Открытый урок по вокалу
учебно-методический материал по теме
Тема: "Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и в песне с начинающим вокалистом."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по вокалу | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по вокалу
Преподаватель: Архипова Наталья Анатольевна
Концертмейстер: Веретехина Татьяна Михайловна
Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.
Форма проведения: индивидуальная
Дисциплина: вокал
Год обучения: 1
Тип урока: комбинированный
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
*наглядный (слуховой и зрительный);
* словесный (рассказ, объяснение, диалог);
* иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
*эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
* побуждение к самоконтролю;
* проговаривание текста песни «нараспев»;
*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано.
Методическое обеспечение занятия:
- плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Структура урока
I. Организационный момент. (1-2 минуты)
Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. ( Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
III. Практическая часть.
1.Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
- Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
- Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
- Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
- Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
- Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
- Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
- . Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
- Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».
- Песенка- попевка «Кролики» Горбиной Е.В. (см. Приложение 2)
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)
а) Беседа о настроении песни ( радостная, весенняя, солнечная).
б) Проверка домашнего задания
-Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.
1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,
Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,
Чтобы запели птицы и расцвела сирень,
Чтоб мы гулять могли бы целый день.
Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,
Становятся задорнее и ярче голоса.
Весною столько света, столько солнечной любви,
Весною так прекрасны соловьи!
2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.
Пусть солнышко согреет и елку и сосну.
И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,
И раскрывает клювик маленький птенец.
в) прочитать текст, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.
г) прочитать 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные:
« Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,
Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.
Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе ( следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.
Формулировка домашнего задания: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)
- До свиданья!
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».
В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу «Исполь...
Конспект открытого занятия по вокалу "Один час из жизни певца. Введение в образовательную программу"
Занятие по данному конспекту проводилось на конкурсе "Сердце отдаю детям". Конспет занятия расчитан на работу с незнакомой аудиторией детей, на увлечение детей певческой деятельностью....
План-конспект открытого занятия по вокалу. Тема «Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки - методы и приёмы их исправления»
Данное занятие рекомендую проводить с солистом, дуэтом или трио. Занятие рассчитано на детей 12-17 лет, занимающихся вокалом min.2-3 года, имеющих знания в области строения голосового аппарата и механ...
Открытое занятие по вокалу тема "Ритм"
Знакомство с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм, длительность....
План-конспект открытого занятия по вокалу
План-конспект открытого занятия по вокалу...
Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»
Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой...
Конспект открытого урока по вокалу.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22354578","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...