Методическая разработка на основе выпускной квалификационной работы
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на основе выпускной квалификационной работы «Программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»
Актуальность данной темы заключается в том, что современное обучение детей в общеобразовательной школе формирует в детях в большей степени исполнительные качества, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – остаётся не всегда на высоком уровне. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует система дополнительного образования.
Только сочетание базового школьного образования с дополнительным образованием удовлетворит постоянно изменяющиеся социально-культурные и образовательные потребности детей и родителей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребёнка.
В настоящее время существуют следующие проблемы и противоречия, требующие разрешения:
- несоответствие возможностей образовательных учреждений и растущих социальных требований к качеству образования;
- недостаточная готовность педагогов системы общего и дополнительного образования к совместному взаимодействию;
- необходимость разработки программ взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые стандарты в части решения задач по внеурочной деятельности. Эти стандарты обеспечивают единство образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Обозначенные проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты».
Объект исследования – взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС.
Предмет исследования – содержание программного обеспечения взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС в части внеурочной деятельности.
Целью данной квалификационной работы является определение программного обеспечения взаимодействия общего и дополнительного образования детей с учетом ФГОС в части содержания внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность введения ФГОС в части внеурочной деятельности повысится, если программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей будет разработано и реализовано с учетом
1) соответствия достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
2) определённого уровня профессиональной компетентности педагогов общего и дополнительного образования;
3) соответствия видов и направлений внеурочной деятельности ФГОС.
Поставленная цель данной работы потребовала решения следующих задач:
1. Проанализировать специальную научно-методическую литературу по проблеме исследования механизмов взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях введения новых образовательных стандартов.
2. Выявить особенности обучения детей в учреждениях дополнительного образования на современном этапе развития системы образования;
3. Осуществить анализ имеющихся интегрированных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей с учетом ФГОС в части внеурочной деятельности.
4. Представить проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с учетом введения ФГОС в части внеурочной деятельности.
Глава 1. Обучение детей в системе общего и дополнительного образования как педагогическая проблема
- Основные подходы к обучению детей в учреждениях дополнительного образования
Обучение детей в учреждениях дополнительного образования имеет свои особенности:
-свобода выбора обучающимися вида деятельности, преподавателя;
-главная деятельность-творчество, отсюда многообразие форм работы;
-индивидуальный подход к каждому ребёнку.
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности в учреждениях общего образования
Внеурочная работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
1.3. Характеристика содержания и организации внеурочной деятельности обучающихся в ФГОС
В ФГОС отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в школе, определены виды и направления внеурочной деятельности, в которые необходимо включать детей. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и запросу родителей в формах, отличных от урочной системы обучения, что требует реализации новых подходов к организации внеурочной деятельности.
Глава 2. Практика взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей
2.1. Характеристика программ взаимодействия основного и дополнительного образования
В этом разделе сначала рассмотрены образовательные стандарты, которые обеспечивают единство образовательного пространства страны, исполняют роль механизма стабилизации и регулирования системы образования страны, фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Такое взаимодействие возможно при наличии соответствующих программ, которые отвечают образовательным стандартам. И далее по тексту приведены примеры взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.
2.2. Проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС
Данный проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования станет основой для создания конкретной программы взаимодействия по видам и направлениям деятельности. Это послужит улучшению качества образования, результативности и эффективности внеурочной деятельности.
Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность
методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение
партнерского взаимодействия сторон. Он имеет ряд составляющих рычагов,
взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:
- переговорный процесс между сторонами-партнерами;
- процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению «контактных» точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности.)
- экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности;
- создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия
В период реализации проекта определяются и основные направления совместной деятельности:
1. Разработка и коррекция дополнительных образовательных программ.
2. Организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов школы и Центра детского творчества (далее ЦДТ) - семинары по изучению новых требований в образовании (например, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, положений, инструкций и др.)
3. Консультативно-методическая помощь: мастер - классы на базе ЦДТ и школы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, консультации, семинары.
4. Организация взаимодействия на уровне учащихся: экскурсии в ЦДТ, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты, реализация дополнительных образовательных программ.
5. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания). Вышеназванные виды взаимодействия берутся за основу
программы совместной деятельности учреждений с последовательным
планированием работы.
Виды и направления внеурочной деятельности выбираются согласно федеральным государственным образовательным стандартам. Направления внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность.
