Образовательная программа по истории искусств для учащихся 8-10 лет "Диалоги о прекрасном"
рабочая программа по теме
Образовательная программа "Диалоги о прекрасном" рассчитана на учащихся начальной школы 8-10 лет. Каждое занятие посвящено изучению истории создания одной картины. В первый год обучения учащиеся знакомятся с картинами русских художников, а во второй год обучения - с шедеврами зарубежного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialogi_o_prekrasnom.doc | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр творческого развития и гуманитарного образования на
«На Васильевском»
Утверждаю
Директор ЦТРиГО
«На Васильевском»
________________________Новикова Л.П.
Образовательная программа
по истории искусств
«Диалоги о прекрасном»
Автор программы:
Педагог дополнительного образования
Свистунова Лариса Владимировна
Направление – культурологическое
Возраст учащихся 8-12 лет
Срок реализации программы – 4 года
Год разработки программы – 2003
Переработка, дополнение – 2007, 2012
Санкт-Петербург
2012 г.
Оглавление
Пояснительная записка:………………………………………………….3-7
Вступление……………………………………………………………3
Цель программы………………………………………………………3
Задачи программы…………………………………………………….3-4
Целесообразность и актуальность программы……………………...4-5
Новизна программы…………………………………………………..5
Продолжительность освоения ……………………………………….5
Уровень освоения……………………………………………………..5-6
Формы и методы обучения…………………………………………...6
Формы оценки результативности…………………………………….6-7
Ожидаемый результат…………………………………………………7
Методическое обеспечение программы:……………………………...…7-9
Образовательная среда………………………………………………..7-8
Основными принципами педагогического процесса…………….....7 Формы организации образовательного процесса…………………. .8-9
Средства обучения…………………………………………………….9
Учебно-методические материалы……………………………………9
Учебно-тематический план и содержание программы………………10-32
Учебно-тематический план 1 год обучения ……………………….10-14
Учебно-тематический план 2 год обучения………………………..15-21
Учебно-тематический план 3 год обучения………………………..22-27
Учебно-тематический план 4 год обучения………………………..28-32
Список литературы……………………………………………………….32-34
Пояснительная записка
Вступление
Cуществует такая легенда: однажды один греческий художник по имени Зевксис написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
Возможно, что такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может очень живо передать мир, который мы видим вокруг себя.
Таким образом, изобразительное искусство отражает действительность в наглядных образах, легко узнаваемых формах самой действительности. Однако произведения изобразительного искусства отражают не только то, что доступно непосредственному зрительному восприятию, они раскрывают и духовный мир человека, характер его взаимоотношений с другими людьми, передают эмоциональное и психологическое содержание изображенной ситуации.
Многие виды и жанры искусства играют важную роль и в социальной жизни: формируют общественно-эстетические идеалы эпохи, становятся мощным средством воспитания общества. Искусство играет также и мощную развивающую роль в обучении, воспитании и формировании личности ребенка. Оно связано с развитием чувственно-эмоциональной сферы, восприятия, фантазии, интеллектуальных операций; с развитием речи, мышления, эстетических и нравственных норм и идеалов; с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов; с развитием я-концепции и, наконец, с моделированием индивидуальной картины мира.
Идея программы – открыть и закрепить в детях чувство видения и понимания красоты через общение с замечательными произведениями, дошедшими до нас из глубины веков. Обучение красоте должно быть не только в направлении познания искусства, но и во всех жизненных проявлениях – мыслях, чувствах, поведении и взаимоотношениях друг с другом. Важно сохранить в каждом ребенке то лучшее, что в нем есть от Природы. Главное не пропустить самый ранний период – момент становления Личности. Хотя сами задачи искусства несколько абстрактны, но стремление к Красоте будет одной из опор в последующей жизни.
Цель программы - создание условий для введения учащихся в удивительный мир изобразительного искусства, формирования и воспитания вдумчивого зрителя, способного видеть, понимать и чувствовать прекрасное.
Задачи программы:
Образовательные :
- сформировать базовые представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства,
- познакомить с шедеврами европейского и русского изобразительных искусств;
- изучить основные этапы жизни и творчества художников;
- научить ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изучаемые произведения;
- овладеть необходимым понятийным аппаратом;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять основные средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива);
- сформировать знания о законах композиции и композиционных закономерностях;
- познакомить с художественными музеями мира, их картинами, ролью музеев в сохранении художественного наследия.
Развивающие:
- приобщить ребят к миру прекрасного, содействовать формированию развитой эмоциональной сферы;
- научить детей воспринимать многостороннюю информацию, заложенную в художественном произведении, что позволит им приобрести новые представления о мире, истории, природе, людях – расширить их кругозор;
- сформировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры;
- сформировать умения грамотно и лаконично излагать свои мысли, привить навыки рассуждения в устной и письменной форме.
Воспитательные:
- воспитать способность чувствовать прекрасное и наслаждаться формой и содержанием художественного произведения;
- развить способность «слышать» собственные ответные чувства на произведения искусства;
- развить трудолюбие и стремление к самообразованию;
- создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации каждого ребенка при совместной творческой и образовательной деятельности детей, педагога и родителей;
- развить представления о нравственных категориях добра и зла, справедливости и взаимопомощи, порядочности и честности через произведения изобразительного искусства;
- работать над проявлением внешней культуры поведения.
Целесообразность и актуальность создания программы заключается в том, что на занятиях по искусству происходит явный контраст с тем, что пропагандируется в средствах массовой информации, по телевидению, в компьютерных играх, с которыми дети сталкиваются с раннего возраста. Общение с искусством укрепляет нервную систему детей, с одной стороны, с другой – дает им возможность выбора жизненных ценностей. На занятиях дети не просто учатся общаться с произведениями искусства (слушать, смотреть), но и учатся обсуждать, говорить, выслушивать и уважать мнения и образ мыслей других, то ли это художники разных эпох, то ли это их сверстники. Это своего рода еще и уроки толерантности.
Новизна программы заключается:
- В конструировании содержания по этапам. Первый этап – это овладение понятийным аппаратом, увлечение и погружение детей в мир искусства. Второй этап – это уникальная возможность прослушать курс «истории одной картины», совершить путешествие по эпохам, жанрам, стилям в условиях дополнительного образования. Выбор каждой картины мотивируется не только ее художественной ценностью, но и доступностью ее восприятия детским интеллектом, а также нравственным потенциалом, заложенным художником в содержание живописного полотна, личностью самого творца. Третий этап – это закрепление, обобщение знаний об искусстве посредством знакомства с музеями мира; изучение их роли, истории и значимости в сохранении мировой культуры.
2. В использовании интегративности современных технических средств (компьютера, Интернета, аудио-, видеотехники и т.д.) с различными творческими формами обучения (составление устного (письменного) рассказа о картине; викторина, конкурс, составление сиквейнов(поэтическая форма, составленная из 9 слов в определенной последовательности), загадок, создание рисунков).
Дети с удовольствием принимают эти синтетические занятия, т.к. увлекаются творчеством на фоне того, что уже знают и в чем живут. Используя современные технические средства, мы вовлекаем детей в удивительный мир общения с прекрасным, предоставляем возможность путешествовать по музеям мира, не выходя из кабинета.
Продолжительность освоения программы
Программа рассчитана на четыре года обучения учащихся 8-12 лет общеобразовательных учреждений, которые посещают Школу Искусств «На Васильевском». Занятия проходят один раз в неделю по 40 мин. Программа делится на три этапа обучения.
Первый этап - учащиеся 8-9 лет – один год обучения – «Введение в изобразительное искусство».
Второй этап - учащиеся 9-11 лет – два года обучения – «История одной картины».
Третий этап - учащиеся 11-12 лет – один год обучения – «Художественные музеи мира».
Уровень освоения программы
Уровень программы общекультурный. На первом этапе в ходе обучения рассказывается о видах и жанрах изобразительного искусства, выразительных художественных средствах на примерах лучших произведений искусства. От детей пока не требуется запоминания названий конкретных работ или имен авторов. Важно научить ребенка понимать основную идею произведения через восприятие художественного образа.
