Образовательная программа "Прогулки по Васильевскому острову"
рабочая программа по теме
Новизна программы заключается в том, что она построена в основном на пеших учебно-образовательных прогулках, где ребята непосредственно встречаются с артефактами и узнают историю родных мест. В общеобразовательной школе школьники изучают историю Санкт-Петербурга, но эти занятия проходят в основном в помещении. А программа «Прогулки по Васильевскому острову» предусматривает 2 раза в месяц 4-часовые пешие прогулки–экскурсии, пешие прогулки-исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_progulki.doc | 592.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Центр творческого развития и гуманитарного образования
«На Васильевском»
Утверждаю
Директор
____________________
Новикова Л.П.
Протокол педсовета №____
Отделение культурологи и
современных информационных технологий
Образовательная программа
«Прогулки по Васильевскому острову»
Автор – педагог дополнительного образования
Свистунова Лариса Владимировна
Санкт-Петербург
2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Прогулки по Васильевскому острову» направлена на знакомство в первую очередь с историей, архитектурой, топонимикой и культурой самого большого острова Санкт-Петербурга учащимися 11-13 лет, которые живут на Васильевском острове. Но также это программа будет интересна и всем, кто интересуется историей и культурой родного города.
Направленность – туристско-краеведческая
Продолжительность – 2 года
Новизна программы заключается в том, что она построена в основном на пеших учебно-образовательных прогулках, где ребята непосредственно встречаются с артефактами и узнают историю родных мест. В общеобразовательной школе школьники изучают историю Санкт-Петербурга, но эти занятия проходят в основном в помещении. А программа «Прогулки по Васильевскому острову» предусматривает 2 раза в месяц 4-часовые пешие прогулки–экскурсии, пешие прогулки-исследования.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся после каждой пешей прогулки, обрабатывая полученную информации, создают отчеты в виде компьютерных презентаций или видеоотчетов, таким образом знакомятся с компьютерными программами PowerPoint и Pinnacle Studio, учатся создавать свои небольшие интерактивные игры, загадки по истории родного города.
Цели и задачи программы
Цель: Развитие творческих способностей учащихся средствами туристко-краеведческой деятельности в процессе изучения родного города.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
Обучающие:
- Формирование потребности в углублённом изучении истории и культуры родного города;
- Овладение формами и приёмами учебно-исследовательской деятельности;
- Умение работать с картой и ориентироваться в городском пространстве
- Овладение компьютерными программами PowerPoint и Pinnacle Studio
Воспитательные:
- Формирование умений и навыков культуры общения в городской среде;
- Развитие коллективизма и умения работать в группе;
- Привитие любви и уважения к историческому и культурному наследию
Развивающие:
- Развитие потребности к самостоятельному получению новых знаний;
- Развитие творческих способностей и способности к самореализации
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 11-13 лет (учащихся 5-7 классов).
Формы и режим образовательной деятельности
Занятия проводятся по 2 часа в неделю в учебном классе, оборудованном компьютерами и проектором, и 2 раза в месяц 4-часовые пешеходные образовательные прогулки. Двухчасовое занятие перед пешеходной прогулкой предусматривает введение учащихся в тему будущего путешествия. Это рассказ и беседа педагога с учащимися по теме, показ слайдов, работа с картой, определение маршрута. Двухчасовое занятие после пешеходной прогулки – это обработке и систематизация полученной информации, работа с источниками информации, поиск ответов на возникшие вопросы, создание отчетов, загадок, видеофильмов, рисование схему маршрута и объектов.
Программа состоит из блоков. Каждый блок включает три вида занятий:
- Теоретическая часть (2 часа) – знакомство с темой предстоящей прогулки (рассказ педагога, чтение источников, знакомство с картой, рассматривание иллюстраций по теме)
- Учебно-образовательные пешеходные прогулки по Васильевскому острову или экскурсии в музеи Васильевского острова – (4 часа 2 раза в месяц).
