Методическая разработка по теме "Основы программирования в VB"
методическая разработка (9 класс) по теме
Приводятся основные сведения по алфавиту языка, синтаксису и семантике операторов. Рассматриваются элементы объектно-ориентированного программирования. Излагаются основы правил построения процедур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnik_vb.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы Visual Basic
Содержание
1.Из чего состоит VB-программа?
1.Как работают Windows-программы...
2. ...и как их программируют
2.Обращение с системой Visual Basic
1.Запуск, прерывание и окончание программ
2.Сохранение и загрузка проектов
3.Стандартное окно - Form
4.Окно свойств
5.Набор инструментов (ToolBox)
6.Окно Code
7.Окно Debug
8.Окно палитры
9.Окно проекта
3.Процедуры события
1.Процедуры - рецепты для компьютера
2.Событие Form_Load
3.Событие Click
4.Событие DblClick
4.Язык программирования Visual Basic
1.Команда Print
2.Графические команды
3.Переменные и константы
4.Свойства объектов
5.Команды со значениями (функции)
6.MsgBox, InputBox
7.Математические операторы
8.Выбор: If...Then
9.Комментарии строк (' или Rem)
10.Команда End
11.Цикл Do...Loop
12.Оператор GoTo
13.Генератор случайных чисел (Randomize, RND)
5.Важные свойства объектов
1.Свойство Name
2.Свойство Caption
3.Свойство Visible
4.Свойство Enabled
5.Свойство BackColor
6.Свойство ForeColor
7.Свойствa Left, Top
8.Свойствa Width, Height
6.Элементы управления и их свойства
1.Кнопки (Button)
2.Таймер
3.Линии и фигуры
4.Текстовое поле и поле надписи
5.Графическое поле
1. Из чего состоит VB-программа?
1.1. Как работают Windows-программы...
Если под Windows'ом запускается программа, на экране открывается её окно. Окна разных программ, конечно же, тоже различны, например различны по размеру, имеют различные формы, и на них видны различные вещи. Особенности, которые касаются самих окон, такие как размер, цвет, заголовки и т.д. называют свойствами окна. А вещи, которые видны на окне, в основном тексты, картинки, иконки, называют объектами или элементами управления. Каждый из этих объектов тоже имеет такие же свойства, как длина, ширина, цвет и т.д.
Если программа была запущена, и её окно было открыто, программа спокойно ждёт, пока что-нибудь не произойдёт, что, к примеру, будут нажаты кнопки, активировано меню и т.д. Когда это происходит, это называют событием. Для каждого события, которое только интересует нашу программу, программисты (мы!) написали в языках программирования, как Basic, отдельные "кусочки" кодов, которые будут вызваны каждый раз, если событие "происходит"(событие процедуры). Со словом "процедура" у Вас ассоциировались, может быть, проверка самолёта пилотами перед стартом или ежегодные кофепития с заключительной игрой в минигольф на Дне Рождения у Дяди Альфонса... Короче, прецедуры - это процессы, которые, как один вид поваренного рецепта, всегда одинаковы. И примерно так это в программировании: процедуры это шаг-за-шагом исполняемые указания для глупого компьютера, который не может ничего другого, как слепо следовать простым командам - это, однако, очень быстро.
Итак, если, например, в программе рисования происходит событие - пользователь кликает в меню пункт "Сохранить" - будет исполнена процедура, которая состоит из команд, заставляющих компьютер сохранить в файл нарисованную картинку.
1.2 ... и как их программируют
Visual Basic-программа, так называемый проект, состоит из минимум одного окна (с определёнными свойствами), объектами и из многочисленных процедур событий для различных функций программы. С помощью Visual Basic делают программы примерно так: в них сначала создают окно с различными объектами и потом для каждого из них пишут процедуры, вдыхающие жизнь в серое окно. Это и есть собственно "программирование"...
2. Обращение с системой Visual Basic
2.1. Запуск, прерывание и окончание программ
Чтобы запустить, прервать или окончить работу со своей программой, можно использовать либо меню "Run" либо три иконки наверху окна VB, которые выглядят, как кнопки магнитофона. Программу можно также в любой момент остановить, нажав одновременно комбинацию кнопок Ctrl + Break. Это же произойдёт при нажатиии на иконку "Break", но это работает только тогда, пока программа только ждёт события. В обоих случаях можно продолжить с помощью иконки "Start". Однако если программа прервана таким образом, её можно изменять только в некоторых границах, а именно: можно изменять процедуры - написанные в VB коды, но не переключаться на различные объекты или изменять свойства: для этого нужно остановить программу с помощью третьей иконки "Stop". Узнать запущена ли или прервана ли или остановлена ли программа можно узнать, посмотрев на самый верх экрана - заголовок VB. После "Visual Basic" стоит там в угловатых скобках либо "run", если программа запущена, либо "break",если программа прервана или "design", если программа остановлена. Только если в заголовке стоит "design" можно изменять объекты и их свойства.
