«Реализация воспитательного модуля «Мир народной культуры – наш духовный родник» в образовательном процессе по прикладному творчеству»
статья на тему

Суханова Ольга Александровна

Статья разработана на основе воспитательного модуля образовательной программы "Волшебне узоры".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suhanova_o.a._logayskaya_e.m._statya_astrahan_avt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация воспитательного модуля «Мир народной культуры – наш духовный родник» в образовательном процессе по прикладному творчеству»

    Суханова О.А., Логайская Е.М.

  г. Астрахань, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей №1»

Многочисленные глобальные проблемы современности  в обществе связаны с разрушением культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-нравственные нормы и художественные ценности культуры народов России, понимать прекрасное в труде людей, знакомиться с местными мастерами прикладного искусства,  приобретать опыт самореализации  в различных видах творческой деятельности.

Содержательной основой воспитания, в соответствии с новыми Федеральными образовательными стандартами общего образования, является  « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на системе базовых национальных ценностей.

В учреждениях  дополнительного  образования детей сегодня создаются условия для самореализации, самопознания, самоопределения и воспитания гражданина и патриота, раскрытия способностей   и талантов  обучающихся, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Задачи воспитательного характера решаются на каждом занятии в соответствии с заявленной темой и содержанием воспитательного модуля в   моей дополнительной общеобразовательной программе «Волшебные узоры».

         С целью реализации поставленных целей и задач по проблемам воспитания к образовательной программе  был разработан воспитательный модуль «Мир народной культуры - наш духовный родник».  Воспитательный модуль  программы разработан  с учетом содержания дополнительной общеобразовательной программы,     является частью  образовательно-методического комплекса (ОМК) и решает вопросы воспитания, как в рамках образовательной программы, так и за ее пределами. Воспитательная деятельность планируется на каждую учебную группу (что находит отражение в учебно-тематическом плане программы), входит в учебное направление образовательного процесса.

Воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы строится на основе реализации воспитательной системы Центра «КОМПЛЕКС», открытых целевых программ: «Ура! Каникулы!», «Взрослые и дети», «Игра – дело серьезное», «Здоровое поколение».

Осознать значение искусства и творчества в формировании современного человека, развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, научить  выражать свое отношение художественными средствами, помочь с пользой организовать свободное время призвано творческое объединение «Волшебный клубок», на основе которого реализуется общеобразовательная программа.

Главная цель реализуемого воспитательного модуля - развитие духовного мира обучающихся на основе познания  прикладного искусства, формирования интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой культуры.

При реализации  воспитательного модуля наша деятельность направлена на  решение задач по  организации содержательного полноценного, социально-значимого досуга детей и взрослых; на развитие способностей  обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора  и принятия ответственности за их результаты; на формирование общекультурной, культурно-досуговой,  на совершенствование духовного - нравственного развития; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, обеспечение готовности и способности к реализации творческого потенциала воспитанников в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм.

Воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы предполагает выход на результат, который выражается в уровневом подходе в оценке образовательных результатов обучающихся.

1 уровень – получение обучающимися социальных знаний для решения различных типичных жизненных ситуаций, а так же проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

2 уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование ценностных установок, освоение социальных ролей (участник творческого коллектива, обучающийся Центра, исполнитель, солист, гражданин, горожанин и т.д.)

 3 уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия:

- использование потенциала семьи для успешного развития личностных, социальных и профессиональных качеств обучающихся;

- развитие творческих способностей, индивидуально- личностного развития в  области  декоративно – прикладного искусства;

- освоение ключевых компетентностей через различные формы деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные, художественные, познавательные и другие;

- проявление инициативы, самостоятельности, ответственности в различных видах общественной, культурно-досуговой, социально-значимой деятельности.

       Активными формами реализуемого воспитательного модуля по  духовно – нравственному воспитанию обучающихся стали:

 - проведение национальных и  народных  праздников:

    * «Рождественские встречи»;

    * «Проводы широкой масленицы» (ярмарка-продажа детских изделий);

    * «Пасхалия» - событийное мероприятие, проводимое в различных формах: праздник, игры, викторины, чаепитие;

* «Стартует Георгиевская Лента» - событийное мероприятие, связанное с изготовлением  (вывязыванием) Георгиевской Ленты своими руками.

