методическая разработка занятия "Мир профессий"
методическая разработка (9 класс) по теме

Занятие посвящено знакомству с миром профессий.

Цель: Расширить информированность учащихся старших классов о мире профессий.

Задачи:

  • Познакомить учащихся старших классов с типами профессий;
  • Познакомить с новыми профессиями на рынке труда и психологическими качествами, необходимыми для их усвоения;
  • Привлечь внимание школьников к проблеме выбора профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_professiy_2003.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Мир профессий

(для учащихся 9-х классов)

Цель: Расширить информированность учащихся старших классов о мире профессий.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся старших классов с типами профессий;
  2. Познакомить с новыми профессиями на рынке труда и психологическими качествами, необходимыми для их усвоения;
  3. Привлечь внимание школьников к проблеме выбора профессии.

Оборудование: Экран, компьютер, бланки с заданиями, бумага, ручки, стол, стулья.

Организационный момент: Приветствие, организация детей и рабочего места.

Вводная часть:

        Слайд 1  Здравствуйте, дорогие друзья! Цель нашей встречи расширить ваши знания об огромном мире профессий. В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу по большому счету их всего две.

  1. Выбор любимого человека, с которым предстоит жить;
  2. Выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойную жизнь – это выбор профессий. Для этого мы и собрались, сегодня на  наше мероприятие под названием «Мир профессий».
  3.  С первым из этих выборов можно особенно не спешить: время как говорится, терпит.

А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться еще в школе или сразу после окончания.

Ребята сейчас на экране мы увидим школьников Кондинского района, которым было предложено ответить на два вопроса.  Слайд 2         Первый из них – «Кем Вы хотите стать в будущем?» Слайд 3  Давайте посмотрим на экран.  Слайд 4  Второй вопрос был – «Какие профессии востребованы в нашем районе?»  Слайд 5

Слайд 6  В России по данным статистики только 26,8 % обучающихся   9-11 классов определились с выбором профессии, а 73,2 % пока не знают чем будут заниматься в будущем. Слайд 7  При этом как вы видите на экране из числа опрошенных 29% сегодняшних школьников привлекает высокая заработная плата, 23% ориентируются на престижность профессии и только 48 % руководствуются собственными соображениями.

Слайд 8 Работа и все что с ней связано, занимает в среднем примерно  половину жизни человека! Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. С одной стороны, выбор профессии – это всегда взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями мне приходится встретиться на выбранном пути? С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха? И в чем для меня состоит этот самый успех?

Как Вы думаете возникают ли сложности при выборе профессии?   Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую решаешь приобрести.

Существуют тысячи профессий. Хочешь, выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего?

Сообщение темы: Вот и давайте сегодня мы поговорим о профессиях. Мы предоставляем слово специалисту Кондинского районного центра занятости Юлии Александровне.

Ребята давайте поблагодарим нашу гостью. Вся наша встреча сегодня будет основываться на игре, в которой будут участвовать 5 команд. Они перед вами. Сейчас главная задача наших команд придумать название. Пока команды готовятся мы с вами поговорим о профессиях социальной сферы.

Изучение нового материала:

Вопрос: «Кто может ответить какие профессии относятся к социальной сфере» (педагог, воспитатель, медицинский работник, специалист по социальной работе, социолог, психолог, логопед, юрист, продавец, парикмахер и т. д.)

Вернемся к нашим командам (озвучивание названий команд). Наши команды будут сегодня соревноваться между собой, а оценивать их результаты будет наше компетентное жюри. (представление жюри)

Представляю  наше жюри……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Слайд 9 Задание  «Карта мира профессий».

На экран выносится «Карта мира профессий», с которой происходит знакомство.

- Перед вами «Карта мира профессий».  Как вы видите все профессии условно делятся на пять типов профессий – « Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знак», «Человек – художественный образ». Во второй колонке – характеристика предмета труда показано с чем соприкасается человек данного типа профессии во время профессиональной деятельности. А в трех последующих колонках вы видите какими профессиями вы овладеете, получив профессионально – техническое, средне – специальное или высшее образование.