На втором этапе происходит формирование знаний о законах построения композиции, поиске создания художественного образа на примерах произведений великих живописцев. Сами дети называют этот этап «История одного шедевра».
На третьем этапе учащиеся знакомятся с музеями мира. На основе их коллекций закрепляются знания о различных видах и жанрах изобразительного искусства, о жизни и творчестве великих художников, закрепляются умения и навыки смотреть, видеть, анализировать.
Формы проведения занятий
Основная форма обучения групповая, в группе по 12-14 человек. Класс, пришедший из общеобразовательной школы, делится на две группы, с которыми поочередно проводятся занятия по 40 минут.
Освоение содержания данной программы будет наиболее успешным, если в ходе занятий активизировать творческое начало. Формы и методы обучения используемые на занятиях учитывают возрастные и психологические особенности детей:
- коллективные занятия в форме бесед обеспечивают возможность непосредственного общения с детьми, установления личностных контактов;
- игровые занятия (конкурсы, викторины, тематические лото, «изобрази и оживи картину»);
- обсуждение, диалоги, анализ развивают речь детей, учат говорить, общаться, внимательно слушать собеседника;
- составление словариков с терминами по искусству, работа над сочинениями, составление сиквейнов, создание творческих работ, сочинение загадок дополняют и углубляют образовательный процесс, организуют, воспитывают чувство ответственности;
- проведение открытых уроков для коллег и гостей, участие в методических объединениях района и города.
Кроме коллективных занятий используются парные и индивидуальные формы обучения, предусматриваются экскурсии в Эрмитаж и Русский музей.
Формы оценки результативности
Результативность обучения прослеживается на основе выполнения различного рода практических и творческих заданий, которые учащиеся выполняют в ходе занятия: составление устного (письменного) рассказа о картине, участие в викторинах и конкурсах. Дети ведут свою тетрадь-блокнот, в которую записывают основные термины по искусству, названия и авторов картин, составляют сиквейны . Приводим схему сиквейна:
Существительное
Прилагательное прилагательное
Глагол глагол глагол
Наречие(краткое прилагоательное) наречие (краткое прилагатеьное)
Наречие (междометие)
Рефлексия в конце каждого занятия позволяет не только педагогу, но и самим учащимся оценить его результативность. Обобщающие и итоговые занятия, на которых проводятся конкурсы и игры, позволяют диагностировать степень освоения программы.
Ожидаемый результат:
- общекультурного развития:
- привитие внешней культуры поведения;
- приобретение навыков самостоятельного восприятия произведений искусства;
- воспитание эстетически грамотных людей, способных уважать духовные ценности и умеющих наслаждаться прекрасным.
- показателей развития знаний умений и навыков:
После первого этапа обучения:
- знание отличительных особенностей основных видов изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства); их выразительных средств ( цвета, линии, пятна, ритма, формы, объема);
- умение различать жанры живописи и называть художников;
После второго этапа обучения:
- знание основных законов композиции;
- умение четко формулировать настроение произведения изобразительного искусства, проявляя при этом начальное понимание художественного образа;
- умение рассказывать сюжет картины и замысел художника.
После третьего этапа обучения:
- умение анализировать произведение искусства;
- знание наиболее известных музеев мира, их географическое расположение, произведения, составляющие основную часть их экспозиции.
Методическое обеспечение программы
Образовательная среда
Педагог создает условия для организации комфортной среды во время занятий, устанавливает контакт с каждым ребенком, гибко реагирует на изменяющееся настроение детей, поддерживая интерес к творческому процессу и моделируя ситуацию успешности.
Занятия по истории искусства проходят в профессионально оборудованном кабинете. Средства обучения самые разнообразные, что позволяет значительно обогатить образовательный процесс, в ходе которого педагог чередует, варьирует и интегрирует различные формы работы. На некоторых занятиях звучит музыка и стихи, что способствует эмоциональному настрою и восприятию информации.
Основными принципами педагогического процесса являются принципы гуманности, демократичности, доступности. Личность ребенка, ее интересы и возможности самовыражения являются приоритетными. Занятия строятся на основе диалогичности, свободного высказывания мнения и в то же время уважения к мнению другого. Учащиеся от занятия к занятию двигаются от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Особенно важными являются минуты созерцания и тишины на занятиях, когда показывается очередное произведение искусства. В эти минуты ребенок остается наедине со своими мыслями и чувствами, и неважно, будут ли они потом озвучены.
Формы организации образовательного процесса
Большинство занятий строятся по принципу творческой мастерской. Мастерская так же как и обычное занятие предполагает изучение новой информации, которая предъявляется по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».
Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Построение мастерской создается по определенному алгоритму.
- Мастерская начинается с задания, мотивирующего дальнейшую деятельность учащихся. С одной стороны оно должно актуализировать личный опыт каждого, с другой стороны создавать интерес, внимание, может быть некоторое недоумение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. (Например, прежде, чем начать разговор о картине Айвазовского, детям предлагается слово «маринист» и ставится задача: дать ему определение, предположить, что оно означает. Когда все версии будут выслушаны, дать точное определение.)
- Создание творческого продукта по итогам полученных знаний индивидуально или в групповом взаимодействии.
- «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, их анализ.
- Далее учащиеся обращаются к новой информации. Рассмотрению картины, выслушивают ее описание (возможно несколько версий), слушают историю создания картины.
- Групповая или индивидуальная работа, в ходе которой выдвигаются версии, создается некий творческий продукт (сиквейн, описание картины, загадки о картинах и художниках, рисунок-впечатление и т.п.)
6. Социализация, т.е. предъявление творческого продукта.
7. Общая рефлексия.
Технические средства обучения
Для более успешного и наглядного образовательного процесса на занятиях используются следующие технические средства обучения:
- Компьютер
- проектор
- большой трансформирующийся экран
- Телевизор
Учебно-методические материалы
Авторские Презентации в программе PowerPoint
Видеофильмы:
- Сериал «Эрмитаж»: Дворцы над Невой. Посланцы Эллады. Мир вещей. Арсенал. Третья особая кладовая. Золотая кладовая. Искусство Италии. Старые мастера (Англия, Испания, Германия). Старые мастера (Фландрия, Голландия). Рубенс, Рембрандт. Старые мастера (Франция XII-XVIII вв.). Искусство Нового времени (Франция XIX-XX вв.)
- «Великие чудеса света. Великие творения людей»: Колизей, Мачу-Пикчу, Великая китайская стена, Московский кремль, Версаль, Статуя Свободы, Эйфелева башня, пирамиды, Храм Святой Софии, Собор Святого Петра, Тадж-Махал.
DVD :
- Энциклопедия изобразительного искусства
- Чудеса света. Энциклопедия школьника
- Искусство и архитектура. Энциклопедия школьника
- Государственный Русский музей
Игры и дидактические материалы:
- Мультимедийные интерактивные игры: http://learningapps.org/my.php
- Игра-лото «История Санкт-Петербурга»
- Игра-лото «Русские и зарубежные художники»
- цветные репродукции, альбомы по искусству.
