Методический вестник по самообразованию
методическая разработка по теме
Еще раз о самообразовании педагога дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_vestnik_po_samoobrazovaniyu_pdo.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
- 11-
Анкета № 3
Степень владения навыками самостоятельной работы
№ | Критерии оценки | Самооценка |
1 | Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. | |
2 | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. | |
3 | Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти. | |
4 | Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. | |
5 | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. | |
6 | Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц. | |
7 | Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение. | |
8 | Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения. | |
9 | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий. | |
10 | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. |
Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3
Еще раз о самообразовании педагога дополнительного образования
Заместитель директора по УВР МОБУ ДОД ЦВР
2010 год
- 10 –
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
№ п/п | Способность педагогов к самообразованию | Ф.И.О. педагога | Стимулирующие факторы | Препятствующие факторы | Система мер |
1 | Активное развитие | ||||
2 | Не сложившееся развитие | ||||
3 | Остановившееся развитие |
- 1 –
Примерный план работы педагога над темой самообразования.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | 1. Анализ затруднений 2. Постановка проблемы 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | 1 год работы над темой |
2. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | 1 год работы над темой |
3. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | 2 год; (3,4) |
4. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | 2 год; (3,4) |
5. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Примерный план отчёта по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа
- Обоснование выбора темы.
- Цели и задачи работы над темой, сроки.
- Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
- Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
Какой предполагается результат и форма его представления.
Чаще всего на 2-ом году работы, по сути отчёт представляет собой план работы над темой.
- 9 –
Анкета № 2
для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.
Оцените перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
5. Состояние здоровья.
6. Недостаток времени.
7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
1. Методическая работа в учреждении.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в учреждении.
6. Внимание к этой проблеме руководителей.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10.Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в двух анкетах 170 баллов.
Заполни таблицу
- 2 –
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов
План работы по самообразованию педагога МОУ ДОД ЦВР
1.Тема отдела образования________________________________
2.Тема учреждения_______________________________________
3.Тема педагога_________________________________________
4.Цель _________________________________________________
5.Задачи _______________________________________________
6.Предполагаемый результат ______________________________
7.Этапы работы _________________________________________
8.Сроки выполнения каждого этапа ________________________
9.Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
10.Способ демонстрации результата проделанной работы
11.Форма отчета по проделанной работе
12. Направления работы, формы работы (см. таблицу на стр.3)
- Изучение нормативно-правовой документации, научно-методической литературы по проблеме (прилагается список литературы).
- Систематизация материала (конспект, библиография, таблица, оформление папки и т.п.)
- Мониторинг состояния работы в учреждении образования по изучаемой проблеме (анализ документации, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогические исследования).
- Методический продукт (памятки, методические рекомендации, публикации, пособия и т.п.).
- Применение в практической деятельности:
- участие в организации и проведении областных и республиканских мероприятий (семинары-практикумы, инструктивно-методические совещания, заседания методического объединения, круглые столы, конференции и т.п.);
- проведение индивидуальных и групповых консультаций.
- 8 –
Анкета № 1
для выявления способности педагогов к развитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
- 3 –
№№ п/п | Направление работы | Формы работы | Сроки | Примечание |
I | Изучение нормативно-правовой документации, научно-методической литературы по проблеме |
|
|
|
II | Систематизация материала |
|
|
|
III | Мониторинг состояния работы в учреждении образования по изучаемой проблеме |
|
|
|
IV | Методический продукт |
|
|
|
V | Применение в практической деятельности |
|
|
|
В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:
- цели профессионального развития;
- варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- получение консультаций;
- обсуждение возникших проблем с коллегами;
- взаимопосещение уроков;
- работа по апробации полученных знаний на практике;
- участие в системе школьной методической работы;
- самообобщение результатов работы;
- передача собственного опыта коллегам и др.
- 7 –
Памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы: - Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. - Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения выбранной литературы - Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме - Включите современные взгляды на проблему - Используйте опыт работы других педагогов. |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | - По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. - Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. - Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. - Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
|
- 4 –
Источники самообразования педагога
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
- 5 –
Составляющие процесса самообразования педагога:
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
- Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
- 6 –
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии. Методическая работа по самообразованию.
Предлагаемый материал раскрывает опыт работы по применению современных технологий обучения истории и обществознания. Наиболее популярным и интересным видом обучения, вот...
Методическая тема по самообразованию:Использование игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования.
В данной работе рассматриваются методические и психологические вопросы использования игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования....
Методический вестник ФГОС
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях введения и реализации ФГОС...
Методический вестник по технологии Г.К.Селевко
Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко ...
Методический вестник "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жиз...
Методические вестники на тему "Профориентация в объединении "ШиК.Шитьё и крой"
Выпуски методических вестников по темам:-Самообразование подростков в объединении ШиК.Шитьё и крой» – важнейшее звеносистемы непрерывного образования и самоопределение его в будущем – выбор профессии....
статья в журнал "Методический вестник" 2017.
Профессиональная компетенция...