Учащиеся на прогулке делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает лист маршрута с задания и вопросами, имеет карту, планшет и карандаши. Выполнив задание, указанное в маршрутном листе, группа придумывает свои вопросы для группы соперницы, а также вопросы, которые возникли у ребят, изучая данный объект города. В ходе прогулки ребята делают фотографии, которые будут им необходимы при составлении отчета.
При посещении музеев ребята выполняют два вида работы в зависимости. Если в музее предусмотрена экскурсия, то учащиеся заполняют по ходу экскурсии таблицу – синтез.
Основные части экскурсии | На чем остановилось ваше внимание? | Какие чувства вы испытывали? | Какие вопросы возникли по ходу экскурсии? |
- Практические занятия по обработке полученной на прогулке информации (2 часа):
- работа с источниками информации (книги, справочники, интернет-сайты и т.п.)
- создание компьютерных отчетов в виде презентаций или видеофильма
- составление загадок, вопросов и игр по истории и культуре Васильевского острова
Ожидаемые результаты образовательного процесса:
Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:
- в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи, в чтении дополнительной литературы, в желании выполнять творческие задании;
- в желании следить за событиями происходящими в городе;
- в стремлении реализовывать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах, исследованиях и т.д.
Учащиеся к концу второго года обучения:
- называют важнейшие исторические события истории Васильевского острова; соотносят их с памятниками культуры и истории;
- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науки и т.д.);
- называют фамилии знаменитых петербуржцев, живших на Васильевском острове, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;
- ориентируются по различным видам карт;
- находят на карте нужные объекты;
- прокладывают оптимальные маршруты;
- читают карты как источник информации;
- ориентируются в реальном городском и музейном пространстве
- умеют извлекать необходимую информацию из разных письменных источников, архитектурных сооружений, памятников, мемориальных досок, их экспозиций музеев
- узнают объект по изображению, по деталям, по описанию;
- умеют применять знания и умения в реальной жизни;
- умеют сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также их изображения ;
- умеют работать с компьютером; делать презентации PowerPoint, фильмы в программе MovieMaker; мультимедийные интерактивные игры на сайте http://learningapps.org/login.php
- умеют обосновывать, аргументировать свой ответ;
- Форма подведения итогов: беседы, представление презентаций, фильмов, викторины, мультимедийные интерактивные игры на сайте http://learningapps.org/login.php, подготовка, организация и проведение самостоятельной минипрогулки.
Тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | |||
Всего часов | Теоретич. | Практические | |||
В помещ. | В город. пространстве | ||||
1. | Введение в программу | 2 | 2 | - | - |
2. | Васильевский остров при Петре 1 | 24 | 6 | 6 | 12 |
3. | Остров кораблейстроителей, моряков и военных
| 24 | 6 | 6 | 12 |
4. | Остров многонациональный и многоконфессиональный | 32 | 8 | 8 | 16 |
5. | В.О. – остров науки и ученых | 32 | 8 | 8 | 16 |
6. | В.О. – остров купцов и предпринимателей | 16 | 4 | 4 | 8 |
7. | Подведение итогов | 14 | 2 | 4 | 8 |
Итого: | 144 | 36 | 26 | 72 |
Тематический план
2 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | |||
Всего часов | Теоретич. | Практические | |||
В помещ. | На местности | ||||
1. | Ведение. | 2 | 2 | - | - |
2. | Мастера искусств на Васильевском острове
| 88 | 22 | 22 | 44 |
3. | Архитектурные стили Васильевского острова | 40 | 10 | 10 | 20 |
4. | Подведение итогов | 14 | 2 | 4 | 8 |
Итого: | 144 | 36 | 36 | 72 |
Учебно-тематический план
1 год
№ занятия | Название темы | Тема занятия | Теор. часы | Практ. часы |
