Тряпичный гном
рабочая программа на тему

Шварцкопф Татьяна Александровна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

РАССМОТРЕНО

 Протокол  методического совета

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

№ 1  от 30.09.2011 г.

 

                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

                                                          Директор МКОУ ДОД

                                                          «Центр детского творчества»

                                                      ____________  Л.Г. Иванова

 

                             ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

 

«Тряпичный гном»

 

                                                            Возрастной состав обучающихся: 7-12 лет

                                                            Продолжительность обучения: 2 года

 

                                                                          Составитель: Шварцкопф Татьяна Александровна,  педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

 

                                             

 

 

р.п. Большеречье

2011

  Пояснительная записка

Программа детского  объединения  «Тряпичный гном» реализуется в рамках деятельности МКОУ ДОД «Центр детского творчества».

Направленность – декоративно-прикладное творчество.

Актуальность образовательной  программы «Тряпичный гном» заключается в том, чтобы приобщить современного ребёнка, в то время, когда стремительно развивается прогресс к народной истории через изготовление самодельной игрушки, панно, аппликации.

Педагогическая целесообразность в том, что программа включает в себя несколько направлений: аппликация, панно, различные виды игрушек, поделки из бросового материала.                                 

        Разнообразная деятельность помогает эффективно повысить и удержать интерес к учебному материалу.                                                                                                                                                                      

  Новизна программы  заключается  в новых оригинальных технологиях изготовления  игрушек, сувениров, панно, аппликаций, а  так же чтобы через труд приобщить детей к творчеству.            

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются  в том, что программа направлена на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному творчеству.                      

         Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на приобщение воспитанников к активной познавательной и творческой работе.                                                          

         Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы,  в процессе усвоения знаний у детей развиваются  творческие начала.     

   Образовательная программа имеет ряд преимуществ:                                                                    

- в отличие от школы занятия проводятся в удобное для детей время;                                           

-обучение проводится на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

-  обучающимся  предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания разных направлений и форм занятий.                                                                                                  

 

Целью данной программы является создание условий для творческого развития каждого ребёнка через создание поделки собственными руками, что служит  общему развитию личности.

Задачи 1 года обучения:

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение работы с шаблонами;                                   

- обучение основам кройки   и шитья;         

- обучение приёмам  коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитание трудолюбия и аккуратности.

 

Задачи 2 года обучения:

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народа;

- воспитание у детей художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

- обучение правилам работы с выкройками;

- обучение практическим навыкам работы с тканью, мехом, бросовым материалом;

- воспитание стремления к разумной организации свободного времени.

 

Программа в объединении «Тряпичный гном» рассчитана на 2 года обучения. В объединении занимаются дети  7-12 лет. Программа каждого года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Принципы реализации программы

Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний, позволяет повысить уровень знаний и умений воспитанника, следуя логике «от простого к сложному»;

- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;

- принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего;

- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;

- принцип доступности: обучение по программе ведѐтся на доступных для понимания воспитанников уровню, способствует повышению интереса и желания учиться;

- принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом, просмотром презентаций.

 

Формы и методы обучения:

- Дифференцированное обучение с учетом  индивидуальных способностей учащихся.    Такая форма обучения решает задачу создание условий для развития ребенка;

- Объяснительно – иллюстративный метод дает знания за пределами программного материала, тренирует память и решает задачу  интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

- Частично – поисковый метод при самостоятельной работе обучающихся  заключается в подготовке  презентации по выбранным темам с использованием ИКТ. Такой метод  позволяет не только расширить кругозор у учащихся, но и развивать  умение  добывать информацию и умение  ее представить. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Использование этого метода решает задачу развития мотивации к познанию и творчеству;

- Практико – ориентированный метод направлен на использование  знаний и умений на практике. Дети   изготавливают  своими руками различные   поделки в разной технике;

- Выставка – процесс демонстрации изделий, выполненные своими руками, позволяет детям укрепить  психическое и физическое здоровье, создает  условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Методы контроля и управления  образовательным процессом:

- текущие наблюдения;

- выполнение и анализ  практических заданий;

- обсуждение и анализ презентаций по выбранной теме;

- анализ сообщений по направлениям декоративно-прикладного искусства;

- визуальный контроль постановки корпуса, рук и головы;

- самоконтроль.

 

Формы контроля:

- итоговое занятие;

- тестирование;

- устный опрос;

- мини-выставки;

- участие в районных, областных, региональных выставках, конкурсах;

- повседневное наблюдение.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения  по  программе обучающиеся должны:

 

- знать особенности, свойства используемых инструментов, приспособлений;

- знать значение терминов: аппликация, панно, шаблон, выкройка, лекала;

- знать виды ручных швов, технику кроя;

- знать технику изготовления  панно, аппликаций;

- знать технику изготовления плоскостных, полуплоскостных  объёмных игрушек;

Должны уметь:

- пользоваться инструментами и приспособлениями;

- изготавливать панно, аппликацию, различные виды игрушек;

- выполнять простые ручные швы;

- правильно раскроить материал, используя  выкройки – лекала, шаблоны;

- изготавливать  панно, аппликацию, различные виды игрушек.

