Образовательная программа "Ателье "Аленушка"
рабочая программа по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАССМОТРЕНО
Протокол методического совета
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
№ _ от _ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ ДОД
«Центр детского творчества»
____________ Л.Г. Иванова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Ателье «Аленушка»
Возрастной состав обучающихся: 7-12 лет
Продолжительность обучения: 2 года
Составитель: Турьева Галина Сергеевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье
2011_
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала по одной из самых изысканных и декоративных техник вышивки – вышивка лентами.
Это позволяет детям в совершенстве овладеть приемами и секретами этого вида рукоделия.
Актуальность программы
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, просто любителями, доступно детям любого возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Практические работы по рукоделию развивают у детей мускулатуру пальцев рук, координацию движений, глазомер, аккуратность, закрепляют навыки работы с ножницами, иглами, шаблонами, измерительными инструментами.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия по рукоделию помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Целью программы является создание условий для формирования и развития творческих способностей обучающихся, способствование формированию у детей художественной культуры, а также художественно – творческой активности.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами прикладного творчества.
2. Развивать у воспитанников практические умения и навыки традиционных ремёсел, воображение.
3. Воспитывать у детей самостоятельность при изготовлении изделий, эстетическую культуру и трудолюбие.
Возрастная категория детей – 7 – 12 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия рукоделием требуют от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 10-12 человек.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп от 7 до 12 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании 1-го года обучения по программе обучающиеся приобретают:
- знания особенностей, свойств используемых инструментов и приспособлений, умение и навыки пользования ими;
- знания, умения и навыки выполнения ручных швов;
- знания, умения и навыки по раскрою, пошиву изделий из ткани (одежда для кукол); - знания, умения и навыки аппликационных работ; - умение контролировать некоторые этапы работы над изделием;
- аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- умение красиво оформить изделие;
- возможность участвовать в выставках.
По окончании 2-го года обучения по программе обучающиеся приобретают:
- знания особенностей и свойств текстильных материалов, умение определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- знания, умения и навыки работы с различными материалами и способами их обработки;
- знания, умения и навыки по раскрою, пошиву изделий из ткани;
- знания, умения и навыки вышивки на картоне;
- знания, умения и навыки вышивки лентами;
- умение качественно и красиво оформить изделие;
- аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- возможность участвовать в районных и областных выставках;
- возможность воспитанникам вести профильные кружки в оздоровительном лагере;
- умение оказывать консультативную и практическую помощь сверстникам по последовательности и приемам технологической обработки изделий.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем или при помощи тестирования.
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Учебно-тематический план.
Темы |
Кол-во часов | в том числе | |
теории | практики | ||
1 год обучения. Вводное занятие. |
2 |
2 |
- |
1. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, материалах. |
2 |
2 |
- |
2. Виды ручных швов. | 6 | 1 | 5 |
3. Одежда для кукол. - нательное бельё, - повседневная одежда, - одежда для дома, - одежда для отдыха и спорта, - нарядная одежда. - сезонная одежда. | 80 12 12 10 16 14 16 | 6 1 1 1 1 1 1 | 74 11 11 9 15 13 15 |
4. Пошив куклы и костюм для куклы с использованием мотивов национальной одежды. |
28 |
3 |
25 |
5. Вышивание. | 16 | 1 | 15 |
6. Аппликация. | 10 | 1 | 9 |
7. Комбинированные работы по рукоделию. - игольница, - прихватка, - собака, - карандашница, - панно, - корзинка с розами. - кулон. |
50 2 2 6 4 12 14 10 |
7 - - 1 1 1 1 1 |
47 2 2 5 3 11 13 9 |
8. Экскурсия.
Итого: 2 год обучения. Водное занятие. 9. Виды тканей. 10. Шитье. - грелка на чайник, - полотенце с вешалкой, - клоун, - сумка, - диванная подушка-игрушка, - мишка, - рамка для фотографии. 11. Пошив куклы- перевертыша и одежды для куклы. 12. Нитеграфика. 13. Выжигание по ткани. 14. Вышивка лентами. 15. Изготовление изделий на произвольную тему (коллективная работа). 16. Экскурсия. 17. Индивидуальная работа.
