Работа с одаренными детьми.
методическая разработка по теме
Выявление одаренных детей должно начинаться еще в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Выявление одаренных детей должно начинаться еще в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дополнительного образования. Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь. Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Технологическая карта работы с одарёнными детьми
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | На индивидуальных и групповых занятиях | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Внеаудиторная занятость обучающихся, олимпиады, конкурсы. | Совместное выполнение творческих заданий, проигрывание на родительских собраниях. |
В моём объединении занятия проводятся по четвергам.
План работы на 2012-2013 учебный год:
№ п/п |
|
|
Вводное занятие «Математика – царица наук» ннннаук" наук» | 04.10 | |
Как люди научились считать. | 11.10 | |
Четные и нечетные числа | 18.10 | |
Задачи - шутки | 25.10 | |
Шуточные задачи и загадки. | 01.11 | |
Решение занимательных задач в стихах. | 08.11 | |
Упражнения с палочками. | 15.11 | |
Учимся отгадывать ребусы. | 22.11 | |
Решение ребусов и логических задач. | 29.11 | |
Загадки - смекалки. | 06.12 | |
Головоломки. | 13.12 | |
Игры с числами и предметами. | 20.12 | |
Игра «У кого какая цифра» | 27.12 | |
Решение логических задач. | 10.01 | |
Задачи с изменением вопроса. | 17.01 | |
Обратные задачи. | 24.01 | |
Решение нестандартных задач. | 31.01 | |
Комбинаторные задачи. | 07.02 | |
Решение логических задач. | 14.02 | |
Приключения в царстве математики. | 21.02 | |
Занимательные треугольники. Магические квадраты. | 28.02 | |
Практикум «Подумай и реши». | 07.03 | |
Путешествие в город Геометрия. | 14.03 | |
Размещение фигур. | 21.03 | |
Занимательные задачи. | 28.03 | |
Угадывание чисел. | 04.04 | |
Посчитаем в уме. | 11.04 | |
Путешествие в страну времени. | 18.04 | |
Математический КВН | 25.04 | |
Игра «Самый внимательный» | 16.05 | |
Итоговое занятие «Лучший математик» | 23.05 |
Обучающиеся с удовольствием посещают занятия, на которых учатся решать и пробуют сами составлять логические задачи, разгадывают кроссворды и ребусы, с интересом готовятся и участвуют в различных олимпиадах и конкурсах.
Достижения обучающихся:
№ | Уровень | Название конкурса, олимпиады | Результат |
1 | учрежденческий | «Марафон дошколенка» по математике | Победитель, 1 место |
2 | Всезнайка-2013 | Победитель, 3 место | |
3 | Конкурс устных сочинений «Все профессии важны, все профессии нужны» | Победитель , 3 место | |
4 | «Любимая математика» Интеллектуальный конкурс | Победитель, 2 место | |
5 | Конкурс рисунков «Мир вокруг нас» | 3 Победителя, 1 место |
Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаёт комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности обучающихся, позволяет снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даёт основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...