Программа "Северянка" (Сувениры из меха)
рабочая программа по теме

Лукьяненко Лариса Александровна

Рабочая программа объединения "Северянка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_severyanka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Пуровский Дом детского творчества»

Обсуждена на заседании

экспертно-методического совета

МОУ ДОД «Пуровский Дом

 детского творчества»


«____» ____________ 2006 г.

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД «Пуровский Дом детского творчества»

______________Г. Н. Канищева

«____» ______________ 2006 г.

 

ПРОГРАММА

«Северянка (сувениры из меха)»

Возраст  детей: 9 – 12 лет

Cрок реализации: 3 года

                                                                        Педагог дополнительного образования

                                                                        Лукьяненко Лариса Александровна,    

                                                                       

                                

г. Тарко-Сале

2006

Пояснительная записка

                                                                                            И современники, и тени

                                                                                            В тиши беседуют со мной.

                                                                                            Острее стало ощущенье

                                                                                            Шагов Истории самой.

                                                                                                                                Я. Смеляков.

Искусство – один из посредников между обществом и личностью, помогающей ей вобрать в себя, осмыслить, усвоить всё богатство окружающего мира. В этом и состоит основная воспитательная задача искусства, направленная на сегодняшних детей и подростков. Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создания оптимальных условий для развития творческой личности ребёнка, его адаптации в современной жизни.

В основе концепции образовательной деятельности коллективов декоративно-прикладного искусства лежит возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций.

Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение их создавать своими руками имеют большое значение для воспитания у ребят здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие сознания того, что самобытная традиционная культура Севера – наше достояние, достойное уважения и сохранения в веках, знакомство с традиционной культурой.

В программе рассмотрены этапы изготовления украшений и сувениров коренных народов Севера (ненцев, ханты). Предложено несколько видов работ, несколько различных техник:

- элементы вышивки;

- плетение из бисера;

- ткачество;

- аппликация на ткани.

Все эти работы корнями уходят в народное прикладное искусство, это дает возможность на занятиях ближе познакомить учащихся с народным творчеством.

Цели: Дать детям эстетические знания и художественные умения, навыки, необходимые для приобщения к художественной культуре, народному творчеству, раскрыть понятие красоты и своеобразия регионального компонента. Привить любовь к ручному труду, научить простейшим техническим приемам в области вышивки, аппликации, ткачества и плетения из бисера.

Задачи:

Образовательные: научить изготовлению изделий, формировать образное и пространственное мышление, знакомить с истоками декоративно-прикладного искусства, поощрять стремления к выполнению общественно-значимых художественных изделий

Развивающие: развивать творческую самостоятельность учащихся, фантазию, умение использовать приобретённые навыки в практической деятельности.

Воспитывающие:  воспитывать любовь к родному краю, уважение к мудрости мастерства.

    Выполнение программы рассчитано на 3 года. Возраст воспитанников 9-12 лет. Количество детей в группе 10 человек; 3 группы. Количество часов в год: 180; число занятий в неделю: два (5 часов), для каждой группы.

   Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

  • Успешное усвоение программного материала, приобретение учащимися трудовых навыков и умений.
  • Осваивание техники вышивания бисером, пайетками по сукну, драпу, развитие у учащихся навыков само- и взаимоконтроля.
  • Осваивание техники работы с полосками меха, приобретение учащимися знаний по культуре родного края, использованию национального орнамента.

2 год обучения:

  • Самостоятельная разработка несложных орнаментальных и сюжетных рисунков с учетом законов цветоведения и особенностей местного художественного колорита.
  • Осваивание приемов изготовления предметов интерьера жилища и предметов практического использования в быту.

3 год обучения:

  • Знание характерных особенностей сувенирных изделий, изготавливаемых на народных промыслах на территории Пуровского района.
  • Самостоятельная разработка и изготовление предметов украшения национальной одежды.

