа активно развивает партнерские отношения с коллективом родителей, а также с образовательными и культурно-досуговыми учреждениями поселения.
Формы сотрудничества самые разнообразные. В работе с родителями это анкетирование, родительские собрания с обязательными концертами, регулярное посещение спектаклей Мариинского театра и концертов Санкт-Петербургской филармонии семьями. Кроме того, родители активно участвуют в процессе организации выездов на конкурсы и фестивали. Такое тесное сотрудничество преподавателей, детей и родителей трудно переоценить. Активное участие родителей в деятельности школы способствует повышению авторитета учреждения.
Область социального партнерства с образовательными учреждениями представлена «Филармонией школьника», успешным проектом для детей и дошкольного и младшего школьного возраста; участием в работе Молодежного общественного объединения «Авангард», уделяющего первостепенное внимание вопросам патриотического воспитания; комплексом мероприятий (лекции-концерты, уроки по разным видам искусства, тестирование на выявление музыкальной одаренности) в работе с детьми в летний период. Лесколовский центр образования, реализующий самостоятельную программу дополнительного образования, имеет 59 объединений, из которых 20 художественного направления. Обилие кружков на данном этапе сотрудничества ограничивает в какой-то степени наше влияние. Но качество оказываемой услуги в конечном итоге убеждает родителей сделать выбор в пользу школы искусств.
Важное место в деятельности учреждения занимает Благотворительный проект «Дети – детям-инвалидам». Этой акцией мы пытаемся привлечь внимание общественности к проблемам детской инвалидности. Цель проекта - оказание материальной помощи детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей, приобщение их к художественной культуре, классической музыке и привлечение, в конечном итоге, к активному обучению в школе. (В данный момент в школе обучается 4 ребенка-инвалида.)
Кульминацией проекта является благотворительный концерт, проходящий в светлые пасхальные дни в рамках Всеволожского районного фестиваля Православной культуры.
Коллектив школы серьезно готовится к этому мероприятию. Лучшие учащиеся школы и преподаватели выходят на сцену в этот вечер. Сотрудники школы проводят работу по привлечению внимания частных лиц и общественных организаций к проблемам детской инвалидности, поиску и сбору денежных и иных материальных средств, необходимых для оказания помощи детям-инвалидам. Средства, полученные от жертвователей, расходуются по целевому назначению. Помощь оказывается игрушками, одеждой, продуктами питания. Проводятся встречи с родителями детей-инвалидов с целью оказания посреднической помощи с официальными органами, прежде всего с Некоммерческим благотворительным фондом помощи детям Ленинградской области.
В решении материальных задач проекта нам помогают наши социальные партнеры: депутаты Законодательного собрания Ленинградской области, Некоммерческий благотворительный фонд помощи детям Ленинградской области, Глава муниципального образования и Глава администрации муниципального образования «Лесколовское сельское поселение», предприниматели д. Лесколово и д. Нижние Осельки.
Концертную программу всегда предваряет выставка-продажа работ детей различных творческих объединений и взрослых, которые ежегодно представляют свои работы для продажи на выставке и аукционе. Всем гостям представляется возможность, купив детские работы, помочь нуждающимся.
Таким образом, нашими партнерами являются и приход Храма Смоленской иконы Божией Матери, и образовательные учреждения поселения и, конечно же, Дом культуры, сотрудники которого оказывают неоценимую помощь в проведении благотворительной акции, а также жители поселка, приходящие разделить с коллективом школы радость праздника веры, надежды и любви.
Нельзя переоценить роль подобной акции в воспитании у подрастающего поколения милосердия, отзывчивости, душевной щедрости и просто человечности.
«Только глубоко постигая искусство, начинаешь постигать:
какова ценность человека,
как велика значимость человеческой жизни,
какой судьбы достойно Человечество, породившее не только войны, тоталитаризм, нивелирование личности, разрушения, но и великое Творчество. Творчество, дающее Человеку право называть себя Человеком Разумным и путешествовать по Вселенной с гордо поднятой головой. Моя цель – сделать все возможное, чтобы человек испытал огромную ВНУТРЕННЮЮ ПОТРЕБНОСТЬ, почувствовал невозможность полноценной жизни без глубокого и постоянного общения с искусством». (Михаил Казиник)
Список литературы
1.Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015гг. К14
2.Казиник М. Тайны гениев. М.,Легейн, 2010.
3.Кирнарская Д.Музыкальные способности. М., Таланты – XXI век, 2004.
4.Лэндри Ч. Креативный город. М.,Классика – XXI, 2005.
5.Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.,Классика – XXI, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств
Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
О роли детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.
в данном материале рассматривается проблемы духовно-нравственной культуры учащихся ДШИ...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.
Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)
Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...