Учебно-тематический план
1 год обучения – «Азбука искусства»
№ урока | Название темы занятия | Кол-во часов | |||
Название раздела | Теор. | Практ. | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2. | Виды искусства | Азбука искусства | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Архитектура, Виды и стили | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4. | Архитектор Карл Росси | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5 | Архитектура Санкт-Петербурга | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6 | Архитектура Санкт-Петербурга | 0,5 | 0,5 | 1 | |
7 | Повторение: викторина об архитектуре | - | 1 | 1 | |
8 | Графика. Материалы и выразит. средства | 0,5 | 0,5 | 1 | |
9 | Рисунок: Кипренский | 0,5 | 0,5 | 1 | |
10. | Иллюстрация: Иван Билибин. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
11 | Гравюра: Фаворский | 0,5 | 0,5 | 1 | |
12 | Повторение: викторина о графике | - | 1 | 1 | |
13 | Скульптура. Материалы и виды | 0,5 | 0,5 | 1 | |
14 | С. Коненков | 0,5 | 0,5 | 1 | |
15 | Монументальная скульптура Петербурга | 0,5 | 0,5 | 1 | |
16 | Монументальная скульптура Петербурга | 0,5 | 0,5 | 1 | |
17 | Повторение: викторина о скульптуре | - | 1 | 1 | |
18 | Жанры живописи | Живопись: выразительные средства и материалы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Натюрморт | Что такое натюрморт? | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Сказка о художнике, который не стал генералом. Федор Толстой | 0,5 | 0,5 | 1 | |
21 | Пейзаж | Сказка о художнике и воробьином царе | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Сказка о мальчике, который не умел рисовать море | 0,5 | 0,5 | 1 | |
23 | Портрет | Сказка про волшебника. Д. Левицкий | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | Сказка о благородном художнике | 0,5 | 0,5 | 1 | |
25 | Сказка о серебряном ветре. З Серебрякова | 0,5 | 0,5 | 1 | |
26 | Бытовой жанр | Сказка о волшебной лодочке. Григорий Сорока | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Сказка о художнике и чудесном блюдечке | 0,5 | 0,5 | 1 | |
28 | Сказка об удивительном подарке волшебницы. Фирс Журавлев | 0,5 | 0,5 | 1 | |
29 | Сказка о волшебном коне. Николай Сверчков | 0,5 | 0,5 | 1 | |
30 | Сказочный жанр | Сказка о художнике и настоящем деле. И. Прянишников | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Исторический жанр | Сказка о сказочнике. | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | Сказка о художнике и любви к отчеству. Григорий Гагарин. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
33 | Сказка о художнике и Волшебном Перышке | 0,5 | 0,5 | 1 | |
34 | Сказка про художника и красную конницу. Митрофан Греков. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
35-36 | Повторение: игры, викторины | - | 2 | 2 | |
Итого: | 15 | 21 | 36 | ||
Содержание
Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с учениками. Игра «Снежный ком». Правила поведения в учебном учреждении, инструктаж по технике безопасности. Что будем изучать?
Занятие 2. Азбука искусства. Виды изобразительного искусства
Происхождение термина «искусство».
Отличие изобразительных искусств от других видов. С помощью демонстрационных материалов показать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Найти их отличие друг от друга.
Занятие 3. Архитектура. Виды архитектуры
Что такое архитектура?
Общественные здания.
Жилые здания.
Градостроительство.
Садово-парковое искусство.
Занятие 4. Архитектор Карл Росси
Детство и учеба. Особенности творчества. Ансамбли площадей, здания Петербурга, построенные по проекту К. Росси.
Занятие 5-6. Архитектура Санкт-Петербурга
Игра-лото «История Санкт – Петербурга.
Занятие 7. Повторение.
Игры и викторина об архитектуре
Занятие 8. Выразительные средства графики
Определение графики. Виды графики и назначение. Знакомство с основными выразительные средства графики (пятно, линия, штрих).
М. Врубель «Дворик зимой» карандаш, А. Дюрер «Рыцарь, смерть и дьявол» гравюра на меди, Рембрандт «Кухня», сангина, бистр, лавис; П.В. Митурич «Ручей», тушь.
Занятие 9. Рисунок
Рисунок - изображение, выполненное художником от руки. Материалы, техника исполнения, жанры рисунка.
Рисунки О. Кипренского.
Занятие 10. Иллюстрация
История появления печатной книги. Иллюстрации, оформление книги (переплет, обложка, титул, форзац, фронтиспис, заставки, концовки, буквицы и т. д.).
Иллюстрации И. Билибина.
Занятие 11. Печатная графика
Виды гравюры: резцовая, офорт, ксилография, линогравюра, а также литография.
Работы В. Фаворского.
Занятие 12. Повторение.
Игры и викторина о графике.
Занятие 13. Скульптура. Виды скульптуры, выразительные средства и материалы
Что такое скульптура?
Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, выбор пропорций, объема, рельефность формы, светотеневая моделировка - это главные выразительные средства скульптуры.
Две разновидности скульптуры: круглая и рельеф.
Скульптурный материал, техника исполнения. Глина, воск, пластилин - лепка. Камень -высекание, дерево - резьбы, металлы, гипс, бетон- отливка .
Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Микеланджело «Скорчившийся мальчик», ассирийский рельеф.
Занятие 14.. Круглая скульптура.
Круглая скульптура: статуя, группа, бюст, статуэтка.
Скульптор С. Коненков.
Занятие 15-16. Скульптура Санкт-Петербурга
Игра- лото. Скульптура Петербурга.
Занятие 17. Повторение.
Игры и викторина о скульптуре.
Занятие 18. Живопись.
Определение живописи. Цвет - главное выразительное средство живописи. Материалы живописца (краски, холст, кисти).
Жанры (исторический, батальный, бытовой, пейзажный жанры, портрет, натюрморт и др.). На основе демонстрационного материала познакомить с различными жанрами живипоси.
Занятие 19. Натюрморт
Что такое натюрморт?
Натюрморт как самостоятельный жанр.
Голландский натюрморт. Многообразие его форм и типов ("цветы и фрукты", "дары моря", "лавки", "рынки", "завтраки", "десерты" и т. п.).
Занятие 20. Сказка о художнике, который не стал генералом.
Натюрморты Федора Толстого.
Занятие 21.. Пейзаж. Сказка о художнике и воробьином царе.
Что такое пейзаж?
Максим Воробьев.
Занятие 22. Сказка о мальчике, который не умел рисовать море.
Лев Лагорио.
Занятие23. Портрет. Сказка про волшебника.
Что такое портрет? Виды портрета. Д. Левицкий
Занятие 24. Сказка о благородном художнике.
Иван Макаров
Занятие 25. Сказка о серебряном ветре.
Зинаида Серебрякова
Занятие 26. Бытовой жанр. Сказка о волшебной лодочке.
Григорий Сорока
Занятие 27. Сказка о художнике и чудесном блюдечке.
Николай Неврев
Занятие 28. Сказка об удивительном подарке волшебницы.
Фирс Журавлев
Занятие 29. Сказка о волшебном коне.
Николай Сверчков
Занятие 30. Сказка о художнике и настоящем деле.
И. Прянишников
Занятие 31. Сказка о сказочнике.
Виктор Васнецов
Занятие 32. Исторический жанр. Сказка о художнике и любви к отчеству. Григорий Гагарин.
Занятие 33. Сказка о художнике и Волшебном Перышке.
Андрей Рябушкин
Занятие 34. Сказка про художника и красную конницу.
Митрофан Греков.
Занятие 35-36. Заключительные занятия. Игры-викторины
Занятия, которые подводят итог знакомству с видами и жанрами изобразительного, проводится в форме конкурса. Дети делятся на несколько команд. Задания выполняют коллективно. За каждое выполненное задание получают очки (баллы, кружки, звезды, символ кисточки и т.п.) В конце конкурса подводится итог, объявляются победители. Проводится выставка наиболее понравившихся произведений искусства, а также выставка собственных творческих работ.
Второй и третий годы обучения
На втором году обучения происходит знакомство с шедеврами русской живописи. Картины русских художников объединены в блоки по жанрам: пейзаж, портрет, бытовой и сказочный жанр, историческая картина. На третьем году обучения дети знакомятся с картинами мирового искусства по темам: мифология и религия, автопортрет, натюрморт, городской пейзаж, бытовой жанр (характер и настроение). Каждый блок завершается итоговым уроком-игрой, на котором закрепляются особенности данного жанра, подчеркивается своеобразие каждого художника, особенности композиции и цвета картины, вспоминается история создания картин. На каждом занятии ребята выполняют какое-либо творческое задание, принимают участие в коллективной или индивидуальной практической работе, поэтому занятие делится на теоретическую и практическую часть.
