мероприятие природоохранной операции
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Рудковская светланан Витальевна

мероприятие направлено на практическую природоохранную деятельность по операции "Гроздь рябины". Разработано на воспитанников экологической направленности, возраст: 10 - 12 лет. Проводится в осенний период, может быть приурочено к празднику осени  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodoohrannaya_operaciya.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Природоохранная операция «Гроздь рябины»

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле,  и даже около вашего дома, если внимательно  ко всему присмотреться.   Природа хороша во все времена года, особенно осенью.

Осень – время особых нарядов и контрастов в тайге. В сентябрьской позолоте кроны бархата и маньчжурского ореха, пламенеют вершины клёнов и осин. Осенняя тайга припасла дальневосточникам и всему живому богатые подарки: лещину, лимонник, боярышник, шиповник, рябину.

В далёком 1924 году было организовано Всероссийское общество охраны природы. Одним из направлений его работы были задачи охраны природы по операциям: это «Белая тропа» - изучение и сохранение животных; «Живое серебро» - рыбоохранная операция; «Биощит» - сохранение насекомых; «Гроздь рябины» - это тоже природоохранная операция. А кто знает в чём заключается эта природоохранная операция? ( Эта операция по сбору семян, трав, ягод, кустарников для дальнейшей подкормки птиц зимой).

А знаете – ли вы, в какое время можно начинать собирать семена? (сбор семян и сухих трав можно начинать ещё с конца августа месяца и до ноября). А как же заготавливают сорняки? (осенью, до осыпания семян, сушат и хранят в виде веников. Зимой веники втыкают в снег рядом с кормушками)

А в какое время собирают рябину, бузину? ( поздней осенью, хранят в кистях, развешанных на чердаках,  зимой птицы охотно поедают такую подкормку.

Что же это за дерево такое, рябина?    

НАРЯДНА ОСЕНЬЮ РЯБИНА. Среди кружевных листьев горят оранжевые кисти плодов. До зимы будут они украшать лес, крепко держаться на ветках. Издавна полюбилась народу рябина не только красотой, но и целебными свойствами прославилось это деревце. Много полезного в его плодах. Больше 34 видов рябины растёт в нашей стране, и все замечательны по своим качествам. Самая распространённая  - рябина обыкновенная. Это ветвистое древо растёт почти повсюду в наших лесах. Рябина – одно из наиболее любимых деревьев. Можно найти немало песен и стихов, посвящённых рябине, её стройному облику, белоснежным душистым цветкам, ярким плодам. Рябина любит свет, на опушках леса, солнечных полянах – везде, где рябина хорошо освещена, она вырастает в дерево и обильно плодоносит. Ягоды лесной рябины жёстки и невкусны. Летом их не клюют птицы и не трогают люди.

Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево- красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. И если их не склёвывают птицы, плоды висят до середины зимы.  

Осень!... Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются – там, на дне долин,  

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

  Собирают плоды как с дикорастущих, так и с  культивируемых деревьев. Обрывают ягоды после заморозков, когда они приобретают более приятный горьковато- кислый вкус. Плоды богаты витаминами. их используют в свежем и сушёном виде. Свежие плоды можно хранить всю зиму в холодном помещении или замороженными.

Викторина «А знаете ли вы?»

  1. Какая величина дерева рябины? ( 2- 10 метров)
  2. Чем покрыт ствол рябины? ( серой гладкой корой)
  3. Сколько лет живёт дерево? (100- 200лет)
  4. Когда собирают плоды рябины? ( после первых заморозков)
  5. Что можно приготовить из плодов рябины? ( варенье, начинки для конфет и пр.)
  6. Какие птицы любят ягоды рябины? (синицы, свиристели, тетерева, глухари и другие представители зазимовавшего братства)
  7. Какие животные любят эту ягоду – рябину? (лоси, медведь и многие другие крупные и мелкие представители фауны)

  Осень – знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля на богато украшенный ковёр, дождь на тонкую паутинку.

