Хоровой класс. Программа.
рабочая программа по теме

Андрианова Людмила Леонидовна

Программа рассчитана на четыре года. Цель программы: расширить художественный вкус детей, обогатить их музыкальный кругозор, повысить их культурный уровень. Утверждена методистом ЦВР Фрунзенского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_horovaya_programma-.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

ХОРОВОЙ КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровой класс занимает очень важное место в системе музыкального воспитания и образования.  Хоровое пение расширяет художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Способствует повышению их культурного уровня. Занятия хором раскрепощает детей, учит их творчески подходить к исполнительской  деятельности. Открывает в каждом ребенке его артистическую душу. Совершенство форм и яркость музыкальной выразительности хоровых произведений отшлифовывались веками. Воспитать ребенка в любви к этим музыкальным шедеврам, значит приобщить его к общечеловеческой культуре.

ЦЕЛЬ  – создание условий для всестороннего развития музыкальных способностей детей путем приобщения их к лучшим образцам мировой музыкальной культуры. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание чувства любви и уважения к своей Родине, чувства патриотизма, уважение к истории своего Отечества,
  2. Воспитание любви к хоровому пению, формирование необходимых навыков и мотивация  потребности в систематическом коллективном музицировании.
  3. раскрытие творческих и артистических способностей ребенка.
  4. Воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Дать представление об основных  теоретических понятиях чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления
  2. Обучить исполнительским  навыкам в области пения, движения, музицирования.
  3. Сформировать умения и навыки музыкальной  импровизации

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Развитие  художественной деятельности учащихся.
  2. Развивать активное восприятие музыки посредством лучших музыкальных примеров.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

Возраст детей участвующих в реализации данной программы – 6-11лет.

Продолжительность программы – 4 года

Формы организации занятий – групповая

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу.   Всего в году -72 часа.

Участвуют дети одного «Морского 1а класса», с разным уровнем музыкальных способностей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

После прохождения программы учащиеся смогут показать следующие результаты

  1. Владение  правильной посадкой хорового исполнителя,
  2. Умение  петь стоя и сидя.
  3. Владение   навыками правильного дыхания: медленного, быстрого, цепного, одновременному вдоху и начала пения.
  4. Всестороннее развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, слуха, чувства ритма и т.д.)  
  5. Умение активно пользоваться  навыками исполнения различных по характеру произведений.
  6. Овладение навыками многоголосного пения.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностирование

Анкетирование.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Контрольные занятия в конце полугодия.

Концертные выступления. Отчетные концерты. Праздники для родителей.

ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ХОРОВОМ КЛАССЕ

Певческие установки и дыхание

Звуковедение

Дикция

Ансамбль и строй

Формирование исполнительских навыков

Формы реализации программы Хоровой класс

Коллективное пение

Индивидуальная работа с «гудошниками»

Сводные репетиции

Концертные выступления

 Просветительская деятельность

Участие в творческих конкурсах

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Вокально-тренировочные упражнения.

Музыкально-ритмические движения.

Образно-игровые композиции.

Музицирование.

                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                              1 год обучения

тема

Количество часов

Всего          теория                 практика

Вводное занятие

1                         1

                   

Распевание

12

4

8

Работа над дыханием

6

2

4

Постановка голоса

12

4

8

Работа над произведением

34

4

30

Прослушивание фонозаписей

1

0.5

0.5

Подготовка к выступлениям

2

1

1

Участие в концертах, конкурсах

3

1

2

Итого:

                 72

                                2 год обучения

тема

Количество часов

Всего                  теория                 практика

Вводное занятие

1                           1

Распевание

           12

4

8

Работа над дыханием

6

2

4

Постановка голоса

12

4

8

Работа над произведением

34

4

30

Прослушивание фонозаписей

1

0.5

0.5

Подготовка к выступлениям

2

1

1

Участие в концертах и конкурсах

3

1

2

Итого:                                       72 часа

                                      3 год обучения

тема

Количество часов

Всего                  теория                 практика

Вводное занятие

            1                           1

Распевание

13

4

9

Работа над дыханием

10

2

8

Постановка голоса

10

2

8

Работа над произведением

22

4

18

Подготовка к выступлениям

8

1

7

Участие в концертах и конкурсах

8

1

7

Итого:                                      

72 часа

                                                4 год обучения

тема

Количество часов

Всего                  теория                 практика

Вводное занятие

1                            1

Распевание

13

4

9

Работа над дыханием

9

2

7

Постановка голоса

12

4

8

Работа над произведением

20

4

16

Подготовка к выступлениям

8

1

7

Участие в концертах и конкурсах

9

1

8

Итого:                                      

72 часа

Содержание программы

1 год обучения.

Вводное занятие

Теория: Рассказ о технике безопасности. Об охране детского голоса, о планах на предстоящий год.