 

К концу 2 года обучения по программе обучающиеся должны:

 

- знать классификацию текстильных материалов;

- знать технологическую обработку искусственного и натурального меха;

- знать сведения о сувенирных изделиях;

- особенности материалов применяемых для изготовления игрушек, сувениров;                                                                                                                   - понимать значение терминов « функциональные  игрушки» », «каркас»;                  

Должны уметь:

- со вкусом подбирать ткань;

- изготавливать игрушки  и сувениры  из различных материалов;

- изготовить каркас;

- увеличивать выкройку;

- ориентироваться на качество изделий;

- эстетично оформлять изделие;

- работать индивидуально с методическим материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план  дополнительной образовательной программы (1 год обучения)

 

 

 

                                    ТЕМА

 

Количество часов

В том числе

теория

практика

1.

2.

 

 

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

5.

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

12.

13.

14.

 

15.

16.

Вводное занятие.

Аппликация из цветного картона.

-«Смешарики»

-«Паровозик»

-«Мышка»

- «Пожарный»

Аппликация из ниток.

-«Символ года»

-«Чаепитие»

Панно.

-«Девочка с шариком»

-«Паровозик из Ромашкова»

Тестирование по модулю.

Виды ручных швов.

Плоскостные игрушки.

-«Ягодка»

-«Зайчик»

-«Котик»

«Медвежонок»

Зачёт по модулю.

Полуплоские игрушки на картонной основе.

-«Собачка Жужа»

-«Кукла»

 Объёмные комбинированные игрушки с применением меха, кожи, атласных лент, пуговиц, бросового материала.

-«Поросёнок»

-«Зайка Стёпа»

-«Кот Василий»

Тестирование по модулю.

Мастерская Деда Мороза.

-«Символ года»

-«Санта Клаус» (или Дед Мороз на выбор)

-«Снегурочка»

Сувенирные изделия.

-«Автомобиль» (с применением  бросового материала)

-«Корзинка с цветами» (бросовый материал)

Подарок ветерану.

Индивидуальные работы.

Итоговое занятие.

Массовые мероприятия с обучающимися.

Выставки, конкурсы.

Экскурсии.

Итого:

2

20

4

6

4

6

24

12

12

22

10

10

2

2

16

2

4

6

4

2

18

 

8

10

24

 

 

6

8

8

2

26

10

10

 

6

12

8

 

4

 

6

10

2

12

 

10

6

216

2

4

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

4

1

1

1

1

2

2

 

1

1

5

 

 

1

1

1

2

3

1

1

 

1

2

1

 

1

 

1

1

2

12

 

10

6

63

-

16

3

5

3

5

22

11

11

20

9

9

-

1

12

1

3

5

3

-

16

 

7

9

19

 

 

5

7

7

-

23

9

9

 

5

10

7

 

3

 

5

9

-

-

 

-

-

153


 

Учебно - тематический план 

дополнительной образовательной программы (2 год обучения)

 

                                       ТЕМА

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

8.

9.

 

10.

 

 

 

 

11.

12.

13.

 

14.

Вводное занятие.

Материаловедение.

Игрушки из искусственного меха.

-«Дракоша»

-«Белый медведь Умка»

-«Собачка Бим»

-«Мишка Тедди»

-«Заяц Степашка»

Тестирование по модулю.

Каркасные игрушки.

-«Жираф»

-«Журавль»

Зачёт по модулю.

Творческая мастерская «Подарок своими руками».

-«Шляпка»

-«Валентинки»

-«Домовёнок»

-«Гном»

Функциональные игрушки.

-«Грелка на чайник»

-«Прихватка»

-«Подушка - игрушка»

Зачёт по модулю.

Куклы.

-«Кукла счастья»

-«Кукла травница»

-«Современная кукла»

Тестирование по модулю.

Увеличение выкроек.

Пальчиковая игрушка.

-Игрушка по замыслу.

Игрушки,  изготовленные на основе картонных фишек.

-«Дракон»

-«Клоун»

-«Змея»

Индивидуальные работы.

Итоговое занятие.

Массовые мероприятия с  обучающимися.

Экскурсии.

Итого:

2

4

52

8

10

10

12

10

2

24

12

12

2

16

 

2

2

6

6

26

12

2

10

2

18

2

4

10

2

2

10

10

36

 

12

14

10

10

2

10

 

4

216

2

1

7

1

1

1

1

1

2

4

1

1

2

4

 

1

1

1

1

5

1

1

1

2

5

1

1

1

2

1

1

1

3

 

1

1

1

1

2

10

 

4

50

 

1

45

7

9

9

11

9

-

20

11

11

-

12

 

1

1

5

5

21

11

1

9

-

13

1

3

9

-

1

9

9

33

 

11

13

9

9

-

-

 

-

166

 


 

Содержание программы

1 год обучения

1.     Вводное занятие - 2ч.