С целью профориентации проводятся экскурсии на производство, на выставки в музей. На занятиях воспитанники выполняют изделия общественно полезного характера, например изделия, которые могут служить подарками гостям, ветеранам войны и труда.

Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, создаётся основной фонд, подводятся итоги, наилучшие работы поощряются.

                         

Учебно-тематический план.

1 год обучения

Тема

Всего часов

Теор. часов

Практ. часов

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

История бисера.

1

1

-

3.

Особенности работы с мехом.

1

1

-

4.

Украшение для сувениров

а) амулет

б) северянка маленькая

в) северянка большая


10

10

10


1

1

1


9

9

9

5.

 Амулет

13

1

12

6.

 Сувенир с национальным орнаментом.

10

1

9

7.

Сувениры из натурального меха

а) северянка маленькая

б) северянка большая

в) сувенир «Чукчонок»


9

11

7


1

1

1


8

10

6

8.

Сувениры-кошельки

17

1

16

9.

Фенечки из бисера

11

1

10

10.

Фигурки из бисера

30

1

29

11.

Знаки зодиака (бисер)

20

1

19

12

Итоговое занятие

1

1

-

Всего

162

16

146

                                    Содержание курса 1 года обучения.

1.Вводное занятие.

Теория 1ч.

План и задачи кружка на год.

Правила поведения в кружке.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

Правила техники безопасности.

2.История бисера.

Теория 1ч.

Расцвет бисерного рукоделия в XIX веке.

Использование бисера и стекляруса при отделке одежды.

3. Особенности работы с мехом.

Теория 1ч.

Виды меха. Техника нарезки, пришивания и наклеивания полосок из меха.

4.Украшение сувениров, амулетов.

Теория 3ч.

Техника вышивания бисером, пайетками по сукну, драпу.

Практика 27ч.

Вышивание украшений, орнаментов для сувениров “Северянка большая и маленькая”.

5. Сувенир ”Амулет”.

Теория 1ч.

Технология изготовления сувенира.

Практика 12ч.

Вышивание бисером и пайетками.

Пришивание полосок меха.

Сшивание деталей и оформление.

6. Сувенир с национальным орнаментом.

Теория 1ч.

Вышивание бисером и пайетками национального орнамента.

Практика 18ч.

Наклеивание плёнки на основание.

Наклеивание полосок меха на лицевую сторону основания.

Просушка.

7. Сувениры из натурального меха.

Теория 3ч.

“Северянка” маленькая и большая.

“Чум”, «Чукчонок».

Технология изготовления сувениров.

Практика 30ч.

Наклеивание пленки на основание с изнаночной стороны, петли.

Наклеивание полосок меха на лицевую сторону основания, просушка.

Наклеивание украшений, “головок” на основание, просушка.

Оценка выполненных работ.

8.Сувениры-кошельки.

Теория 1 ч.

Технология изготовления сувениров.

Практика 19 ч.

Аппликация на ткани.

Пришивание полосок меха.

Сшивание деталей и оформление.

9.Фенечки из бисера.

Теория 1ч.

Техника изготовления фенечки.

Практика 10ч.

Подбор рисунка.

Натяжка нитей основы.

Ткачество бисером.

Оформление фенечки.

10. Фигурки из бисера.

Теория 1ч.

Техника плетения фигурок из бисера.

Практика 29 ч.

Нанизывание бисера на проволоку по схеме.

Оформление фигурки.

11. Знаки зодиака.

Теория 1ч.

Техника плетения знаков зодиака из бисера.

Практика 19 ч.

Изготовление фигурки в виде знака зодиака.

Прикрепление фигурки к основе из ткани.

Сшивание и оформление.

12. Итоговое занятие.

 Теория 1ч.

 Оценка выполненных работ.

Учебно-тематический план.

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теор. часов

Практ. часов

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Элементы цветоведения и композиции.

1

1

-

3.

Сувениры из натурального меха

а) чум

б) картина


11

24


1

1


10

23

4.

Вышивка сувенира «Цветок».

29

1

28

5.