Карта мира профессий

Условное название типа профессий

Характеристика предмета труда

Профессионально техническое образование

Среднее - специальное

образование

Высшее образование

«Человек – природа»

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы

Плодоовощевод, животновод,

ветеринар

Техник-лесовод, зоотехник

Зооинженер, агроном, ветеринарный врач.

«Человек – техника»

Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы

Слесарь,

машинист  автокрана,

аппаратчик

Техник –

технолог,

техник – строитель

Инженер – технолог,

инженер – электрик

«Человек – человек»

Люди коллективы,

группы, социальные

процессы.

Продавец,

парикмахер

Медсестра,

воспитатель

дошкольного.

учреждения

Учитель,

инженер –

организатор

«Человек-

Знак»

Условные знаки,

цифры, коды

естественные и

искусственные языки (формулы)

Наборщик,

чертежник,

оператор ЭВМ

Инспектор-

финансист,

экономист-плановик

Инженер –

экономист,

редактор

ученый – теоретик

«Человек –

Художественный

Образ»

Художественные образы их свойства

элементы

Гравер, лепщик

архитектурных

деталей

Декоратор –

оформитель,

скульптор

исполнитель

Художник –

конструктор,

художник по

проектированию

интерьера.

Проверка усвоенных знаний: А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили «Карту профессий»

Слайд 10 Задание №1. В данной карте в колонке «Характеристика предмета труда» пропало содержание. Ваша задача восстановить колонку «Характеристика предмета труда» в первоначальном виде. Для этого я вам раздам «Карту мира профессий» с пустыми ячейками и карточки с вариантами ответов. Вы должны приклеить нужную карточку в соответствующую строку напротив типа профессий. Я вам раздаю по два комплекта, для того чтобы один вы отдали жюри, а один оставили себе для самоконтроля.

Время на выполнения задания определяется музыкальной паузой……………………………………………………………………………………………………………….

Сдайте, пожалуйста, ваши ответы членам нашего жюри. А пока жюри проверяет работы, я объясню второе задание.

Слайд 11 После сбора карточек на экране появляется первоначальная карта.

Ребята взгляните на экран и еще раз пробегитесь глазами по карте и можете проверить себя по картам самоконтроля.

Слайд 12 Задание №2. Перед вам все та же «Карта мира профессий». Только сейчас вам будет необходимо правильно расставить профессии по свободным ячейкам.

        Условное название типа профессий

Характеристика предмета труда

Профессия

«Человек – природа»

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы


«Человек – техника»

Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы


«Человек – человек»

Люди коллективы,

группы, социальные

процессы.


«Человек-

Знак»

Условные знаки,

цифры, коды

естественные и  

искусственные языки (формулы)


«Человек –

Художественный

Образ»

Художественные образы их свойства

элементы


 Задание аналогично предыдущему. У вас два комплекта, один для жюри, другой для вашего самоконтроля.  Слайд 13

        А пока вы выполняете задание, мы поиграем с залом.        (игровой разбор ситуаций)

Ответьте на следующие утверждения: – карточки разных цветов.

-Человек с психическим заболеванием должен быть изолирован от общества.

- Подростку, совершившему правонарушение не место в обычной школе, и среди нормальных детей.

- Другая религия или другая национальность ребенка является поводом для конфликтов со сверстниками.  

Сначала поднимают руки те, кто согласен с утверждением, затем кто не согласен и кто сомневается. Из каждой группы опросить по одному человеку, почему он так считает.

Участники команд сдают свои работы членам жюри, а те в свою очередь объявляют результаты первого конкурса.

.  Слайд 14  Задание №3. Попробуйте определить какими личностными качествами должен обладать представитель профессии типа «Человек-человек».

  1. Профессионализм
  2. Корректность
  3. Чувство такта
  4. Пунктуальность
  5. Обаяние
  6. Общая эрудиция
  7. Милосердие
  8. Культура поведения
  9. Внимательность
  10. Эрудиция
  11. Терпимость
  12. Аккуратность
  13. Сдержанность

Во время выполнения задания - музыкальная пауза.               ……………………………………………………………………………………………………………………………..