1. | Введение в программу | 2 час. | ||
2. | Васильевский остров при Петре 1 | Васильевский остров | 2 час | |
3. | В.о. Петра 1 (6-7 линии, площадь Трезини) | 4 час. | ||
4. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
5. | Петровское барокко на В.О. | 2 час | ||
6. | Кадетская линия и Университетская наб. | 4 час. | ||
7. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
8. | А. Меншиков – первый губернатор Петербурга | 2 час | ||
9. | Экскурсия в Меншиковский дворец | 4 час. | ||
10. | Подведение итогов экскурсии | 2 час. | ||
6 час. | 18 час | |||
11. | Остров кораблейстроителей, моряков и военных | Морские названия улиц Васильевского острова | 2 часа | |
12. | Остров кораблестроителей и моряков | 4 час | ||
13. | Подведение итогов прогулки | 2 час | ||
14. | Морской кадетский корпус | 2 час | ||
15. | Прогулка по наб Лейтенанта Шмидта: Морской кад. Корпус – ледокол «Красин – морская академия Макарова | 4 час | ||
16. | Подведение итогов прогулки | 2 час | ||
17 | Остров военных | 2 час | ||
18. | Прогулка по Большому проспекту – Финляндский полк | 4час. | ||
19. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
20. | Декабристы | 2 час | ||
21. | Память о декабристах | 4 часа | ||
22. | Итоги прогулки | 2 часа | ||
8 час | 24 час. | |||
23. | Храмы и кладбища Васильевского острова | Православные и иноверческие храмы В.О. | 2 час | |
24. | Прогулка | 4 час. | ||
25. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
26. | Православные храмы, часовни, синодальные подворья, подворья монастырей | 2 час | ||
27. | Прогулка | 4 час. | ||
28. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
29. | Смоленское кладбище | 2 час | ||
30. | Прогулка по Смоленскому кладбищу | 4 час. | ||
31. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
6 час. | 18час. | |||
32. | Васильевский остров – остров науки и ученых
| Остров ученых | 2 час | |
33. | Подведение итогов, обобщение «Остров ученых» | 4 час. | ||
34. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
35. | М.В. Ломоносов | 2 час | ||
36. | Прогулка по Ломоносовским местам острова и посещение музея Ломоносова в Кунсткамере | 4 час. | ||
37. | Подведение итогов прогулки | 2 час. | ||
38. | И.Павлов | 2 час | ||
39. | Музей – квартира И.П.Павлова | 4час. | ||
40. | Подведение итогов, обобщение «Остров ученых» | 2 час. | ||
Итого: | 6 час | 18 час | ||
41. | Васильевский остров – остров купцов и предпринимателей | Торговый порт на В.О. | 2 час | |
42. | Прогулка «Стрелка В.О.» | 4 час. | ||
43. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
44. | Остров фабрикантов и предпринимателей | 2 час | ||
45. | Прогулка «Кирпичный стиль на В.О.» | 4 час. | ||
46. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
47. | Ленинградское метро | 2 час. | ||
48. | Музей метрополитена | 4 час. | ||
49 | Итоги прогулки | 2 час. | ||
6 час. | 18 час. | |||
50. | Подведение итогов | Представление творческих работ | 2 час | |
51. | Игра - путешествие | 4 час. | ||
52. | Представление творческих работ | 2 час. | ||
53. | Представление творческих работ | 2 час | ||
54. | Игра - путешествие | 4 час. | ||
2 час. | 12 час. | |||
Итого: | 36 час. | 108 час. |
Содержание программы 1 года обучения.
1. Вводное занятие.
Правила поведения в ЦТРиГО, на улице, в общественных местах. Техника безопасности при использовании электронного оборудования и при работе на компьютере.
Игра «Что вы знаете о Петербурге и Васильевском острове?»
Карта Санкт-Петербурга. Как пользоваться картой.
2. Васильевский остров.
Карта и география острова.
Происхождение названия и ранние поселения.
Васильевский остров в XVIII веке.
3. Прогулка «…»
Памятник Василию Корчмину, дом Троекурова, церковь Трех Святителей, Собор св. Андрея Первозванного, облеск в честь 300-летия ордена Андрея первозванного, бюст Ф. Головину, подворье Александро-Невской лавры, дом зодчего Трезини.
4. Подведение итогов прогулки.
