«Через метод проектов - к творчеству ученика и учителя»
проект на тему
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации. Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherez_metod_proektov_-_k_tvorchestvu_uchenika_i_uchitelya_shubina_i.m.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
МАСТЕР КЛАСС
«Через метод проектов - к творчеству ученика и учителя»
Лаборатория художественного развития
Выполнила: Шубина
Ирина Михайловна
учитель изобразительного
искусства и МХК
МОАУ СОШ № 22
Благовещенск 2012 г.
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации. Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Такая работа ведётся и в нашей школе. Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
«… 1150-летие государственности — повод осознать наше многовековое прошлое. Русское государство, возникнув, существовало непрерывно, что, с учётом войн и бедствий, нередко ставивших страну на край гибели, является своеобразным чудом. Юбилей 2012 года — это новая ступень к исторической высоте, оглядываясь на которую, мы лучше видим настоящее и святительный путь к будущему»
Дмитрий Анатольевич Медведев
Президент России 11 марта 2011
9 января 2012 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в России Года российской истории. Согласно тексту указа, Год истории будет проведен "в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе". Не зная прошлого, невозможно постичь настоящее и построить будущее. История великого русского языка не только рассказывает внимательному исследователю о прошлом, но и помогает ему постичь мир, самого себя, увидеть истинные нравственные ориентиры. В этом мы убедились, изучая культуру русского народа. Поговорка гласит «Хочешь познать истину - начни с азбуки» Так как знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.
Вышесказанное определяет актуальность нашего мастер класса.
Цель : «Через метод проектов - к творчеству ученика и учителя» создать брошюру - «Русский алфавит на фоне предметов русского быта на данную букву»
Итак, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-ый этап – погружение в проект
Учитель | Учащиеся |
Формулирует: *проблему проекта; *цель и задачи. | Осуществляют: *личностное присвоение проблемы; *принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
2-ой этап – организация деятельности
Учитель | Учащиеся |
Организует деятельность - предлагает: *организовать группы; *спланировать деятельность по решению задач проекта; *возможные формы презентации результатов. | Осуществляют: *разбивку на группы; *планирование работы; *выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3-ий этап – осуществление деятельности
Учитель | Учащиеся |
Не участвует, но *консультирует учащихся по необходимости; *ненавязчиво контролирует; *даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; *репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | Работают активно и самостоятельно: *каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; *консультируются по необходимости; * «добывают» недостающие знания; *подготавливают презентацию результатов. |
4-ый этап – презентация
Учитель | Учащиеся |
Принимает отчёт: *подводит итоги обучения; *оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; *акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. | Демонстрируют: *понимание проблемы, цели и задач; *умение планировать и осуществлять работу; * найденный способ решения проблемы; *результаты в виде творческой работы; *дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
1-ый этап – погружение в проект
Познакомив Вас с этапами работы над проектом, который может быть как долгосрочный, так и краткосрочный, предлагаю Вам перейти к практической части и «прожить наш краткосрочный проект, на осуществление которого отводиться 1 час.
Что бы реализовать наш проект, я подготовила листы с прописанными буквами алфавита. Ваша задача, используя разнообразные источники подобрать слова предметов быта русского народа и нарисовать в технике - «Лубок» (народная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально — вид народного творчества.
2-ой этап – организация деятельности
Один из первых исследователей лубка, И. Снегирев, в статье для Энциклопедического словаря
Брокгауза и Эфрона, писал: «Лубочные картинки для любителей старины представляют высокий интерес; они ярко отражают в себе дух народа, служат драгоценным пособием для изучения его быта и нравов, дают понятие о том, чем пробавлялся он по части художеств, знакомят с его верованиями, воззрениями и предрассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чем сказывалось его остроумие».
Глубоко проник в тайны лубка И. Снегирев и, поняв, как необходимо сохранить его образцы для потомков, стал собирать лубки.
И. Е. Репин как-то сказал своим ученикам: «Для тех, кто желает создать капитальное народное произведение, следует искать темы в лубочных созданиях» Традиции и преемственность дают особую силу новым произведениям. С самого пробуждения художественной способности народ безошибочно бросается на самое интересное, универсальное»...
3-ий этап – осуществление деятельности.
Итак, попытаемся создать, то самое « капитальное народное произведение», о котором говорил И.Е. Репин и тем самым вспомним, изучим, найдем и систематизируем предметы русского быта, создадим алфавит не с отвлеченными образами – а с образами предметов, которые использовал русский человек в быту, и изобраим в сборнике лубочные картины.
4-ый этап – презентация
Каждый участник проекта представляет свою работу .
И пусть этот маленький вклад в изучение русского быта и составления сборника был не велик, но мы прикоснулись к истории и культуре своего народа и вложили свой вклад в изучение юбилейных дат в 2012 года: 1100-летия славянской азбуки, 975 лет со дня основания первой библиотеки на Руси
Итог мастер - класса .
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»
Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...
Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов
На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...
Развитие абстрактного мышления у школьников, через метод проектов.
Абстрактное мышление, которое мы чаще всего называем логическим мышлением, оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объе...
Развитие речевых навыков и творческих способностей учеников через метод проектов на уроках английского языка
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность"...
Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"
В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....
Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"
В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся....
"Активная коммуникация через творчество ученика и учителя"
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климат...