2.2. Сохранение и загрузка проектов
Чтобы уберечь свой с трудом созданный объект перед грустной смертью с выключением компьютера, нужно его прежде сохранить на жёстком диске или дискете. Сохранит проект можно, выбрав пункт "Save Project" в меню "File". Если вместо этого выбрать "Save Project As..." то можно сохранить проект под другим именем. Нужно знать, что Visual Basic сохраняет свой проект не в один единственный файл, а в минимум два: файл для окна, имя которого оканчивается на .frm и файл проекта, имя которого оканчивается на .vbp. Для каждого можно/нужно выдумать имя, которое должно состоять минимум из восьми букв. Внимание: если вместо "Save Project" Вы выберите "Save Form1", то сохранён будет только .frm-файл, и тогда программу иногда уже не удастся загрузить. В общем, используйте только "Save Project", кроме тех случаев, когда Вы точно знаете, что Вы делаете!
Если нужно загрузить проект в следующий раз, нужно выбрать пункт меню "Open Project...", найти в появившемся окне имя нужного проекта и выбрать его. При последующем нажатии на ОК, проект будет загружен.
2.3. Стандартное окно - Form
Окно Form является началом вашей программы. Его можно двигать по экрану, увеличивать, уменьшать, менять его свойства в окне свойств, упорядочивать на нём объекты и в окне Code писать для него процедуры. Само окно тоже считается как объект, так сказать, "высший объект". Один из объектов всегда является "актуальным объектом", чьи свойства будут перечислены в окне свойств. Объект становится актуальным, когда на него кликнут. Узнают это чаще всего по обрамлению или по какой-нибудь другой маркировке.
2.4. Окно свойств
Здесь всегда перечислены свойства актуального объекта (см. выше). Свойство, представленное синим, может быть изменено в строке справа. Иногда нужно вносить данные самому, иногда можно выбирать из выпадающего списка, который отображён в строке справа в виде маленькой стрелки вниз. Заметьте, что при изменении свойств окна, изменения происходят синхронно.
2.5. Набор инструментов (ToolBox)
Здесь можно выбрать объекты, которые нужно поместить на форме. Например, чтобы нарисовать линию, кликните на символ линии. Теперь кликните на то место на форме, где должна начинаться линия и тяните мышь с нажатой кнопкой туда, где эта линия должна кончаться. Отпустите кнопку мышки. Готово! Отдельные объекты будут описаны позже.
2.6. Окно Code
В окне Code пишутся процедуры события и другие Basic-конструкции. Окно Code называется так потому, что тексты, написанные там называются на языке программирования именно "коды". Окно Code открывается тогда, когда производится двойной клик на объект, для которого должна быть написана процедура. Или если кликнуть в окне проекта на иконку "View Code". Сверху слева в окне Code стоит имя объекта, а справа его событие, для которого пишется его процедура. Т.е. сразу видно, когда команды, написанные здесь, будут выполнены. С помощью мышки можно выделять текст, над которым нужно провести с нажатой левой кнопкой. Когда курсор будет убран из строки, Visual Basic сразу же проверяет, правильна и полна ли структура строки. Если нет, тут же появляется сообщение об ошибке.
Важнейшие комбинации клавиш в окне Code.
Ctrl+C Копировавние выделенного текста в буфер.
Ctrl+X Вырезание выделенного текста в буфер.
Del Удаление выделенного текста.
Ctrl+V Вставка выделенного текста из буфера.
Ctrl+Z Отмена последнего действия.
Ctrl+Y Вырезание строки, на которой стоит курсор, в буфер.
F5 Запустить проект.
2.7. Окно Debug
Окно Debag, собственно, служит помощью в поиске и отлавливании ошибок в программных кодах (bugs - в компьютерном слэнге). Однако его также хорошо применять для проверки отдельных маленьких Basic-команд. Это окно появляется каждый раз при запуске вашего приложения снизу справа. Если программа прервана, это окно появится поверх всех окон и в нём появится курсор. Прямо здесь можно вводить строки и клавишей ENTER давать команду на исполнение этих строк, которые будут сейчас же выполнены. Команда Print (см. ниже) пишет в этом случае не в окно, а прямо под командной строкой в окне Debug, что тоже очень практично.