- Нарисовать схему маршрута прогулки с основными объектами
- Ответить на вопросы команды-соперницы
- Работа с литературой
- Сделать подписи к объектам маршрута прогулки
5. Петровское барокко
Архитектурные признаки петровского барокко, архитекторы и здания петровского барокко на васильевском острове, работа со словарем и изображениями.
- Прогулка «Петровское барокко на Васильевском острове».
Здание 1 кадетского корпуса, жилой дом 1 кадетского корпуса, Меншиковский дворец, флигель и манеж 1 кадетского корпуса, дворец Петра II, здание 12 коллегий, кунсткамера.
- Подведение итогов прогулки.
- А.Д. Меншиков.
Фаворит Петра 1, первый губернатор Санкт-Петербурга, Меншиков в живописи, дворец губернатора – быт дворян 18 века, дворец Меншикова в Ораниенбауме
- Экскурсия в Меншиковский дворец.
- Подведение итогов прогулки и обобщение.
- Отчет-эссе об экскурсии в Меншиковский дворец
- Игра «Васильевский остров во времена Петра I»
- Какие возникли вопросы? Определение тем изучения.
- Морские названия улиц Васильевского острова: путешествие по карте со справочником и словарем (улицы Нахимова, Беринга, Кораблестроителей, Гаванская, Мичманская, Штурманская, Капитанская, Шкиперский проток и др.)
- Прогулка «Остров кораблестроителей и моряков»: Морская наб Крейсер «Киров»; Прибалтийская площдь- скульптура «Кораблестроители» и памятник Петру I; ул. Нахимова – памятник Нахимову; Шкиперский проток; Гаванская улица: Площадь Морской славы – морской вокзал.
- Подведение итогов прогулки.
- Обозначение маршрута на карте
- Составление отчета в форме презентации
- Морской кадетский корпус: история создания и развития, знаменитые выпускники.
- Прогулка по наб. Лейтенанта Шмидта: Морской кадетский корпус – ледокол «Красин – морская академия Макарова
- Подведение итогов прогулки.
- Остров военных: Лейб-гвардии Финляндский полк, история создания, зимняя квартира полка, знаменитые люди, служившие в полку (П. Федотов). Классицизм в архитектуре.
- Прогулка по Большому проспекту – Госпиталь Финляндского полка, полковая церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского, часовня, Манеж Финляндского полка.
- Подведение итогов прогулки.
- Декабристы. Кто такие декабристы. События 14 декабря 1825 года. Память о декабристах на васильевском острове.
- Прогулка «Память о декабристах»
- Подведение итогов прогулки.
- Православные и иноверческие храмы Васильевского острова: храмы, как памятники религии, культуры и истории.
- Прогулка: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь св. великомученицы Екатерины, церковь римско-католической духовной академии, лютеранская кирха св. Михаила, евангелическая лютеранская церковь св. Екатерины
- Подведение итогов прогулки.
- Православные храмы, часовни, синодальные подворья, подворья монастырей
- Прогулка: церковь Милующей иконы Божьей Матери в Галерной гавани, часовня св. Александра Невского, церковь Успенья Богоматери- подворье Оптиной пустыни
- Подведение итогов прогулки.
- Смоленское кладбище: история названия, храмы, захоронения известных личностей.
- Прогулка по Смоленскому кладбищу: ворота, Церковь Смоленской иконы Божьей матери, часовня святой Блаженной Ксении Петербуржской, часовня храмя пресвятой Троицы.
- Подведение итогов прогулки
- Остров ученых.
Кто такие ученые? Научные учреждения Васильевского острова, ученые, жившие и работавшие здесь, как хранится память о них.
- Прогулка «Остров учёных».
10 линия,5 (Нартов), наю лейтенанта Шмидта,15 (Эйлер), наю Шмидта,7 (дом академиков), 1 линия, 28 (Шлиман), Менделеевская линия (СПбГУ), Университетская наб. (Академия наук), пл. Сахарова, наб Макарова (институт русской литературы).
34. Подведение итогов прогулки. Выбор творческих работ.
- Составление маршрута прогулки.
- работа с источниками.
- Что такое реферат? Как его написать?
- Выбор темы реферата.
