Методическое поурочное пособие для детей раннего развития (баян, аккордеон)
методическая разработка по теме
Методическая разработка уроков в помощь педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_notki.doc | 869.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I.
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ НА ИНСТРУМЕНТЕ.
Приступить к первому практическому уроку можно лишь тогда, когда выполнены требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить чуть ли не целый урок. Важно чтобы ученик мог самостоятельно правильно сесть, найти контакт с аккордеоном и правильно поставить руки. С первого урока знакомство с аккордеоном для ученика должно быть большой радостью. Необходимо помочь подогнать ему ремни, почувствовать инструмент. Если есть возможность, то пусть ученик полюбуется в себя в зеркало. Следующую часть урока можно посвятить различным упражнениям для развития гибкости рук, подготавливающим игровые движения на аккордеоне. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на релаксацию:
Упражнения на расслабление.
- Вытяните перед собой одну из рук так, чтобы она была параллельно полу. Мышцы плеча и предплечья при этом должны находиться в состоянии легкого напряжения; кисть и пальцы должны быть опущены и расслаблены. Расслабьте предплечье, а затем плечо, до полного «падания» руки.
- Затем это же упражнения повторяют другой рукой.
- То же упражнения выполняют обеими руками.
- Исходное положение – рука вверху, слегка напряжена. Постепенно ослабляют мышцы и, когда рука становится «тяжёлой», ее «роняют» в следующей последовательности: кисть и пальцы, предплечье – а затем вся рука.
Это упражнение выполняют вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе.
Упражнения за столом.
Все упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе.
«Мостик»
- Ученик садится к столу. (Сидеть необходимо так, как он будет сидеть с инструментом).
- Тремя средними пальцами (2,3,4) опирается на край стола. Напряжения в кончиках пальцев должно быть ровно столько, чтобы не упала рука, которая безвольно висит с ощущением тяжести в локте.
- Покачайте руку в разные стороны, при этом она должна быть свободной и раскачиваться как канатный мостик.
«Прыжки»
- Исходное положение руки такое же, как и в упражнении «Мостик».
- Рука прыгает вверх, отталкивается кистью, а затем свободно падает под собственным весом.
Упражнение сначала выполняется с опорой на три пальца, затем – на один третий, второй и четвертый.
«Классики»
- Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре. Пальцы немного закруглены, опираются на стол подушечками, а первый палец – уголком крайней фаланги. Мышцы ладони не касаются стола.
- Отталкиваясь пальцами и кистью от инструмента, рука описывает дугу и приземляется в другом месте. При выполнении упражнений следует достигать точности прыжка от определенной клавиши до следующей и обратно.
«Мячик»
- Рука, включая пальцы, кисть и предплечье, лежит на столе.
- Кистью легко отпрыгивать, не отрывая от стола предплечье. Пальцы немного согнуты, подушечками бьют по столу.
- В начале упражнения они прижаты друг к другу. Затем в процессе кистевых прыжков постепенно разжимаются, как бы охватывая октаву, и сжимаются.
Во всех упражнениях не должно быть лишнего напряжения. Руки естественно будут уставать, как от любой физической нагрузки, после чего им необходимо давать отдых. Все упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе, кроме упражнения «Мячик». Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необходимо избегать угловатых и неуклюжих движений. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.
Правой рукой на первых порах играть не придется.
УРОК №1.
Практическое задание:
С помощью воздушного клапана и ведения меха изобразить ветер.
Дуновение ветра может быть разным. При ровном ведении меха образ ветра менее выразителен, однако и здесь он может быть сильным или слабым – в зависимости от скорости ведения меха. Если мех вести с ускорением и замедлением, то и ветер будет усиливаться и ослабевать. Мы пользовались шумовым звуком, но возможности его ограничены. Им нельзя сыграть песню или даже изобразить гудок парохода. Для этого потребуются музыкальные звуки. Главное отличие музыкальных звуков от шумовых в том, что они различаются по высоте.
Для того чтобы сыграть пьесу, включающую в себя музыкальные и шумовые звуки, вначале познакомимся с левой клавиатурой аккордеона. Нам потребуется пока нотка «ДО». Она, как правило, отмечена ямочкой.