 Знакомство с программой 1года обучения.  Беседа «Игра - один из самых давних видов декоративно- прикладного творчества». Коммуникативная игра «Визитная карточка».

2.     Аппликация из цветного картона.- 20ч.

 Беседа по технике безопасности труда. Знакомство с разными видами аппликации.

- «Смешарики » (на выбор) - 4 ч.

- «Паровозик» - 6 ч.

- «Мышка» - 4 ч.

- «Пожарный» - 6 ч.

Аппликация из  цветного картона изготавливается по одной технологии: выбор основы; подбор картона нужного цвета; перевод деталей по шаблону; вырезание по контуру; наклеивание деталей на основу; художественное оформление. Анализ работы.

3. Аппликация  из ниток - 24 ч.

 Беседа по теме.

 Демонстрация образцов.

- «Символ года»  -12 ч.

- «Чаепитие» -12 ч.

Аппликация изготавливается по одной технологии: выбор основы; подбор ниток  нужного цвета; перевод рисунка на основу; нарезание ниток; наклеивание на основу; художественное оформление. Анализ работы.

4.  Панно - 22 ч.

 Беседа «Разновидности панно». Демонстрация образцов.

- «Девочка с шариком»-10ч.

-  выбор основы; подбор ткани ; перевод  деталей по шаблону ; вырезание по контуру;  нашивание на основу; художественное оформление. Анализ работы.

- «Паровозик из Ромашкова» -12ч. - изготавливается аналогично.

Тестирование  по модулю - 2 ч.

5.  Виды ручных швов - 2 ч.

 Понятие о швах «петельный», «через край», «потайной». Демонстрация и изготовление образцов. Анализ работы.

6 .Плоскостные игрушки -16 ч.

Беседа по теме. Демонстрация образцов.

- «Ягодка» - 2ч.

- «Зайчик» - 4ч.

- «Котик» - 6ч.

- « Медвежонок » - 4ч.

Поделки изготавливаются  по одной технологии. Подбор материала; перевод  деталей  на  ткань; правила  кроя; сшивание; шов «петельный»; правила работы с иглой; оформление. Анализ  работы.

Зачёт по теме - 2 ч.

7. Полуплоские игрушки на картонной основе -18 ч.

 Беседа по теме. Демонстрация образцов.

- «Собачка Жужа» - 8ч.

- «Кукла Нюша» -10ч.  Работа по технологическим картам.

8.  Объёмные комбинированные  игрушки с  применением меха, кожи, атласных лент, пуговиц,  бросового материала - 24 ч.

Беседа «Особенности объёмной игрушки». Технология изготовления.

- «Поросёнок» - 6ч.

- «Зайка Стёпа» - 8ч.

- «Кот Василий» - 8ч.

 

Объёмные игрушки изготавливаются по одной технологии: подбор материала; перевод выкройки на ткань; правила  кроя; сшивание; шов «петельный»; набивание; сборка изделия; шов «потайной»; художественное  оформление. Анализ  работы.

Тестирование по модулю – 2 ч.

9.  Мастерская Деда Мороза - 26 ч.

Беседа «Как встречают Новый год в разных странах».

- «Символ года» - 10ч.

- «Санта Клаус» или «Дед Мороз»  (на выбор) -10ч.

- «Снегурочка» - 6ч.

Изготовление аналогично теме «Объёмные игрушки».

10. Сувенирные изделия»-12 ч.

 Беседа о сувенирах. Беседа «Слава защитникам Отечества».

-«Автомобиль» - 8ч.

 Подбор материала; правила кроя; сшивание; набивание; оформление Анализ.

- «Корзинка с цветами» - 4ч.

 Бросовый материал. Работа по замыслу.

11. Подарок ветерану - 6 ч.

- «Мишутка» - 6ч.

 Изготовление по технологической  карте.

12. Индивидуальные работы -10 ч.

Подготовка к выставкам, конкурсам.

- разработка эскизов,

- изготовление выкроек,

- консультации.

13. Итоговое занятие - 2 ч.

-итоговая выставка,

-награждение активных детей,

-вручение благодарственных писем  родителям.

14. Массовые мероприятия с  обучающимися - 12ч.

-участие воспитанников в различных событиях, праздниках ЦДТ и др.

15. Выставки, конкурсы -10 ч.

-подготовка к выставкам, конкурсам

16. Экскурсии - 6 ч.

-посещение музея, картинной галереи, ИКК «Старина Сибирская»,

-обсуждение.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

1.                Водное занятие - 2 ч.

 Знакомство с планом работы. Правила и требование к внешнему виду.

2.                Материаловедение - 4 ч.

 Объяснение по теме с использованием демонстрационного  материала Практическая работа по определению лицевой и изнаночной сторон ткани. Дидактические игры. Консультация «Материал, применяемый для изготовления игрушек».

3.                Игрушки из  искусственного  меха - 52 ч.

Демонстрация образцов игрушек. Правила работы с мехом. Практическая работа.

- «Дракоша» - 8ч.

- «Белый медведь Умка» - 10ч.

- «Собачка Бим»-10ч.

- «Мишка Тедди» - 12ч.

- «Заяц Степашка» - 10ч.

Игрушки из меха изготавливаются по одной технологии:  перевод выкройки на ткань; правила кроя меха; сшивание деталей, шов «петельный»; набивание; соединение, шов «потайной»; Художественное оформление.  Анализ готового изделия.

Тестирование по модулю – 2 ч.

4.Каркасные игрушки - 24 ч.

 Преимущества каркасных игрушек.  Способы  изготовления  каркаса. Практическая  работа по изготовлению игрушки. Анализ работы.

- «Жираф» - 12ч.

- «Журавль» - 10ч.

Игрушки изготавливаются аналогично игрушкам из меха. Изготовление каркаса: Проволока  в изоляции; вата или синтепон; наматывание на проволоку; закрепление толстой нитью.

Зачёт по модулю - 2 ч.

5. Творческая мастерская «Подарок своими руками» -16 ч. Круглый стол «День святого «Валентина», «8 Марта».

-«Валентинки»-2ч.

 Подбор материала; работа по шаблону; правила кроя; сшивание, шов «петельный»; набивание; оформление. Анализ работы.

- «Шляпка» - 2ч.

Подбор материала; перевод по шаблону; правила кроя; изготовление; шов «через край», «потайной»; оформление. Анализ работы.

- «Домовёнок» - 6ч. и «Гном» - 6ч.

 Работа по технологическим картам.

6. Функциональные игрушки - 26 ч.

 Беседа «Русский самовар»

- «Грелка на чайник» - 12ч.  - подбор материала;  перевод  выкройки  на ткань;  правила кроя; сшивание, шов «петельный»; сборка, шов «потайной»;  художественное оформление.  Анализ работы.

- «Прихватка» - 2ч.

 работа по технологическим картам.

- «Подушка - игрушка» - 10ч.

 Творческое моделирование. Эскиз. Изготовление лекал  к задуманной игрушке. Практическая работа. Анализ работы.

Зачёт по теме - 2 ч.

 7. Куклы -18 ч.

 -Кукла счастья» - 2ч.

- «Кукла травница» - 4ч.

- «Современная кукла» - 10ч.

 История куклы.  Беседа  «Обереги», « Обрядовые куклы». Демонстрация   образцов.  Практическая  работа.  Анализ готовых изделий.    

8. Увеличение выкроек - 2 ч.

 Способы изменения величины выкройки. Практическая работа.

 9. Пальчиковая игрушка - 10 ч.

 -«Игрушка по замыслу» - объяснение по теме с опорой на наглядный материал. Демонстрация образцов. Изготовление. Анализ работы.

 10.  Игрушки, изготовленные на основе картонных фишек - 36 ч.

 Беседа по теме. Демонстрация образцов.

- «Дракон» -12ч.

- «Клоун»- 14ч.

- «Змея» - 10ч.

 Практическая работа. Работа с методическим материалом.

11. Индивидуальные работы - 10 ч.

 Отработка практических навыков.

Работа с  одарёнными детьми. Творческие задания.

12.Итоговое занятие - 2 ч.

Открытие итоговой выставки. Награждение активных детей. Вручение благодарственных писем.

13. Массовые мероприятия с обучающимися-10 ч.

Участие воспитанников в различных событиях, праздниках ЦДТ и др.

14. Экскурсии- 4 ч.

 Посещение музея, картинной галереи. Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Занятия объединения «Тряпичный гном» проводятся в отдельном кабинете,  с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом и с достаточным  освещением, в котором имеются образцы игрушек, готовые выкройки- лекала предлагаемых поделок,  действующая выставка творческих работ, литература по изготовлению мягких игрушек, информационный материал. Чистота и порядок в кабинете, правильно организованные места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует  детей, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета  включает комплект мебели, инструменты и приспособления, которые хранятся  отдельно и в определённом порядке.

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения:

Методическое и справочное обеспечение:

Ø  методическая литература для теоретических и практических работ;

Ø  литература в помощь обучающимся для самостоятельной работы;

Ø  разработки открытых занятий.

Дидактическая база:

Ø  образцы, эскизы;

Ø  карточки с образцами швов и тканей;

Ø  шаблоны, лекала изделий;

Ø  наглядные пособия;

Ø  наборы раздаточного материала.

Материально-техническая база:

Ø  помещение на 8-10 человек;

Ø  рабочее место с хорошим освещением;

Ø  столы, соответствующие возрасту;

Ø  электрический утюг;

Ø  гладильная доска;

Ø  швейная машинка.

Для каждого воспитанника необходимо иметь:

Ø  набор игл;

Ø  ножницы;

Ø  наперсток;

Ø  нитки;

Ø  тетрадь для записей;

Ø  мел;

Ø  карандаши;

Ø  ткань;

Ø  набивка.

Финансовая база:

Ø  Родительская помощь;

Ø  Выставка-продажа.

 

Оценка эффективности программы

 

Диагностика и отслеживание результативности освоения программы является важным звеном образовательного процесса.

Система контроля

Виды контроля

Методы

Формы

Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков.

Тестирование, собеседование.

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе изучения темы.

Опрос по теме, выставка.

Индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.

Итоговая годовая проверка полученных знаний, умений, навыков.

Отчетная выставка.

Индивидуальная.

Система поощрения

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральные.

Словесные, наглядные.

Оценка педагога, индивидуальная выставка, участие в мероприятиях ЦДТ.

Материальные.

Награждение.

Индивидуальная, групповая.

 

 


Образовательно-воспитательная работа

Задачи

Дела кружка по решению поставленных задач

Сроки

Воспитательная работа:

·      знакомство учащихся с историей и культурой района.

·      работа по профориентации.

·      участие в мероприятиях и выставках.

Посещение выставочного центра «Старина Сибирская».

Экскурсия в музей.

Беседа «Русская народная игрушка».

Экскурсия в ПУ.

 

Декада открытых дверей «Здравствуй страна знаний».

Клуб выходного дня.

Семейная гостиная.

Выставки.

Творческий отчет.

Сентябрь

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Январь

 

Сентябрь

 

Декабрь

Февраль

Декабрь

Март

Январь

Март

Май

Общественно-полезная работа.

Конкурс на лучшее оформление кабинета.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

Подарки ветеранам.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Апрель

Май

Работа по созданию коллектива кружка.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Традиции в кружке:

- чаепитие 8 Марта;

- поздравление именинников;

- подведение итогов работы кружка.

Сентябрь

 

Март

Каждая четверть

Май

Работа с родителями.

Индивидуальные встречи с родителями.

Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ЦДТ.

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

      - для составления программы:

1. Мастерим  игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий  для детей  (7-14 лет)/ авт.- сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

2.Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально- образовательные проекты из опыта работы /авт.- сост. Т.Н. Ковязин., Н.Е. Голицына.- Волгоград: Учитель,-2010.

3. Программа дополнительного образования: от разработки до реализации.- М.: Айрис- пресс,2004.

4. Фришман И.И.Методика работы  педагога дополнительного образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: Аукцион методических идей/авт.- сост. А.В. Третьякова и др.- Волгоград: Учитель 2009.

 

     -  для реализации программы:

1.Белова Н.Р.Игрушки к празднику. – М.: Изд-во Эксмо, СПб: Изд-во Домино, 2005.

2. Кочеткова  Н.В.- Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) – Волгоград. 2010.

3. Кочеткова  Н.В.- Мягкая игрушка: Игрушки с бисером. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: «Валери  СПД», 2001.

4. Кочеткова  Н.В. –Мягкая игрушка: Игрушки из носочков. –М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: «Валери СПД», 2001.

5. Котова. Т.В. –Стильные игрушки из кожи и ткани. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006.

6. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н.- Лоскутная мозаика.- М.: Изд-во Эксмо,2006.

7. Нагибина. М. И. –Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, -1997.

8. Феррари. В. – Мягкая игрушка своими руками. - Пер. с итал. ООО «Мир книги».- М.: Мир книги, 2002.

9. Цирулик. Н. А, Проснякова Т. Н. -Уроки творчества. – Самара:2000.

www.mastera-rukodeliya.ru

      www.livemaster.ru

     www.vasile.ru

 

      - для воспитанников:

1 .Ефимова А.В.- Работа с мягкой игрушкой в начальных классах.  Из опыта работы. М.. «Просвещение», 1978.

2. Золена Т.М., Иванова Т.И. Мягкая игрушка: Забавный зоопарк.- М.: Эксмо; Спб.: Терция, 2007.

3. Мягкая игрушка: Энциклопедия рукоделия/Белова Н.Р. и др.- М.: РИПОЛ КЛАССИК; Спб.: «Валери СПД», 2002.

4. Нагибина М.И.- Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,- 1997.

5. Твердохлеб Е.- Мягкая игрушка. Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного Досуга», 2005.

6. Цирулик Н.А. , Проснякова Т.Н.- Уроки творчества. Учебник 2 класса.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2000.

7. Э. Хёниш.- Берлин: Изд-во « Фольк  унд  Виссен»,1988.

 

       -  для родителей:

1.     Вакса О.- Детские праздники в семейном кругу.- Ярославль,2002.

2.     Козлов С.- Мудрость повседневных контактов: Воспитание школьников.- 1997.- №4-5; 1998.-№1-2.

3.     Нагибина М.И. -Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,-1997.

4.     Степанов С.С.: Нормальные проблемы нормального ребёнка.- М.,2002.

 5. Цирульник Н.А., Проснякова Т.Н.-Уроки творчества.  Учебник 2 класса.- Самара: Корпорация «Фёдоров»,  Издательский  дом «Фёдоров»,2000 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tryapichnyy_gnom_2013.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РАССМОТРЕНО

 Протокол  методического совета

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

№ 1  от 30.09.2011 г.

                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

                                                           Директор МКОУ ДОД

                                                           «Центр детского творчества»

                                                      ____________  Л.Г. Иванова

                             ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

«Тряпичный гном»

                                                            Возрастной состав обучающихся: 7-12 лет

                                                            Продолжительность обучения: 2 года

                                                                          Составитель: Шварцкопф Татьяна Александровна,  педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                             

р.п. Большеречье

2011

  Пояснительная записка

Программа детского  объединения  «Тряпичный гном» реализуется в рамках деятельности МКОУ ДОД «Центр детского творчества».

Направленность – декоративно-прикладное творчество.

Актуальность образовательной  программы «Тряпичный гном» заключается в том, чтобы приобщить современного ребёнка, в то время, когда стремительно развивается прогресс к народной истории через изготовление самодельной игрушки, панно, аппликации.

Педагогическая целесообразность в том, что программа включает в себя несколько направлений: аппликация, панно, различные виды игрушек, поделки из бросового материала.                                  

        Разнообразная деятельность помогает эффективно повысить и удержать интерес к учебному материалу.                                                                                                                                                                      

  Новизна программы  заключается  в новых оригинальных технологиях изготовления  игрушек, сувениров, панно, аппликаций, а  так же чтобы через труд приобщить детей к творчеству.            

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются  в том, что программа направлена на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному творчеству.                      

         Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на приобщение воспитанников к активной познавательной и творческой работе.                                                          

         Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы,  в процессе усвоения знаний у детей развиваются  творческие начала.    

   Образовательная программа имеет ряд преимуществ:                                                                    

- в отличие от школы занятия проводятся в удобное для детей время;                                            

-обучение проводится на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

-  обучающимся  предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания разных направлений и форм занятий.                                                                                                  

Целью данной программы является создание условий для творческого развития каждого ребёнка через создание поделки собственными руками, что служит  общему развитию личности.

Задачи 1 года обучения:

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение работы с шаблонами;                                  

- обучение основам кройки   и шитья;        

- обучение приёмам  коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитание трудолюбия и аккуратности.

Задачи 2 года обучения:

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народа;

- воспитание у детей художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

- обучение правилам работы с выкройками;

- обучение практическим навыкам работы с тканью, мехом, бросовым материалом;

- воспитание стремления к разумной организации свободного времени.

Программа в объединении «Тряпичный гном» рассчитана на 2 года обучения. В объединении занимаются дети  7-12 лет. Программа каждого года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Принципы реализации программы

Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний, позволяет повысить уровень знаний и умений воспитанника, следуя логике «от простого к сложному»;

- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;

- принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего;

- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;

- принцип доступности: обучение по программе ведѐтся на доступных для понимания воспитанников уровню, способствует повышению интереса и желания учиться;

- принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом, просмотром презентаций.

Формы и методы обучения:

- Дифференцированное обучение с учетом  индивидуальных способностей учащихся.    Такая форма обучения решает задачу создание условий для развития ребенка;

- Объяснительно – иллюстративный метод дает знания за пределами программного материала, тренирует память и решает задачу  интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

- Частично – поисковый метод при самостоятельной работе обучающихся  заключается в подготовке  презентации по выбранным темам с использованием ИКТ. Такой метод  позволяет не только расширить кругозор у учащихся, но и развивать  умение  добывать информацию и умение  ее представить. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Использование этого метода решает задачу развития мотивации к познанию и творчеству;

- Практико – ориентированный метод направлен на использование  знаний и умений на практике. Дети   изготавливают  своими руками различные   поделки в разной технике;

- Выставка – процесс демонстрации изделий, выполненные своими руками, позволяет детям укрепить  психическое и физическое здоровье, создает  условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Методы контроля и управления  образовательным процессом:

- текущие наблюдения;

- выполнение и анализ  практических заданий;

- обсуждение и анализ презентаций по выбранной теме;

- анализ сообщений по направлениям декоративно-прикладного искусства;

- визуальный контроль постановки корпуса, рук и головы;

- самоконтроль.

Формы контроля:

- итоговое занятие;

- тестирование;

- устный опрос;

- мини-выставки;

- участие в районных, областных, региональных выставках, конкурсах;

- повседневное наблюдение.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения  по  программе обучающиеся должны:

- знать особенности, свойства используемых инструментов, приспособлений;

- знать значение терминов: аппликация, панно, шаблон, выкройка, лекала;

- знать виды ручных швов, технику кроя;

- знать технику изготовления  панно, аппликаций;

- знать технику изготовления плоскостных, полуплоскостных  объёмных игрушек;

Должны уметь:

- пользоваться инструментами и приспособлениями;

- изготавливать панно, аппликацию, различные виды игрушек;

- выполнять простые ручные швы;

- правильно раскроить материал, используя  выкройки – лекала, шаблоны;

- изготавливать  панно, аппликацию, различные виды игрушек.

К концу 2 года обучения по программе обучающиеся должны:

- знать классификацию текстильных материалов;

- знать технологическую обработку искусственного и натурального меха;

- знать сведения о сувенирных изделиях;

- особенности материалов применяемых для изготовления игрушек, сувениров;                                                                                                                   - понимать значение терминов « функциональные  игрушки» », «каркас»;                  

Должны уметь:

- со вкусом подбирать ткань;

- изготавливать игрушки  и сувениры  из различных материалов;

- изготовить каркас;

- увеличивать выкройку;

- ориентироваться на качество изделий;

- эстетично оформлять изделие;

- работать индивидуально с методическим материалом.

Учебно - тематический план  дополнительной образовательной программы (1 год обучения)

                                    ТЕМА

Количество часов

В том числе

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Вводное занятие.

Аппликация из цветного картона.

-«Смешарики»

-«Паровозик»

-«Мышка»

- «Пожарный»

Аппликация из ниток.

-«Символ года»

-«Чаепитие»

Панно.

-«Девочка с шариком»

-«Паровозик из Ромашкова»

Тестирование по модулю.

Виды ручных швов.

Плоскостные игрушки.

-«Ягодка»

-«Зайчик»

-«Котик»

«Медвежонок»

Зачёт по модулю.

Полуплоские игрушки на картонной основе.

-«Собачка Жужа»

-«Кукла»

 Объёмные комбинированные игрушки с применением меха, кожи, атласных лент, пуговиц, бросового материала.

-«Поросёнок»

-«Зайка Стёпа»

-«Кот Василий»

Тестирование по модулю.

Мастерская Деда Мороза.

-«Символ года»

-«Санта Клаус» (или Дед Мороз на выбор)

-«Снегурочка»

Сувенирные изделия.

-«Автомобиль» (с применением  бросового материала)

-«Корзинка с цветами» (бросовый материал)

Подарок ветерану.

Индивидуальные работы.

Итоговое занятие.

Массовые мероприятия с обучающимися.

Выставки, конкурсы.

Экскурсии.

Итого:

2

20

4

6

4

6

24

12

12

22

10

10

2

2

16

2

4

6

4

2

18

8

10

24

6

8

8

2

26

10

10

6

12

8

4

6

10

2

12

10

6

216

2

4

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

4

1

1

1

1

2

2

1

1

5

1

1

1

2

3

1

1

1

2

1

1

1

1

2

12

10

6

63

-

16

3

5

3

5

22

11

11

20

9

9

-

1

12

1

3

5

3

-

16

7

9

19

5

7

7

-

23

9

9

5

10

7

3

5

9

-

-

-

-

153


Учебно - тематический план  

дополнительной образовательной программы (2 год обучения)

                                       ТЕМА

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Вводное занятие.

Материаловедение.

Игрушки из искусственного меха.

-«Дракоша»

-«Белый медведь Умка»

-«Собачка Бим»

-«Мишка Тедди»

-«Заяц Степашка»

Тестирование по модулю.

Каркасные игрушки.

-«Жираф»

-«Журавль»

Зачёт по модулю.

Творческая мастерская «Подарок своими руками».

-«Шляпка»

-«Валентинки»

-«Домовёнок»

-«Гном»

Функциональные игрушки.

-«Грелка на чайник»

-«Прихватка»

-«Подушка - игрушка»

Зачёт по модулю.

Куклы.

-«Кукла счастья»

-«Кукла травница»

-«Современная кукла»

Тестирование по модулю.

Увеличение выкроек.

Пальчиковая игрушка.

-Игрушка по замыслу.

Игрушки,  изготовленные на основе картонных фишек.

-«Дракон»

-«Клоун»

-«Змея»

Индивидуальные работы.

Итоговое занятие.

Массовые мероприятия с  обучающимися.

Экскурсии.

Итого:

2

4

52

8

10

10

12

10

2

24

12

12

2

16

2

2

6

6

26

12

2

10

2

18

2

4

10

2

2

10

10

36

12

14

10

10

2

10

4

216

2

1

7

1

1

1

1

1

2

4

1

1

2

4

1

1

1

1

5

1

1

1

2

5

1

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1

1

2

10

4

50

1

45

7

9

9

11

9

-

20

11

11

-

12

1

1

5

5

21

11

1

9

-

13

1

3

9

-

1

9

9

33

11

13

9

9

-

-

-

166


Содержание программы

1 год обучения

  1. Вводное занятие - 2ч.