Изготовление предметов интерьера жилища.

Панно, вышитые бисером.

31

1

30

6.

Изготовление предметов практического использования в быту.

Футляр для сотового телефона, очков.



30



1



29

7.

Изготовление шкатулки (Вышивка бисером).

42

1

41

8.

 Итоговое занятие

1

1

-

Всего

180

8

172

                                    Содержание курса 2 года обучения.

1.Вводное занятие.

Теория 1ч.

План и задачи кружка на второй год обучения. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Показ образцов изделий.

2. Элементы цветоведения и композиции.

Теория 1ч.

Варианты цветового и композиционного решения работ из бисера. Счетная схема. Правила чтения счетных схем.

3.Сувениры из натурального меха.

Теория 2ч.

Изготовление сувениров «Чум» и «Картина».

Практика 33ч.

Вышивание бисером и пайетками.

Выкладка мехом.

Склеивание деталей и оформление.

Оценка выполненной работы.

4. Вышивка сувенира «Цветок».

 Теория 1ч.

Технология изготовления сувенира.

 Практика 28ч.

Вышивание бисером и пайетками.

Наклеивание пленки на основание, петли.

Наклеивание полосок меха, просушка.

Наклеивание украшений, просушка.

5. Изготовление предметов интерьера жилища. Панно, вышитые бисером.

Теория 1ч.

Техника вышивания бисером.

 Практика 30ч.

Подбор рисунка.

Подбор бисера и ниток по цветам. Начало работы.

Вышивка бисером по готовому рисунку.

Оформление панно.

6. Изготовление предметов практического использования в быту. Футляр для сотового телефона, очков.

Теория 1ч.

Технологическая последовательность изготовления футляра для сотового телефона, очков.

Практика 29ч.

Нанесение рисунка на основу футляра (драп, сукно).

Вышивание рисунка.

Сшивание деталей основы и оформление футляра.

7.Изготовление шкатулки (Вышивка бисером).

Теория 1ч.

Технологическая последовательность изготовления шкатулки.

Практика 41ч.

Выкраивание и вышивание трех частей основы (ткань).

Вырезание основы из картона.

Соединение основ из ткани и картона.

Сшивание деталей и оформление шкатулки.

8. Итоговое занятие.

 Теория 1ч.

Оценка выполненных работ.

Учебно-тематический план.

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теор. часов

Практ. часов

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Игрушка – сувенир «Олененок».

25

1

24

3.

Панно, вышитое бисером по канве.

50

1

49

4.

История возникновения одежды.

1

1

-

5.

Украшения для одежды:

а) национальный орнамент;

б) налобник;

в) сумка (в национальном стиле);

г) рукавицы.


10

26

37

25


1

1

1

1


9

25

36

24

6.

Экскурсия в краеведческий музей.

2

2

-

7.

Экскурсия в мастерскую совхоза «Верхнепуровский».

2

2

-

8.

Итоговое занятие

1

1

-

Всего

180

13

167

                                    Содержание курса 3 года обучения.

1.Вводное занятие.

Теория 1ч.

План и задачи кружка на третий год обучения. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Показ образцов изделий.

2. Игрушка – сувенир «Олененок».

Теория 1ч.

Изготовление выкроек – лекал.

Практика 24ч.

Раскрой меха. Сметывание, сшивание и выворачивание деталей. Заготовка и укрепление каркаса. Набивка формы. Соединение деталей и оформление игрушки – сувенира.

3.Панно, вышитое бисером по канве.

Теория 1ч.

Техника вышивки бисером.

Практика 49ч.

Выбор рисунка. Вышивка бисером. Оформление работы. 

4.История возникновения одежды.

Теория 1ч.

Краткие сведения об одежде. Стиль и мода. Средства композиции одежды. Цвет в одежде.

5. Украшения для одежды.

 а) национальный орнамент

Теория 1ч.

Технология вырезания и пришивания орнамента.

Практика 9ч.

Изготовление лекал. Обмеловка. Вырезание. Пришивание орнамента.

