Программа "Югорский сувенир"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Программа дотолнительного образования по декоративно прикладным искусствам народов Севера ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yugorskiy_suvenir.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора На Методическом совете МОУДО МОУДО детей ДЮЦ детей ДЮЦ
От_10.09. №_132 Протокол от 05.09. № 1
Директор МОУДО детей ДЮЦ Председатель Метод совета
_________________ ________________________ «_____»_____________2008год. «_____»________________2008год.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
творческого объединения
«ЮГОРСКИЙ СУВЕНИР».
Педагог ДО В.В. Сызарова.
Срок реализации: 4 года.
Объём: 1 год – 216 ч.
2 год – 216 ч.
3 год – 216 ч.
Возраст от: 7 до 15 лет.
Дата составления программы
2008 год.
п.Игрим
2008 год.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | «Югорский сувенир» |
2 | Цели и задачи программы: | Цель: - Учить видеть и творить красоту своими руками. Задачи: 1. Приобщать учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов. 2. Дать основы изобразительной грамоты. 3.Формировать художественно-творческую активность учащихся. 4. Формировать специальные знания, умения, навыки. 5. Прививать детям такие качества как - аккуратность, опрятность, умение видеть, ценить красоту. 6. Расширять кругозор детей, через знакомство с устным народным творчеством народов Югры. 7. Воспитывать любовь к малой родине. |
3 | Краткое содержание программы: | 1. Декоративно прикладные искусства северных народов Западной Сибири: - бисероплетение, - аппликация по ткани, 2. Основы изобразительного искусства. |
4 | Руководитель программы: | Сызарова Виктория Владимировна, педагог ДО МОУДО детей ДЮЦ. |
5 | Название проводящей организации. | МОУДО детей ДЮЦ. |
6 | Адрес организации. | Ул. Строителей, 1, п.Игрим, Берёзовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. |
7 | Телефон, факсы. | 8(34674)3-10-35 |
8 | Количество участников | 10 человек. |
9 | Возраст обучающихся. | 7 – 15 лет. |
10 | Срок реализации: | 3 года. |
11 | Формы работы: | Групповые и индивидуальные занятия. Беседы. Теоретические занятия. Практические занятия. |
12 | Режим занятий | Три раза в неделю по два часа |
13 | Ожидаемые результаты: | -Умение видеть и творить красоту своими руками. - Приобщение учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов. - Овладение основами изобразительной грамоты - Сформированность художественно-творческой активности учащихся. - Расширение кругозора детей, через знакомство с устным народным творчеством народов Севера. - Воспитание любови к малой родине. |
14 | Способы контроля: | - выполнение творческих работ, - коллективное обсуждение работ, - участие в выставках, - участие в конкурсах, - наблюдения педагога, |
15 | Критерии оценки: | Высокий уровень: Знает историю прошлого и настоящего Югорского края, владеет традиционными промыслами северных народов, освоил основы изобразительной деятельности. Относится с уважением любовью ко всему окружающему. Имеет представление о мировоззрении обских угров. Стремится поделиться красотой своей души с окружающими – создавая красивые предметы. Средний уровень: Имеет представление о истории прошлого и настоящего Югорского края, владеет некоторыми навыками по традиционным промыслам северных народов. Относится с уважением любовью ко всему окружающему. Низкий уровень: Имеет представление о истории Югорского края, традиционных промыслах северных народов, но не владеет ими. |
15 | Материальное оснащение: | Помещение, столы, стулья, бумага, карандаши, краски, пластилин, цветная бумага, бисер, леска, ткань, береста. |
Пояснительная записка
В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя, Человек постиг красоту.
Красота - это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветёт благородство. Дорожи красотой, береги ее.
Человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте. Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве, природа будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. Каждый человек рождается с природными задатками, на основе которых в процессе воспитания формируются способности к творчеству в любом способе жизнедеятельности и виде деятельности.
Реализацией своей программы я предлагаю постигать красоту на примере традиционных промыслов коренных народов земли Югорской.
За Уральскими горами, в глубине России, лежит земля Югория. С давних пор населяют эти земли народы ханты и манси.
Веками в творчестве северных народов отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками - как одной из важных форм народной культуры.
Усвоение основ декоративно – прикладного искусства доступно детям. В зависимости от возрастных особенностей, учащимся предлагаются работы разной степени сложности, а также с учетом индивидуальных особенностей детей.