Практика: Знакомство с детьми. Исполнение распевочного репертуара.

Работа над дыханием

Теория: Рассказ о видах дыхания, о важности использования его в пении

Практика: исполнение рапевок на различные виды дыхания

Постановка голоса

Теория: рассказ о приемах подачи звука.

Практика: выполнение вокальных задач.

Работа над произведением

Теория: ознакомление с литературным текстом и музыкой произведения

Практика: разучивание произведения

        Прослушивание  фонозаписей

Теория: рассказ о произведении и авторе, истории произведения

Практика: прослушивание

Подготовка к выступлениям

Теория: установление взаимосвязи литературного текста с музыкальными средствами выразительности, объяснение задач выступления

 Практика: репетиция, отшлифовка выученных произведений

Участие в концертах и конкурсах

Теория : рассказ о поведении на концерте, конкурсе. О концертной одежде.

Практика: исполнительская деятельность

 

                           2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие

Рассказ о технике безопасности. Об охране детского голоса, о планах на предстоящий год.

Работа над дыханием

Теория: напоминание учащимся о видах дыхания, о важности правильного вдоха

Практика: упражнения на разные виды дыхания

Постановка голоса

Теория: рассказ о культуре звука, дикции строя

Практика: выполнение вокальных задач

Работа над произведением

Теория: рассказ об особенности хорового пения, вокальных жанров, большой роли литературного содержания

Практика: разучивание произведения

Прослушивание фонозаписей

Теория: знакомство с произведением, его историей, автором. Объяснение, почему мы слушаем именно это произведение.

Практика: прослушивание произведения

Подготовка к выступлениям

Теория: рассказ о важности выступления, о том, что ждут от нас зрители, о важности эмоциональной подачи материала

Практика: отшлифовка выученных произведений

Участие в концертах

Теория: напоминание о концертной одежде, сменной обуви, правилах поведения в дороге и на месте выступления, эмоциональный настрой учащихся

Практика: исполнительская деятельность

                            3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

            Вводное занятие

Рассказ о технике безопасности, об охране детского голоса, о планах на предстоящий год.

Работа над дыханием

Теория: напоминание учащимся о видах дыхания, о важности правильного вдоха

Практика: упражнения на разные виды дыхания

Постановка голоса

Теория: рассказ о культуре звука, дикции, строя. Объяснение правил правильной подачи звука, умению слушать себя.

Практика: выполнение вокальных задач в разных видах упражнений

Работа над произведением

Теория: рассказ об особенности хорового пения, вокальных жанров, большой роли литературного содержания в песне. Музыкальная терминология

Практика: разучивание произведения

Подготовка к выступлениям

Теория: рассказ о важности выступления, о том, чего ждут от нас зрители, о важности эмоциональной подачи материала. Соблюдения всех средств выразительности, которые должны помочь художественное содержание текста.

Практика: отшлифовка выученных произведений

Участие в концертах

Теория: напоминание о концертной одежде, сменной обуви, правилах поведения в дороге и на месте выступления, эмоциональный настрой учащихся

Практика: исполнительская деятельность

 

                                  4Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

            Вводное занятие

Рассказ о технике безопасности, об охране детского голоса, о планах на предстоящий год.

Работа над дыханием

Теория: напоминание учащимся о видах дыхания, о важности правильного вдоха

Практика: упражнения на разные виды дыхания

Постановка голоса

Теория: рассказ о культуре звука, дикции, строя. Объяснение правил правильной подачи звука, умению слушать себя. Членение на мотивы, периоды, предложения фразы. Навыки 2хголосия.

Практика: выполнение вокальных задач в разных видах упражнений

Работа над произведением

Теория: рассказ об особенности хорового пения, вокальных жанров, большой роли литературного содержания в песне. Музыкальная терминология. Рассказ о культуре звука. Установления  взаимосвязи  литературного содержания с музыкальными средствами выразительности произведения

Практика: разучивание произведения

Подготовка к выступлениям

Теория: рассказ о важности выступления, о том, что ждут от нас зрители, о важности эмоциональной подачи материала. Соблюдения всех средств выразительности, которые должны помочь художественное содержание текста.