б) налобник

Теория 1ч.

Варианты налобников и последовательность их изготовления.

Практика 25ч.

Раскрой ткани. Обмеловка, вырезание и пришивание орнамента к основе. Украшение бисером и оформление изделия.

в) сумка (в национальном стиле)

Теория 1ч.

Технологическая последовательность изготовления сумки в национальном стиле.

Практика 36ч.

Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Вырезание и пришивание орнамента на основу сумки. Сметывание и сшивание деталей. Оформление изделия.

г) рукавицы

Теория 1ч.

Технология изготовления изделия.

Практика 24ч.

Раскрой ткани. Вырезание и пришивание орнамента к основе. Украшение бисером и оформление изделия.

6. Экскурсия в краеведческий музей. 2ч.

7.Экскурсия в мастерскую совхоза «Верхнепуровский». 2ч.

8. Итоговое занятие.

 Теория 1ч.

Оценка выполненных работ.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Главные принципы работы: чередование разнообразных видов деятельности учащихся; например теоретических и практических заданий, возрастающих по уровню сложности; игра-соревнование, проведение бесед, экскурсий.

Техническое оснащение занятий: рабочие столы рассчитаны на 2-4 человека, на каждом рабочем месте должны быть небольшие коробки для хранения инструментов и приспособлений, рабочее место руководителя целесообразно расположить на подиуме, с тем, чтобы он имел возможность держать в поле зрения всех учащихся, а они, в свою очередь, - видеть демонстрируемые наглядные пособия и приёмы работы.

Дидактический материал: образцы различных строчек и вышивок бисером и пайетками, технология выкладки мехом, готовые модели, сувениры, подборка схем по вышивке.

По каждой теме или разделу подводятся итоги и оформляются в виде выставки, фотомонтажа.

Материалы и инструменты, необходимые для работы.

1) Натуральный мех

2) Сукно, драп, кожа

3) Клей ПВА, кисти

4) Ножи

5) Иглы для вышивания бисером

6) Самоклеющаяся пленка

7) Бисер и пайетки.

                

Список литературы:

Для педагога

  1. Громова Е.С. Природа художественного творчества: книга для учителя.-

       М.:Просвещение,1986,-239с.

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для студентов высших

       учебных заведений. М.: Гуманит: издательский центр Владос, 2003.-160с.:ил., 2л вкл.

  1. Докучаева Н.Н., Школа волшебства. СПб.: ТОО «Динамит», ЗАО «Валерии Спб»,

       1997.160с.с ил (серия «Мастерим бумажный мир»)

  1. Дайн Г.Л., Игрушечных дел мастера, Москва, Просвещение, 1994 год
  2. Данкевич Е, Жакова О. Пластилиновый мир.- СПб.:,Кристалл, 288 стр., 715с,ил.1998г.
  3. Дюмина Г. Бисер. М.: АСТ: Астрель, 2005.
  4. Егорова Р.И., Монастырная В.П., Учись шить. М. Просвещение, 1989.
  5. Женские рукоделия. М.: Цитадель, 2000
  6. Козакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.:»Карапуз-дидактика»,

       2006.192с.,8л.вкл.

  1. Лындина Ю. Фигурки из бисера, культура и традиции. 2001-04.
  2. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990.
  3. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. М.: ВЛАДОС,2003.
  4. Орнаменты народов мира: Практика пособие / сост., сопроводит текст), С.Ю Афонькина,

       Е.Ю. Афонькинорй. –СПб.: Кристалл, 1998 год, 272 стр.

  1. Пермякова М. Энциклопедия – серия «для девочек», Издательство «АСТ», Москва, 1999
  2. Приходько М, Приходько О. Хомани. С.-П.: Изд. Дом «Светлячок», 2002.
  3. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным

       декоративно прикладным творчеством, цикл занятий для детей старшего дошкольного        

       возраста. – М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006-128с.:ил.