Воспитательная деятельность позволяет сохранить    традиции, календарные праздники, обряды,  сложившиеся за многие тысячелетия до  принятия христианства, поэтому  нельзя допустить их полной утраты и забвения. Современное поколение - потомки и духовные наследники людей , заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развить и передать своим детям и научить их этому  - задача педагога. Опыт работы по реализации воспитательного модуля позволяет обучающимся достичь высоких образовательных результатов в Международных, Всероссийских, региональных, областных  конкурсах, смотрах, фестивалях детского прикладного творчества, что подтверждает успешность  реализации общеобразовательной программы и воспитательного модуля:

2007г., 2008г., 2009г., 2010г.- ежегодное участие в  областной выставке детского изобразительного и декоративно – прикладного творчества;

2009г. – областной фестиваль «Искры Божьего таланта»;

2008г., 2009г., 2010г. – участие в  Международном фестивале художественного творчества «Мир вокруг нас»;

2010г. –участие в X Международном  конкурсе  художественного творчества «Хранители»;

2010г. - Всероссийский конкурс декоративно – прикладного искусства и народного творчества «Волжская мозаика» в г. Волгограде;

2010 г. – участие в  IX Международном фестивале – конкурсе народного творчества и ремесел «Краски народов мира» и фестивале– конкурсе патриотического творчества, посвященного 65 – летию Великой  Победы в рамках международного проекта «Берега Надежды» в г. Екатеринбурге.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей. Это ремесло и творчество, как любая сфера человеческой деятельности, находится в постоянном развитии. Мода, средства научно-технического процесса, факторы социально - экономической жизни общества, сохранившиеся культурно-исторические традиции своей малой родины определяют современное состояние декоративно-прикладного творчества и влияют на формирование интереса обучающихся к этой рукотворной деятельности.

Вязание как один из самых старейших видов декоративно-прикладного искусства, существует более трех тысяч лет. За это время накопилось много разнообразной  литературы по искусству вязания, но выбрать необходимое  в современном потоке информации ребенку очень непросто; необходимы практические знания, которые увлекают наглядными результатами и развивают мотивацию на  постижение сложного искусства вязания. Дополнительное образование предоставляет ребенку возможность заняться любимым видом творчества, в котором он может проявить свои способности, организовать свой досуг, создает условия для обучения, воспитания, социализации развития и  саморазвития обучающихся.

Педагогика дополнительного образования детей — это область научного педагогического знания, отражающая закономерности обучения, воспитания, социализации и творческого самовоспитания личности в целостной системе дополнительного образования, приоритет духовности, здоровья и творчества.

 В современном обществе, где на первый план выходит качество человеческой жизни и деятельности, дополнительное образование детей

приобретает новые черты, выступающие важнейшими средствами

самореализации личности, удовлетворения личностных потребностей. В исследованиях современных ученых система дополнительного образования детей рассматривается как составляющая часть социума, как целостное образовательно-воспитательное пространство, «...представляющее собой сложную открытую, самоорганизующуюся и эволюционирующую систему», в которой происходят процессы воспитания, обучения и развития.

       Отслеживание результатов реализации воспитательного модуля осуществляется средствами мониторинга, представляющего процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического состояния и развития воспитательного процесса в ТО. Объектом мониторинга являются: ТО, учебная группа, обучающиеся, процесс развития личности, совместная деятельность взрослых и детей, психологическая готовность детей к общению, отношения между обучающимися в коллективе,   отношение  к  видам творческой  деятельности.

 Мониторинг помогает отследить процесс качественного изменения состояния образовательного процесса, результаты воспитательной деятельности, предвидеть прогноз изменений, выявить причины возникновения неблагоприятных воспитательных эффектов, требующих принятия решений и корректировки воспитательной деятельности.

         Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться красотой окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня, и нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.

Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Тезисы выступления по теме «Влияние информационных технологий на образовательный процесс отдела музыкального творчества»

Педагог Мужичкова Н.И. в своём выступлении раскрывает практические возможности информационных технологий на примере оркестровой студии "Гармония" в ГБОУ Зеленоградлском дворце творчества детей и молод...

Доклад «Воспитательная система оркестровой студии «Гармония» как фактор повышения результативности образовательного процесса»

В докладе представлена воспитательная система, которая создана  и повышает  результативность образовательного процесса, осуществляемого педагогами оркестровой студии «Гармония» в ГБОУ Зелено...

Проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе детского технического творчества

В статье приведены общие и частные проблемы современного воспитания. Показана тенденция одностороннего развития личности ребенка, становления технократического мышления в процессе технического творчес...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....