- М.В. Ломоносов.
Биография ученого, первый российский академик, составление маршрута «Ломоносовские места в Петербурге и на Васильевском острове».
- Прогулка по ломоносовским места Васильевского острова и посещение музея Ломоносова в Кунсткамере.
- Подведение итогов прогулки и экскурсии.
- Отчет-эссе.
- Работа с источниками.
- И. Павлов.
- Посещение музея-квартиры И. Павлова
- Подведение итогов и обобщение «Остров ученых»
- Торговый порт на Васильевском острове
- Прогулка «Стрелка Васильевского острова»
- Подведение итогов прогулки
- Остров фабрикантов и предпринимателей
- Прогулка «Кирпичный стиль на Васильевском острове».
- Подведение итогов прогулки
- Ленинградское метро
- Музей метрополитена
- Итоги прогулки
- Подготовка творческих работ
- Игра – путешествие
52-53. Представление творческих работ
54. Игра - путешествие
Учебно-тематический план
2 год обучения
Название тема | Тема занятия | Теор. часы | Практ. часы | |
1. | Ведение. | Вводное занятие | 2 час. | |
2. | Мастера искусств на Васильевском острове
| Академия художеств | 2 час | |
3. | Прогулка «Академия художеств» | 4 час. | ||
4. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
5. | Художники-выпускники Академии художеств | 2 час | ||
6. | Музей Академии художеств | 4 час. | ||
7. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
8. | Преподаватели Академии художеств. | 2 час | ||
9 | Смоленское кладбище (Мастера искусств на Смоленском кладбище.Захоронения профессоров и преподавателей АХ, погибших в блокадном Ленинграде) | 4 час. | ||
10 | Итоги прогулки | 2 час. | ||
11 | Художники на Васильевском | 2 час | ||
12 | По адресам художников на Васильевском | 4 час. | ||
13. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
14. | художники на Васильевском (продолжение) | 2 час | ||
15. | По адресам художников на Васильевском (продолжение) | 4 час. | ||
16. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
17. | А.И. Куинджи | 2 час | ||
18. | Музей-квартира А. Куинджи | 4час. | ||
19. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
20. | Н.Н. Рерих | 2 час | ||
21.. | Музей Рерихов | 4час. | ||
22. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
23. | Декоративно-прикладное искусство | 2 час | ||
24. | Музей кукол | 4час. | ||
25. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
26. | Современное искусство | 2 час | ||
27. | Музей Эрарто | 4 час. | ||
28. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
29. | Современное искусство | 2 час | ||
30. | Музей Эрарто | 4 час. | ||
31. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
32. | Писатели, музыканты (И.Крылов, Т.Шевченко, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Петров) | 2 час | ||
33.. | По адресам писателей и музыкантов:1 линия, 4-5 линия, 8 линия | 4 час. | ||
34. | Итоги прогулки | 12 | 2 час. | |
22 час | 66 час. | |||
35. | Архитектурные стили Васильевского острова | Необарокко | 2 час | |
36. | Прогулка | 4 час. | ||
37. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
38. | Неоклассицизм | 2 час | ||
39. | Прогулка | 4 час. | ||
40. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
41. | Неоренессанс | 2 час | ||
42. | Прогулка | 4 час. | ||
43. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
44. | Ретроспективизм | 2 час | ||
45. | Прогулка | 4 час. | ||
46. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
47. | Конструктивизм | 2 час | ||
48. | Прогулка | 4 час. | ||
49. | Итоги прогулки | 2 час. | ||
10 час. | 30 час. | |||
50. | Подведение итогов | Работа над творческими работами. | 2 час | |
51. | Работа над творческими работами. | 4 час. | ||
52. | Представление творческих работ | 2 час. | ||
53. | Представление творческих работ | 2 час | ||
54. | Игра - путешествие | 4 час. | ||
2 час. | 12 час. | |||
144 часа | 34 час. | 110 час. |
Содержание программы 2 года обучения.
1. Вводное занятие.
Правила поведения в ЦТРиГО, на улице, в общественных местах. Техника безопасности при использовании электронного оборудования и при работе на компьютере.