Учебно-тематический план
2 год обучения - «Великие русские картины»
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | ||
Теор. | практ | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | - | 1 | 1 |
2. | Айвазовский Иван Константинович «Девятый вал» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Васильев Федор Александрович «Мокрый луг» | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Шишкин Иван Иванович «Сосновый бор» | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Куинджи Архип Иванович «Лунная ночь на Днепре» | 0,5 | 0,5 | 1 |
6. | Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели» | 0,5 | 0,5 | 1 |
7. | Левитан Исаак Ильич. «Март» | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | Поленов Василий Дмитриевич. «Московский дворик» | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Русский пейзаж. Игра «составь картину из кусочков» | - | 1 | 1 |
10. | Боровиковский Владимир Лукич «Портрет Лопухиной» | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | Тропинин Василий Андреевич «Портрет сына» | 0,5 | 0,5 | 1 |
12. | Кипренский Орест Адамович «Девочка в венке из маков с гвоздикой в руке» | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. | Крамской Иван Николаевич «Портрет П.М. Третьякова» | 0,5 | 0,5 | 1 |
14. | Серов Валентин Александрович «Девочка с персиками» | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Врубель Михаил Александрович «Портрет девочки на фоне персидского ковра» | 0,5 | 0,5 | 1 |
16. | Нестеров Михаил Васильевич «Портрет дочери» | 0,5 | 0,5 | 1 |
17. | Серебрякова Зинаида Евгеньевна « Автопортрет. За туалетом» | 0,5 | 0,5 | 1 |
18. | Урок – игра «Узнай кто на картине» | - | 1 | 1 |
19. | Венецианов Алексей Гаврилович «На пашне. Весна» | 0,5 | 0,5 | 1 |
20. | Перов Василий Григорьевич «Тройка» | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Федотов Павел Андреевич «Сватовство майора» | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Богданов – Бельский Николай Петрович «Устный счет» | 0,5 | 0,5 | 1 |
22. | Васнецов Виктор Иванович «Богатыри» | 0,5 | 0,5 | 1 |
24. | Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» | 0,5 | 0,5 | 1 |
25. | Петров-Водкин Кузьма Сергеевич «Купание красного коня» | 0,5 | 0,5 | 1 |
26. | Пластов Аркадий Александрович «Жатва» | 0,5 | 0,5 | 1 |
27. | Урок – игра «Составь картину по кусочкам» | - | 1 | 1 |
28. | Брюллов Карл Павлович «Последний день Помпеи» | 0,5 | 0,5 | 1 |
29. | Репин Илья Ефимович «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | 0,5 | 0,5 | 1 |
30. | Суриков Василий Иванович «Переход Суворова через Альпы» | 0,5 | 0,5 | 1 |
31. | Рерих Николай Константинович «Заморские гости» | 0,5 | 0,5 | 1 |
32. | Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя» | 0,5 | 0,5 | 1 |
33. | Занятие-игра «Из чего состоит история» | - | 1 | 1 |
34. | Заключительные занятия «Вернисаж» | - | 3 | 3 |
Итого: | 14 | 22 | 36 |
Содержание программы
Занятие 1. Вводное
С игрой-лото «Русские и зарубежные художники» вспоминаются виды и жанры изобразительного искусства.
Занятие 2. Айвазовский «Девятый вал»
Маринист.Морской пейзаж.
Феодосия – родина Айвазовского.
Мастерская художника. История создания картины «Девятый вал». Композиция картины. Цвет в картине.
Занятие 3. Васильев Федор Александрович «Мокрый луг»
Пейзаж. Пейзажист.
Трудное детство Васильева. Болезнь. Поддержка Крамского. Лечение в Крыму, тоска по петербурсгким болотам. «Мокрый луг» - картина воспоминание, картина-ностальгия. Участие в конкурсе Общества поощрения художников. Отзыв Крамского о картине «Мокрый луг».
Занятие 4. Шишкин Иван Иванович. «Сосновый бор».1872
Реализм.
Елабуга – родина Шишкина. Изучение природы. Учеба в училище живописи, ваяния и зодчества. Работа с натуры. Поездка за границу. Тоска по Родине.
«Сосновый бор» - тончайший поэтический пейзаж – песня сыновней любви к своей отчизне.
Составление сиквейна на одну из картин.
Занятие 5. Куинджи Архип Иванович. «Лунная ночь на Днепре».1880
Человек с «душой нараспашку».
Человек – загадка. Выставка одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Композиция. Цвет в картине. Отзывы о картине.
Покупка картины великим князем. Путешествие картины.
Помощь и забота Куинджи.
Занятие 6. Саврасов Алексей Кондратьевич. Грачи пролетели. 1871
Самобытность.
Преподаватель класса живописи в училище живописи, ваяния и зодчества. Конфликт с администрацией. Поездка в Ярославль. Этюды на природе, село Молвитино. Рождение замысла картины «Грачи прилетели». Покупка картины Третьяковым. Новаторство Саврасова. Композиция картины.
Занятие 7. Левитан Исаак Ильич. Март. 1895
Пейзаж настроения.
Бедная юность Левитана. Любовь к природе. Ученик Саврасова.
Левитан в Островно. Весенняя природа .Любовь к семнадцатилетней Люли.
«Март», где все нараспашку, где руки-ветви раскинуты, как объятия для счастья, и все полно ожидания чуда.
Занятие 8. Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик
Интимный пейзаж.
Родился в Петербурге. Учился в университете, Академии. В 1877 перебрался в Москву. «Географический» перелом в жизни художника совпал с переломом «творческим».
Создал картину между делом. Городской пейзаж с элементами жанровой сцены, теплота и прелесть будничной жизни.
Занятие 9. Русский пейзаж. Игра-повторение
Группа делится на команды. Викторина о пейзажах и художниках - пейзажистах. Коллективная работа.
Занятие 10. Боровиковский Владимир Лукич « Портрет М.И. Лопухиной»
Лиричность.
Миргород. Художники-иконописцы. Петербург: учителя Левицкий, Лампи.
Художественные образы Боровиковского и образы пушкинской поэзии. Портрет на фоне пейзажа.
Гармоничность линий и форм. Цветовая гамма.
Занятие 11. Тропинин Василий Андреевич « Портрет сына»
Крепостной художник.
Мальчик на побегушках. Ученик кондитера. Учеба в Академии. Портреты на заказ и для души.
«Портрет сына» - в нем все нараспашку, все – олицетворение свободы. Портреты Тропинина бесхитростны, простодушны, но написаны соблюдая точные правила живописи.
Судьба В.А. Тропинина. Вольная.
Занятие 12. Кипренский Орест Абрамович « Девочка в венке из маков с гвоздикой в руке»
Кипренский – первый романтик. Долгожданная поездка за границу, в Италию.
Первый автопортрет русского художника в Уффици.
Моделью для молоденькой вакханки в картине «Анакреонова гробница» стала восьмилетняя девочка Мариучча Фалькуччи. Романтическая история.
Занятие 13. Крамской Иван Николаевич «Портрет П.М.Третьякова»
Коллекционер.
«Происшествие в Академии художеств».
Третьяков – своеобразный человек. Собиратель картин русской живописи. Абсолютный художественный вкус.
Случай помог Крамскому написать портрет Третьякова.
Занятие 14. Серов Валентин Александрович « Девочка с персиками»
Домашний уют.
Абрамцево. Мамонтовы. Атмосфера творчества.
Возвращение из Венеции - жажда работать.
Верочка Мамонтова. «Следовать натуре, не мудрствуя лукаво».
Занятие 15. Врубель Михаил Александрович « Девочка на фоне персидского ковра»
Художник – философ.
Один из самых просвещенных людей своего времени.
Страстно любил затею в живописи и самый процесс работы.
Роспись Владимирского собора в Киеве, нужда в деньгах, обращение к владельцу ссудной кассы. Тот попросил написать портрет дочери.
«Девочка на фоне персидского ковра» - рассказ языком живописи о сновидении, о мечте…
Занятие 16. Нестеров Михаил Васильевич « Портрет дочери»
Одухотворенность.
Страшный удар судьбы – смерть любимой жены Машеньки. «Я остался с моей Олечкой, а Маши уже нет…»
«Портрет дочери» - портрет – картина. В прозрачной воде, словно в зеркале, отражаются мысли и чувства Ольги.