Итого: | 2 | - | - |
216
| 26 | 190
| |
2 2 72 12 10 8 10 8 10 14
28 14 16 30
30
2 20
|
2 1 7 1 1 1 1 1 1 1
4 2 1 5
3
- 3
|
- 1 65 11 9 7 9 7 9 13
24 12 15 35
27
- 17 | |
216 |
28 |
188 |
Содержательная характеристика курса
1 год обучения.
Водное занятие (2 ч.). Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Оборудование кабинета и организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила безопасности труда при работе с инструментами. Просмотр работ выполненных учащимися – выпускниками кружка.
1. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, материалах (2 ч.). Устройство и назначение отдельных инструментов и приспособлений. Текстильные изделия. Крученые материалы. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
2. Виды ручных швов (6 ч.). Правила выполнения ручных швов: сметочного, стачного, обметочного, петельного, стебельчатого.
Практическая работа.
Выполнение образцов ручных швов. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
3.Одежда для кукол (80 ч.). Виды одежды:
- нательное бельё (12 ч.) (майка, трусы, купальник, ночная сорочка),
- повседневная одежда (12 ч.) (юбка, блуза, брюки, жилетка),
- одежда для дома (10 ч.) (халат, юбка-шорты, кофта),
- одежда для отдыха и спорта (16 ч.) (футболка, шорты, спортивный костюм),
- нарядная одежда (14 ч.) ( вечернее платье, свадебное платье),
- сезонная одежда (16 ч.) (пальто с капюшоном, плащ, шуба, шапка).
Практическая работа.
Выбор ткани для одежды. Раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой. Последовательность и приемы технологической обработки. Приемы влажно-тепловой обработки изделий. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
4. Пошив куклы и одежды для куклы с использованием мотивов национальной одежды (28 ч.). Рекомендации по выбору ткани, пошива и оформление куклы.
Практическая работа.
Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность технологической обработки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
5. Вышивка как один из самых древних и распространённых видов декоративно-прикладного искусства (16 ч.). Практическая работа.
Выполнение эскиза. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Вышивка салфетки стебельчатым швом. Способы обработки краев салфетки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
6. Аппликация как составная часть декоративно-прикладного искусства(10 ч.). Виды материалов используемые для аппликации. Практическая работа. Выполнение эскиза работы. Выбор фона, перевод рисунка. Различные способы соединения отдельных деталей с фоном. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
7. Комбинированные работы по рукоделию (50 ч.). Практическая работа. Выполнение эскиза работы. Использование учащимися всех полученных знаний, умений и навыков по шитью, вышиванию, аппликационным работам для изготовления игрушек, сувениров, панно и т. д. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
8. Экскурсия (2 ч.).
2-й год обучения.
Вводное занятие (2 ч.). Цель и задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 2-го года обучения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
9. Виды тканей (2 ч.). Хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и искусственные ткани. Применение этих тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон. Окраска и рисунок тканей.
Практическая работа.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
10. Шитье (72 ч.).
- грелка на чайник (12 ч.),
- полотенце с вешалкой (10 ч.),
- клоун (8 ч.),
- сумка (10 ч.),
- диванная подушка-игрушка (8 ч.),
- мишка (10 ч.),
- рамка для фотографии (14 ч.).
Практическая работа.
Выполнение эскиза изделия. Подбор ткани. Нормы расхода ткани на изделие. Раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой. Последовательность и приемы технологической обработки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
11. Пошив куклы-перевертыша и одежды для куклы (28 ч.).
Практическая работа.
Эскиз куклы. Выбор ткани для изготовления куклы, одежды для куклы. Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность технологической обработки. Пошив куклы и одежды для куклы. Оформление куклы. Приемы выполнения отделочных работ. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
12. Нитеграфика (14 ч.). Приемы вышивки на картоне.