Стихотворение «Скажи, художник»

                                                       (Н. Брамлей)

Скажи, скажи художник, какого цвета дождик,

Какого цвета ветер, какого цвета вечер?

Ответь, какого цвета земля – моя планета.

Не зная этих истин, ты не сиди в квартире

Возьми в дорогу кисти, глаза открой пошире

В дороге, словно в сказке, найдёшь свою жар-птицу,

Твоих рисунков краски нам даже будут сниться.

1 юннат:

Вот и осень перед нами: сжато поле, скошен луг,

И над лесом косяками гуси тянутся на юг.

Частый дождь в окно трезвонит, ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит по серебряной воде.

2 юннат:

Бродит в роще листопад по кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.

И послушно ветру вслед листья улетают,

значит,  лета больше нет, осень наступает.

3 юннат:

Осень – славная пора, любит осень детвора:

сливы, груши, виноград – всё поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный, оживится детвора.

И радушно скажет каждый: Здравствуй, осени пора!

Отправимся с вами в Осенний лес. Посмотрим инсценировку, которую приготовили для нас.

 

А теперь отправимся с вами в лес по грибы.  Я попробую узнать, хорошо ли вы разбираетесь в съедобных и несъедобных грибах.

  1. Вот растёт боровичок, крепкий, что твой кулачок!

подскажите мне, друзья, этот гриб съедобный? (да)

2.Вот и рыжие лисички, симпатичные сестрички, что гурьбой растут всегда. Нам нужны лисички? (да)

3.Всем известно, что поганка прямо скажем хулиганка. Быстро дайте мне ответ, её берём в корзину? (нет)

4. Что за дружные ребята, на пеньке растут опята, их не пять, не семь, а ровно 22. Можно есть грибы такие? (да)

5. Вот маслёнок симпатичный, суп получится отличный. Все ответят без труда, вкусный гриб маслёнок? (да)

6. В красном кафтане с белым горошком, красавец гриб на длинной ножке. Он коварен и хитёр, а зовётся мухомор. Очень вкусная еда, мухомор не так ли? (нет).

Вас не проведёшь, знаете вы грибы.  

 Грибы содержат ценнейшие вещества. В них много белков (недаром они слывут растительным «мясом»), имеются аминокислоты, жиры, углеводы, фосфор, сахар и других элементов.

Владимир Кофтун в Красную книгу Хабаровского края рекомендовал 18 видов грибов. Это самые уникальные, самые редкие виды: это трутовик лекарственный, шишкогриб, осиновик белый и другие. А сколько ещё уникальных, исчезающих видов ждут своего часа: взгляните, исследуйте, сберегайте, ведь грибы – санитары природы, не будь их, земля покрылась слоем мёртвых деревьев и животных, из-за которых корни молодых растений не смогли бы проникнуть в почву, поэтому мы должны знать правила сбора грибов. Кто знает, как правильно собирать грибы в лесу?

 (дети отвечают)

Жиреют к осени птицы. Ведь перелётным без этого нельзя в дорогу пускаться, а осёдлым кладовки пополнить нужно. Даже беспечные синички и то где личинку, где крылатку клёна в щелочку упрячут на всякий случай.

Держат экзамен и зимующие птицы у нас. Вспомним, какие птицы остаются в наших краях на зимовку?

(дети называют зимующих, осёдлых, кочующих птиц Нижнеамурья)

Испытания для них начинаются с первыми холодами и заканчиваются лишь к весне. Им предстоит пережить и глубокие снега, и безжалостные морозы. Порой только от нас с вами зависит судьба синичек, пищух, поползней, кочующих по окрестным лесам: встретят они на пути гостеприимные кормушки – и многие доживут до весны.

Так давайте будем к нашим пернатым милосердны, и собирать для них на зиму ягоды рябины, плоды шиповника, сорные травы.

Благодарственные слова за участие в мероприятии.

Награждение активных участников.

Приложение №1.