УРОК №2.
Мажорные аккорды.
Готовый аккорд – одно из преимуществ аккордеона и баяна перед другими инструментами. Аккорд – это созвучие, состоящее из трех или более звуков, а аккордеон так устроен, что при нажатии одной аккордовой кнопки на левой клавиатуре открывается три звука, которые и создают звучание аккорда. Нам потребуется пока мажорный аккорд. В нотах он обозначается буквой Б, а на левой клавиатуре ряд мажорных аккордов располагается рядом с основным рядом басов.
УРОК № 3.
Когда-то в давние времена в сказочном музыкальном государстве жили-были веселые человечки, их мама была царица, и звали ее Скрипочка, так и прозвали потом это царство-государство Скрипичным, жили они весело и дружно, по утрам делали зарядку. Играли, бегали, прыгали и были счастливы. Недалеко от скрипичного государства жил-был царь по имени Бас, а детей у него не было, надоело ему жить одному, и зародилась в его голове мысль украсть у царицы Скрипочки ее деток.
И вот однажды, когда мальчики гуляли во дворе, а мама с дочками заканчивала музыкальные занятия, на царство налетел грозный царь Бас. Схватил он всех детей, гулявших во дворе, и утащил к себе.
Не смогла царица отбить у него детей, не было у нее войска, и поселилась в их царстве-государстве грусть-печаль.
Погоревала-погоревала царица, и чтобы такая беда ее больше не постигла, велела она провести между государствами – своим и соседа Баса границу. Поставила пограничный столбик и назначила охранника (устанавливаем с учащимся на инструменте пограничный столбик).
Стоит пограничник, видит, идет собака и говорит ему «гав, гав, гав» (рисуем вместе с ребенком в альбоме три закрашенных кружочка – обозначение коротких звуков).
Потом слышит, а из кустов кто-то говорит «мяу, мяу» (рисуем два белых кружочка – обозначение длинных звуков).
А издалека доносится гудок паровоза - «ту-ту-ту» (обозначаем два коротких и один длинный гудок).
Гав, гав, гав Мяу, мяу Ту - ту - ту
Записав эти звуки в альбом, играем их на клавише ДО и поем.
ДО ни день, ни ночь не спит,
ДО границу сторожит,
Враг увидит, ДО стоит;
Задрожит и убежит.
И есть у пограничника любимая песенка:
ПЕСЕНКА ПОГРАНИЧНИКА
Очень строгий я солдат, в шляпе, при погонах.
Называют ДО меня, всем друзьям знаком я.
Вначале поем ее с учащимся, затем под нее маршируем, а после записываем в альбом, обозначая короткие звуки закрашенными кружочками, а длинные белыми кружочками. Такая запись хорошо помогает без затруднения выучить эту песенку дома.
Чем меньше ребенок, тем больше следует задержаться на ноте ДО, работая над различными ритмическими рисунками, используя небольшие детские стихи, либо отрывки из них, выявляя каждый раз разницу между длинными и короткими звуками.
Например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
УРОК № 4.
Посмотрите, посмотрите - дети –
Есть дома у всех на свете,
Дом у лягушки, дом у хохлушки,
Дом у сверчка и у мышки-норушки.
Мы посмотрели на них, посмотрели,
Домик построить для нот захотели.
Домик красивый, домик высокий –
Здесь мы поселим все наши ноты.
Нас окружает множество звуков: дома и на улице. Но не все звуки, которые мы слышим, музыкальные. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. У каждого звука, который мы извлекаем из инструмента, есть свой домик на бумаге. Рисуем два домика для скрипочек и басят, обращаю внимание, что дома из пяти этажей, и первый этаж, также как и в твоем доме, находится внизу.
Ноты в домике живут,
НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.
Пять ЛИНЕЕК начертили –
Дом для ноток получили.
5______________________________________
4______________________________________
3______________________________________
2______________________________________
1______________________________________
__ __ __ __ __ __ __ __ __ маленький домик для
пограничника
5______________________________________
4______________________________________
3______________________________________
2______________________________________
1______________________________________
От всех домов, в которых живут люди, есть ключи, и у всех они разные, вот и мы будем узнавать чей дом, скрипочек или басят, по ключику, который нарисован при входе в дом (рисуем ключи).
Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –
Командир для нот отличный!
Днем и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
«Путь для музыки открыт!»
Вот еще один значок,
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель,
Знак серьезный и суровый,
Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.
И ему, ребята, дан
Свой, отдельный нотный стан.
Пограничник по имени ДО будет жить на маленькой линеечке (в своем доме), рисуем эту линеечку между домами. Поем и маршируем вторую песенку которую он поет.
Утром я встаю, песенку пою.
Объясняю, что короткие звуки это шаги, которыми шагаешь ты (Ваня, Аня), а длинный шаг - это шаг дедушки.
Идет дед, дед, дед,
А за дедом - целый след.
Ну а мамины ботинки
Оставляют половинки.
А чернушки-четвертушки
Натоптал для нас Андрюшка.
Пока дедушка делает один шаг, ты в это время делаешь целых четыре, - ставим в дедушкином шаге четыре точки.
Ночь, не приходи,
Солнышко свети.
Не хочу я спать,
Я хочу гулять.
УРОК № 5.
Мама МИ купила дочке,
Разноцветные носочки.
Уж она и воображала,
Чуть с линейки не упала.
Начинаем знакомство с ноткой МИ, показываем, что она живет на инструменте через одну клавишу от ДО. Затем поем и играем ребенку песенку нотки МИ.
Учимся играть ее со счетом вслух и со словами.
На этом же уроке знакомимся с песенками № 4 «Тра-та-та» и № 5 «Часы». Используя знакомые песенки с предыдущих уроков, начинаем заниматься правильной посадкой и постановкой правой и левой рук. Ребенок свободно владеет музыкальным материалом, поэтому все внимание будет направлено на положение правой руки и на ведение меха. Начинать играть лучше со второго пальца.
УРОК № 6.
Работая с ноткой МИ, знакомимся с четырехдольным размером.
Через каждые четыре звука ставим над нотой ударение, а затем перед ударным звуком ставим стеночку (тактовую черту). По этой записи играем и считаем. Вспоминаем песенки «Утренняя» и «Ночь, не приходи», расставим в них стеночки и поучимся их играть со счетом. Затем, используя обозначения длинных и коротких звуков, записываем четверостишие:
Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот –
Задом наперед.
Здесь используются все знакомые нам шаги (мамы, дедушки, Вани). Затем задание следует усложнить, в связи с этим нужно больше внимания уделить ритму.
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное!
УРОК № 7.
РЕ – противная липучка,
Всех замучила уже.
Так и липнет, так и липнет,
К МИ на первом этаже.
Знакомство с нотой РЕ начинаем с песенки о ней.
Знакомимся с расположением этой ноты на инструменте.
На уроке знакомимся с песенками № 7 «Андрей-воробей» и № 8 «Лиса». Так как мы уже познакомились с тремя нотами, начинаем играть в игру «музыкальные бусы». Учимся рисовать их в альбоме, а затем проигрывать на инструменте с названием нот.
УРОК № 8.
Продолжаем работу с нотой РЕ и знакомимся с трехдольным размером. Здесь мы используем слова с тремя слогами (солнышко, варежки, песенка).
№1
Солнышко доброе светит в окошечко,
Нас разбудить ему очень уж хочется.
№2
Мама Тане сшила платье и купила ей портфель
№3
Кружит, кружит снег по дороге.
Ночью темной тихо вокруг.
В упражнениях №1 – 3 – работа над ритмом. Так как используется только один звук, внимание сосредоточено только на ритмической стороне.
Упражнения выучиваются со счетом. На этом же уроке знакомимся с песнями № 10 «Колыбельная» и № 11 «Петушок», выучиваются сначала с названием звуков, со счетом, со словами.
УРОК № 9.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно
А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе, горе, крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота.
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Чтобы в нашем сказочном государстве не случилось такой беды, мы будем назначать караульных. Одни будут следить за солнышком, другие – за луной. Прикрепляем сверху клавиатуры рисунок луны, снизу – солнца.