Цель: Учить видеть и творить красоту своими руками.
Задачи: Приобщать учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов; Дать основы изобразительной грамоты; Формировать художественно-творческую активность учащихся; Формировать специальные знания, умения, навыки; Прививать детям такие качества как - аккуратность, опрятность, умение видеть, ценить красоту; Расширять кругозор детей, через знакомство с устным народным творчеством народов Югры; Воспитывать любовь к малой родине.
Программа включает в себя следующие разделы: Декоративно прикладные искусства северных народов ханты, манси, ненцы:
- бисероплетение;
- аппликация по ткани;
- вязание;
- работа с берестой.
Для освоения программы используются разнообразные формы:
- Специализированные занятия;
- Беседы;
- Теоретические занятия;
- Практические занятия;
- Творческие игры.
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем усвоения программы. Итогом пройденных тем является выполнение творческих работ, «зачётные» мероприятия в форме выставок, конкурсов, смотров.
Формы подведения итогов:
1 год. Изготовление украшений в любой технике народов Севера
2 год. Изготовление украшений, предметов быта, интерьера, костюма.
3 год. Защита творческих проектов.
Участники программы: Дети школьного возраста, это 8 – 15 лет.
Методико- дидактическое обеспечение:
Технические средства обучения: магнитофон, аудиотека, телевизор, DVD- плеер.
Специальная литература, тематические папки, карточки-задания, наглядные пособия по темам.
Социальная эффективность программы:
Изучение народных промыслов как части духовного и материального наследия народов своей малой родины будет способствовать воспитанию уважения к ее истории и традициям. Люди, уважающие и чтящие свою историю, культуру, никогда не позволят себе невежественное отношение к другой культуре, народам других земель.
Обращение к национальным истокам ни в коей мере не уменьшает традиционного влияния на формирование у детей глубоких знаний и устойчивого интереса к классическому искусству России, к мировому искусству. Более того, усиление взаимодействия разных культур, их активный и равноправный диалог способствует взаимному культурному обогащению, открывает возможности восприятия всего многообразия и многоцветия мирового искусства.
В творческом объединении «Югорский сувенир» занимаются девочки, и им как будущим хранительницам очага в жизни пригодятся все навыки, приобретённые в творческом объединении: шитьё по ткани, вязание, плетение, рисование - для создания своего неповторимого образа и создания уюта в своём доме.
Учебно-тематический план объединения «Югорский сувенир»
1 год обучения | ||||
Количество часов | ||||
В | Т | П | ||
1 | Вводное занятие. Содержание курса. Задачи. | 2 | 2 | - |
2 | Обзорное занятие История обских угров. | 6 | 6 | - |
3 | Инструмент, область его применения. | 2 | 2 | - |
4 | Знакомство с декоративно- прикладным искусством Югорских народов. | 8 | 4 | 4 |
5 | Устное народное творчество. Сказки, легенды, загадки. | 4 4 | 4 - | 4 |
6 | ИЗО – животный мир, природа, быт человека. | 24 4 | - - | 24 4 |
7 | Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Изучение орнамента. Орнамент - как метод несения информации. | 6 6 | - - | 6 6 |
8 | Изготовление стилизованных изделий из разных материалов. | 14 | - | 14 |
9 | Знакомство с технологией плетения бисерных украшений. Изготовление простых бисерных украшений (фенечки, колечки, бусы). Традиционный способ плетения. | 4 48 44 | 4 - - | - 48 44 |
10 | Игрушки обских угров. | 20 | - | 20 |
11 | Знакомство с технологией изготовления изделий из бересты. | 20 | 2 | 18 |
Всего: | 216 | 44 | 172 | |
2 год обучения | ||||
Количество часов | ||||
В | Т | П | ||
1 | Вводное занятие. - задачи на год. | 2 | 2 | - |
2 | Обзорное занятие. История обских угров. | 6 | 6 | - |
3 | Инструмент, область его применения. | 2 | 2 | - |
4 | Декоративно-прикладное искусство Югорских народов. | 8 | 4 | 4 |
5 | Устное народное творчество. Сказки, легенды, загадки. | 4 | 4 - - | |
6 | ИЗО – животный мир, природа, быт человека. | 26 8 8 | - | 26 8 8 |
