День птиц
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДЕНЬ ПТИЦ»
ЦЕЛИ: - ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С
МНОГООБРАЗИЕМ ПЕРНАТЫХ;
- НАУЧИТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ПРИЗНАКИ
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПТИЦ;
- ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЯ О ПРОИС-
ХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЙ НЕКОТОРЫХ
ПТИЦ;
- ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ И БЕРЕЖНОЕ
ОТНОШЕНИЕ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, запись
«Голоса птиц»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Вступительная часть.
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось за цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
- Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
2. Знакомство с многообразием названий птиц.
- Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно в лесу, в поле, на реке, в горах, в городе. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лсу или в парке неподалёку от дома, надо знать.
Звучит запись «Голоса птиц».
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера, разговаривают друг с другом. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия некоторых птиц.
Отгадайте, что это за птица:
- Синь-синь! /посвистывает синица/
- Чи-чи! Чи-чи! /вторит ей чиж/
- Гра-гра! /представляется грач/
- Сквор-сквор! /поют скворцы/
- Ку-ку! Ку-ку! /зовёт кукушка/
- Птицы это часть чудесной природы нашей Родины. Их звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление людей научиться летать, зародились при взгляде на птиц.
- Птицы приносят немалую пользу. Какую?
Верно, птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц не было бы хорошего урожая.
Ученик : Пусть прилетят, чтоб хлопотливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик средь ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
- К нам прилетели наши пернатые друзья!
3. Представление птиц.
(Выступают заранее подготовленные дети)
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый чёрный грач.
Дятел. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» -
И ставит подпись : д я т е л.
Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Но я каждый день ловлю по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.
Сова. А я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.
Синица. Я целый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти себе пищу. Спасибо людям, которые устраивают «птичьи столовые».
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
4. Викторина.
- А теперь ответьте на вопросы викторины о птицах.
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (клёсты)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (королёк)
- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)
- У каких птиц самцы красные, а самки – зелёные? (у клёстов)
- Какая птица к зиме белеет? (куропатка)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)
- Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (береговая ласточка, щурка, зимородок)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
- Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)
- Какая из птиц быстрее всех летает? (стриж)
- Какая птица самая маленькая в мире? (колибри)
- Почему глухаря так называют? (Во время токования птица ничего не слышит)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (зимородок)
5. «Птичьи профессии».
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Распределить карточки по парам
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Птица-строитель поползень
Лесная кошка баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
О т в е т ы:
Птица-рыболов – баклан. Он прекрасно ныряет в воду на глубину до 5 м и плавает так быстро, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море.
Птица-плотник – дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят : «Заладил, как дятел».
Лесная кошка – иволга. Она действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель – ласточка. Её считают самым искусным строителем. Гнёзда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.
Птица-акробат – поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист – соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник – сова. Совы охотятся только ночью. Они глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша – кукушка. Она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.
6. Заключительная часть.
- Сегодня мы поговорили о птицах. Что интересного и нового вы узнали?
- Почему люди называют птиц «пернатые друзья»?
- Как люди должны относиться к птицам, что делать для них?
Ученик. Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
(Мусса Джангазиев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День птиц в ДОУ
Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия о различных экологических группах птиц.Мероприятие...
Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.
Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....
Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"
В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....
День птиц
Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....
"День птиц и День Земли" классный час
Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...
Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."
Праздник рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет. Его можно провести и в рекреации школы, и в кабинете на занятиях внеурочной деятельностью....
День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»
Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...