Занятие 17. Серебрякова Зинаида Евгеньевна «Автопортрет. За туалетом»
Автопортрет.
Сказка о серебряном ветре.
Автопортрет З. Серебряковой «За туалетом» - портрет-картина. «Улыбка во весь рот» (А. Бенуа).
Прямо с выставки картину забрали в Третьяковскую галерею.
Занятие 18. Занятие – игра «Узнай, кто на картине»
Конкурс загадок о художниках и созданных ими портретах.
Занятие 19. Венецианов Алексей Гаврилович « На пашне. Весна»
Бытовой жанр.
Уроки рисования у Рокотова и Боровиковского. Копирование в Эрмитаже картин старых мастеров. Портретист.
Переезд из Петербурга в усадьбу Сафонково недалеко от Твери. Родоначальник русского бытового жанра.
«На пашне. Весна». Несоразмерности в картине. В образе крестьянки – некая богиня Весны, Плодородия, Материнства.
Композиция картины.
Занятие 20. Перов Василий Григорьевич «Тройка»
Сопереживание.
Человек с большим сердцем. «Картины увидят все классы, и всем мысль моя будет ясна, доступна, и будет стыдно сидеть, сложа руки, каждый захочет исправить, залечить раны, страшные, больные раны общества».
«Тройка». Сюжет увиденный в жизни. Встреча тетушки Марьи и ее сына Васи. Продолжение истории героя картины после ее написания.
Композиция картины.
Занятие 21. Федотов Павел Андреевич «Сватовство майора»
Картинки из жизни.
Учеба в кадетском корпусе. Служба в лейб-гвардии Финляндском полку. Бедность. Полковой Рафаэль. Вечерние классы Академии художеств. Талант и характер.
Любовь к Катеньке Головачевой.
«Сватовство майора»: невеста, как большая светлая птица рвется к спасительной двери. В чертах невесты – черты Катеньки Головачевой.
Композиция картины.
Занятие 22. Богданов-Бельский Николай Петрович « Устный счет»
Волшебник.
Крестьянский художник, по происхождению и по тематике картин.
Пастушок, который любил сказки и хотел учиться.
Троицкий монастырь – учеба иконописи, Школа живописи и ваяния. Академик. Художественная школа для крестьянских детей в деревне. «Вокруг нас много волшебников. Просто мы их не всегда замечаем. Больше того. Волшебником может стать каждый. Нынче мой черед».
«Устный счет» - картина о народной школе.
Занятие 23. Васнецов Виктор Иванович «Богатыри»
Сказочник.
Детство Васнецова в деревне Рябово Вятской губернии. Сказки стряпухи долгими зимними вечерами на кухне.
Мысль написать «Богатырей» вынашивалось долго…
Собственная трактовка русской былины. Глубина психологических переживаний. Важная роль пейзажа, реального, но вместе с тем сказочно таинственного.
Занятие 24. Кустодиев Борис Михайлович «Масленица»
Оптимизм.
Чудесные воспоминания о детстве в Астрахани. Учеба в Петербургской Академии, мастерская Репина. Светлый роман с Юлией Прошинской. Болезнь. Дом полон друзей.
«Масленица» - пир красок, праздничность, декоративность. Композиция.
Занятие 25. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич « Купание красного коня»
Предчувствие.
Петров-Водкин: литература или живопись. Увлечение древнерусским искусством.
«Купание красного коня». Композиция картины.
Главное – предчувствие. Внешне все спокойно, размеренно. Однако зрителю передается чувство тревоги.
Исчезновение картины и ее возвращение.
Занятие 26. Пластов Аркадий Александрович « Жатва»
Благородный труд и духовная красота земляков – главная тема жанровых картин Пластова.
Художник передал то, что видел собственными глазами.
Композиция картины «Жатва».
Занятие 27. Занятие – игра «Составь картину по кусочкам»
Дети получают репродукции картин, разрезанных на куски. По отдельным кусочкам надо отгадать, что это за картина, а затем собрать ее полностью.
Занятие 28. Брюллов Карл Павлович « Последний день Помпеи»
Исторический жанр.
Помпеи – немного истории.
Два года подготовки. 11 месяцев беспрерывного труда.
Истинная сущность человека перед лицом опасности. Композиция картины.
Грандиозный успех картины и Брюллова.
Занятие 29. Репин Илья Ефимович « Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Гармония.
Казаки. Запорожская Сечь: немного истории.
Поездка Репина на Украину, Кубань, Хортицу. Сотни этюдов. Эскиз «Запорожцы». Верность обстановки и костюмов.
Сюжет. Гармония разнообразных характеров.
Композиция.
Персональная выставка. Популярность картины.
Занятие 30. Суриков Василий Иванович « Переход Суворова через Альпы»
Движение.
Маневры. Переход через Альпы русских войск под командование А.В. Суворова: немного истории.
Вася Суриков - красноярский мальчик из казачьей семьи. Долгие месяцы труда от схематического наброска до завершения картины. Посещение Швейцарских Альп, чтобы собственными глазами увидеть «декорации» своего полотна.
Композиция.
Противоречивые суждения о картине.
Занятие 31. Рерих Николай Константинович «Заморские гости»
Гимназия К.Мая, Петербургский университет, Академия художеств, класс А.И. Куинджи. Литератор, ученый, художник. Замысел серии картин, посвященных русской старине.
«Заморские гости» - самое пленительное и свежее создание художника; стиль народного искусства.
Сюжет. Композиция.
Занятие 32. Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя»
Оборона.
Великая Отечественная война: немного истории.
Динамика времени, бурного и непредсказуемого. 1938 г. – «Будущие летчики». 1941 г. – «Оборона Севастополя». Вчерашние мальчишки стали героями.
Сюжет и композиция картины. Цвет в композиции.
Занятие 33. Занятие-игра «Из чего состоит история»
Конкурс загадок о картинах и художниках.
Занятие 34-36. Заключительные занятия: «Вернисаж»
На этих занятиях дети вспоминают картины, о которых говорилось на занятиях, выбирают наиболее запомнившиеся и понравившиеся и готовят выставку из этих работ. В эту выставку могут вставить и свои рисунки по любимым картинам. Для этого учащимся предоставляются открытки, репродукции, альбомы, книги по искусству, из которых они отбирают работы для своей выставки, а затем проводят по ней экскурсию.
Учебно-тематический план
3 год обучения - «Наследие мировой культуры»
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | всего | ||
1. | Вводное занятие. | - | 1 | 1 |
2. | Сандро Боттичелли «Весна» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Сурбаран «Отрочество Богоматери» | 0,5 | 0,5 | 1 |
6. | «Идеалы красоты и доброты» | - | 1 | 1 |
7. | Альбрехт Дюрер «Автопортрет» | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | Питер Пауль Рубенс «Портрет камеристки» | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Рембрант Харменс Ван Рейн «Автопортрет с Саскией» | 0,5 | 0,5 | 1 |
10. | Антонис Ван Дейк «Семейный портрет» | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | Хальс «Улыбающийся кавалер» | 0,5 | 0,5 | 1 |
12. | Бартоломе Эстебан Мурильо «Девочка-продавщица фруктов» | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. | Винсент Ван Гог «Автопортрет» | 0,5 | 0,5 | 1 |
14. | «О чем рассказал портрет» | - | 1 | 1 |
15. | Жан Оноре Фрагонар «Качели» | 0,5 | 0,5 | 1 |
16. | Жан Антуан Ватто «Жиль» | 0,5 | 0,5 | 1 |
17. | Ян Вермер Делфтский «Девушка у окна» | 0,5 | 0,5 | 1 |
18. | Эдгар Дега «Танцовщицы» | 0,5 | 0,5 | 1 |
19. | «Характер и настроение» | - | 1 | 1 |
20. | Клод Моне «Бульвар Капуцинов в Париже» | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Камиль Писсаро «Оперный проезд в Париже» | 0,5 | 0,5 | 1 |
22. | Морис Утрилло «Тупик Коттен» | 0,5 | 0,5 | 1 |
23. | «Настроение города» | - | 1 | 1 |
24. | Жан Батист Грез «Девочка с куклой» | 0,5 | 0,5 | 1 |
25. | Жан Батист Симеон Шарден «Мыльные пузыри» | 0,5 | 0,5 | 1 |
26. | Пьер Огюст Ренуар «Ребенок с кнутиком» | 0,5 | 0,5 | 1 |
27. | Пабло Пикассо «Девочка на шаре» | 0,5 | 0,5 | 1 |
28. | «Игры детей» | - | 1 | 1 |
29. | Виллем Класс Хеда «Ветчина и серебряная посуда» | 0,5 | 0,5 | 1 |
30. | Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства» | 0,5 | 0,5 | 1 |
31. | Сезанн «Натюрморт с драпировкой и кувшином» | 0,5 | 0,5 | 1 |
32. | Сальвадор Дали «Роза» | 0,5 | 0,5 | 1 |
33. | Игра «Составим натюрморт» | - | 1 | 1 |
34-36. | Заключительные занятия «Вернисаж» | - | 3 | 2 |
Итого: | 13 | 23 | 36 |
Содержание программы
Занятие 1. Вводное занятие
Игра-лото «Русские и зарубежные художники».