  1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных

       промыслов: Учебное пособое для студентов.М: Гуманит.изд. центр Владос.2002-  

       304с,16ил.

  1. Соколова-Кубай Нина. Узоры из бумаги. Белорусская вытынанка.
  2. Соколовский М.М.  Знакомство с макраме.: книга для учащихся 4-8 классов, средней

       школы.- 3-е издание., доработанное. – М:Просвещение

  1. Сязи А. М. Узоры северного сияния. Салехард: «Артвид», С.-П.: «Русская коллекция», 2003.
  2. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент \пер с английского-М:издательство Никола-пресс,

       006.-112с.:ил

  1. Федотов Г.. Послушная глина, Основы художественного ремесла.-М.: АСТ-пресс, 1999 год. 144с.
  2. Федотов Т.,  Лесная пластика, М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 год. 176с.:
  3. Чернова Е.В. Цветы из бисера, композиции для интерьера, одежды, прически. Ростов

       н/Д.: Феникс, 2006.

  1. Черныш И.В. Поделки из природного материала М.: АСТ-ПРЕСС,1999-160.:ил (основы

       художественного мастерства).

  1. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. М.: Просвещение, 1990.
  2. Школа и производство. №2 1997.
  3. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса начальной школы – 3е изд М.:Просвещение.- 1994.

        Для обучающихся:

  1. Докучаева Н.Н., Школа волшебства. СПб.: ТОО «Динамит», ЗАО «Валерии Спб»,

               1997.160с.с ил (серия «Мастерим бумажный мир»)

  1. Данкевич Е, Жакова О. Пластилиновый мир.- СПб.:,Кристалл, 288 стр., 715с,ил.1998г.
  2. Дюмина Г. Бисер. М.: АСТ: Астрель, 2005.
  3. Егорова Р.И., Монастырная В.П., Учись шить. М. Просвещение, 1989.
  4. Женские рукоделия. М.: Цитадель, 2000
  5. Лындина Ю. Фигурки из бисера, культура и традиции. 2001-04.
  6. Пермякова М. Энциклопедия – серия «для девочек», Издательство «АСТ», Москва, 1999
  7. Соколовский М.М.  Знакомство с макраме.: книга для учащихся 4-8 классов, средней

            школы.- 3-е издание., доработанное. – М:Просвещение

  1. Сязи А. М. Узоры северного сияния. Салехард: «Артвид», С.-П.: «Русская коллекция», 2003.
  2. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент \пер с английского-М:издательство Никола-пресс,

       006.-112с.:ил

  1. Чернова Е.В. Цветы из бисера, композиции для интерьера, одежды, прически. Ростов

       н/Д.: Феникс, 2006.

  1. Черныш И.В. Поделки из природного материала М.: АСТ-ПРЕСС,1999-160.:ил (основы

       художественного мастерства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изготовлению игрушки из искусственного меха с верёвочным шарнированием верхних и нижних лап «Медвежонок Монти».

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 10 - 11 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка».2. Методическая разработка по изготовлению игрушки из искусственного меха...

Электроснабжение блока цехов механо сборочного производства тракторного завода

Конституционное право зарубежных стран Вариант № 10роботі вміщують примітки. вопросам, которые исследуются, а также записывать собственные идеи. где Н - высота подъема, м (исходные данные), и режим ра...

Методическая разработка по изготовлению игрушки из искусственного меха «Птичка».

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 7-8 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка».2. Методическая разработка по изготовлению игрушки «Птичка» используется на занят...

мастер-класс "Брошь из бисера и меха"

Мастер-класс (пошаговая инструкция) для педагогов, родителей и детей....

Мастер- класс "Кулон с натуральным мехом"

Данное украшение выполнено по мотивам югорских оберегов....

Методическое сообщение на тему: Основы ведения меха на начальном этапе обучения

Формирование навыков ведения меха на аккордеоне, их использование в художественном материале, практическое применение в обучении аккордеонистов. Выявление основных трудностей и ошибок, встречающихся в...