В процессе выполнения программных мероприятий должно возникнуть устойчивое взаимодействие по следующим видам и направлениям деятельности: 1. Ролевая игра « Я - Лидер». Вид деятельности – игровая, направление – общественно-полезная деятельность.
2. Викторины, познавательные игры, внешкольные олимпиады, научно-практические конференции. Вид деятельности – познавательная, направление – научно-познавательная деятельность.
3. Организация и проведение совместных мероприятий для воспитанников ЦДТ и обучающихся школы, (тематические вечера, праздники, концерты для родителей и общественности посёлка, семейные гостиные). Вид деятельности – досугово-развлекательная, направление – общественно-полезная деятельность
4. Художественное творчество: кружки художественного творчества, художественные выставки, спектакли. Направление - художественно-эстетическое.
5. Социальное творчество: совместная деятельность в рамках работы детских общественных организаций, социальные акции (поддержка ветеранов ВОВ, акции по здоровому образу жизни, экологические акции). Направление – общественно-полезная деятельность.
6. Трудовая деятельность: кружки технического творчества, соревнования по техническим видам творчества, трудовые десанты, субботники. Направление – спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, общественно-полезная деятельность.
7. Туристско-краеведческая деятельность: участие в раскопках в урочище «Батаково», походы. Направление – общественно-полезная деятельность.
В каждом виде деятельности созданы рабочие группы из наиболее
активных и компетентных руководителей и педагогов учреждений. Задачей
этих групп являться практическое осуществление этих видов деятельности.
Программы обеспечиваются следующим комплексом мероприятий:
- разработка и утверждение нормативно-правовой базы образовательного партнерства;
- организация деятельности рабочих и экспертной группы, тиражирование опыта взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования в сфере требований ФГОС в части внеурочной деятельности.
- обсуждение и анализ работы на совместных методических советах, совещаниях по вопросам сотрудничества, работа с методическим конструктором по внеурочной деятельности.
- разработка научно-методического и нормативного обеспечения и проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей согласно выбранным направлениям и видам деятельности внеурочной деятельности.
-анализ деятельности и информирование педагогов учреждений.
Структура управленческих органов, сформированных для реализации программы состоит из:
1. Координационного совета в составе: директор ЦДТ и директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе ЦДТ и школы, заведующий методическим кабинетом ЦДТ и старшая вожатая школы.
2.Экспертных групп - рабочий орган, оказывающий методическое, экспертно-аналитическое сопровождение. Экспертная группа формируется из методистов ЦДТ, педагога-организатора ЦДТ и педагогических работников школы. Основными задачами группы являются: проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей; подготовка предложений по корректировке и обновлению планов, подготовка отчетных, обзорных и аналитических материалов согласно выбранным направлениям и видам деятельности внеурочной деятельности.
3. Рабочие группы образуются по каждому направлению. Цель
деятельности групп - достижение новых результатов внеурочной деятельности через образовательные события. У каждой группы есть руководитель, который:
- составляет план работы группы;
- обеспечивает реализацию мероприятий по плану;
- координирует действия участников рабочих групп;
- разрабатывает индикаторы эффективности работы;
-отчитывается на заседаниях Координационного Совета.
Рабочие группы организуют свою деятельность и производят
распределение функциональных обязанностей среди членов группы
самостоятельно. В состав рабочих групп включаются представители
учреждений-партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/19/picture-449502-1400503309.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности СПО Гостиничный сервис
В методических указаниях даны подробные указания по выполнению и написанию дипломной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-474961-1409496862.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для студентов колледжа. Содержат требования к структуре дипломной работы, содержанию ее ...
Методические указания для оформления выпускной квалификационной работы
Данное методическое указание содержит материал для оформления выпускной квалификационной работы для студентов специальности 21.02.08 Прикладная геодезия...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/31/picture-246831-1690807244.jpg)
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по программе профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии 19601 Швея
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для выпускников по программе профессионального обучения для лиц с огр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707418-1447307485.jpg)
Методические указание по выполнению выпускной квалификационной работы
Методические указание ВКР Технология продукции общественного питания СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707418-1447307485.jpg)
Методические указание по выполнению выпускной квалификационной работы 2020
ВКР представляет собой самостоятельную работу, целями и задачами которой являются:- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и их практическое применение в процес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707418-1447307485.jpg)
Методические указание по выполнению выпускной квалификационной работы
ВКР представляет собой самостоятельную работу, целями и задачами которой являются:- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и их практическое применение в процес...