Исследование динамики интеллекта
материал по теме

Коршунова Наталья Владимировна

Интеллект - способность, которую можно развить разными способами. В данной работе рассматривается возможность развития интеллекта при помощи музыкальных занятий в хоровой школе "Юность России" (г. Раменское). Исследование динамики интеллекта среди учеников 1 класса проводилось в течение одного учебного года и доказало связь уровня интеллекта с музыкальным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_dinamiki_intellekta.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный человек вынужден жить в насыщенном и постоянно расширяющемся информационном поле. Способность принимать, перерабатывать и передавать информацию напрямую зависит от уровня интеллектуального развития личности. Таким образом, актуальной становится проблема активного развития интеллекта для прогнозирования особенностей взаимодействия ребёнка с информацией и предупреждения трудностей в процессе его обучения, а так же развития творческого потенциала младших школьников посредством музыкального образования.

Различные точки зрения на природу, структуру и сущность интеллекта в разные периоды высказывали Чарльз Спирмен, Льюис Терстоун, Джон Гилфорд, Р. Кеттелл,  Д. Векслер, А. Бине,  Роберт Стернберг, Г. Ю. Айзенк,  М. А. Холодная,  Жан Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие авторы. Большинство современных исследователей исходят из понимания интеллекта как совокупности существенных характеристик когнитивной сферы, проявляющихся в различных формах познавательной деятельности.

В начале исследования возникло предположение о том, что музыкальные занятия, при специально организованном обучении влияют на уровень развития интеллектуальных способностей  детей младшего школьного возраста. Таким образом, целью исследования становится изучение влияния специально организованных музыкальных занятий на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.  

Объектом исследования является специально организованное  музыкальное обучение детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является процесс развития интеллектуальных способностей детей в возрасте 7 - 8 лет.

Анализ теоретических подходов к интеллекту выявил вариативность в классификации  моделей интеллекта, его определений и направлений диагностики. Так В. Н. Дружинин объединяет модели интеллекта в 4 группы:

  1. Факторные (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл);
  2. Иерархические (Ф. Вернон, Д. Векслер, С. Барт, Д. Кэрролл);
  3. Монометрические (Г. Айзенк);
  4. Когнитивные (Р. Стернберг, Х. Гарднер, М. Холодная).

Таким образом, на сегодняшний день нет не только полноценной, всеми принятой структуры интеллекта, но и его единого определения. Обобщая представления об интеллекте разных авторов, можно заметить, что большинство определяют интеллект как общую способность к социальной и информационной адаптации.

В теориях некоторых авторов формирование интеллекта приравнивается к развитию мышления, то есть отслеживается созревание мозговых структур.

А. Сиротюк доказала, что физиологической основой развития интеллекта является функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Все виды высшей нервной деятельности прочно связаны с асимметрией головного мозга. Чтобы способствовать развитию межполушарного взаимодействия, необходима передача одновременно разноплановой информации. В результате утолщаются миелиновые оболочки вокруг нервных волокон, импульсы проходят более эффективно, информация передаётся быстрее. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование новых нейронных связей, и как следствие – быстрое развитие интеллекта.

Такое комплексное воздействие возможно на занятиях в хоровой школе. На всех занятиях дети имеют дело с нотами. А это не что иное, как знаковая система. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что овладение знаковым моделированием и модельными преобразованиями – одно из важнейших условий совершенствования познавательной и творческой деятельности человека, а значит, интеллектуальных способностей.

Работа с нотным текстом – знаками – требует от ребёнка высокой концентрации внимания, математических способностей, логики, хорошей зрительной и слуховой памяти. Навыки такой работы формируются и развиваются в процессе музыкальной деятельности, одновременно с развитием интеллектуальных особенностей детей.