Практика: отшлифовка выученных произведений

Участие в концертах

Теория: напоминание о концертной одежде, сменной обуви, правилах поведения в дороге и на месте выступления, эмоциональный настрой учащихся

Практика: исполнительская деятельность

                         Методическое обеспечение программы

Структура хорового занятия:

-распевка  (певческие установки и дыхание)

- знакомство с новым произведением (дикция)

- отработка исполнительских навыков в уже разученном произведении (ансамбль и строй)

- исполнение хорошо выученного произведения (формирование исполнительских навыков)

Методические рекомендации к работе по программе    

Предлагая детям новую песню для разучивания, руководителю нужно обязательно исполнить песню, показать ее исторические истоки, определить ее характер и жанр, предложить детям поразмыслить о характере ее исполнения. Приступая к разучиванию нового материала, следует особое внимание уделить совершенствованию проявления мелодического внутреннего и вокального слуха. Руководителю хора необходимо постоянно развивать в детях чуткость к своему пению, пению товарищей. Умению анализировать качество звучания. Дети должны научиться определять качество звука: легкий, серебристый, полетный, крикливый, с носовым призвуком и т.д. Также дети должны зрением и ощущением чувствовать свободное положение корпуса, выразительность мимики, напряжение мышц лица, поднятые плечи и т.д. Также особого внимания требует воспитание в певце внутреннего слуха, то есть умения как бы про себя слышать музыку и ее отдельные элементы. Именно внутренний слух помогает предварительно слышать то, что надлежит исполнять, тем самым обеспечивая стройность пения. Только после того как коллектив достиг успехов в развитии музыкального слуха, маленьких певцов можно переводить на многоголосное пение.

На первом году обучения учащиеся должны овладеть основными приемами работы над дыханием. Видеть и реагировать на жесты дирижера. Уметь одновременно начинать и заканчивать пение. Научиться слышать и правильно интонировать в пределах октавы.

На втором году обучения ребята расширяют свой  диапазон. Укрепляют дыхательную мускулатуру. Знакомятся с «цепным дыханием». Знакомятся и учатся исполнять  песни с динамическими оттенками.

На третьем году обучения учащиеся знакомятся с различными песенными жанрами. Хорошо интонируют в пределах ноны. Слушают и анализируют свое звуковедение. Умеют пользоваться динамическими оттенками. Разучивают простые 2хголосные каноны.

На четвертом году  обучения ребята должны петь под простой  (дублирующий) и сложный аккомпанемент. Знакомятся со сложным двухголосием. Умеют исполнять различные по характеру произведения. Закрепляются все навыки, полученные в прежние годы обучения. Проходят первые опыты пения a capella.

РЕПЕРТУАР ДЛЯ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОЗРАСТЕ  6-11 лет.

Струве.» Все новое у нас»

               «Переменка»

                «Веселые нотки»

Бойко. «Речная прохлада»

 Дубравин .»Мы, ребята ленинградцы»,» Добрый день», «Морская песенка»

Островский. «Пусть всегда будет солнце»

Артековская песня. «Бескозырка»

Ветлугина. «Мы теперь не школьники»

Немецкая н.п. «Маленький барабанщик»

Попевки:  Дин-дон, У кота-воркота, Лесенка, Шуточная, Горошина

Рачина. «Веселый перепляс»

Лядова «Все мы моряки»

Аренский. Комар

Аренский. Расскажи, мотылек

Бах. За рекою старый дом

Бетховен. Малиновка

Брамс. Колыбельная

И. Гайдн.  Мы дружим с музыкой

Гречанинов. Про теленочка

                      Призыв весны

                      Дон-дон

                      Маки-маковочки

Е. Зарицкая. Где зимуют зяблики

В. Калинников.  Мишка

Н. Казаков. Колыбельная

Кюи. Майский день

Римский-Корсаков. Белка (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Русская нар. Песня. Как по морю

                                  По ягоды

                                  Цветики

                                  Рыбка - окунечек

В. Салихова. Пирен анне

Чайковский. Мой садик

                       Осень

Щукин. Маленький кузнечик

Используемая литература

          ОсенееваМ.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом:учебное пособие,М., 1999.

Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей.М.,1998

Медушевскийв.В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 1993

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.,2002

Морозова ВП. «Развитие физических свойств детского голоса» Л., 1964

Мазель Л. Интонация и музыкальный образ. М., 1965

Гальперин С.И Физиологические особенности детей. М., просвещение.1965.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению . М..1992

Хоровой класс. М.. просвещение. 1988.

Струве. Хоровое сольфеджио. М., 1995

                                    Литература для детей и родителей- перечень того, что бы Вы рекомендовали к прочтению им.

  1. Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом «Музыка родной природы». – М.: Просвещение, 2001.
  2. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся трёхлетней начальной школы. –  М.: Просвещение, 1998.
  4. Тарасов Л. Музыка в семье муз. –  Л.: Детская литература, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по хоровому классу

Программа  «Хоровой класс» для младшего и старшего хора общеобразовательной школы составлена на основе методик вокального воспитания детей В. Попова, В. Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...

Программа "Хоровой класс" (коллективное музицирование). Возраст 11 - 15 лет.

Авторская программа.  2010год.  Утверждена  ИРО г. Уфы РБ....

Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"

Аннотация к программе "Хоровой класс"Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к се...

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...