7 | Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Изучение орнамента. Орнамент - как метод несения информации. | 6 6 | - - | 6 6 |
8 | Изготовление стилизованных изделий из разных материалов. | 14 | - | 14 |
9 | Традиционный способ шитья одежды северных народов. Знакомство с технологией аппликации по ткани. Изготовление изделий из ткани, сукна. | 4 38 44 | 4 - - | - 38 44 |
10 | Игры, игрушки обских угров. | 20 | - | 20 |
11 | Знакомство с технологией изготовления изделий из бересты. | 20 | 2 | 18 |
Всего: | 216 | 44 | 172 | |
3 год обучения | ||||
Количество часов | ||||
В | Т | П | ||
1 | Вводное занятие. - задачи на год. | 1 | 1 | - |
2 | Обзорное занятие. История обских угров. | 6 | 6 | - |
3 | Инструмент, область его применения. | 2 | 2 | - |
4 | Декоративно-прикладное искусство Югорских народов. | 8 | 4 | 4 |
5 | Устное народное творчество. Сказки, легенды, загадки. | 4 4 | 4 - | - 4 |
6 | ИЗО – животный мир, природа, быт человека. | 24 4 | - - | 24 4 |
7 | Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Изучение орнамента. Орнамент - как метод несения информации. | 6 6 | - - | 6 6 |
8 | Изготовление стилизованных изделий из разных материалов. | 14 | - | 14 |
9 | Традиционный способ вязания, плетения, северных народов. Знакомство с технологией вязания, плетения. Изготовление изделий. | 4 28 65 | 4 - - | - 28 65 |
10 | Игры, игрушки обских угров. | 20 | - | 20 |
11 | Знакомство с технологией изготовления изделий из бересты. | 20 | 2 | 18 |
Всего: | 216 | 43 | 173 |
В течении года возможно изменение некоторых тем, сокращение
либо увеличение часов по теме
Содержание изучаемого курса
1 год обучения
- Вводное занятие. Содержание курса. Задачи.
- Обзорное занятие. История обских угров. С древних времён. Виды жизнедеятельности.
- Инструмент, область его применения. Традиционные особенности применения колющих и режущих инструментов в северных культурах
- Знакомство с декоративно- прикладным искусством Югорских
народов. Бисероплетение. Шитьё по ткани, сукну, меху. Резьба по дереву, кости. Работа с берестой.
5. Устное народное творчество. Сказки, легенды, загадки.
6. ИЗО – животный мир, природа, быт человека.
7. Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Изучение орнамента. Способы нанесения в разных техниках. Орнамент - как метод несения информации.
8. Изготовление стилизованных изделий из разных материалов. Знакомство с технологией плетения бисерных украшений.
Изготовление простых бисерных украшений (фенечки, колечки, бусы).
9. Традиционный способ плетения.
10. Игрушки обских угров, из дерева, кости, меха.
11. Знакомство с технологией изготовления изделий из бересты.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Задачи на год.
2. Обзорное занятие. История обских угров. Освоение Югры русскими.
3. Инструмент, область его применения. Игла, ножницы, резак, напёрсток, линейка.
4. Декоративно-прикладное искусство Югорских народов. Бисероплетение. Шитьё по ткани, сукну, меху. Резьба по дереву, кости. Работа с берестой .
5.Устное народное творчество. Сказки, легенды, загадки. Жанры: бытовой, исторический, сатирический и т.д.
6. ИЗО – животный мир, природа, быт человека. Жанры ИЗО
7. Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Способы нанесения, создания орнамента. Изучение орнамента. Орнамент - как метод несения информации. Создание своего орнамента.
8.Изготовление стилизованных изделий из разных материалов: Косметичка, чехол для телефона, фотоаппарата, украшение, бытовые предметы, элементы одежды, интерьера.
9. Традиционный способ шитья одежды северных народов.
Знакомство с технологией аппликации по ткани.
Изготовление изделий из ткани, сукна.
10. Игры, игрушки обских угров.
11. Работа по бересте. Изготовление изделий, орнаментация.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Задачи на год.
2. Обзорное занятие. История обских угров. Современное время.
3. Инструмент, область его применения. Игла, ножницы, резак, напёрсток, линейка.
4. Декоративно-прикладное искусство Югорских народов. Бисероплетение. Шитьё по ткани, сукну, меху. Резьба по дереву, кости. Работа с берестой .
5. Устное народное творчество. Сказки, легенды, загадки. Жанры: бытовой, исторический, сатирический и т.д.