Занятие 2. Сандро Боттичелли «Весна»
Сын флорентийского дубильщика кож. Происхождение фамилии. Творческий взлет художника. Симонетта Каттанео в образе Флоры на полотне «Весна».
Композиция картины.
Занятие 3. Леонардо да Винчи « Мадонна с цветком»
Обучение у Верроккьо. Живопись – наука.
Флорентийский период творчества.
«Мадонна Бенуа» - жемчужина коллекции Эрмитажа.
Реалистический образ, знание пропорций младенца. Уравновешенная композиция. Неяркие, но насыщенные цвета. Радость материнства.
Приобретение Бенуа.
Занятие 4. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» 1513
Доброта Рафаэля.
Мастер «мадонн».
Просьба черных монахов тихого городка Пьяченце написать для их монастыря свою Матерь Божью.
«Сикстинская мадонна» - «Воплощенное чудо», «создана не для глаз, а для души» (Жуковский)
Занятие 5. Франсиско де Сурбаран « Отрочество Богоматери» 1640-50-е гг.
Аскетичность и одухотворенность картины «Отрочество Богоматери». Атмосфера покоя и молитвенной сосредоточенности. Строгий и точный подбор цветов.
Возможно в образе Девы Марии Сурбаран изобразил одну из своих дочерей.
Занятие 6. «Идеалы красоты и доброты»
Диалог – что такое красота и что такое доброта? Письмо в далекое прошлое и далекое будущее.
Занятие 7. Альбрехт Дюрер «Автопортрет»
Автопортрет. Аксессуары и одежда в портрете.
Дюреру 27 лет. Он вернулся из Италии. Отстаивает независимое положение художника, уважение к его творчеству.
Композиция.
Занятие 8. Питер Пауль Рубенс «Портрет камеристки»
Образован, трудолюбив, талантлив.
«Портрет камеристки» - один из самых замечательных портретов 17 века по своей одухотворенности.
Карандашный набросок с натуры и живописный портрет камеристки – позволяют увидеть творческий метод Рубенса.
Занятие 9. Рембрандт Харменс Ван Рейн «Автопортрет с Саскией»
Символ счастья.
Первый официальный заказ. Громкая слава. Женитьба по любви на Саскии Ван Эйленбург. Новый дом как сказочный дворец. Коллекция древностей. Чудаком первого сорта.
«Автопортрет с Саскией на коленях» - тщательно продуманная композиция, как непосредственный жизненный эпизод. Безмерная радость и счастье.
Занятие 10. Винсент Ван Гог «Автопортрет»
Удары судьбы.
Детство в семье пастора из нидерландского прихода Гроот-Зюндерт. Продавец картин, проповедник, продавец книг, богословская школа в Амстердаме. Помощь младшего брата Тео. Встреча с Тулуз-Лотреком и Гогеном в Париже. Спор с Гогеном. Отрезанное ухо. Автопортрет. Психиатрическая больница. 70 картин за девять недель в больнице.
Непохожий ни на кого философ - этот странный взъерошенный человек.
Занятие 11. «О чем рассказал портрет»
Конкурс-викторина «Что это за человек»?
Занятие 12. Антонис Ван Дейк «Семейный портрет»
Интеллигентные люди.
Седьмой ребенок в семье богатого антверпенского купца. Ученик Рубенса. Человек замкнутый, ранимый, честолюбивый. Поиск своего пути. Придворный живописец английского короля Карла I.
«Семейный портрет» - глубокий портрет интеллигентных людей своего времени.
Занятие 13. Бартоломе Эстебан Мурильо «Девочка-продавщица фруктов»
Мастер лирического склада.
Севильский художник. Создатель особого рода жанровых картин с изображением детей. Симпатия и сочувствие к своим героям.
«Девочка – продавщица фруктов» - застенчива и доверчива. Композиция картины.
Занятие 14.Франс Хальс «Улыбающийся кавалер»
«Мажорное» настроение.
Хальс – странствующий рыцарь в кальвинисткой стране. Член Гильдии святого Луки, мушкетер роты святого Георгия. Своя мастерская, свои ученики, поток заказов. «Улыбающийся кавалер» - кто он? (Игра в дедукцию)
Занятие 15. Жан Антуан Ватто «Жиль»
Мечтательность.
Трудное детство Ватто. Постижение азов живописи в мастерской метра Жерена и на улицах Валансьены. Театр – источник прекрасного, источник размышлений о превратностях жизни. Театр для Ватто – палитра будущих полотен.
«Жиль»…- задумчивость и неудовлетворенность, много общего с характером самого художника, умершего молодым.
Занятие 16. Жан Оноре Фрагонар «Качели»
Игривость.
Фрагонар- сын перчаточника, ученик Буше, последний представитель легкого, изящного стиля рококо во французской живописи. История создания «Качелей».
Веселость и игривость в композиции.
Занятие 17. Эдгар Дега «Танцовщицы»
Движение.
Сын банкира. Ученик Энгра. Человек не без странностей. Иронические сонеты, посвященные богиням сцены. Живописец танцовщиц.
Композиция.
Занятие 18. «Характер и настроение»
Палитра цвета и настроения – игра « Составь из кусочков».
Занятие 19. Ян Вермер Делфтский «Вид Делфта»
Свет.
Французский критик Торе открыл миру Вермера Делфтского.
Родился в Делфте в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели. Гибель учителя и друга Кареля Фабрициуса перевернуло сознание художника. Изображение света. «Вид Делфта». Почти фотографической объективности и задушевность.
Занятие 20. Клод Моне «Бульвар Капуцинов в Париже»
Впечатление.
Академическое образование. Реформатор. Работа только с натуры. Городской пейзаж, как самостоятельный жанр.
«Бульвар капуцинок в Париже». Впечатление – результат выбранной художником неожиданной точки зрения сверху.
Занятие 21. Камиль Писсаро «Оперный проезд в Париже»
Будничная суета.
Сын торговца скобяными товарами. Школа изящных искусств в Париже. Участие в первой выставке импрессионистов.
1897-98 гг. – серия «Бульвары» (15 картин) из окон отеля де Рюсси. Работа над несколькими полотнами одновременно. Цвет в картине.
Занятие 22. Морис Утрилло «Тупик Коттен»
Непосредственность.
Монмартр – родина Мориса Ультрилло. Основы живописи получил от матери. Два излюбленных сюжета – церкви и улочки.
Наивность рисунка, непосредственность восприятия – отличительные особенности «белого периода» творчества Утрилло. «Тупик Коттен».
Занятие 23. «Настроение города»
Игра «Путешествие».
Занятие 24. Жан Батист Грез «Девочка с куклой»
Нравственность.
Учеба в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Неудачная попытка стать членом Академии. Популярность Греза во Франции и в России. И.И. Шувалов, первый президент императорской Академии изящных искусств, подарил Академии сто картин, среди них «Девочка с куклой» Грёза.
