Технология ролевого моделирования
методическая разработка на тему

Лапичева Людмила Юрьевна

В работе описана технология ролевого моделирования ситуаций. Идея взята из образовательной программы "Театральные ступени" Сидоровой Н.Ю. Этюдные работы обучающихся на тему семейных отношений оказались увлекательнейшим занятием в группе, и мы решили попробовать смоделировать  возможные ситуации со зрительным залом в качестве рефлексии после просмотра театральной постановки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Ролевое моделирование как форма рефлексии после просмотра театрально-художественного произведения» как средство формирования семейных ценностей у подростков.

Моделированием называют

 исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов

путем построения и изучения их аналогов

 (Советский Энциклопедический словарь).

Демографическая тенденция в России в настоящее время вызывает неоспоримые опасения - низкий уровень рождаемости недостаточен для воспроизводства населения страны. Согласно данным социологических исследований, мониторинг в школах Санкт-Петербурга показал, что в  среднем 50% детей растут в неполных семьях. А процент разводов по отношению к  заключению браков составляет 80%,  тогда как в среднем по России этот процент не намного меньше – порядка 70%. По данным социологов, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные – 30 минут. Общение родителей с детьми сводится в, основном, к контролю за оценками и поведением, а сам контроль – к выяснению, какие оценки получил, где был и что делал.

Отсюда следует вывод, что работа по укреплению российской семьи, пропаганде здоровых семейных отношений, социальной адаптации детей, живущих в неполных семьях – становится актуальнейшей задачей сегодняшнего дня.

Во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга с января 2012 года ведется опытно-экспериментальная работа по формированию семейных ценностей у подростков. Выбор темы обусловлен социальным заказом. Согласно современным социологическим исследованиям, российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Одной из задач опытно-экспериментальной работы является создание пакета педагогических технологий. На данной конференции представляем опыт формирования семейных ценностей посредством технологии ролевого моделирования. Речь идет о ролевом моделировании конкретной семейной ситуации, с привлечением зрительской аудитории с целью сформировать готовность подростка к индивидуальным усилиям по созданию счастливой семейной жизни в будущем. Технология ролевого моделирования была разработана на основе спектакля «Авантюрист», в котором поднимается проблема неполной семьи, подчеркивается значимость полной семьи для ребенка.

В основе технологии «Ролевое моделирование как форма рефлексии после просмотра театрально-художественного произведения» лежит построение учащимися собственной модели, которая демонстрирует наглядность скрытых связей и отношений и заставляет сосредоточиться на решении конкретной задачи.

Основные этапы технологии:

  1. Знакомство учащихся с темой мероприятия.
  2. Постановка задачи
  3. Основное содержание темы
  1. Показ спектакля («Авантюрист»).
  2. Постановка этюдов и комментирование
  3. Выступление экспертов
  1. Рефлексия. Свободная дискуссия.
  2. Анкетирование в форме неоконченных предложений.

Цель: осознание воспитанниками таких семейных ценностей как уважение к гендерным ролям, продолжение рода, любовь, брачный союз, взаимопонимание, прощение.

Задачи:

  1. создать условия для формирования представлений о семейных ценностях;
  2. формировать умение моделировать ситуацию.

Ожидаемый результат:

Расширенное представление о гендерных ролях, продолжении рода, любви, брачном союзе, взаимопонимании, прощении.

Условия реализации:

  1. Возрастные группы: средний (13-14), старший (15-17 лет).
  2. Материально-техническая база: мультимедийная система.
  3. Квалификация театрального педагога

Описание технологии

«Ролевое моделирование как форма рефлексии

после просмотра театрально-художественного произведения»

Содержание этапа

Формы и методы реализации

Формы и методы контроля

Знакомство учащихся с темой мероприятия.

Проходит в форме экспресс-беседы со зрителями. Педагог задает вопросы залу, желающие поочередно высказывают свое мнение, ответы фиксируются письменно референтной группой (соц. педагог и  два старшеклассника - юноша и девушка). Педагог никак не комментирует ответы зала.

Вопросы беседы:

  1. Что такое семья?
  2. Семья и родственники… Синонимы?
  3. Как распределяются роли в семье?
  4. Кто отвечает за атмосферу любви и уважения в семье?

На первый вопрос характерны такие ответы как

-Это мы..

-Близкие люди, с которыми я живу

- Мои родные…

На второй вопрос

- Семья – это все родственники…

- Да, когда живут вместе…

На третий –

Папа – главный…

Мама решает все вопросы, а мы с бабушкой согласны…

И наконец, кто же отвечает за атмосферу в семье –

-Я…

-Все должны любить друг друга…

-Если меня не трогают – все хорошо…

Педагог формулирует основные задачи мероприятия в финале экспресс-беседы.