6. ИЗО – животный мир, природа, быт человека. Жанры ИЗО.
7. Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Способы нанесения, создания орнамента. Изучение орнамента. Орнамент - как метод несения информации. Орнамент своего рода.
8. Изготовление стилизованных изделий из разных материалов, в разных техниках: Косметичка, чехол для телефона, фотоаппарата, украшение, бытовые предметы, элементы одежды, интерьера.
9. Традиционный способ вязания, плетения, северных народов.Знакомство с технологией вязания, плетения.
Изготовление изделий. Вязание гольфов, плетение поясов, подвесок.
10. Игры подвижные, игры головоломки, игрушки обских угров.
11. Работа по бересте. Изготовление изделий, орнаментация.
Методическое обеспечение
Тематические папки: Сказки народов Севера, костюм обских угров, декоративно прикладные искусства обских угров, традиционная медицина, традиционные промыслы, праздники народов Севера, постройки двора остяка.
Беседы: «В человеке должно быть всю прекрасно…», «Художественное творчество, как средство самовыражения», «Природа лечит».
Игры: Хантыйские головоломки: «Палочка стоимостью пяти лошадей», «Верёвочки», Хантыйская «юла», «Иголочка», «Щел», «Кубик».
Фотоматериалы по темам: «Этапы постановки чума», «Хантыйский двор», «Вороний праздник», «День оленевода», «Медвежьи игрища», «Игры и игрушки народов Севера».
Музыкальные диски: Владимир Шесталов, «Тресколье», «Песни судьбы», «Звуки природы», «Тёй, тёй» М.К.Волдиной.
Изделия народного промысла: берестяные туеса, одежда народа ханты, нагрудные украшения бисерные, пояса плетёные, подвязки плетёные, гольфы вязанные, ложные косы женские.
Литература для педагога
1. Материалы первой научно-практической конференции. Под редакцией
2. Лазаревой Л.Г. «Искусство в современном мире». Х-М:-2005.-140 с.
3. Григорян А.Б., Зуева У.Н. «Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси».
4. Лукина Н.В. « Мифы, предания, сказки народов ханты и манси». – М.,1990.
5. Оборотова Е.А. «От печки».- Новосибирск,2003.
6. «Огонь-камень» Сказки народов тюменского севера. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство.-1981.
7. Кравченко О.А. «Этносоцио - педагогика казымских хантов». – С-П. ООО «Миралл», 2007.
8. Е.А.Ерныхова. «Декоративно-прикладное искусство».
9. Синявский Н.И. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера», Сургут - 2002.
Литература для детей
1. «Сказки народов севера». Ред. Самойлова Е.Н. С-П. «Алфавит», 1995.
2. «Сказки народа ханты». Ред. Рачинская М.А. С-П. «Алфавит», 1995.
3. «Лесные сказки» Ред. Привалова Р.В. Сургут, 2001.
4. Вагатова М.К., «Тёй, тёй», Тюмень, ОАО «Тюменский дом печати», 2006.
5. «Огонь-камень» Сказки народов тюменского севера.
Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство.-1981.
- Маньси-мойтыт. Ромбандеева Е.И., Слинкина Т.Д., Сайнахова А.И.
«Дрофа» С-П., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковое занятие "Изготовление подарков и сувениров из различных материалов"
Это занятие было разработанно и проведено на республканском семинаре деректоров в нашей школе. Его особенность в том, что в учебном кабинете одновременно проводится занятие с 3 творческими...
"Изготовление пасхального сувенира"
Данный материал можно использовать на уроке трудового обучения в начальных классах и на занятиях кружка....
Мастер класс Новогодний сувенир
Мастер класс по лепке из соленого теста новогоднего сувенира "Снеговик". Материал содержит авторские фото с поробной технологией изготовления снеговика. Представлен рецепт приготовления сол...
Сувениры в венецианском стиле
]/ http://www.artedivenezia.ru/%3Ccenter%3Eindex.html http://www.artedivenezia.ru/catalog.html?id=1 ...
Пасхальный сувенир.
Воспитательное мероприятие внутри класса по подготовке к празднику. Для коррекционной школы 8 вида....
Мастер-класс "Новогодний сувенир - Дракоша"
Поделка из полимерной глины. В помощь начинающим педагогам на занятиях с детьми декоративно-прикладным творчеством и ИЗО....
мастер-класс «Сувениры своими руками»
превращаем отходы в доходы...