Занятие 25. Жан БатистСимеон Шарден «Мыльные пузыри»
Третье сословие.
Мир кухарок, прачек, воспитательниц.
Наблюдение сценок мирной жизни . Особенно привлекательны детские образы Шардена. Излюбленным занятием детей прачек было пускание мыльных пузырей. Название картины, которым живописец сопроводил ее, посылая на выставку в Салон, гласило: "Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри". Сюжет. Композиция.
Занятие 26. Пьер Огюст Ренуар «Ребенок с кнутиком»
Живописец счастья.
Самое чистое и торжествующее счастье в детях. Ренуар - поэт детства. Его модели- дети всех его друзей.
«Мальчика с кнутиком» написан по заказу сенатора Этьена Гужона. Поза маленького Этьена Гужона у Ренуара невольно вызывает ассоциации с портретами Веласкеса.
Занятие 27. Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Поддержка.
Французский художник испанского происхождения. «Голубой период» - изображение бедняков, изгоев общества.
«Розовый период» творчества Пикассо- изображение странствующих комедиантов, танцовщиков и акробатов – дух одиночества. Светлые и прозрачные цвета в красочной гамме Пикассо как луч надежды в душах его героев. «Девочка на шаре» - лирическая тема дружбы, взаимной поддержки.
Занятие 28. «Игры детей»
«С кем бы тебе хотелось поиграть и почему ?» Напиши письмо.
Занятие 29. Виллем Класс Хеда «Ветчина и серебряная посуда»
Изобилие.
Виллем Клас Хеда работал в Харлеме. Мастер был популярен, имел много учеников и последователей. Оригинальные композиции - новый взгляд на привычные предметы. Удивительная точность в передаче предметов и загадочная поэтичность. Внутренняя жизнь вещей, у каждой свой характер. Излюбленный мотив Хеда – завтрак.
Занятие 30. Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства»
Шарден утвердил натюрморт во французском искусстве как самостоятельный жанр. Изображение простых повседневных вещей. «Натюрморт с атрибутами искусства» - «автобиографичен». Дидро о Шардене.
Занятие 31.Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой и кувшином»
«Медведь с нежным сердцем».
Трудный путь к самоопределению и признанию. Художественный стиль Сезанна - соединение традиций старых мастеров и революционных открытий современной живописи. Обычные предметы, необычные образы. Неторопливость и аккуратность в работе.
«Натюрморт с драпировкой и кувшином»– «Я хочу поразить Париж с помощью яблока».
Занятие 32 Сальвадор Дали «Роза»
Непредсказуемость.
Сын нотариуса небольшого испанского городка Фигераса. Учебы в Школе изящных искусств Мадрида. Поиск новых решений. Натюрморт с вишнями на двери. Ассоциации. «Натюрмотр розы». 10 правил для живописца от С.Дали.
Занятие 33 Игра «Составим натюрморт»
Занятие 34-35 Заключительные занятия: «Вернисаж»
На этих занятиях дети вспоминают картины, о которых говорилось на занятиях, выбирают наиболее запомнившиеся и понравившиеся и готовят выставку из этих работ. В эту выставку могут вставить и свои рисунки по любимым картинам. Для этого учащимся предоставляются открытки, репродукции, альбомы, книги по искусству, из которых они отбирают работы для своей выставки, а затем проводят по ней экскурсию.
Учебно-тематический план
4 год обучения – «Художественные музеи мира»
№ п/п | Название раздела и темы. | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | всего | ||
1. | Вводные занятия | - | 2 | 2 |
2 | Государственный музей Эрмитаж: История музея Музейный комплекс Коллекции музея | 1 1 - | - - 3 | 1 1 3 |
3 | Государственный Русский музей: История музея Музейный комплекс Коллекции музея | 1 1 - | - - 3 | 1 1 3 |
4 | Третьяковская галерея: История музея Залы и экспозиция музея | 1 1 | - 3 | 1 4 |
5 | Музей изобразительный искусств им. А.С. Пушкина: История музея Музейный комплекс Коллекции музея | 1 1 - | - - 3 | 1 1 3 |
6 | Галерея Уффици: История Коллекции Виртуальная экскурсия | 1 1 - | - - 1 | 1 1 1 |
7 | Дрезденская галерея: История приобретения коллекций Коллекция галереи Виртуальная экскурсия | 1 1 - | - - 1 | 1 1 1 |
8 | Лувр: История Коллекция Виртуальная экскурсия | 1 1 - | - - 1 | 1 1 1 |
9 | Метрополитен-музей в Нью-Йорке: История музея Коллекции музея Виртуальная экскурсия | 1 1 - | - - 1 | 1 1 1 |
10. | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 16 | 20 | 36 |
Содержание
Занятие 1-2. Вводное
Что такое музей? Зачем нужны музеи? Какие виды музеев существуют? Что такое художественные музеи? Что такое коллекция?
Занятие 3. История Государственного Эрмитажа
«Пустынный уголок» Екатерины Великой. «Каменная болезнь» Екатерины.
Дворец и музей.
1852 г.- первый публичный художественный музей России.
Традиция коллекционирования.
Эрмитаж в дни блокады.
Занятие 4. Музейный комплекс. Залы Эрмитажа
Башенные часы зимнего дворца
Лоджии Рафаэля
Петровский зал.
Зал большой вазы.
Военная галерея Отечественной войны 1812 г.
Занятие 5-6. Коллекции Эрмитажа
Занятия проходят в виде виртуальной экскурсии.
Старые мастера и искусство Нового времени.
Занятие 7. Экскурсия в Эрмитаж
Занятие 8.История Государственного Русского музея
Идея об организации Музея. Указ императора Николая II в 1895 году об открытии «Русского музея императора Александра III».
Три года подготовки. Хранители Музея и устроители вернисажа: академик живописи М.П. Боткин, художник П.А. Брюллов, академик живописи А.Н. Бенуа.
Первоначально музей располагался в залах Михайловского дворца.
Занятие 9. Музейный комплекс
Музейный комплекс Русского музея: Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I. Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.
Занятие 10-11. Коллекция музея
Собрание памятников древней Руси: древнерусское шитье, иконы,
В состав коллекции живописи XVIII-первой половины XIX вв. входят произведения замечательных мастеров. И.Вишнякова, И.Аргунова, Д.Левицкого, Ф.Рокотова, А.Венецианова, К.Брюллова, О.Кипренского, Ф.Матвеева, С.Щедрина, И.Айвазовского, П.Федотова и многих других .
Живопись второй половины XIX в. представлена именами русских мастеров изобразительного искусства - И.Крамского, Н.Ярошенко, И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, Н.Ге, В.Сурикова, И.Репина.
Занятие 12. Экскурсия в музей
Занятие 13. История Третьяковской галереи.
Купец, коллекционер, меценат.
Национальная портретная галерея
Домашний музей.
"…без различия рода и звания" .
Дар открывать таланты.
«Третьяковка» без Третьякова
Занятие 14-17. Знакомство с залами и экспозицией музея
Залы Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке: Зал №1Портреты первой половины XVIII в..Залы «Искусство второй половины XVIII в..»
Залы «Живопись первой полвины XIX в.» Залы «Искусство второй половины XIX в.» Зал Сурикова, Врубелевский зал. Залы « Искусство рубежа XIX–XX вв.». Зал №60 Андрей Рублев. Дионисий.
Комплекс на Крымском валу - экспозиция целиком посвящена русскому искусству 20 века.
Занятие 18. История Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета, инициатор создания музея - заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев, первый директор Музея.
Коллекции Г. А. Брокара, Д. И. Щукина. Присвоено музею имени А. С. Пушкина.
Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина - произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, памятники археологии и нумизматики, художественная фотография.
Занятие 19.Музейный комплекс
Четыре здания ГМИИ им. А.С. Пушкина - Главное здание, архитектора Р.И. Клейна, здание Музея личных коллекций, Галереи Искусства Стран Европы и Америки XIX-ХХ веков и Детского центра "Мусейон".
Занятие 20-22. Коллекция Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекция искусства Древнего Египта, коллекция произведений художников-импрессионистов, постимпрессионистов, Матисса, Пикассо.