На занятиях сольфеджио дети обучаются  преобразованию аудиальных стимулов в визуальные, то есть, воспринимаемые слухом звуки записывать нотами. Учитывается не только высотные характеристики звука, но и его длительность, и динамика и сочетание с другими звуками – по высоте и ритму. Кроме того, при воспроизведении нотного текста без поддержки инструмента, развивается способность «предслышать» высоту и длительность написанного знака (ноты). На занятиях хора происходит обратная работа – по воспроизведению голосом написанных нот. Здесь не последнюю роль играет образное мышление как дающее возможность воспринять музыкальное произведение в целостности и передать в пении характер музыки.

На занятиях фортепиано происходит работа всех десяти пальцев рук независимо друг от друга, но строго координировано. Пальцы должны «выговаривать» звуки как губы выговаривают слоги. Прикасаются к клавише подушечкой пальца, обеспечивая чуткость осязания и контроль над звуком. Упражнения на развитие мелкой моторики ставят своей задачей добиться самостоятельной работы каждого пальца. Того же эффекта можно добиться игрой на клавишах, но быстрее и результативнее, так как в этом случае мелкие мышцы пальцев работают с нагрузкой, преодолевая сопротивление клавиш. Играя одной рукой, ребёнок активирует работу одного полушария, игра двумя руками обеспечивает согласованную  работу обоих полушарий. Прикосновения к клавише контролируются тактильно, визуально и аудиально, то есть в работе участвуют три основные канала восприятия, вызывая активность проекционных зон головного мозга и увеличивая интенсивность передачи информации. Таким образом, игра на фортепиано способствует не только развитию мелкой моторики и, как следствие, речи. Она развивает внимание, причём все его составляющие, память как визуальную так и двигательную, пространственное восприятие, мышление как образное так и логическое, формирует иерархию мотивов, воспитывает волю и последовательность.

Таким образом, работа со знаковыми системами (нотным текстом) способствует развитию левого полушария ребёнка, воспроизведение характера музыкального произведения – правого полушария, а игра на фортепиано двумя руками – межполушарного взаимодействия. Следовательно, можно предположить, что занятия в хоровой школе «Юность России» развивают интеллектуальные способности обучающихся.

Формирующий эксперимент заключался в вовлечении испытуемых в процесс обучения игре на фортепиано, классическому пению и основам теории музыки (занятия фортепиано, хор и сольфеджио). Исследование длилось 1 учебный год и выявило ряд особенностей развития интеллекта детей под влиянием музыкальных занятий в хоровой школе «Юность России» г. Раменское:

  1. На обучение в хоровую школу поступают дети, в большинстве  со среднестатистическими интеллектуальными способностями;
  2. В процессе обучения музыкальным дисциплинам происходит интенсивное развитие интеллекта;
  3. Формирование интеллектуальных структур происходит в комплексе;
  4. У детей, занимающихся музыкой хотя бы один год, показатели интеллекта выше, чем у их сверстников, не имеющих музыкального опыта.

Следовательно, основной тезис о том, что занятия фортепиано, и сопутствующими им хора и сольфеджио, при специально организованном обучении способствуют интенсивному развитию интеллекта, подтверждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».

В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...

Тест Векслера (детский вариант). Исследование интеллекта (с 5- до 16 лет)

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основ...

Исследовательская работа на тему: "Исследование уровня интеллекта кошек"

Домашние кошки – ласковые, милые существа. Наблюдая за их повадками и поведением, нам захотелось больше узнать об этих красивых, добрых животных. Мы поставили перед собой цель: выяснить, умны ли наши ...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Проект на тему: «Динамика социометрического исследования в помощь классному руководителю и учителю-предметнику»

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.Джекоб Морено (1890 -1974) - американский психиатр и социолог, профессор социо...

Исследование динамики заболеваемости туберкулезом. Полубарьев Егор, 9 В класс. Руководитель Хлопочкина Е.В.

В данной презентации исследуются динамики заболеваемости туберкулезом и рассматриваются возможные меры профилактики и лечения данного заболевания....