Практическая работа.
Выполнение эскиза. Перевод рисунка на картон. Выполнение узора вышивки. Оформление вышивки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
13. Выжигание по ткани (16 ч.). Виды тканей, используемые для выжигания. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Правила безопасности труда при работе с прибором для выжигания.
Практическая работа.
Выжигание по ткани по трафаретам. Правила безопасности труда при работе с прибором для выжигания.
14. Вышивка шелковыми лентами (30 ч.).
Устройство и назначение отдельных инструментов и приспособлений. Различные виды лент. Виды швов. Правила выполнения швов: ленточного, узелкового, петельного, стебельчатого, шва «пестик», шва «полупетля».
Практическая работа.
Выполнение эскиза. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Вышивка узоров различными видами швов. Оформление вышивки. Изготовление изделий с использованием вышивки лентами. Правила техники безопасности при работе иглами, ножницами, утюгом.
15. Изготовление изделий на произвольную тему (коллективная работа 30 ч.). Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных мастеров. Выбор тематики работы.
Практическая работа.
Эскиз. Выполнение работы в материале. Просмотр работ. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
16. Индивидуальная работа (20 ч.).
Практическая работа.
Индивидуальные занятия с учащимися по изготовлению изделий к районным и областным выставкам. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
· словесные – беседа, рассказ, объяснение, инструктаж;
· наглядные – демонстрация иллюстраций, готовых изделий и т.д.
· практические - творческие задания, изготовление поделок, игрушек, сувениров, панно и т.д.
· репродуктивные - работа по шаблонам;
· проблемно-поисковые - изготовление эскизов для вышивки по собственному замыслу;
· индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося.
Методы воспитания: беседа, метод примера, педагогическое требование, наблюдение, анализ результатов, поощрение.
Методы контроля: выставки, контрольные задания.
Основным методом проведения занятий является практическая работа.
На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Методическое и справочное обеспечение.
1. Методическая литература для теоретических, практических занятий.
2. Разработки открытых уроков.
3. Литература и печатные издания в помощь учащимся для самостоятельной работы.
Дидактическая материал.
1. Образцы изделий.
2. Карточки с образцами швов и тканей.
3. Шаблоны, лекала изделий.
4. Рисунки для вышивок.
5. Технологические карты.
6.
Техническое оснащение программы.
Учебный кабинет на 8 человек.
Рабочие места.
Классная доска.
Электрический утюг.
Гладильная доска.
Прибор для выжигания.
Швейная машинка.
Набор игл.
Ножницы.
Наперсток.
Нитки.
Тетрадь для записей.
Мел.
Карандаши.
Ластик.
Линейка.
Ткань.
Атласные ленты.
Клей.
Рамки для оформления работ.
Бумага для эскизов, калька.
Список литературы для детей.
Энциклопедия. – Шитье и рукоделие.
Учебное пособие. – Рукоделие в начальных классах.
Горяева Н. А., Островская О. В. – Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Максимова М. В., Кузьмина М. А. - Вышивка – первые шаги.
Андреянова Л. И . –Уроки шитья.
Кононова Г. В. –Мягкая игрушка.
Магия лоскутка.
Донателла Чиотти. Украшения из шелковых лент – М.: ООО «ТД « Издательство Мир книги», 2007. – 96 с.: цв.ил.
Вышивка лентами – М. : «Ниола- Пресс», 2008. -128с.: ил. – ( Школа вышивки)
Список литературы для педагога.
Андреянова Л. И. – Уроки шитья.
Ерзенкова Н. В. – Женская одежда в деталях.
Осипова Л. В. – Практикум по обработке тканей.
Горяева Н. А., Островская О. В. –Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Энциклопедия – Шитьё и рукоделие.
Учебное пособие – Рукоделие в начальных классах.
Донателла Чиотти. Украшения из шелковых лент – М.: ООО «ТД « Издательство Мир книги», 2007. – 96 с.: цв.ил.
