Квест-экскурсия для учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова»
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Петрова Александра Юрьевна

Квест-экскурсия предназначена для   учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова». Это экскурсия которая содержит информативные вопросы, одновременно несущие обучающую информацию и повод для размышлений и поиска ответа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-экскурсия для  учащихся 7-8 классов

«Стрелка Васильевского острова»

КВЕСТ-Маршрут содержит информативные вопросы, которые одновременно несут обучающую информацию и повод для размышлений и поиска ответа.  Участники самостоятельно идут по заранее разработанному маршруту, и ведет их не экскурсовод. На старте команды получают различные задания.

Цель: Расширение образовательного пространства для учащихся  посредством внедрения новых инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Содействовать формированию духовно-ценностной и практической ориентации в жизненном пространстве через краеведческую игру.

2. Развивать познавательный интерес  к изучению родного города на примере одного из центральных архитектурных  ансамблей  города

3.способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся

Может участвовать одна или несколько  команд.  В начале маршрута выдается схема, по которой двигается группа. Если групп несколько, то они начинают маршрут в разных точках. Какая команда наберет больше баллов, та и победитель. Если играет одна команда, то в зависимости от набранных балов получает приз.

* - вопрос повышенной сложности – 15 баллов.

         Простой вопрос-10 баллов

        Дополнительный вопрос или задание – 5 баллов

Маршрут:

Начало экскурсии.

Биржевая площадь

Биржевой сквер у памятного знака.

В XVIII-XIX веках в этом месте Санкт-Петербурга фактически находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи. О чём и свидетельствует надпись на внешней кромке барельефа. На барельефе изображены все основные здания этой части Васильевского острова по состоянию на 30-е годы XIX века — Биржа, пакгаузы, таможня, ростральные колонны-маяки, кунсткамера и т.д. Все они хорошо известны петербуржцам. И, тем не менее, около каждого изображения выгравировано название здания. А по окружности на кромке барельефа приведены сведения о годах строительства и архитекторах, создавших неповторимый ансамбль Стрелки Васильевского острова.  

Вопрос: К какому событию из жизни молодого города было приурочено открытие памятного знака «Стрелка Васильевского острова. 300-летию города, порта и таможни»

Ответ: Открытие приурочили к прибытию в Санкт-Петербург первого голландского купеческого судна с грузом соли и вина, произошедшее 12 ноября 1703 года. Собственно, с этого времени и ведёт свою работу петербургская таможенная служба.

Вопрос

Где происходило это событие?

Ответ: В первом порту Петербурга располагавшегося рядом  с  Троицкой площадью

1 Остановка Ростральные колонны - символ могущества России как морской державы

Вопрос: Для чего были установлены эти 32метровые колонны на стрелке Васильевского острова?

Ответ: Они служили маяками 

Вопрос: Почему колонны называются ростральными?

Ответ: Они назвались ростральными, так как были украшены носовыми частями кораблей – рострами.

Дополнительный вопрос: Украшение на колонне и дало ей название. Какое?

Ответ: носовая часть корабля – ростр.

Вопрос: Что символизируют колоссальные фигуры расположенные у основания ростральных колонн?

Ответ: Эти фигуры символизируют  русские реки.

* Задание   Попробуйте назвать эти реки

Ответ: Волга, Днепр, Волхов и Нева.

Торговый порт на Стрелке со временем потерял свое значение в связи с появлением крупнотоннажных судов, которые не могли пройти сюда.

* Вопрос: Где сейчас находится морской порт Санкт-Петербурга?

Ответ: На Гутуевском острове 

2 остановка  Здание Биржи

Центральным зданием архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова является здание Биржи, построенное по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томон в стиле классицизма.

Впервые биржа возникла в 1703 году как собрание купцов, позднее биржей стали называть само здание, где они собирались.

*  Вопрос  Что означает слово «биржа» в переводе с латинского языка?

Ответ: Биржа означает  - кошелек

Скульптуры, украшающие фасады Биржи выполнены из пудожского камня и прославляют могущество России на морских и речных торговых путях. 

Навстречу течению Невы выплывает на своей колеснице, запряженной морскими конями, бог морей Нептун. «Нептун с двумя реками или Балтийское море»

Вопрос: Какая скульптурная группа обращена в сторону залива? Кто изображен там?

Ответ: В сторону залива обращена скульптурная группа "Навигация с Меркурием и двумя реками".

Дополнительный вопрос: В сторону залива обращена скульптурная группа "Навигация с Меркурием и двумя реками". Кем является Меркурий?

Ответ: Меркурий - бог торговли

Вопрос: Сколько колонн составляют колоннаду здания биржи? 

Ответ: по периметру здания установлены 44 дорические колонны,

Вопрос: На какой российской банкноте мы можем увидеть Здание Биржи?  

Ответ: Здание Биржи мы можем видеть на 50-ти рублевой Российской банкноте

Вопрос: С 1940 по 2012 год здесь располагался Центральный военно-морской музей. А где раньше находился музей?

Ответ: Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства 

Дополнительный вопрос: На фото здание, где раньше находился музей. Назовите это здание.