Игра «Васильевский остров. Истории с прогулок»
Темы прогулок в учебном году.
2. Академия художеств.
Возникновение Академии художеств. И. Шувалов. Здание АХ, архитекторы Валлен-Деламот и Кокоринов. Система обучения. Виды изобразительного искусства.
3. Прогулка «Академия художеств»
1 линия: первоначальный адрес АХ, общежитие АХ, дом Ф. Бруни, дом ректора П.В. Басина, 3 линия- мозаичная мастерская, здание АХ, памятник П.Клодту.
4. Подведение итогов прогулки.
- Нарисовать схему маршрута прогулки с основными объектами
- Ответить на вопросы команды-соперницы
- Работа с литературой
- Сделать подписи к объектам маршрута прогулки
5. Художники-выпускники Академии художеств.
6. Прогулка «Музей Академии художеств».
7. Подведение итогов прогулки.
8. Преподаватели Академии художеств.
9. Смоленское кладбище (Захоронения профессоров и преподавателей АХ, погибших в блокадном Ленинграде)
10. Подведение итогов прогулки.
11.Художники на Васильевском.
Д. Левицкий, А.П.Брюллов, художники-передвижники (А.В. Маковский, В.А., К.А., Н.А. Маковские, И. Крамской, Корзухин, Шишкин и др.)
12. По адресам художников на Васильевском: Кадетская линия,1 линия, наб. Макарова – коммуна передвижников)
13. Подведение итогов прогулки.
14. Художники на Васильевском (продолжение): И. Репин, И. Суриков, И. Шишкин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель, Н. Рылов, К. Петров-Водкин и др.
15. По адресам художников на Васильевском (продолжение): Академический переулок, 5 линия, 15, 17, 18 линии
16. Подведение итогов прогулки.
17. Архип Иванович Куинджи. Страницы биографии, картины в Русском музее.
18..Экскурсия в Музей-квартиру А. Куинджи
19. Итоги прогулки
20. Н.Н. Рерих: художник, историк, философ. Рерих-петербуржец.
21. Экскурсия в Музей Рерихов.
22. Итоги прогулки
23. Декоративно-прикладное искусство: особенности, народное творчество, декор, дизайн, практичность.
24. Музей кукол - экскурсия в музей.
25. Итоги прогулки
26. Современное искусство: стили, цели и задачи. Художники современности.
27. Музей Эрарто- экскурсия по музею.
28. Итоги прогулки
29. Современное искусство: Художники Петербурга.
30. Музей Эрарто – прогулка по музею с машрутным листом.
31. Итоги прогулки
32. Писатели, музыканты, жившие на Васильевском острове: И.Крылов, Т.Шевченко, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Петров. Страницы биографии, их произведения, адреса.
33. Прогулка: По адресам писателей и музыкантов:1 линия, 4-5 линия, 8 линия
34. Итоги прогулки
35. Необарокко. Особенности стиля. Архитекторы необарокко в Петербурге
36. Прогулка «Необарокко на Васильевском острове»
37. Итоги прогулки
38. Неоклассицизм. Особенности стиля. Архитекторы неоклассицизм в Петербурге
39. Прогулка «Неоклассицизм на Васильевском острове»
40. Итоги прогулки
41. Неоренессанс. Особенности стиля. Архитекторы неоренессанс в Петербурге
42. Прогулка «Неоренессанс на Васильевском острове»
43. Итоги прогулки
44. Ретроспективизм. Особенности стиля. Архитекторы ретроспективизм в Петербурге.
45. Прогулка «Ретроспективизм на Васильевском острове»
46. Итоги прогулки
47. Конструктивизм в архитектуре. Особенности стиля. Архитекторы конструктивизма в Ленинграде.
48. Прогулка «Конструктивизм на Васильевском острове»
49. Итоги прогулки.
50-51. Работа над творческими работами.