Занятие 23. История Галерея Уффици
Уффици во Флоренции, картинная галерея, одна из крупнейших в Италии.
Размещена в здании, построенном для правительственных канцелярий, архитекторы Дж. Вазари и Б. Буонталенти. Основана на базе коллекций рода Медичи.
Занятие 24-25. Коллекция Галереи Уффици
Галерея хранит богатейшее в мире собрание итальянской живописи 13–18 вв., произведения античного искусства, большинства школ европейской живописи, уникальную подборку автопортретов европейских художников.
Занятие 26. История Дрезденской галереи.
Саксонский курфюрст Фридрих III Мудрый положил начало сбору коллекции. Заказы у Л. Кранаха и А.Дюрера.
Образование кунсткамеры при Августе I.
Роль Августа II Сильного в создании коллекции.
1722 год - дата основания дрезденского собрания живописи. Создание гравюрного кабинета, музея фарфора, музея скульптур и картинной галереи. 1831 - национализация собраний музеев и они стали общедоступными.
Занятие 27-28. Коллекция Дрезденской галереи
В собрании находятся картины многих ведущих мастеров Раннего Возрождения и Высокого Возрождения. Богато собрание живописи Нидерландов. Большое собрание работ Рембрандта.
Всесторонне отражено в собрании творчество великого художника Фландрии В коллекции искусства Германии лучше всего представлены мастера 16 в. -Лукас Кранах Старший .
Занятие 29. История Лувра.
Лувр в Париже, памятник архитектуры и один из крупнейших художественных музеев мира. Первоначально - королевский дворец. С 1791 – художественный музей. В основе собрания Лувра лежат бывшие королевские коллекции, а также коллекции монастырей и частных лиц. Административно Лувру подчинена так называемая Оранжерея - выставочное помещение с постоянной экспозицией "Кувшинок" К. Моне.
Занятие 30-31. Коллекция Лувра
В Лувре хранятся уникальные собрания восточных древностей, древнеегипетского, античного, западноевропейского (особенно французской и итальянской школ) искусства. Среди шедевров Лувра – древнегреческие статуи "Ника Самофракийская” и "Венера Милосская", статуи Микеланджело "Восставший раб" и "Умирающий раб", портрет Моны Лизы ("Джоконда") Леонардо да Винчи, произведения П.П. Рубенса, Рембрандта. Н. Пуссена, А. Ватто, Ж.Л. Давида, Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Курбе и др.
Занятие 32. История Национального музея Метрополитен
Метрополитен-музей в Нью-Йорке, художественное собрание, крупнейшее в США и одно из крупнейших в мире. Основан в 1870 на базе частных коллекций, переданных в дар музею, открыт в 1872.
Занятие 33-34. Коллекция Национального музея Метрополитен
В составе Метрополитен-музея отделы американской живописи и скульптуры, древнего искусства Востока, оружия, искусства Древнего Египта, античного искусства, исламского искусства, европейской живописи, искусства 20 века, гравюры и литографии, музыкальных инструментов, музеи книги и детский, институт костюма. Среди шедевров живописного собрания – произведения древнегреческого вазописцев, полотна мастеров Возрождения, крупнейшая в мире коллекция работ Рембрандта (23 картины), произведения художников Испании, Голландии, Великобритании, Франции.
Занятие 35-36. Заключительное занятие.
Список литературы для педагога:
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М., «Просвещение», 1984
- Алпатов М.В. Этюды во всеобщей истории искусств. Западноевропейское искусство. Русское и советское искусство. – М.: Сов. Худ., 1979
- Бенуа А. История живописи всех времен и народов: в 2 т.- СПб, 1912-1914
- Бойко Н. Истории знаменитых полотен. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2006
- Вагнер Г. Скульптура Древней Руси.- М., 1969
- Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. – М., «Искусство», 1990
- Волков Н. Восприятие картины: Пособие для учителей.- М., Просвещение, 1976
- Все о музеях мира: Иллюстрированный справочник художественных музеев мира. Мосин И.Г., сост. Издательств «Кристалл», СПб
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Прогресс», 1991
- Высоцкий С. Светские фрески Софийского собора в Киеве. – М.,1989
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1996
- Горина Т.Н. Русское искусство второй половины XIX века, М., 1962.
- Данилова И. Искусство средних веков и Возрождения. – М., 1984
- Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М., Терра-книжный клуб,2001
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: очерки. Вып.1. От древнейших времен по XVI век. – М.: Искусство, 1969
- Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века, М. «Просвещение», 1986
- Искусство. Книга для чтения. - М., Из-во «Просвещения», 1969
- Ковтун Е. Как смотреть картину (Язык живописи) – Ленинград, 1960
- Левин С.Д. Беседы с юным художником. – М., Из-во «Советский художник», 1988
- Лихачев Д.С. Великое наследие. Избранные работы: в 3 т. Т.2. Л., 1987
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., Просвещение, 1974
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение. – М.: Просвещение, 1982
- Нестерова Е. «Боярыня Морозова», Из-во «Аврора», СПб, Из-во «Янтарный сказ» Калининрад, 2000.
- Педагогический практикум: Что такое творческая мастерская? Заслуженный учитель школ РФ Мухина И.А., доц.каф.ист.пед. АППО
- Портрет в Эрмитаже. М., «АРТ-БМБ», 2001
- «Русские художники от А до Я»- Слово, 2005
- Рыбакова О.Ю. Азбука искусства. – Из-во «Панорама», 2006
- Семенов О. Иван Билибин. –М., Детская литература, 1986
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, «Титул», 1996
- Сто великих музей мира. М., Вече, 2005
- Феррье Ж.-Л. 30 величайших картин, которые потрясли мир. М., РИПОЛ классик, 2005
- «Художественная галерея»
- Шедевры государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, М., Советский художник, 1986
- Шинкарчук С.А. Великие русские картины. –СПб, издательский дом «Литера», 2007
- Эфрос А.М. Мастера разных эпох. М., Советский художник,1979
- Я познаю мир. Великие художники.- М. «Астрель», 2005
- Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. – М.: Искусство, 1975
Список литературы для учащихся
- Бойко Н. Истории знаменитых полотен. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2006
- Детская энциклопедия. «Просвещение», М.,1968.
- Каменева Е.В. , «Какого цвета радуга», М., Детская литература, 1971
- Литвинцев С.Ф. Маленький всемирный историк (в 3-х томах). «Эврика», 1991
- Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. СПб, Лениздат, 1993
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, «Титул», 1996
- Сто великих музеев мира. М., Вече, 2005
- «Художественная галерея», еженедельный журнал, ООО «Де Агостини»
- Шинкарчук С.А. Великие русские картины. –СПб, издательский дом «Литера», 2007
- Я познаю мир. Великие художники.- М. «Астрель», 2005
Сайты:
- http://learningapps.org/my.php
- http://www.artsait.ru
- http://www.artprojekt.ru/Menu.html
- http://www.tretyakovgallery.ru/ru/
- http://www.nearyou.ru/
- http://rusmuseum.ru/info/
- http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_3_2_5b.html
- http://virtualrm.spb.ru/ru/node/4157
- http://www.benua-history.ru/
- http://www.point.ru/photo/galleries/15520/6.html#2862
- http://www.artcontext.info/stories-about-artists.html
- http://www.artniderland.ru/index.php
- http://www.c-cafe.ru/groups/1/073.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по истории искусств для учащихся 5 класса
Тест является итоговым для учащихся 5 класса....
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.
Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...
Образовательная программа по русскому языку для учащихся 12 класса специальной( коррекционной) образовательной организации
Цели и задачи организации 12 классов в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обусловлены интересами ...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
Тест по истории искусств для учащихся 6 класса
Тест является итоговым для учащихся 6 класса....
Тест по истории искусств для учащихся 7 класса.
Тест является итоговым для учащихся 7 класса....
Документы обучающихся, поступивших по соответствующему профилю в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства
Документы обучающихся, поступивших по соответствующему профилю в образовательные учреждения,реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства...