Вечер встречи с участниками дальних путешествий
методическая разработка (6 класс) на тему

Майсак Галина Николаевна

 

 

Вечер встречи с участниками
дальних путешествий
Юные путешественники возвращаются из дальних зачетных походов  и  делятся своими впечатлениями. На вечере много игр, викторины, поем песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_vechera1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»

Вечер встречи с участниками

дальних путешествий

методическая разработка

Автор: педагог дополнительного образования

Майсак Галина Николаевна

г. Ногинск

Содержание

Введение                                                                                 3

Подготовка туристского вечера                                                         3

Программа вечера                                                                         4

Оснащение вечера                                                                        4

Оформление зала                                                                         5

Открытие вечера                                                                         5

Демонстрация походных фильмов  - презентаций, фото – презентаций         6

Завершение вечера                                                                         7

Дидактические материалы                                                                7                                        

Вопросы к конкурсы «Эрудит»                                                        7        

Чёрный ящик                                                                         8

Варианты викторины                                                                8

Литература                                                                                 11

Введение

Данная методическая разработка по проведению вечера - встречи с участниками дальних путешествий (и материалы к нему) результат обобщения опыта, накопленного за 20 лет проведения подобных мероприятий. Свою структуру вечер обрёл в 1990 году и в рамках разумного консерватизма сохранил её до настоящего времени.

Вечер - встреча с участниками дальних путешествий (туристский вечер) был задуман как итог годовой туристско-краеведческой работы в СЮТур, к тому времени уже сформировавшейся в систему и включавшей кружковую работу по туризму, краеведению, скаутскому движению, проведению  многодневных летних пеших, горных и водных путешествий по России, государствам СНГ, участие в слетах и соревнованиях разного уровня. Туристский вечер стал важнейшим элементом этой работы.

За десятилетия, предшествующее проведению первого туристского вечера, уже выросло первое поколение взрослых туристов-выпускников туристского кружка Дворца детского творчества. Пришли на работу в СЮТур и взрослые энтузиасты туризма. Всё это сразу предопределило участие в туристском вечере двух категорий туристов: детей и взрослых. И сейчас, по прошествии двух десятков лет туристский вечер аккумулирует возрастной состав участников от 10 до 60 лет, а мероприятие это превратилось в традицию.

Присутствующих на вечере можно подразделить на две категории и по другому принципу: активных участников и зрителей. Первые принимают участие в туристско-краеведческой игре «Что? Где? Когда?», являющейся главным элементом туристского вечера.

Подготовка туристского вечера

Проведение туристского вечера требует довольно значительной по времени подготовки. Это касается прежде всего подготовки школьников, принимающих участие в игре «Что? Где? Когда?». Впрочем, при налаженной кружковой работе вопрос подготовки участников решается почти автоматически. Поскольку вечер проводится по результатам участия в многодневных походах и экспедициях, то в процессе подготовки к ним учащиеся изучают краеведческий материал района проведения похода, климат, флору, фауну, особенности района, топонимику и традиции народностей. Часть необходимой информации юные туристы-краеведы добывают сами при получении домашнего задания за месяц до проведения вечера.

В подготовительный период создаются командные стенгазеты, монтируются фотостенды с походными фотографиями. При создании стенгазет командам задаётся ряд обязательных тем для того, чтобы обеспечить оригинальность, а не заимствование материалов. Качество газеты можно стимулировать очками, идущими в суммарный зачёт при игре. Новые газеты, наряду с наиболее удачными газетами прошлых лет вывешиваются в зале проведения вечера заранее, чтобы дать возможность познакомиться с ними всем школьникам.

Значительное время при подготовке вечера занимает создание фильмов о летнем многодневном походе. Из трёх - четырёх часового отснятого рабочего материала необходимо отобрать видеосюжеты общей продолжительностью не более 10 минут, смонтировать их в логический видеоряд, к тому же соответствующий подобранному музыкальному сопровождению.

За 2-3 дня до проведения туристского вечера проводится «репетиция» компьютерной техники с прогонкой фильмов, фото презентаций, соответственно программы вечера, настройку мультимедийной аппаратуры. Это позволяет избежать различного рода досадных сбоев и накладок, снижающих качество вечера.

Программа вечера

1.  Посвящение в туристы.

2.  Демонстрация видеофильма.

3.  Игра «Что? Где? Когда?» - тур детских команд

4.  Демонстрация фильма.

5.  Игра «Что? Где? Когда?» - тур взрослых команд.

6.  Демонстрация фильма.