Беседа

Фиксация и

анализ ответов


Постановка задачи 

Как быть успешными в будущей семье?

Как научиться понимать родителей?

Как уметь договариваться в семье?

Сегодня мы ищем ответы на эти вопросы.

Объяснение

Наблюдение

1.

Основное содержание темы

Показ спектакля «Авантюрист».

Сценарий основан на реальной ситуации, имена героев и развитие ситуации изменены.

Семья француженки Мари Леруа и русского фотографа Максима распадается. Мари  с сыном Максом живет в Париже, а ее муж в Санкт-Петербурге. Но желание иметь полную семью не покидает маленького Макса и он отваживается на настоящую авантюрную поездку. Он едет в Санкт-Петербург по международному обмену, но вместо практики по русскому языку, упорно ищет отца. Он добивается возможности попасть на телевидение и через телевидение обращается к своему отцу. Мари приезжает искать своего сына. Встреча всех членов семьи состоялась. Но чем закончится эта встреча неизвестно.

Постановка этюдов.

Все желающие участвовать в постановке этюдов делятся на тройки. Каждая тройка представлена юношей, девушкой и «комментатором». Тройки получают общее задание.

  1. Инсценировать ответ на вопрос: Почему и как произошел разлад в данной семье?
  2. Ответить на вопрос что стало причиной разлада между Мари и Максимом?

Демонстрация этюдов.


«Комментатор» формулирует ответ на вопрос в форме краткой фразы, афоризма.

Например:

  1. Семья должна быть важнее карьеры. (Мари Леруа уезжает в Париж от мужа, чтобы продолжить карьеру модели.)
  2.  Надо учиться прощать обиду в семейных отношениях. (Максим Подольский не пытается разыскать Мари, чтобы с ней объясниться)


Выступление экспертов.

Эксперты - благополучная семейная пара, обычно родители воспитанников. Эксперты подводят итоги, комментируют этюды по следующим вопросам.

  1. Какие варианты ответов можно считать несостоятельными и почему?
  2. Какой из вариантов ответа наиболее реалистичен?


Демонстрация













Обсуждение


Инсценировка





Демонстрация


Письменные ответы на вопрос


Наблюдение













Наблюдение







Наблюдение


Анализ ответов

4

Рефлексия

Свободная дискуссия по вопросам

  1. Что на Ваш взгляд приносит больше «пользы» для понимания семейных ценностей: самостоятельное инсценировка или просмотр сценок, подготовленных другими участниками?
  2. Расширились ли Ваши представления о семейном счастье, взаимопонимании, уважении?


Дискуссия


Анализ дискуссии

Контроль и оценка результатов деятельности

Анкетирование в форме неоконченных предложений


  1. Для меня семья это…….


  1. Семья и родственники – это одно и то же, потому что….


  1. Семья и родственники – это НЕ одно и то же, потому что….


  1. За атмосферу любви и дружбы в семье ответственность лежит на ……..

Ответы на вопрос анкеты

Анализ анкетирования

Интерпретация результатов анкетирования

     

Обобщенные результаты заключительного анкетирования показали, что для большинства респондентов семья это люди, объединенные духовно, то есть понимающие и принимающие друг друга (примеры ответов: семья это близкие люди, с которыми можно поделиться….и рассказать секрет……это люди, на которых я могу положиться люди, …это люди, которые реагируют на мое поведение адекватно..это то место, где меня примут такой, какая я есть…некоторые друзья – для меня – семья).

Семья это не всегда все кровные родственники, это наиболее значимые люди с которыми человек живет (примеры ответов: семья постоянно рядом…ты с ними живешь …они роднее тебе… Родственники – это те, которым можно довериться – но они не имеют большого значения… и другие).

Более 90% воспитанников считают, что за атмосферу в семье несут ответственность все ее члены, а не только мама или папа.

Сравнивая ответы до и после проведения представленной технологии, можно сделать вывод о ее результативности в отношении формирования семейных ценностей у подростков.  

Стоит упомянуть, что спектакль «Авантюрист» был поставлен на французском языке на базе ГБОУ школы № 351 с углубленным изучением французского языка. Некоторые этюды комментировали тоже на французском языке. Таким образом, решение дидактической задачи – практика иностранного языка – явилось ярким дополнением к технологии ролевого моделирования.