52-53. Представление творческих работ
54. Игра - путешествие
Методическое обеспечение программы
Образовательная среда
Педагог создает условия для организации комфортной среды во время занятий, устанавливает контакт с каждым ребенком, гибко реагирует на изменяющееся настроение детей, поддерживая интерес к творческому процессу и моделируя ситуацию успешности.
Теоретические занятия проходят в профессионально оборудованном компьютерном кабинете. Средства обучения самые разнообразные, что позволяет значительно обогатить образовательный процесс, в ходе которого педагог чередует, варьирует и интегрирует различные формы работы.
Городское пространство. Педагог организует пешие прогулки по Васильевскому острову, создает маршрутные листы с заданиями для учащихся. Каждый участник прогулки имеет планшет, карандаши, карту.
Технические средства обучения
Для более успешного и наглядного образовательного процесса на занятиях используются следующие технические средства обучения:
- Компьютер
- проектор
- большой трансформирующийся экран
Учебно-методические материалы
- Авторские Презентации в программе PowerPoint.
- Игры и дидактические материалы:
- Мультимедийные интерактивные игры: http://learningapps.org/my.php
- Игра-лото «История Санкт-Петербурга»
- Маршрутные листы прогулок.
Маршрут прогулки «Раннее барокко на Васильевском острове»
Задание 1.
Вам надо найти объект, который «рассказывает» о том, почему остров, на котором мы находимся, называется Васильевским. Вспомните несколько версий происхождения названия.
- Найдите скульптуру. Сфотографируйте.
- Кто изображен? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая версия взята за основу художником, создавшим данную скульптуру?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опишите, каков герой этой скульптуры.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
На 6 линии В.О. сохранился небольшой каменный дом, который принадлежал петровскому стольнику А. И. Троекурову. Это образец гражданской архитектуры первой трети 18 в., построенный на основе "образцового проекта".
- Найдите это здание, рассмотрите его. Какие архитектурные элементы указывают на то, что этот дом построен в стиле раннего барокко? (Запишите их, сфотографируйте или зарисуйте)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите рисунки проектов типовых домов для застройки петровского Петербурга.
Образец дома для подлых. Д. Трезини
Образец дома для именитых. Д. Трезини Образец застройки В.О.. Д. Трезини
Ж.-Б. Леблон . Образец дома для именитых
- Какой проект был взят за основу в данном случае? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
- К какому сословию относился Троекуров (к подлому или именитому)? Как вы определили?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3.
На 6 линии В.О находятся две церкви, относящиеся к раннему барокко.
Одна из них воспринимается со стороны улицы как обычный старинный петербургский дом с высокой двухскатной крышей. С западной стороны здание украшает фронтон с плоскими пилястрами.
- Найдите эту церковь. Как она называется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что в облике здания указывает, что это церковь, а не обычный дом?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Я вам предлагаю пройти на 13 линию. Здесь располагалось еще одно подворье – Казанское. Нам про него загадывала загадку Соня.
- Найдите это здание. Сфотографируйте.
- Что было переделано в здании, а что сохранилось от типового образца «для именитых»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Вторая церковь на 6 линии была заложена раньше той, которую вы рассмотрели, но в камень она была перестроена полностью только к 1781 году.
- Какие архитектурные элементы указывают на то, что это здание относится к стилю раннего барокко? (Запишите их, сфотографируйте или зарисуйте)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 1797 г., собор стал кавалерским, в нем размещался капитул Ордена Андрея Первозванного.
- Что на храме указывает на том, что это кавалерский храм?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рядом с храмом находятся два объекта непосредственно связанные с орденом Андрея первозванного: обелиск и бюст.
- Найдите их. Сфотографируйте.
- Узнайте в честь чего или кого они здесь установлены?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Остановимся перед дом 21 на Университетской набережной.
Двухэтажный, на подвале дом с мезонином построен по указу Петра I. Дом для зодчего строил "по объявленному чертежу Трезини" его ученик М.Земцов. Только в 1723 году заложили фундамент, а к 1726 году дом еще не был подведен под крышу. И все-таки на склоне лет в этом здании жил Трезини со своим многочисленным семейством. Здесь же была и "школа" мастера, где он обучал учеников, две комнаты были заняты моделями и чертежами.
