«Реализация воспитательного модуля «Мир народной культуры – наш духовный родник» в образовательном процессе по прикладному творчеству»
статья на тему
Статья разработана на основе воспитательного модуля образовательной программы "Волшебне узоры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhanova_o.a._logayskaya_e.m._statya_astrahan_avt.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация воспитательного модуля «Мир народной культуры – наш духовный родник» в образовательном процессе по прикладному творчеству»
Суханова О.А., Логайская Е.М.
г. Астрахань, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей №1»
Многочисленные глобальные проблемы современности в обществе связаны с разрушением культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-нравственные нормы и художественные ценности культуры народов России, понимать прекрасное в труде людей, знакомиться с местными мастерами прикладного искусства, приобретать опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
Содержательной основой воспитания, в соответствии с новыми Федеральными образовательными стандартами общего образования, является « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на системе базовых национальных ценностей.
В учреждениях дополнительного образования детей сегодня создаются условия для самореализации, самопознания, самоопределения и воспитания гражданина и патриота, раскрытия способностей и талантов обучающихся, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Задачи воспитательного характера решаются на каждом занятии в соответствии с заявленной темой и содержанием воспитательного модуля в моей дополнительной общеобразовательной программе «Волшебные узоры».
С целью реализации поставленных целей и задач по проблемам воспитания к образовательной программе был разработан воспитательный модуль «Мир народной культуры - наш духовный родник». Воспитательный модуль программы разработан с учетом содержания дополнительной общеобразовательной программы, является частью образовательно-методического комплекса (ОМК) и решает вопросы воспитания, как в рамках образовательной программы, так и за ее пределами. Воспитательная деятельность планируется на каждую учебную группу (что находит отражение в учебно-тематическом плане программы), входит в учебное направление образовательного процесса.
Воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы строится на основе реализации воспитательной системы Центра «КОМПЛЕКС», открытых целевых программ: «Ура! Каникулы!», «Взрослые и дети», «Игра – дело серьезное», «Здоровое поколение».
Осознать значение искусства и творчества в формировании современного человека, развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, научить выражать свое отношение художественными средствами, помочь с пользой организовать свободное время призвано творческое объединение «Волшебный клубок», на основе которого реализуется общеобразовательная программа.
Главная цель реализуемого воспитательного модуля - развитие духовного мира обучающихся на основе познания прикладного искусства, формирования интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой культуры.
При реализации воспитательного модуля наша деятельность направлена на решение задач по организации содержательного полноценного, социально-значимого досуга детей и взрослых; на развитие способностей обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора и принятия ответственности за их результаты; на формирование общекультурной, культурно-досуговой, на совершенствование духовного - нравственного развития; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, обеспечение готовности и способности к реализации творческого потенциала воспитанников в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм.
Воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы предполагает выход на результат, который выражается в уровневом подходе в оценке образовательных результатов обучающихся.
1 уровень – получение обучающимися социальных знаний для решения различных типичных жизненных ситуаций, а так же проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
2 уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование ценностных установок, освоение социальных ролей (участник творческого коллектива, обучающийся Центра, исполнитель, солист, гражданин, горожанин и т.д.)
3 уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия:
- использование потенциала семьи для успешного развития личностных, социальных и профессиональных качеств обучающихся;
- развитие творческих способностей, индивидуально- личностного развития в области декоративно – прикладного искусства;
- освоение ключевых компетентностей через различные формы деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные, художественные, познавательные и другие;
- проявление инициативы, самостоятельности, ответственности в различных видах общественной, культурно-досуговой, социально-значимой деятельности.
Активными формами реализуемого воспитательного модуля по духовно – нравственному воспитанию обучающихся стали:
- проведение национальных и народных праздников:
* «Рождественские встречи»;
* «Проводы широкой масленицы» (ярмарка-продажа детских изделий);
* «Пасхалия» - событийное мероприятие, проводимое в различных формах: праздник, игры, викторины, чаепитие;
* «Стартует Георгиевская Лента» - событийное мероприятие, связанное с изготовлением (вывязыванием) Георгиевской Ленты своими руками.
Воспитательная деятельность позволяет сохранить традиции, календарные праздники, обряды, сложившиеся за многие тысячелетия до принятия христианства, поэтому нельзя допустить их полной утраты и забвения. Современное поколение - потомки и духовные наследники людей , заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развить и передать своим детям и научить их этому - задача педагога. Опыт работы по реализации воспитательного модуля позволяет обучающимся достичь высоких образовательных результатов в Международных, Всероссийских, региональных, областных конкурсах, смотрах, фестивалях детского прикладного творчества, что подтверждает успешность реализации общеобразовательной программы и воспитательного модуля:
2007г., 2008г., 2009г., 2010г.- ежегодное участие в областной выставке детского изобразительного и декоративно – прикладного творчества;
2009г. – областной фестиваль «Искры Божьего таланта»;
2008г., 2009г., 2010г. – участие в Международном фестивале художественного творчества «Мир вокруг нас»;
2010г. –участие в X Международном конкурсе художественного творчества «Хранители»;
2010г. - Всероссийский конкурс декоративно – прикладного искусства и народного творчества «Волжская мозаика» в г. Волгограде;
2010 г. – участие в IX Международном фестивале – конкурсе народного творчества и ремесел «Краски народов мира» и фестивале– конкурсе патриотического творчества, посвященного 65 – летию Великой Победы в рамках международного проекта «Берега Надежды» в г. Екатеринбурге.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей. Это ремесло и творчество, как любая сфера человеческой деятельности, находится в постоянном развитии. Мода, средства научно-технического процесса, факторы социально - экономической жизни общества, сохранившиеся культурно-исторические традиции своей малой родины определяют современное состояние декоративно-прикладного творчества и влияют на формирование интереса обучающихся к этой рукотворной деятельности.
Вязание как один из самых старейших видов декоративно-прикладного искусства, существует более трех тысяч лет. За это время накопилось много разнообразной литературы по искусству вязания, но выбрать необходимое в современном потоке информации ребенку очень непросто; необходимы практические знания, которые увлекают наглядными результатами и развивают мотивацию на постижение сложного искусства вязания. Дополнительное образование предоставляет ребенку возможность заняться любимым видом творчества, в котором он может проявить свои способности, организовать свой досуг, создает условия для обучения, воспитания, социализации развития и саморазвития обучающихся.
Педагогика дополнительного образования детей — это область научного педагогического знания, отражающая закономерности обучения, воспитания, социализации и творческого самовоспитания личности в целостной системе дополнительного образования, приоритет духовности, здоровья и творчества.
В современном обществе, где на первый план выходит качество человеческой жизни и деятельности, дополнительное образование детей
приобретает новые черты, выступающие важнейшими средствами
самореализации личности, удовлетворения личностных потребностей. В исследованиях современных ученых система дополнительного образования детей рассматривается как составляющая часть социума, как целостное образовательно-воспитательное пространство, «...представляющее собой сложную открытую, самоорганизующуюся и эволюционирующую систему», в которой происходят процессы воспитания, обучения и развития.
Отслеживание результатов реализации воспитательного модуля осуществляется средствами мониторинга, представляющего процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического состояния и развития воспитательного процесса в ТО. Объектом мониторинга являются: ТО, учебная группа, обучающиеся, процесс развития личности, совместная деятельность взрослых и детей, психологическая готовность детей к общению, отношения между обучающимися в коллективе, отношение к видам творческой деятельности.
Мониторинг помогает отследить процесс качественного изменения состояния образовательного процесса, результаты воспитательной деятельности, предвидеть прогноз изменений, выявить причины возникновения неблагоприятных воспитательных эффектов, требующих принятия решений и корректировки воспитательной деятельности.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться красотой окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня, и нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.
Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....
Тезисы выступления по теме «Влияние информационных технологий на образовательный процесс отдела музыкального творчества»
Педагог Мужичкова Н.И. в своём выступлении раскрывает практические возможности информационных технологий на примере оркестровой студии "Гармония" в ГБОУ Зеленоградлском дворце творчества детей и молод...
Доклад «Воспитательная система оркестровой студии «Гармония» как фактор повышения результативности образовательного процесса»
В докладе представлена воспитательная система, которая создана и повышает результативность образовательного процесса, осуществляемого педагогами оркестровой студии «Гармония» в ГБОУ Зелено...
Проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе детского технического творчества
В статье приведены общие и частные проблемы современного воспитания. Показана тенденция одностороннего развития личности ребенка, становления технократического мышления в процессе технического творчес...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции
В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций и освоение практики бисерного рукоделия....