Вышивка лентами – М. : «Ниола- Пресс», 2008. -128с.: ил. – ( Школа вышивки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_atele_alyonushkatureva_g.s.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАССМОТРЕНО
Протокол методического совета
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
№ _ от _ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ ДОД
«Центр детского творчества»
____________ Л.Г. Иванова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Ателье «Аленушка»
Возрастной состав обучающихся: 7-12 лет
Продолжительность обучения: 2 года
Составитель: Турьева Галина Сергеевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье
2011_
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала по одной из самых изысканных и декоративных техник вышивки – вышивка лентами.
Это позволяет детям в совершенстве овладеть приемами и секретами этого вида рукоделия.
Актуальность программы
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, просто любителями, доступно детям любого возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Практические работы по рукоделию развивают у детей мускулатуру пальцев рук, координацию движений, глазомер, аккуратность, закрепляют навыки работы с ножницами, иглами, шаблонами, измерительными инструментами.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия по рукоделию помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Целью программы является создание условий для формирования и развития творческих способностей обучающихся, способствование формированию у детей художественной культуры, а также художественно – творческой активности.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами прикладного творчества.
- Развивать у воспитанников практические умения и навыки традиционных ремёсел, воображение.
- Воспитывать у детей самостоятельность при изготовлении изделий, эстетическую культуру и трудолюбие.
Возрастная категория детей – 7 – 12 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия рукоделием требуют от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 10-12 человек.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп от 7 до 12 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании 1-го года обучения по программе обучающиеся приобретают:
- знания особенностей, свойств используемых инструментов и приспособлений, умение и навыки пользования ими;
- знания, умения и навыки выполнения ручных швов;
- знания, умения и навыки по раскрою, пошиву изделий из ткани (одежда для кукол); - знания, умения и навыки аппликационных работ; - умение контролировать некоторые этапы работы над изделием;
- аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- умение красиво оформить изделие;
- возможность участвовать в выставках.
По окончании 2-го года обучения по программе обучающиеся приобретают:
- знания особенностей и свойств текстильных материалов, умение определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- знания, умения и навыки работы с различными материалами и способами их обработки;
- знания, умения и навыки по раскрою, пошиву изделий из ткани;
- знания, умения и навыки вышивки на картоне;
- знания, умения и навыки вышивки лентами;
- умение качественно и красиво оформить изделие;
- аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- возможность участвовать в районных и областных выставках;
- возможность воспитанникам вести профильные кружки в оздоровительном лагере;
- умение оказывать консультативную и практическую помощь сверстникам по последовательности и приемам технологической обработки изделий.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем или при помощи тестирования.
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Учебно-тематический план.
Темы | Кол-во часов | в том числе | |
теории | практики | ||
1 год обучения. Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
1. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, материалах. | 2 | 2 | - |
2. Виды ручных швов. | 6 | 1 | 5 |
- нательное бельё, - повседневная одежда, - одежда для дома, - одежда для отдыха и спорта, - нарядная одежда. - сезонная одежда. | 80 12 12 10 16 14 16 | 6 1 1 1 1 1 1 | 74 11 11 9 15 13 15 |
4. Пошив куклы и костюм для куклы с использованием мотивов национальной одежды. | 28 | 3 | 25 |
5. Вышивание. | 16 | 1 | 15 |
6. Аппликация. | 10 | 1 | 9 |
7. Комбинированные работы по рукоделию. - игольница, - прихватка, - собака, - карандашница, - панно, - корзинка с розами. - кулон. | 50 2 2 6 4 12 14 10 | 7 - - 1 1 1 1 1 | 47 2 2 5 3 11 13 9 |
8. Экскурсия.
Итого: 2 год обучения. Водное занятие. 9. Виды тканей. 10. Шитье. - грелка на чайник, - полотенце с вешалкой, - клоун, - сумка, - диванная подушка-игрушка, - мишка, - рамка для фотографии. 11. Пошив куклы- перевертыша и одежды для куклы. 12. Нитеграфика. 13. Выжигание по ткани. 14. Вышивка лентами. 15. Изготовление изделий на произвольную тему (коллективная работа). 16. Экскурсия. 17. Индивидуальная работа.