Некоторые ответы на вопросы анкеты:

  1. …близкие люди, с которыми можно поделиться….и рассказать секрет…
    …это люди, на которых я могу положиться люди, которых я люблю…
    это люди, которые реагируют на мое поведение адекватно….
    ..это то место, где меня примут такой, какая я есть…некоторые друзья – для меня – семья…
    …мама, папа, я – вместе….
    …это необходимая часть жизни…
  2. Семья и родственники – НЕ одно и то же….семья постоянно рядом…ты с ними живешь и видишь их каждый день…они роднее тебе…
    Семья – это близкие люди, которые идут с тобой до конца жизни…Родственники – это те, которым можно довериться – но они не имеют большого значения…
    Семья и родственники – одно и то же. Потому, что мы -  из одного семейного древа….
    …это НЕ одно и то же, мама, папа – меня родили, а родственники – нет.
    В семью входят родственники, но семья – это муж, жена и дети, а родственники-дяди, тети, дедушки, бабушки..
    Семья может быть не родной…а родственники всегда родные…по крови.
  3. Для меня семья – это – там, где меня понимают – 70%

                -  люди, которых я люблю –                 20%

                - мама, папа, я                 -                 10%

Семья и родственники – НЕ одно и то же -                 60%

                - это одна большая дружная  семья –         40%

За атмосферу в семье ответственность лежит на

                ВСЕХ –                                         90%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ролевое моделирование как форма рефлексии после просмотра театрально-художественного произведения Автор: Лапичева Людмила Юрьевна – педагог дополнительного образования ГБОУ Дворца Детского (Юношеского) Творчества Московского района

Слайд 2

Цель Осознание воспитанниками таких семейных ценностей как уважение к гендерным ролям, продолжение рода, любовь, брачный союз, взаимопонимание, прощение.

Слайд 3

Задачи Создать условия для формирования представлений о семейных ценностях. Сформировать умение моделировать ситуацию.

Слайд 4

Ожидаемый результат Расширенное представление о гендерных ролях, продолжении рода, любви, брачном союзе, взаимопонимании, прощении.

Слайд 5

Условия реализации Возрастные группы: средний (13-14), старший (15-17 лет). Материально-техническая база: мультимедийная система. Квалификация театрального педагога

Слайд 6

Основные этапы технологии «Ролевое моделирование как форма рефлексии после просмотра театрально-художественного произведения» Знакомство учащихся с темой мероприятия Постановка задачи Основное содержание темы Показ спектакля («Авантюрист»). Постановка этюдов и комментирование Выступление экспертов Рефлексия. Свободная дискуссия Анкетирование в форме неоконченных предложений

Слайд 7

Вопросы экспресс-беседы Что такое семья? Семья и родственники… Синонимы? Как распределяются роли в семье? Кто отвечает за атмосферу любви и уважения в семье?

Слайд 8

Постановка задачи Как быть успешными в будущей семье? Как научиться понимать родителей? Как уметь договариваться в семье? Сегодня мы ищем ответы на эти вопросы .

Слайд 9

Показ спектакля Сцена знакомства Мари Леруа и Максима Подольского

Слайд 10

Мари Леруа и Макс

Слайд 11

Встреча через 10 лет

Слайд 12

… Иди к маме… …Нет, иди к папе…

Слайд 13

Финал спектакля «Авантюрист»

Слайд 14

Постановка этюдов

Слайд 15

Постановка этюдов

Слайд 16

Комментатор

Слайд 17

Свободная дискуссия по вопросам: Что на Ваш взгляд приносит больше пользы для понимания семейных ценностей: самостоятельное инсценировка или просмотр сценок, подготовленных другими участниками? Расширились ли Ваши представления о семейном счастье, взаимопонимании, уважении?

Слайд 18

Контроль и оценка результатов деятельности. Анкетирование. Для меня семья это……. Семья и родственники – это одно и то же, потому что…. Семья и родственники – это НЕ одно и то же, потому что…. За атмосферу любви и дружбы в семье ответственность лежит на ……..

Слайд 19

Интерпретация результатов анкетирования

Слайд 20

2.

Слайд 21

3.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии. Ролевые игры на уроках английского языка.

Изучение английского языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого все-таки ...

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Использование технологии ролевых игр на уроке английского языка.

Из опыта применения ролевой игры на уроке в 11 классе....

КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)

Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня  И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"...

Статья: "Технология ролевых игр на уроках английского языка"

Статья может быть полезна творческим учителям английского языка, которые стремятся разнообразить свои уроки и повысить мотивацию к изучению английского языка....