Если вдруг решила нота Чтобы сделать ноту ниже
Черной клавишею стать, Есть другой значок-пароль
То придется этой ноте Называется он просто:
Знак диез с собою взять. Понижающий БЕМОЛЬ.
ДИЕЗ – четыре черточки, Знак бемоль – как пол-листочка,
Похожих на решеточки. Сядет он на нотной строчке.
Всякий это слышит – И ты, малыш, услышишь -
Стала нота выше! Станет нотка ниже.
Караул! Кошмар, кошмар!
Вот идет значок БЕКАР.
Отнимает он все знаки –
Как бы не случилось драки!
«Ноты быстро по местам!» -
Раздается тут и там. –
Прекращаю все движенья –
Отменяю повышенья!
Пониженья отменяю –
Всех на место отправляю!
В песенке № 9 «Бабка-ежка», появляется бемоль к ноте МИ, этот человечек и будет караулить луну, он заберется на стульчик и будет наблюдать за тем, что будет происходить в небе. Значок показывает, что человечка МИ дома нет, он забрался на черную клавишу, которая смотрит в сторону луны.
Далее знакомимся с песенками «Петушок» и «Колыбельная».
Позже в песенке № 24 «Про кузнечика» появляется диез к ноте ФА. Этот человечек будет караульным, он заберется на лесенку и окажется на черной клавише, которая смотрит в сторону солнышка. Также в этой пьеске появляется затактовая нота. О том, что стеночка ставится перед ударной долей, мы знаем и знакомимся с ноткой, которая осталась дома одна. Ей страшно, она боится и очень нерешительно стучится в стеночку к соседу. Нотка эта играется очень осторожно.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Знакомимся с диезом на примере упражнения:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
УРОК № 10.
Закричала СОЛЬ: «Постой,
Второй этаж здесь будет мой.
Буду обживаться,
Петь и улыбаться».
Знакомство с нотой СОЛЬ. Учим песенку, которую она поет о себе.
В песенке о нотке СОЛЬ появляется четвертная пауза. Знакомимся с ней и другими паузами с помощью стишка.
В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут,
Нотам отдохнуть дают.
Кирпичик, червячок, крючок –
Все это паузы – молчок!
Появился червячок,
То на Ванин шаг молчок.
Сверху на линеечке
Вижу я печать,
Это значит, это значит,
Два шажочка мне молчать.
Ну а если я увижу
Снизу черную печать,
То, представьте, все четыре,
Все четыре мне молчать.
На стене висит крючок,
То на зайкин шаг молчок.
УРОК № 11.
На дорожке первой,
Поселилась ФА
И ворчала и фырчала,
И толкала всех в бока.
В песенках идет проработка с № 16 по № 23.
УРОК № 12.
СИ
А СИ, что живет на третьем,
Купила телефон.
И целый день стоит трезвон,
Прошу пришлите мне такси,
Сегодня под балкон.
ЛЯ
По второй дорожке
ЛЯ бежит с лукошком.
Бегала я по грибы,
Промочила ножки.
УРОК № 13.
Далее изучаем ноты второй октавы.
РАЗДЕЛ II.
фа
до
соль
фа
до
соль
фа
Б
Б
Б
фа
до
соль
ре
Б
Б
Б
Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по дисциплине:"Музыкальный инструмент: «Баян, аккордеон».Для учащихся музыкального отделения.Подготовительный класс
Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по п...
Рассказы об инструментах (гармоника, баян, аккордеон)
История создания самых популярных язычковых инструментов - гармоники, баяна и аккордеона - представлена в формате презентации...
Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование
Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование - это подведение итогов первого года обучения в музыкальной школе. Обучающиеся обязательно выполняют дан...
Игры и дидактические пособия по сенсомоторному развитию детей раннего и младшего возраста
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста....
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"
Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство" Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....
Презентация к занятию-путешествию по музыке в группе детей раннего развития «Лучик» Тема: «Три кита в музыке. Танец»
Презентация к будет полезна музыкальным руководителям детских длшкольных учреждения, учителям музыки в начальной школе. Побывав в Королестве Танца, в конце занятия дети делают вывод: "Танцы...