2.8. Окно палитры
Если нужно изменить цвет какого-нибудь объекта, нужно сделать двойной клик по соответствующему свойству "цвет" в окне свойств. Должна появиться палитра цветов со стандартными цветами, из которых нужно выбрать один. Если Вам не нравятся предложенные там цвета и Вам нужен зелёный или красный, Вы можете кликнуть на вкладку 'Palette' и довольствоваться тем, что там есть.
2.9. Окно проекта
Это окно нужно только тогда, когда пишутся сложные программы, которые, к примеру, состоят из многочисленных окон. Тогда с помощью этого окна можно переключаться между отдельными окнами. Мы это окно применять пока не будем. Если Вам вдруг не видно вашу форму кликните в окне проекта на кнопку "View Object" - окно появится вновь.
3. Процедуры события
3.1. Процедуры - рецепты для компьютера
В Basic'e процедуры начинаются с команды Sub, потом идёт имя процедуры и (). Оканчиваются процедуры командой End Sub (англ. subroutine: подпрограмма). Между этим стоят команды, принадлежащие этой процедуре. Они будут, при вызове процедуры, следовать одна за другой.
В большинстве своём процедуры - это процедуры события: для каждого события, на которое должна реагировать программа, нужно писать процедуру. Причём Sub, имя процедуры, () и End Sub будут заданы самим Basic'ом.
3.2. Событие Form_Load
Событие Click происходит в том случае, если на объекте кликнуть левой кнопкой мыши. Если, к примеру, пользователь щёлкнет на одном из элементов управления, событие Click этого объекта будет тут же исполнено. Можно кликнуть по форме - для этого имеется событие Form_Click, которое может содержать различные процедуры.
3.4. Событие DblClick
Это событие происходит при двойном клике мышкой на каком-либо объекте. Внимание: ещё при первом нажатии произойдёт событие Click, но при мгновенном втором уже нет.
4. Язык программирования Visual Basic
4.1. Команда Print
(англ. print: печатать). При помощи команды Print можно из какой-нибудь процедуры печатать тексты на форме. Текст должен при этом стоять в кавычках ("). Пример:
Print "Эй, перед монитором! Привет!"
Пишет в окне:
Эй, перед монитором! Привет!
Команду Print можно применять также для решения:
Print "413 + 512 равно"
Print 413 + 512
Выдаёт на форме:
413 + 512 равно
925
Всё, что стоит после команды Print в кавычках, при выполнении компьютером, будут буква за буквой, цифра за цифрой и знак за знаком точно также "списаны". А всё, что стоит позади команды, не в кавычках, должно быть написано программным языком Basic - это будет "переведено" компьютером. Так, к примеру, 413 + 512 для компьютера значит "результат сложения 413 плюс 512". И этот результат должен быть при помощи команды Print напечатан. Поэтому там и стоит "925".
При помощи команды Print можно также печатать значения свойств или переменных (cм. ниже):
Print Form1.Caption
Пишет именно то, что стоит в его заголовке, т.к. Form1.Caption означает для компьютера "значение свойства надписи окна с именем Form1". Ну, а что будет напечатано командой Print "Form1.Caption" ?
И ещё три заметки к этой команде:
1.Деление и умножение в Basic'e производится при помощи звёздочки (*) и слэша (/). Кроме того компьютер понимает нецелые числа, однако вместо запятой нужно применять точку, как в Англии и США.
Print 8 / 2
Print 3 * 2.5
выдаст:
4
7,5
Однако в результате, который будет выдан, число 7,5 будет написано с запятой! Только в самих Basic-кодах нужно применять точку.
2.Если нужно распечатать несколько вещей в одной строке, то их нужно перечислить всех после команды Print через точку с запятой (;):
Print "1 + 1 всё ещё равно "; 1 + 1;
Print ", а три умножить на нуль равно "; 3 * 0
получим:
1 + 1 всё ещё равно 2, а три умножить на три равно 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»
Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДЫ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Рассмотрены цели и задачи ежегодного проведения олимпиады по программированию среди студентов техникума.Порядок проведения олимпиады. Представлен список заданий....
Методическая разработка темы "Программирование на языке QBasic. Циклы."
Материал предназначен для изучения темы "Циклы" при программировании на языке QBasic в 7 классах.Содержание ТеорияЗадачи...
Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"
Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...
Методические разработки по теме "Программирование" Информатика 9 класс
Методические разработки по теме "Программирование" Информатика 9 класс включают основные сведения о языке Паскаль, а также задания на составление программ....