Итого: | 2 | - | - |
216 | 26 | 190 | |
2 2 72 12 10 8 10 8 10 14 28 14 16 30 30 2 20 | 2 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 2 1 5 3 - 3 | - 1 65 11 9 7 9 7 9 13 24 12 15 35 27 - 17 | |
216 | 28 | 188 |
Содержательная характеристика курса
1 год обучения.
Водное занятие (2 ч.). Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Оборудование кабинета и организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила безопасности труда при работе с инструментами. Просмотр работ выполненных учащимися – выпускниками кружка.
1. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, материалах (2 ч.). Устройство и назначение отдельных инструментов и приспособлений. Текстильные изделия. Крученые материалы. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
2. Виды ручных швов (6 ч.). Правила выполнения ручных швов: сметочного, стачного, обметочного, петельного, стебельчатого.
Практическая работа.
Выполнение образцов ручных швов. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
3.Одежда для кукол (80 ч.). Виды одежды:
- нательное бельё (12 ч.) (майка, трусы, купальник, ночная сорочка),
- повседневная одежда (12 ч.) (юбка, блуза, брюки, жилетка),
- одежда для дома (10 ч.) (халат, юбка-шорты, кофта),
- одежда для отдыха и спорта (16 ч.) (футболка, шорты, спортивный костюм),
- нарядная одежда (14 ч.) ( вечернее платье, свадебное платье),
- сезонная одежда (16 ч.) (пальто с капюшоном, плащ, шуба, шапка).
Практическая работа.
Выбор ткани для одежды. Раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой. Последовательность и приемы технологической обработки. Приемы влажно-тепловой обработки изделий. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
4. Пошив куклы и одежды для куклы с использованием мотивов национальной одежды (28 ч.). Рекомендации по выбору ткани, пошива и оформление куклы.
Практическая работа.
Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность технологической обработки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
5. Вышивка как один из самых древних и распространённых видов декоративно-прикладного искусства (16 ч.). Практическая работа.
Выполнение эскиза. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Вышивка салфетки стебельчатым швом. Способы обработки краев салфетки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
6. Аппликация как составная часть декоративно-прикладного искусства(10 ч.). Виды материалов используемые для аппликации. Практическая работа. Выполнение эскиза работы. Выбор фона, перевод рисунка. Различные способы соединения отдельных деталей с фоном. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
7. Комбинированные работы по рукоделию (50 ч.). Практическая работа. Выполнение эскиза работы. Использование учащимися всех полученных знаний, умений и навыков по шитью, вышиванию, аппликационным работам для изготовления игрушек, сувениров, панно и т. д. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
8. Экскурсия (2 ч.).
2-й год обучения.
Вводное занятие (2 ч.). Цель и задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 2-го года обучения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
9. Виды тканей (2 ч.). Хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и искусственные ткани. Применение этих тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон. Окраска и рисунок тканей.
Практическая работа.
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
10. Шитье (72 ч.).
- грелка на чайник (12 ч.),
- полотенце с вешалкой (10 ч.),
- клоун (8 ч.),
- сумка (10 ч.),
- диванная подушка-игрушка (8 ч.),
- мишка (10 ч.),
- рамка для фотографии (14 ч.).
Практическая работа.
Выполнение эскиза изделия. Подбор ткани. Нормы расхода ткани на изделие. Раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой. Последовательность и приемы технологической обработки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
11. Пошив куклы-перевертыша и одежды для куклы (28 ч.).
Практическая работа.
Эскиз куклы. Выбор ткани для изготовления куклы, одежды для куклы. Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность технологической обработки. Пошив куклы и одежды для куклы. Оформление куклы. Приемы выполнения отделочных работ. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
12. Нитеграфика (14 ч.). Приемы вышивки на картоне.
Практическая работа.
