Слушание музыки и музыкальная грамота
методическая разработка по теме
Это новая программа, созданная мной с учетом требований ФГТ к новым образовательным программам. Она предназначена для обучающихся 1-4 классов Детских школ искусств в области "Хореографичесое творчество". Программа только начала опробироваться с учениками. Говорить о её явных достоинствах или недостатках можно будет не ранее, чем через год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slushanie_muzyki.doc | 121.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
И
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Составитель программы:
концертмейстер Волынец Марина Валерьевна
Страница для заключения экспертной комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………………………4
- Учебно-тематический план………………………………………………………………….5
- Содержание учебного предмета……………………………………………………………..8
- Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………………...9
- Формы и методы контроля. Система оценок……………………………………………….9
- Методическое обеспечение учебного процесса……………………………………………10
- Список используемой литературы…………………………………………………………..11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».
Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.
Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» позволяет ребенку более осознанно, грамотно и выразительно участвовать в создании художественного хореографического образа, глубже проникнуть в различные сферы смежных искусств.
Особенностью УП дисциплины является соединение на одном уроке двух форм занятий:
1) слушание музыки;
2) музыкальная грамота.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» для хореографических отделений имеет свою специфику. В задачу педагога, проводящего уроки по данному предмету, входит не только ознакомление с основными музыкальными терминами, законами построения музыкальных произведений, но и необходимость научить детей точному метро-ритмическому восприятию различных жанров и направлений танцевальной музыки. Необходимо научить детей просчитывать музыку, отличать сильную долю от затакта и синкопы, тем самым давая возможность учащимся на уроках хореографии получить более углубленные знания по различным формам предмета, освобождая хореографа от необходимости постоянно обращать внимание детей на ритм и счет.
В соответствии с ФГТ УП «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года: с 1-го по 8-е полугодие. Максимальная учебная нагрузка составляет 262 часа. Из них на аудиторные (мелкогрупповые) занятия отводится 131 час.
Уроки проводятся, главным образом, в форме беседы с элементами анализа, с привлечением логического мышления. На уроках излагаются теоретические сведения, проводится работа над развитием интонации, слуха, ритмо-метра.
Самостоятельная внеаудиторная работа рассчитана на 131 час.
Целями и задачами УП «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:
● выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем возрасте;
● создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
● приобретение детьми знаний, умений и навыков в обласи хореографического исполнительства;
● приобретение детьми опыта творческой деятельности;
● овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
● подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
В процессе освоения УП «Слушание музыки и музыкальная грамота» преподаватель ставит перед собой следующие задачи выработки у обучающихся:
-- умения ритмически точно воспринимать музыку,
-- умения правильно считать различные ритмические группы и построения,
-- знания об основных элементах построения музыкальных произведений различных эпох, развитие музыкальных способностей учащихся, воспитание художественного вкуса.
Основные задачи:
- формирование у учащихся хореографического отделения представления о метро-ритмическом строении музыкальных произведений;
- формирование навыков интонирования;
- развивитие у учащихся способности воспринимать произведения искусства (в том числе и произведений хореографического искусства) как проявления духовной деятельности человека;
- формирование целостного представления о национальной художественной, танцевальной и музыкальной культуре и ее месте в наследии мировой художественной культуры;
- формирование основ знания оркестров и музыкальных инструментов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование раздела, темы | Вид учеб- ного заня- тия | Общий объём времени (в часах) | |||
Слушание музыки (Музыкально-познавательные сведения) | Музыкальная грамота (Мзыкально-теоретические сведения) | Макс. учеб. нагр. | Само- стоят. рабо- та | Ауди- тор. заня- тия | ||
1 КЛАСС | ||||||
1. | Что такое музыка | Как записывается музыка | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Три кита в музыке | Нотный стан | Урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Что можно изобразить музыкой | Ноты | Урок | 6 | 3 | 3 |
4. | Экскурсия в зоопарк | Ритм. Четвертные ноты | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Кто такой композитор | Учимся писать ноты | Урок | 2 | 1 | 1 |
6. | О песнях | Высотность звука. Регистры | Урок, практи- кум | 4 | 2 | 2 |
7. | О танцах | Что такое темпы. Восьмые ноты | Урок | 4 | 2 | 2 |
8. | Время суток | Скрипичный ключ | Урок | 4 | 2 | 2 |
9. | Времена года. Осень, зима | Нота «соль». Пишем. Хлопаем четверти и восьмые | Урок | 5 | 3 | 2 |
10. | Чувства и настроения в музыке | Мажор, минор | Урок, практи- кум | 4 | 2 | 2 |
11. | Как передать характер в музыке. | Нота «ля». Пишем | Урок | 5 | 3 | 2 |
12. | Музыка цветов | Нота «си». Звукоряд | Урок | 4 | 2 | 2 |
13. | Принцесса на балу. Вальс | Понятие такта, сильной и слабой доли. | Урок, практи- кум | 6 | 3 | 3 |
14. | Времена года. Весна, лето | Устойчивые и неустойчивые звуки | Урок, практи- кум | 4 | 2 | 2 |
15. | Какого цвета звук | Лабора- торная | 3 | 1 | 2 | |
16. | Рисуем музыку | Лабора- торная | 1 | - | 1 | |
32 часа | ||||||
2-й КЛАСС | ||||||
1. | Рисуем музыку | Повторение пройденного материала | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Громко - тихо | Оттенки в музыке | Урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Что такое мелодия | Фраза | Урок | 4 | 2 | 2 |
4. | Что такое аккомпанемент | Аккорды | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Вода, земля, огонь | Паузы | Урок | 6 | 3 | 3 |
6. | Что такое музыкальные инструменты. Клавишные инструменты | Размер в музыке | Урок | 6 | 3 | 3 |