Сценка «Осенний лес»

Появляется Петя

Петя: Бр-рр. Холодновато становится в лесу…(приплясывает чтобы согреться). Так и простудиться недолго. А всё из-за этих листьев. Вздумали тоже какой – то гырбарий делать! Ап-чхи!

(Появляется мышка)

Мышка: Будьте здоровы мальчик.

Петя: Ну,  наконец-то, хоть одна живая душа объявилась! теперь и порезвиться можно…

Мышка: Хотите шишку мальчик? Возьмите, у меня их много.

Петя: Нет, не хочу. А вот подёргать тебя хвост с бо-о-ольшим удовольствием (дёргает за хвост)

Мышка: Ай,ай,ай. Отпустите меня. Мне же больно.

Петя: Ну и что! Зато мне весело!

(мышка убегает)

Убежала. О, кажется ёжик идёт. Какая удача. А ну, колючая голова, ближе, ближе. (щёлкает ёжика по носу)

Ёжик: Ой, не смейте драться! не то хуже будет!

Петя: Ах, ты мешок с иголками! Ты мне ещё угрожаешь? Я с тобой сейчас в два счёта расправлюсь.

(подходит и замахивается на ёжика)

(ёжик убегает)

(появляется зайчик)

Зайчик: Мальчик, вы зачем ёжика обижаете? Он очень хороший, он мой лучший друг!

Петя: А, лопоухий привет! Давно не виделись! Это твой друг, говоришь? Тогда и ты получишь за компанию.

(дёргает зайчика за уши)

Зайчик: Ой, ой, ой! мои бедненькие ушки.

(убегает)

Петя: То-то –же! Смотрите у меня. Чем ещё весёленьким заняться, а то от скуки и умереть можно.

(появляется Фея)

Фея: Здравствуй мальчик!

Петя: здравствуйте, тётенька. Что ягоды, грибы собираете?

Фея: Нет, яне не тётенька. Я- Фея Осени. А ты зачем пожаловал в мой лес?

Петя: Фея? Вот это да! А я- Петя. Я пришёл в лес собирать осенние листья для гырбария, но здесь мне стало скучно.

Фея: Ах, вот оно что! Во-первых, не гырбарий, а гербарий, во-вторых: за то , что ты от скуки стоал обижать моих зверей, ломал ветки рябины, я лишаю тебя дара речи! Отныне ты не сможешь больше ни обижать, ни угрожать.

(Фея делает взмах рукой)

Петя: Ой, не надо, я больше не М…М…М…

Фея: Теперь иди домой у меня ещё много дел в лесу.

Петя М…М…М…

(мотает головой, машет рукой)

    Фея: Ну, как хочешь. Только не мешай мне. Эгей! Звери мои лесные, друзья мои дорогие! Все скорей ко мне! Не бойтесь, вас больше никто не обидит, не тронет.

(Петя уходит)

(Звери сбегаются на поляну)

Зайчик: Здравствуй, милая Фея!

Ёжик: Низкий тебе поклон!

Мышка: Мы тут столько страху натерпелись.

Фея: Я всё знаю, но страшное уже позади. Не забыли, какой у нас сегодня день?

Мышка: Как же можем позабыть наш осенний праздник.

Зайчик: И то верно, ведь мы к нему готовились дорогая Фея. Мы можем рассказать всем стихотворения об осени.

  Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём

Под ногами шелестят. И летят, летят, летят.

Мышка: Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Ёжик: Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машут  в дали

Фея: Вот Спасибо зверята. Порадовали вы меня. А может кто-то из ребят хочет прочитать нам какое-нибудь стихотворение об Осени?

(дети читаю стихи)

Фея: Похлопаем ребятам. Они у нас просто молодцы! Итак, дорогие мои, праздник продолжается.

(выходит Петя)

Петя: М…М…М…

Зайчик: Дорогая Фея! А что это случилось с мальчиком? почему он всё время мычит?

Фея: Я лишила его дара речи за то, что он обижал вас и губил природу.