Выполнение эскиза. Перевод рисунка на картон. Выполнение узора вышивки. Оформление вышивки. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
13. Выжигание по ткани (16 ч.). Виды тканей, используемые для выжигания. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Правила безопасности труда при работе с прибором для выжигания.
Практическая работа.
Выжигание по ткани по трафаретам. Правила безопасности труда при работе с прибором для выжигания.
14. Вышивка шелковыми лентами (30 ч.).
Устройство и назначение отдельных инструментов и приспособлений. Различные виды лент. Виды швов. Правила выполнения швов: ленточного, узелкового, петельного, стебельчатого, шва «пестик», шва «полупетля».
Практическая работа.
Выполнение эскиза. Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Вышивка узоров различными видами швов. Оформление вышивки. Изготовление изделий с использованием вышивки лентами. Правила техники безопасности при работе иглами, ножницами, утюгом.
15. Изготовление изделий на произвольную тему (коллективная работа 30 ч.). Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных мастеров. Выбор тематики работы.
Практическая работа.
Эскиз. Выполнение работы в материале. Просмотр работ. Правила безопасности труда при работе с инструментами.
16. Индивидуальная работа (20 ч.).
Практическая работа.
Индивидуальные занятия с учащимися по изготовлению изделий к районным и областным выставкам. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами, утюгом.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные – беседа, рассказ, объяснение, инструктаж;
- наглядные – демонстрация иллюстраций, готовых изделий и т.д.
- практические - творческие задания, изготовление поделок, игрушек, сувениров, панно и т.д.
- репродуктивные - работа по шаблонам;
- проблемно-поисковые - изготовление эскизов для вышивки по собственному замыслу;
- индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося.
Методы воспитания: беседа, метод примера, педагогическое требование, наблюдение, анализ результатов, поощрение.
Методы контроля: выставки, контрольные задания.
Основным методом проведения занятий является практическая работа.
На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Методическое и справочное обеспечение.
- Методическая литература для теоретических, практических занятий.
- Разработки открытых уроков.
- Литература и печатные издания в помощь учащимся для самостоятельной работы.
Дидактическая материал.
- Образцы изделий.
- Карточки с образцами швов и тканей.
- Шаблоны, лекала изделий.
- Рисунки для вышивок.
- Технологические карты.
Техническое оснащение программы.
Учебный кабинет на 8 человек.
Рабочие места.
Классная доска.
Электрический утюг.
Гладильная доска.
Прибор для выжигания.
Швейная машинка.
Набор игл.
Ножницы.
Наперсток.
Нитки.
Тетрадь для записей.
Мел.
Карандаши.
Ластик.
Линейка.
Ткань.
Атласные ленты.
Клей.
Рамки для оформления работ.
Бумага для эскизов, калька.
Список литературы для детей.
Энциклопедия. – Шитье и рукоделие.
Учебное пособие. – Рукоделие в начальных классах.
Горяева Н. А., Островская О. В. – Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Максимова М. В., Кузьмина М. А. - Вышивка – первые шаги.
Андреянова Л. И . –Уроки шитья.
Кононова Г. В. –Мягкая игрушка.
Магия лоскутка.
Донателла Чиотти. Украшения из шелковых лент – М.: ООО «ТД « Издательство Мир книги», 2007. – 96 с.: цв.ил.
Вышивка лентами – М. : «Ниола- Пресс», 2008. -128с.: ил. – ( Школа вышивки)
Список литературы для педагога.
Андреянова Л. И. – Уроки шитья.
Ерзенкова Н. В. – Женская одежда в деталях.
Осипова Л. В. – Практикум по обработке тканей.
Горяева Н. А., Островская О. В. –Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Энциклопедия – Шитьё и рукоделие.
Учебное пособие – Рукоделие в начальных классах.
Донателла Чиотти. Украшения из шелковых лент – М.: ООО «ТД « Издательство Мир книги», 2007. – 96 с.: цв.ил.
Вышивка лентами – М. : «Ниола- Пресс», 2008. -128с.: ил. – ( Школа вышивки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...