Ответ: Адмиралтейство.

*Вопрос: Где откроется Центральный военно-морской музей после переезда из здания Биржи?

Ответ: в здании Крюковских (Морских) казарм на Площади Труда.

Остановка 3 Пакгаузы

От здания биржи расходятся южный и северный пакгаузы, служившие закрытыми складскими помещениями. Сейчас в пакгаузах находятся естественнонаучные музеи Петербурга.

        

Вопрос: Какой музей находится в северном, а какой в южном пакгаузе?

Ответ: В северном - зоологический музей. В южном – музей почвоведения.

Дополнительное задание: Путем собственного осмотра зданий определите местонахождение музеев.

Остановка 4 Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого - первый музей России. Коллекция редкостей Петра составила основу будущего музея.

Здание Кунсткамеры строилось с 1718 по 1734гг. по проекту Г.И. Маттарнови.

Вопрос: Кунсткамера, слово немецкое, а что оно означает?

Ответ: Кабинет редкостей

*Вопрос: Где находилась коллекция во время строительства музея?

Ответ: В Кикиных палатах.

В новом здании расположилась Академия наук и подчиненная ей Кунсткамера.

Вопрос: Какой известный русский ученый долгое время работал в этом здании?

Ответ: М.В.Ломоносов – первый русский академик

Остановка 5 Академия наук

Вопрос: В каком архитектурном стиле построено это здание?

Ответ: Строгий классицизм

Дополнительный вопрос: Колонны являются характерной чертой, какого стиля?

Ответ: классицизм

Остановка 6   Здание двенадцати  коллегий

Здание начало строится по указу Петра I. Предполагалось, что здесь разместятся СенатСинод и коллегии.  В разные времена в здании располагались высшие органы государственного управления 

Вопрос: Что сейчас находится в этом здании?

Ответ: СПГУ

Дополнительное задание: Путем собственного осмотра здания определите, что сейчас в нем находится.

Вопрос: Куда выходит главный фасад здания двенадцати коллегий?

Ответ: На Менделеевскую линию.

Дополнительное задание: Путем собственного осмотра здания определите, куда выходит главный фасад здания.

Вопрос: Кому установлен памятник рядом со зданием двенадцати  коллегий на набережной?

Ответ: М.В.Ломоносову

Дополнительный вопрос: Назовите имя  человека, жизнь которого была тесно связана с государственным университетом. Именно здесь он прошел путь от студента до академика и ректора.

Ответ: М.В.Ломоносов 

Дополнительное задание: Путем собственного осмотра памятника определите, кому же он поставлен.

Остановка 7 Новобиржевой Гостиный двор

В XIX — начале XX века этот Гостиный двор использовался в основном, для торгово-технических целей, преимущественно, в качестве складского помещения. Сейчас в этом здании располагаются факультеты СПГУ.

Задание: Путем собственного осмотра здания определите, какие факультеты СПГУ сейчас занимают Новобиржевой гостиный двор.  

Ответ:   философский факультет и Медицинский колледж СПбГУ.   

Остановка 7 :  Таможня      

* Вопрос: Как вы думаете, зачем на здании Таможни был сооружен такой необычный купол?

Ответ: По распоряжению Николая I была приподнята башня и купол для наблюдения за прибывающими кораблями и организации здесь оптического телеграфа.

Вопрос: Что разместилось в здании Таможни после переноса торгового порта?

Ответ: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. 

Дополнительное задание: Путем собственного осмотра здания определите, что сейчас в нем находится.

Остановка 8 Завершение маршрута  Гранитная набережная Стрелки 

Два пологих спуска к Неве, завершенные огромными шарами, высеченными из гранита.

 Задание: Какое напоминание о нахождении в этом месте морского порта можно увидеть, спустившись вниз по набережной?

Ответ: Можно увидеть причальные кольца, сохранившиеся с тех времен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКП 9 класс презентация "Стрелка Васильевского острова"

Презентация создана к учебному пособию М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург" для урока ИКП на английском языке для уч-ся 9 класса. Богатый иллюстративный материал поможет уч-ся не только преставить красоту ...

Любимые уголки города: Стрелка Васильевского острова

Презентация предназначена для проведения классного часа, посвященного любимым уголкам Санкт-Петербурга . В ней рассказывается о достопримечательностях Стрелки Васильевского острова....

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"

Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...

«Путешествие по Стрелке Васильевского острова»

Конспект игрового занятия в ГПД...

Презентация Город архитектурных шедевров часть 2 (Стрелка Васильевского острова)

Презентация составлена по программе Л.К. Ермолаевой для 8 класса.  Учебник История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. Параграф 10...

« Стрелка Васильевского острова – единственная, неповторимая».

Цель: познакомить учащихся с  историей создания стрелки Васильевского острова.Задачи:1) Формировать у детей представления об  историческом и новом периодах создания стрелки2) Воспитывать чув...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Стрелка Васильевского острова»

Комбинированное занятие воспитателя, направленное на активизацию и обобщение знаний учащихся по теме "Стрелка Васильевского острова". Занятие построено как  соревнование двух команд и с...