7.  Турнир победителей

8.  Награждение победителей.

Оснащение вечера

1.  Компьютер.

2.  Мультимедийный проектор

3. Экран

4.  Музыкальный центр.

5.  Акустические колонки.

6.  Радиомикрофоны.

7. Носители фильмов (флешки, ДVD – диски)

8.  Диски с музыкой для  сопровождения игр.

9.  Игровой круг.

10.  Волчок.

11.  Чёрный ящик.

12.  Гонг.

13.  Призы.

14.  Конверты с вопросами к игре.

15.  Аншлаги команд.

16.  Писчая бумага для команд.

17.  Ручки или карандаши для команд.

18.  Призы.

19.  Протоколы игры.

Оформление зала

В нашем случае вечер проводится в реакреации второго этажа МБОУ ДОД СЮТур, имеющего прямоугольные размеры 25 м х 8 м.  Стены зала украшаются фотографиями , сделанными в походах, фотостендами. В торцевой части зала под устанавливается большой экран. В центре зала на стене крепятся большие буквы – название вечера («Давай с тобой поговорим», «Среди нехоженых дорог», «Дорогами ХХ1 века» и т.п.), палатка, перед которой устанавливаются походные атрибуты – костер, подвешенный котелок на таганке, у палатки – рюкзак. Перед ними – игровая часть зала, занимающая треть его общей длины, где размещается центральный игровой стол с игровым кругом и волчком. Перед ним по краям зала расположены столы для размещения команд. Напртив экрана располагается стол звукорежиссёра, управляющего компьютерной техникой и мультимедийной аппаратурой.

Открытие вечера

Открытие вечера – это его официальная часть, в которой дается слово директору СЮТур для приветствия присутствующих, в краткой форме доводится информация об итогах минувшего туристского года, главным образом о маршрутах осуществленных туристских походов. Участникам этих походов вручаются квалификационные справки, присваиваются спортивные разряды по туризму, проводится награждение за туристские заслуги, за заслуги в туристских соревнованиях.

Эту официальную часть возможно объединить в одном сценарии с обрядом посвящения в туристы новичков, впервые в минувшем году принявших участие в многодневном походе. Излишне говорить, что посвящение это проводится в шутливой форме – посвящаемые производят предусмотренные сценарием определенные действия: произносят клятву верности туризму, получают туристские обереги (сухарь или бублик).

Первая стадия посвящения в туристы проходит, как правило, в походе, что фиксируется видеосъемкой. Перед посвящением на вечере показывается часть этих сюжетов на данном этапе вечера.

После посвящения в туристы слово предоставляется одной из команд, которая рассказывает о своем маршруте (это может происходить в театрализованной форме), показывает фильм и заканчивает свое выступление, как правило, исполнением любимой походной песней.

 Перед выступлением следующей команды проводится «Мозговой штурм» или конкурс «Эрудит» среди команд. Команды, правильно и быстро ответившие на вопрос, получают поощрительные жетоны.    


Общая же продолжительность всей этой части вечера обычно составляет 10-15 минут. Затягивание её по времени снижает динамику вечера в целом, значительно ухудшая его качество по восприятию. По соотношению количества ответов выявляется команда-победительница в первом туре.

        Второй тур проводится после выступления следующей команды

Второй тур – соревнование на умение или ловкость. Вот примеры подобных заданий, в каждом из которых участвует по несколько человек:

1.  Силами трёх человек сплести косичку из трёх верёвок. При этом каждый участник держит одну из верёвок за конец и не может перекладывать его из одной руки в другую. Противоположные концы верёвок связаны в единый узел, удерживаемый на весу четвёртым членом команды.

2.  Связывание грудной обвязки друг на друге, действуя одновременно. Участвуют по два человека от команды.

3.  Наматывание портянок стоя. Участвуют по одному человеку от команды.

4.  Изготовление вещмешка из обычного мешка, полутораметровой верёвочки и двух картофелин (картофелины – для закладки в углы мешка с целью фиксации узлов). Участвуют по два человека от команды.

5.  Движение по заданному азимуту с завязанными глазами. Участвуют по одному человеку от команды.

Этот ряд можно продолжить другими примерами, все зависит от фантазии ведущего вечера.

Если во втором туре побеждает та же команда, что и в первом, третий тур не проводится. В противном случае команды должны выполнить ещё одно задание – показать свою наблюдательность (например, ответить, сколько ступенек на лестнице между двумя этажами СЮТур), глазомер (например, определить вес специально для этого нагруженного рюкзака; или - на глаз определить азимуты на заданные предметы; или определить длину зала, в котором проводится игра), память (например, воспроизвести название десяти туристских предметов, перечисленных ведущим).