        Работы отдаются для оценивания жюри, и происходит объявление результатов второго конкурса.

        Задание №4.

Как я ориентируюсь в мире новых профессий?

В мире появляется много новых профессий. Проверьте себя, знаете ли вы их. Только один ответ наиболее точно описывает профессию.

.  Сейчас я вам раздам листочки с новыми профессиями. Вам нужно из предложенных вариантов ответов выбрать один ответ наиболее точно описывает профессию.

Слайд 15 1.ЛОГИСТ:

-тот, кто занимается логикой;

специалист по организации транспортировки продукции;

-организатор конференций и научных саммитов.

Слайд 16  2.Веб-мастер:

-тот, кто работает на компьютере;

-разработчик программ;

 - разработчик проектов сайтов.

Слайд 17 3.Маркетолог:

-тот, кто работает на рынке ценных бумаг;

-специалист по изучению рынка;

-тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Слайд 18  4.Фандрайзер:

-тот, кто ищет деньги  и возможности для организаций;

Фанат, которого нанимает «звезда»;

-специалист, изучающий пути развития предприятия.

Слайд 19  5.PR-агент:

-тот, кто связан с политикой;

-специалист по рекламе и связям с общественность;

-посредник между организациями и людьми.

Перед вами опять карты самоконтроля и Слайд 20  мы обращаем внимание на экран.

        Слайд 21  Задание №5 «Цепочка профессий»

Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например металлург, следующий называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару и т.д. Важно чтобы вы могли объяснить сходство называемых профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.

Задание понятно? Для всех команд единая профессия – продавец

Продавец – предприниматель – менеджер – маркетолог – PR-агент- агенты по недвижимости – парикмахер – визажист – стилист – дизайнер -художник - скульптор и т. д.

Музыкальная пауза……………………………………………………………………………….

Команды зачитывают ответы и объясняют связь. А сейчас я предоставляю слово жюри……..

Слайд 22  Подведение итога занятия.

В мире существует огромное количество профессий и специальностей.

В настоящее время насчитывается более 6 тысяч профессий и чтобы сориентироваться в этом мире, необходимы, прежде всего, знания о профессиях.

РЕФЛЕКСИЯ – карта района для команд.

Ребята перед вами на доске находится карта района сейчас я попрошу Вас по очереди подходить командой к карте и по поставить на ней индивидуальный знак отличия. Все знаки 3 цветов.

Красный – мне очень понравилось и я узнал много нового;

Желтый – мероприятие хорошее, мне понравилось;

Синий – время я потерял не зря, но не узнал ничего нового

Мы очень рады, что сегодняшнее мероприятие помогло вам сориентироваться в мире профессий. Большое спасибо за то, что вы были активны, любознательны, находчивы.

И в заключение нашего мероприятия мы хотим раздать вам памятки

«Правила выбора профессии»

        Выбирая профессию, необходимо:

  1. Узнать, какие профессии и специальности нужны там, где вы проживаете.
  2. Хорошенько подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
  3. Подробно изучить эту профессию; оценить возможность, ее приобретения.
  4. Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность, получить квалифицированную профессиональную консультацию.
  5. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ее в совершенстве.

Музыкальная пауза……………………………………………………………………………………

Слайд 23 

 Спасибо всем за работу. Всего  доброго, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Путешествие в мир профессий"

Возраст участников: 7-9 классы  Обоснование значимости  и актуальности: всемерно утверждать в сознании обучающихся значимость и важность выбора профессии  Место в воспитательном проце...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»

Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”

Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Методическая разработка. "Все профессии важны!"

Предлагаю вашему внимагию методическую разработку логопедического занятия с примененнием информационно-коммуникационной технологии. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в пр...

Методическая разработка Диалог-клуб «Все профессии важны, все профессии нужны»

Многие обучающиеся с ОВЗ не задумываются о своей будущей профессии, так как не имеют достаточных представлений. Данное мероприятие поможет детям просветиться в области профессионального рынка труда, а...

Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"

Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....