7. | Идем в филармонию | Инструменты симфонического оркестра | Урок | 12 | 6 | 6 |
8. | Сказка в музыке | Оттенки в музыке. Усложняем понятие | Урок | 12 | 6 | 6 |
9. | Фантастические персонажи в музыке | Целая и половинная ноты | Урок | 6 | 3 | 3 |
10. | Музыка в мультфильме | Пауза | Урок | 8 | 4 | 4 |
33 часа | ||||||
3-й КЛАСС | ||||||
1. | Что такое фольклор | Нота с точкой | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Русский народный танец | Пунктирный ритм | Урок | 4 | 2 | 2 |
3. | Оркестр русских народных инструментов. Его возможности | Затакт | Урок | 8 | 4 | 4 |
4. | Человеческий голос – музыкальный инструмент | Триоли | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Жанры вокальной музыки | Синкопа | Урок | 8 | 4 | 4 |
6. | Идем в оперу | Сложные размеры | Урок | 8 | 4 | 4 |
7. | Тембры человеческих голосов | Считаем музыкальные размеры | Урок | 6 | 3 | 3 |
8. | Джазовый, эстрадный оркестр | Переменный размер | Урок | 8 | 4 | 4 |
9. | Идем смотреть балет | Работа над определением размеров | Урок | 16 | 8 | 8 |
33 часа | ||||||
4-й КЛАСС | ||||||
1. | Соната, симфония, концерт | Сонатная форма – основа классической музыки | Урок | 24 | 12 | 12 |
2. | Особенности строения звукоряда у различных народов | Роль ритма и его сложность в танцах Испании, Венгрии, Грузии | Урок | 16 | 8 | 8 |
3. | Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в песенных сборниках | Урок | 4 | 2 | 2 | |
4. | Септаккорды, их выразительные возможности | Урок | 4 | 2 | 2 | |
5. | Жанры современной музыки и музыкального театра | Урок, практи- кум | 18 | 9 | 9 | |
33 часа |
СОДЕОЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа является рекомендательной для обучения детей основам музыкальной грамоты и умения слушать музыку. Она является первым подготовительным этапом к изучению и восприятию богатства мировой музыкальной культуры на уроках музыкальной литературы. А так же вспомогательным предметом, помогающим развитию метро-ритмического восприятия танцевальной музыки.
1 класс
Главной задачей первого года обучения является ознакомление учащихся с такими понятиями как лад, темп, регистр, музыкальная фраза и т.д.
Особое значение придается работе над умением слышать сильную долю, определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в простых размерах.
К основным методам усвоения материала относятся слушание музыки, определение на слух элементов музыкального языка, письменное воспроизведение элементарных компонентов музыкальной грамоты.
2 класс
Продолжается работа над понятиями выразительных средств в музыке.
Начинается изучение такого огромного пласта, как музыкальные инструменты. В этом классе мы знакомимся с клавишными инструментами и с инструментами симфонического оркестра
Продолжение работы над правильным восприятием метро-ритма.
3 класс
Изучение сложнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса. Знакомство с понятием – «музыкальный театр».
В плане теории: Изучение составных размеров, синкопы и т.д.
4 класс
На пути воспитания танцевальной выразительности учащихся большая роль отводится испанской, венгерской, грузинской ритмопластике, к изучению которой приступают в 4 классе. С этими музыкально-танцевальными культурами тесно связано изучение и закрепление знаний о видах минора, синкопе, триолях и других понятиях.
К четвертому классу учащиеся накапливают определенный багаж знаний из области музыкальной культуры, который позволяет обратиться к сфере чисто инструментальной музыки. Происходит знакомство с жанрами симфонии, сонаты, концерта, квартета.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатами изучения курса должны стать:
• знание специфики музыки как вида искусства;
• знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
• знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
• умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
• умение различать звучание различных музыкальных инструментов;
• умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
СИСТЕМА ОЦЕНОК
Для проверки полученных знаний, умений и навыков используются следующие формы контроля: контрольный урок, игровая форма, в 3-м и 4-м классах музыкальные викторины. Наиболее частая форма контроля – это, безусловно, поурочная проверка домашнего задания. Контроль проводится также после каждой темы, в конце каждой четверти и года. В конце 4-го класса проводится итоговый экзамен.
Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
Механизм оценки:
- фронтальный опрос;
- беглый текущий опрос;
- музыкальная викторина;
- систематическая проверка домашнего задания;
- самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
- творческий зачет;
- контрольный урок в 2-м, 4-м, 6-м полугодиях.
- экзамен в конце 8-го полугодия.
Критерии оценки успеваемости:
Оценка «5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.
Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания музыкальных произведений.
Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Мультимедийные программы
Мультимедийные презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.
3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.
9. Колодин В.В., Колодина Е.Ю. «Слушаем музыку». Новосибирск, 2000
10. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». – М.: Музыка, 1969
11. Москалькова И.И., Рейниш М.И. «Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ». – М.: Музыка, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...
Программа ФГТ по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Рекомендована к обучению....
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ФГТ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И НОТНАЯ ГРАМОТА" для учащихся театрального отделения ДШИ
Внутренняя рецензия на программу...
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ФГТ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И НОТНАЯ ГРАМОТА" для учащихся хореографического отделения ДШИ
Внутрення рецензия на программу ФГТ по слушанию музыки и нотной грамоты для хореографов...
ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"
Прог Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося и занимает в...
ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"- 5 лет обучения
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной обще...
Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"
Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"...
Комментарии
Марина Валерьевна! Благодарю
Марина Валерьевна! Благодарю Вас за содержательную и интересную программу.