Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по теме
Рабочая программа дополнительного образования и тематическое планирование кружка первого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yun.ekolog.rar | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа кружка
«Юный эколог»
на 2012 – 2013 уч. год
Руководитель: Аверьянова Н.П.,
учитель высшей категории
Игра,2012 г.
"Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы". (А.де-С.Экзюпери )
Пояснительная записка
Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Программа детского объединения “Юный эколог” рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена (5- 9 кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, экологии, биологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира в котором они живут.
Так, в возрасте 12- 15 лет ребята способны осознавать
не только себя, свою личностность и субъектность, но и природу
как объект отношения и субъект существования. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся.
Сложность организации работы объединения заключается в том, что половина учащихся уже имеют опыт ученического исследования и участия в научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения впервые. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы .
Наличие в объединении учащихся разного возраста позволяет соблюдать преемственность в получении и закреплении знаний, умений и навыков исследовательской работы.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций- именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Цель программы
Формирование исследовательских навыков у учащихся через экологическое воспитание, экологическое мировоззрение и культуру поведения в окружающей природной среде.
Задачи программы:
- Образовательные:
- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
- расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
- формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
- формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
- обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
- обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
- Воспитательные:
- воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
- формирование ноосферного мышления;
- привить навыки рефлексии;
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
- развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
- совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
- развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии; - главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. -экологическое состояние природной среды в России, Удмуртии; Игринском районе; растения и животных своего края, находящихся под охраной; -влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека. - виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности; - правила работы с источниками получения информации;
Должны уметь:
- Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности − Выполнение простейших экологических исследований . -оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)
- Организационно – пропагандистские умения:
− Применение знаний законодательства об охране природы; − Планирование практических дел по охране природы; − Пропаганда здорового образа жизни.
- Поведенческие умения:
− формирование умений правильного поведения в природе. - осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
- Опознавательные умения:
− Распознание объектов природы.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому, на мой взгляд, о компетентности школьников можно судить по результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.
Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не предполагается.
Формы работы :
В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал по экологии сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ , проведение экскурсий, полевых практик.
На занятиях используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Режим проведения занятий. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).Занятия проводятся два дня в неделю по 2 академических часа ( 45 минут каждый) с перерывом 10 минут после первого часа. Руководитель вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование -менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих ( как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Наименование раздела | Всего часов | теоретических | практических |
Презентация ДДТ.Знакомство с ео историей возникновения.традициями и правилами. | ||||
Инструктажи по ТБ | ||||
Поход выходного дня «День здоровья» | ||||
1 | Введение | 5 | 2 | 3 |
2 | Экология как наука. | 8 | 5 | 3 |
3 | Экологическое краеведение | 6 | 3 | 3 |
4 | Антропогенное воздействие на биосферу | 8 | 5 | 3 |
5 | Экология человека | 14 | 8 | 6 |
6 | Основные этапы, логика построения ученического экологического исследования | 13 | 7 | 6 |
7 | Формы и методы организации исследовательской деятельности | 22 | 4 | 18 |
8 | Оформление исследовательских работ | 23 | 3 | 20 |
9 | Отработка навыков публичного выступления. | 10 | 2 | 8 |
10 | Исследовательская работа в природе | 30 | 7 | 23 |
11 | Итоговые занятия. | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 144 | 43 | 101 |
Методическое обеспечение занятий.
№п/п | Раздел,тема | Форма занятий | Приемы, методы | Дидактич. материалы | Оснащение | Формы контроля |
1 | Введение | Экскурсия,беседа,индивидуальные,групповые,консультации | Информационные,ИКТ | Интернет,компьютер, | тестирование | |
2 | Экология как наука | деловые игры, лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции,индивидуальная работа, групповая работа, | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность | Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д. | выпуск листовок «Они занесены в «Красную книгу» | |
3 | Экологическое краеведение | Практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение | Коллекции горных пород | Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д. | Выступление в начальной школе с докладами |
4 | Антропогенное воздействие на биосферу | Практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность | Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники | выступления с сообщениями. | |
5 | Экология человека | семинары, практикумы,творческ работа ,Беседы, диспуты, практикумы, сообщения учащихся, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, | таблицы компьютер, мультьмедийный проектор, презентации, Интернет, словари, справочники | отчет по итогам обследования школы | |
6 | Основные этапы, логика построения ученического экологического исследования | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | ИКТ, проектная деятельность, Информационные, | Интернет,компьютер, словари, справочники | готовый план исследования по выбранной теме. Написанное Введение к исследовательской работе | |
7 | Формы и методы организации исследовательской деятельности | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | ИКТ, проектная деятельность, Информационные,проблемно-поисковые | Интернет,компьютер, словари, справочники | устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения | |
8 | Оформление исследовательских работ | Индивидуальная работа, консультации, конференции, тренинги | Консультации, исследования, ИКТ, проектная деятельность | компьютер, Интернет, справочники, словари, научно-популярная литература, программа PawerPoint | готовая набранная на компьютере исследовательская работа | |
9 | Отработка навыков публичного выступления.( | Индивидуальная работа, консультации. Выступления учащихся | Консультации,проговаривание | выступление перед аудиторией | ||
10 | Исследовательская работа в природе | Экскурсии, практич. занятия на местности, | наблюдения, творческая деятельность, мини исследования, ИКТ, проектная деят-ть | Измерительные приборы,Интернет,программа PawerPoint | Мини-проекты. | |
11 | Итоговые занятия | поход |
Список литературы,
используемый педагогом:
1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
2.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 1976 г.
3.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.
4.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007 г.
5.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
6.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
7.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
8.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
9.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 1997
11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение,1995
Список рекомендуемой литературы
для детей и родителей:
1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2.Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
3.Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
4.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс. М.: Просвещение,1996
6.Дольник В.Неразумное дитя биосферы.М. Просвещение, 1996
План воспитательных мероприятий
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Поход выходного дня |
ноябрь | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
декабрь | Конкурс Новогодних поздравлений |
Февраль | Конкурс для мальчиков «Самый,самый» |
март | Конкурс для девочек «Фея Знайка» |
май | Весенний поход |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...