(звери собираются в кружок и советуются)

Мышка: Осенняя Фея! Нам конечно от него здорово досталось но…. нам его жалко стало. Прости его, пожалуйста, дорогая Фея!

  Ёжик: Он больше не будет так поступать.

Петя: М…М…М…

Зайчик: Вот увидишь! Он больше не будет.

Фея: (Обращается к Пете) Не будешь?

Петя: М… М…М… (мотает головой)

Фея: Ну хорошо, Петя, я расколдую тебя, но сначала ты должен разгадать мои загадки. Согласен?

 Петя: М…М…М… (утвердительно кивает головой)

Фея: Ну, хорошо, слушай внимательно.

Стоит Антошка на одной ножке

Его ищут, а он не откликается. Что это?

Петя: М…М…М… (задумывается и показывает на гриб)

 Ёжик: Правильно, это гриб. Фея, а можно я ему загадаю загадку?

Фея: Конечно, ёжик, пожалуйста, загадывай.

Ёжик: Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Петя показывает на ёжика.

Зайчик: А можно теперь я загадаю, Фея?

Фея: Конечно.

Зайчик: Маленький, удаленький, по лесочку прыг, прыг  по снежочку прыг, прыг.

Петя показывает на зайчика.

Фея: Правильно, вот тебе последняя загадка. Отгадаешь будешь говорить. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

Петя: Знаю, знаю! Это дождик! Ура! Я опять заговорил!

Звери: Здоров! Молодец, Петя! мы так за тебя рады.

Фея: А может ребята нам загадают свои осенние загадки, а мы попробуем их отгадать.

Звери: Согласны! Согласны!

(дети загадывают загадки)

Фея: Ты хорошо потрудился Петя. Я прощаю тебя, но надеюсь, что ты больше не будешь обижать зверей и птиц, ломать деревья, топтать цветы.

Петя: Конечно не буду, уважаемая Фея, ваш урок я запомню навсегда. Спасибо вам, спасибо зверятам за терпение и дружбу. Мне пора домой.

Зайчик: А это тебе Петя для твоего гербария.

(подаёт листья)

Фея: Друзья, давайте проводим Петю до лесной опушки, чтобы он не заблудился.

(все уходят)  

Ведущий: Вот такая история приключилась в осеннем лесу. Как вы думаете ребята, не будет Петя больше обижать зверей и ломать деревья?

(дети отвечают)

Приложение №2

Конкурс пословиц и поговорок об осени

  1. Осень – перемен восемь
  2. Осень идёт и дождь за собой ведёт
  3. Вешний дождь растит, осенний гноит
  4. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется
  5. Весна красна, да голодна – осень дождлива, да сытна
  6. Осенью у воробья пир
  7. Осень велика, зима долга
  8. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт
  9. Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме
  10. Первый снег хоть и чист, да обманет – зима в одну ночь никогда не станет
  11. Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову
  12. Весной – ведро воды, ложка грязи; осенью – ложка воды, ведро грязи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и пьянства " Операция скорая помощь!"

мероприятие по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и пьянства...

Природоохранные мероприятия

вопросы охраны природы человеком...

Районная природоохранная операция "Наш дом - Земля"

Операция объединила усилия детей и взрослых ради благородного дела предотвращения и ликвидации неблагоприятных экологических факторов и охраны здоровья человека....

Отчет о проведенных мероприятиях природоохранной направленности (апрель 2017г).

Чтобы раскрыть пути решения природоохранных проблем в условиях рыночных реформ в нашей стране, нужно знать инструменты и методы охраны окружающей природной среды и рационализации природопользования....

Общешкольное мероприятие в рамках экологической природоохранной акции «Марш парков – 2017» «Сохранить природу – сохранить жизнь»

Сегодня человеческое общество так устроено, что гонится за современными разработками, новинками техники, которые облегчают жизнь и делают ее комфортной. Многие люди окружают себя сотней ненужных вещей...

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Методика исследования уровня сформированности экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллектаУчитывая, что школьники с нарушениями интеллекта отличаются друг от друга по уровню развития поз...