- Чем современное здание отличается от первоначального облика, представление о котором нам дает чертеж из Стокгольмской коллекции Трезини.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
По плану Петра I Васильевский остров должен был превратиться в центральный район столицы, а поэтому крупнейшие монастыри в обязательном порядке должны были строить каменные дома на ВО. Пройдем по 7 линии до дома №12. Здесь располагалось подворье Александро-Невской лавры.
- Проект какого петербургского архитектора был взят за основу? Обоснуйте свою точку зрения.
Ж.-Б. Леблон Д. Трезини
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что изменилось в облике здания за время его существования?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маршрут №2
«Парадный Петербург первой трети XVIII века»
1.Меншиковский дворец Университетская наб, 13. 15 | Нарисуйте, начертите форму участка Меншикова с указанием основных улиц. Рассмотрите фасад здания: определите более ранние постройки и более поздние.
| |
|
| |
2. Манеж первого кадетского корпуса. Университетская наб. 13 |
| |
3. Дворец Петра II Университетская наб.11 |
| |
4. Кунсткамера Университетская наб., 3 |
| |
5. Здание 12 коллегий Университетская наб., 7 | Рассмотрите фасад здания:
| |
Тифлисская ул., 1 | Посмотрите внимательно на здание, вспомните здания, построенные по проекту Трезини.
| |
Кадетская линия,5 | Предположите, кто архитектор этого здания. По каким критериям вы определяли? | |
Кадетская линия, 1 |
|
Список литературы:
- Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. Под редакцией Б.М. Кирикова. Издательский Дом «Коло», Cанкт-Петербург, М.М. VIII
- Санкт-Петербург. Архитектурные стили. Пособие по истории города с заданиями. – Санкт-Петербург, корона принт, 2008
- Храмы и исторические кладбища Васильевского острова. Учебно-методическое пособие по истории и культуре Васильевского острова. Выпуск 4. – Санкт-Петербург, 2004
- 500 мест Санкт-Петербурга, которые нужно увидеть. Путеводитенль.- «Мартин» Москва, 2010
- Дворец Меншикова.путеводитель. – «Историческая иллюстрация» Санкт-Петербург, 2012
- Дома рассказывают. Выпуск 2/ Сост. В.Г. Исаченко. – СПб.:Лениздат, 2002
- Большакова Н.П. . Мой город – мой дом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – КАРО, Манкт-Петербург, 2001
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи: Пособие по истории города. –СПб: КОРОНА принт, 2005
Сайты:
- http://www.encspb.ru/object/2857874400?lc=ru
- http://www.citywalls.ru/select_archstyle.html
- http://peshehod.su/
- http://gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/
- http://www.pershpektiva.ru
- http://learningapps.org/login.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Мужества "Девочки с Васильевского острова"сценарий)
Это Урок Мужества по книге Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова", посвящённый блокадному Ленинграду. Форма -Музей проживания:дети не только зрители и слушатели , они - участники. К уроку Муж...
Урок Мужества "Девочки с Васильевского острова"(сценарий)
Это Урок Мужества по книге Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова", посвящённый блокадному Ленинграду. Форма -Музей проживания:дети не только зрители и слушатели , они - участники. К уроку Муж...
ИКП 9 класс презентация "Стрелка Васильевского острова"
Презентация создана к учебному пособию М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург" для урока ИКП на английском языке для уч-ся 9 класса. Богатый иллюстративный материал поможет уч-ся не только преставить красоту ...
Любимые уголки города: Стрелка Васильевского острова
Презентация предназначена для проведения классного часа, посвященного любимым уголкам Санкт-Петербурга . В ней рассказывается о достопримечательностях Стрелки Васильевского острова....
Квест-экскурсия для учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова»
Квест-экскурсия предназначена для учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова». Это экскурсия которая содержит информативные вопросы, одновременно несущие обучающую информацию и по...
Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"
Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...
Читательская конференция по книге Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова"
Конспект читательской конференции по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова" разработан для педагога, работающего с учащимися 6 - го класса....