Следует сказать, что в первые годы проведения вечеров, когда количество играющих команд не превышало шести, игра велась в один круг, по правилам, принятым ныне для команд-ветеранов. Надобность в проведении турнира победителей периодически возникала в случае равного результата у двух команд по итогам игры.

Демонстрация походных фильмов и презентаций

Фильмы, демонстрируемые на туристском вечере вместе с выступлением команды, (между турами игры) – это, с одной стороны, видеоотчёт о летних многодневных походах а, с другой – самостоятельный элемент вечера, позволяющий сделать последний более разнообразным и насыщенным.

К фильмам и презентациям, предназначенным для показа на туристском вечере,  предъявляются следующие требования:

1.  Продолжительность демонстрации фильма не более 8 – 10 минут.

2.  Фильм лучше озвучивать лишь музыкой, поскольку дикторский текст с трудом воспринимается большой аудиторией и хорош лишь для камерного показа. При этом музыкальное сопровождение должно иметь хорошее эмоциональное воздействие и соответствовать сюжетной линии фильма.

3.  В фильме не должны доминировать сюжеты природы. Наибольший интерес у зрителей вызывают сюжеты, в которых действующими лицами выступают участники похода, особенно те сюжеты, которые имеют юмористический оттенок. Лица участников должны быть хорошо узнаваемыми аудиторией.

Внимание к демонстрируемым фильмам стимулируется возможностью получить приз за ответы на шутливые вопросы по содержанию фильма. Об этом перед демонстрацией первого фильма зрителей уведомляет ведущий вечера. Все вопросы предлагаются после завершения показа последнего фильма.

Завершение вечера

Вечер завершается награждением победителей по каждому туру. Традиционными призами командам за победу в своём круге являются торты. Игроки команды, победившие в заключительном турнире, получают индивидуальные призы – компасы, фонарики или какие-то другие предметы, необходимые в походе. По итогам вечера каждая команда-победительница определяет и называет своего лучшего игрока, которому вручается почетный диплом и приз.

Дидактические материалы

Вопросы к конкурсу  "Эрудит".
1. Самый маленький материк? (Австралия)
2. Самый большой остров? (Гренландия)
3. Назовите фамилию португальского мореплавателя, совершившего первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара. (Фернандо Магел-лан, 1519-1561)
4. Кто первым из русских мореплавателей совершил кругосветное путешествие? (Кру-зенштерн)
5. Можно ли самую высокую гору в мире потопить в океане? (Да, Эверест - 8848 м, Ма-рианская впадина - 11 км.)
6. У какого моря нет берегов? (Саргассово, в Атлантическом океане.)
7. Может ли кит проглотить человека? (Нет, у него очень узкая глотка.)
8. У кого рот на брюхе? (У акулы)
9. Сколько ног у морского ежа? (несколько сот)
10. Какие рыбы долгожители? (Щука - 300 лет, белуга - 100, сом - 60.)
11. Кто автор книги о Робинзоне Крузо? (Д.Дефо)
12. Кто автор книги "Таинственный остров"? (Ж.Верн)

13. Какая птица дольше всех живет? (Ворон)

14. Кругом вода, а с питьем – беда. (Море)

15. Когда всемирный день туризма? (27 сентября)

16. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка)

17.  Туристский вещмешок - (рюкзак)

18.  Костёр из трёх брёвен - (нодья)

19.  Суп из рыбы - (уха)

20.  Подъём на вершину - (восхождение)

21.  Узкий лаз в пещере - (шкуродёр)

22.  Автор песни «Изгиб гитары жёлтой» - (О. Митяев)

23.  Кусок природного золота - (самородок)

24.  Хозяин тайги - (медведь)

25.  Туристский путь - (маршрут)

26.  Кобура для ножа - (ножны)

27.  Путешествие по реке - (сплав)

28.  Фамилия Агафьи - (Лыкова)

29.  Островерхая горная вершина - (пик)

30.  Туристская стоянка - (бивак)

31.  Значение слова «таш» - (камень)

32.  Звезда, не меняющая своего положения на небе - (Полярная)

33. Туристу важно уметь предсказывать погоду. А для этого нужно знать признаки изменения погоды. Знатокам предлагается определить, какие признаки из перечисленных указывают на ухудшение погоды.

Итак:

33.1. Ночью сильно мерцают звезды.

33.2. Отчетливо слышны далекие звуки.

