Образовательная программа общеразвивающего курса "Полезные навыки"" для дей 11-14 лет.
учебно-методический материал по теме
Программа общеразвивающего курса для детей11-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poleznye_navyki_11-14_let.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор ________Н.Ф.Алексеева
__________ 2009 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Полезные навыки»
Возрастной диапазон: 11 - 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор:
Зубкова Е.И.
педагог доп. образования
- высшая кв. категория
Южноуральск
2009 год
Информационная карта программы
«Полезные навыки»
- ФИО педагога: Зубкова Елена Ивановна
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: психология
- Направленность деятельности: социально-педагогическая
- Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
- Уровень освоения образования: общекультурный
- Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
- Форма реализации программы: индивидуально – групповая
- Продолжительность реализации программы: трехгодичная
Пояснительная записка
Образовательная программа «Полезные навыки» является составной частью социально-педагогического образования детей в учреждении дополнительного образования. Программа «Полезные навыки» это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной и является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного
образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является особенно актуальным.
Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного.
Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Образовательная программа дополнительного образования «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.
Наполняемость группы: допустимая - 15 человек, оптимальная - 12 человек.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа учитывает уровень подготовленности обучающихся, их склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом - реализует личностно – ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности; системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: опытов, плакатов, фотографий, видеоматериалов. В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 минут (1 раз в неделю по 1 часу).
На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятии, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит беседы о вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся лучше усвоить материал каждой темы.
Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.
Обучение по программе «Полезные навыки» направлено на достижение следующих ожидаемых результатов:
- полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:
- Репродуктивный (Р) - решение творческих задач по образцу;
- Эвристический, ассоциативный (Э) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
- Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Важнейшим условием реализации программы является создание психологической атмосферы. Ее создают:
(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;
(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;
(3) использование методов обучения в группе.
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную литературу и видеоматериалы.
2. Рабочие тетради (альбомы).
3. Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, пре-тест, пост-тест.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое ПАВ | 4 | 1 | 3 |
3 | Соблюдай безопасность | 7 | 2 | 5 |
4 | Кто и почему употребляет ПАВ | 4 | 1 | 3 |
5 | Давление, влияния, ситуации | 8 | 2 | 6 |
6 | Ингалянты | 2 | 1 | 1 |
7 | Мое здоровье | 10 | 2 | 8 |
8 | Заключительное занятие. Пост - тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Содержание
учебно-тематического плана
1 года обучения
Тема 1 (2ч.) Вводное занятие. Пре – тест.
Теория: (1ч.)
Знакомство с содержанием курса.
Практика: (1ч.)
Пре-тест - оценка эффективности обучения на начальном этапе.
Материалы:
Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.
Тема 2 (4ч.) Что такое психоактивное вещество?
Теория: (1ч.)
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.
Практика: (3ч.)
Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Словарь:
Психоактивное вещество - это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики - запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты - аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.
Тема 3 (7ч.) Соблюдай безопасность
Теория: (2ч.)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.
Практика: (5ч.)
Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно - безопасно».
Словарь:
Инструкции - правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.
Тема 4 (4ч.) Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.
Практика: (3ч.)
Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Словарь:
Эффект - последствие действия или поступка.
Альтернатива - выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка - отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.
Тема 5 (8ч.) Давление, влияние, ситуации.
Теория: (2ч.)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.
Практика: (6ч.)
Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ - как следует
поступать. Ролевая игра, иллюстрирующая правильное поведение в опасных ситуациях.
Словарь:
Доверие - уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать - уговаривать, заставлять поверить.
Дилер - человек, который продает наркотики.
Материалы:
Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.
Тема 6 (2ч.) Ингалянты.
Теория: (1ч.)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.
Практика: (1ч.)
Работа по карточкам. Таблица «Есть риск - Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Материалы:
Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.
Тема 7 (10ч.) Мое здоровье.
Теория: (2ч.)
Здоровье - это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.
Практика: (8ч.)
Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».
Словарь:
Физическое здоровье - это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье - это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье - это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман - человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:
Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.
Тема 8 (2ч.) Заключительное занятие. Пост – тест.
Теория: (1ч.)
Обобщение полученных знаний.
Практика: (1ч.)
Пост-тест – диагностика эффективности обучения.
Материалы:
Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Тревожность | 4 | 1 | 3 |
3 | Преодоление тревожности | 7 | 2 | 5 |
4 | Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор | 6 | 1 | 4 |
5 | Манипулирование | 10 | 2 | 8 |
6 | Давление | 4 | 1 | 3 |
7 | Наркотики | 4 | 2 | 2 |
8 | Заключительное занятие. Пост - тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Литература:
- Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
- Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
- Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
- Материалы для учителя. «Полезные привычки».
- Рабочая тетрадь «Полезные привычки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...
Образовательная программа общеразвивающего курса "Полезные привычки" для дей 11-14 лет.
Программа общеразвивающего курса для детей 11-14 лет...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...