33.3. Лягушки выползают на берег.

 «Черный ящик»

Варианты:

1. Минерал, находящийся в черном ящике, не относится к числу пищевых, как, скажем, каменная соль, но съедаем мы его в течение жизни довольно заметное количество. Месторождения этого минерала есть и в нашей области.

Что за минерал находится в черном ящике? (Тальк, из которого в основном и состоят таблетки)

2. В чёрном ящике лежит растительный тёзка той травмы, которую надо сначала охлаждать, а потом греть.

Что находится в чёрном ящике? (Синяк, растение семейства бурачниковых.)

3. В чёрном ящике лежит то, что пчеловода спасает от пчёл, а туриста от гнуса. А ещё для туриста это народное медицинское средство от ожогов. Что находится в чёрном ящике?

( Труха. Его пчеловоды заправляют в дымарь, а туристы гнилушки сжигают на костре. Растёртой трухой присыпают место ожога).

Варианты викторины

1. Кто быстрее назовёт количество букв в географических названиях (ответы в скобках)

1.  Кемерово (8)

2.  Москва (6)

3.  Владивосток (11)

4.  Ногинск (7)

5.  Высокогорный (12)

6.  Электросталь (12)

7.  Старый Аскол (11)

8.  Большое Буньково (15)

9.  Электроугли (11)

10.  Храпуново (9)

11.  Дуброво (7)

12.  Фрязево (7)

13.  Московская область (17)

14.  Кудиново (8)

2. Кто быстрее назовёт реки или водоем, на которых находятся названные населённые пункты (ответы в скобках).

1.  г. Санкт- Петербург - (р. Нева)

2.  г. Самара - (р. Волга)

3.  г. Ногинск - (р. Клязьма)

4.  д. Большое Буньково - (р. Плотня, Шерна)

5.  с. Караваево - (р. Шерна)

6.  г. Черноголовка - (р. Черноголовка)

7.  д. Авдотьина - (р. Воря)

8.  д. Дядькино - (р. Пружонка)

9.  мрн Глухово – (Черноголовский пруд, р.Клязьма)

10.  г. Москва - (р. Москва - река)

11.  с. Мамонтово – (р. Шерна)

12.

 3. Кто первым назовёт город по «перевёртышу» (ответ в скобках).

1.  Кснигон - (Ногинск)

2.  Грубретеп - (Петербург)

3.  Ксниирам - (Мариинск)

4.  Акраги – (Игарка)

5. Ретсок (Костер)

6. Акталап (Палатка)

7. Казкюр (Рюкзак)

8. Самазра (Арзамас)

9. Деписолев (Велосипед)

10. Суболг (Глобус)

4. Кто первым скажет, что это? (ответы в скобках).

1.  Туризм – это… - (диагноз)

2.  Дорога – это… - (жизнь)

3.  Начинающий турист – это… - (чайник)

4.  Чемодан – это… - (гора)

5.  Чемодан туриста – это… - (рюкзак)

6.  Наша мать – это… - (природа)

7.  Завтрак туриста – это… - (тушенка)

8.  Завтрак медведя – это… - (турист)

9.  Короткое счастье в пути – это… - (привал)

10.  Антилопа-Гну – это… - (автомобиль)

11.  Бриан - это… - (голова)

12.  Парнокопытное, символизирующее выносливого туриста – это… - (лось)

13.  Здоровяк, но не турист – это…- (культурист)

14.  Набор походных шанцевых инструментов – это… - (КЛМН)

15.  Водное путешествие – это… - (сплав)

16.  Спасательный бросательный корнеплод - это…. - («морковка»)

17.  Инструмент для посвящения в туристы-водники – это… - (весло)

18.  Понюхяк – это… - (портянка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарии внеклассных мероприятий: выпускного вечера, последнего звонка, вечера встречи с выпускниками.

Внеклассные меропрития проводятся в школе.Последний звонок- праздник для выпускников 9, 11 классов. В празднике участвуют: гости, родители выпускников, учащиеся школы, учителя. Выпускной ве...

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА-ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ-УЧАСТНИКАМИ Великой Отечественной войны.

Цель: воспитание духовных ценностей – любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.Задача: Посредством общения, посредством книг приобщить подрастающее поколение...

Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....

Фотоальбом о встрече со Змеул А.Н. "За нашу советскую Родину" Встреча с участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

При подготовке к написанию исследовательской работы о наших - земляках - участниках ликвидации событий 1986 года в Чернобыле, мы с ребятами встретились с жителем села Пустозёрово (ныне покойном) - Зме...