 Знакомство с программой 1года обучения.  Беседа «Игра - один из самых давних видов декоративно- прикладного творчества». Коммуникативная игра «Визитная карточка».

  1. Аппликация из цветного картона.- 20ч.

 Беседа по технике безопасности труда. Знакомство с разными видами аппликации.

- «Смешарики » (на выбор) - 4 ч.

- «Паровозик» - 6 ч.

- «Мышка» - 4 ч.

- «Пожарный» - 6 ч.

Аппликация из  цветного картона изготавливается по одной технологии: выбор основы; подбор картона нужного цвета; перевод деталей по шаблону; вырезание по контуру; наклеивание деталей на основу; художественное оформление. Анализ работы.

3. Аппликация  из ниток - 24 ч.

 Беседа по теме.

 Демонстрация образцов.

- «Символ года»  -12 ч.

- «Чаепитие» -12 ч.

Аппликация изготавливается по одной технологии: выбор основы; подбор ниток  нужного цвета; перевод рисунка на основу; нарезание ниток; наклеивание на основу; художественное оформление. Анализ работы.

4.  Панно - 22 ч.

 Беседа «Разновидности панно». Демонстрация образцов.

- «Девочка с шариком»-10ч.

-  выбор основы; подбор ткани ; перевод  деталей по шаблону ; вырезание по контуру;  нашивание на основу; художественное оформление. Анализ работы.

- «Паровозик из Ромашкова» -12ч. - изготавливается аналогично.

Тестирование  по модулю - 2 ч.

5.  Виды ручных швов - 2 ч.

 Понятие о швах «петельный», «через край», «потайной». Демонстрация и изготовление образцов. Анализ работы.

6 .Плоскостные игрушки -16 ч.

Беседа по теме. Демонстрация образцов.

- «Ягодка» - 2ч.

- «Зайчик» - 4ч.

- «Котик» - 6ч.

- « Медвежонок » - 4ч.

Поделки изготавливаются  по одной технологии. Подбор материала; перевод  деталей  на  ткань; правила  кроя; сшивание; шов «петельный»; правила работы с иглой; оформление. Анализ  работы.

Зачёт по теме - 2 ч.

7. Полуплоские игрушки на картонной основе -18 ч.

 Беседа по теме. Демонстрация образцов.

- «Собачка Жужа» - 8ч.

- «Кукла Нюша» -10ч.  Работа по технологическим картам.

8.  Объёмные комбинированные  игрушки с  применением меха, кожи, атласных лент, пуговиц,  бросового материала - 24 ч.

Беседа «Особенности объёмной игрушки». Технология изготовления.

- «Поросёнок» - 6ч.

- «Зайка Стёпа» - 8ч.

- «Кот Василий» - 8ч.

Объёмные игрушки изготавливаются по одной технологии: подбор материала; перевод выкройки на ткань; правила  кроя; сшивание; шов «петельный»; набивание; сборка изделия; шов «потайной»; художественное  оформление. Анализ  работы.

Тестирование по модулю – 2 ч.

9.  Мастерская Деда Мороза - 26 ч.

Беседа «Как встречают Новый год в разных странах».

- «Символ года» - 10ч.

- «Санта Клаус» или «Дед Мороз»  (на выбор) -10ч.

- «Снегурочка» - 6ч.

Изготовление аналогично теме «Объёмные игрушки».

10. Сувенирные изделия»-12 ч.

 Беседа о сувенирах. Беседа «Слава защитникам Отечества».

-«Автомобиль» - 8ч.

 Подбор материала; правила кроя; сшивание; набивание; оформление Анализ.

- «Корзинка с цветами» - 4ч.

 Бросовый материал. Работа по замыслу.

11. Подарок ветерану - 6 ч.

- «Мишутка» - 6ч.

 Изготовление по технологической  карте.

12. Индивидуальные работы -10 ч.

Подготовка к выставкам, конкурсам.

- разработка эскизов,

- изготовление выкроек,

- консультации.

13. Итоговое занятие - 2 ч.

-итоговая выставка,

-награждение активных детей,

-вручение благодарственных писем  родителям.

14. Массовые мероприятия с  обучающимися - 12ч.

-участие воспитанников в различных событиях, праздниках ЦДТ и др.

15. Выставки, конкурсы -10 ч.

-подготовка к выставкам, конкурсам

16. Экскурсии - 6 ч.

-посещение музея, картинной галереи, ИКК «Старина Сибирская»,

-обсуждение.

       

 

2 год обучения

  1. Водное занятие - 2 ч.

 Знакомство с планом работы. Правила и требование к внешнему виду.

  1. Материаловедение - 4 ч.

 Объяснение по теме с использованием демонстрационного  материала Практическая работа по определению лицевой и изнаночной сторон ткани. Дидактические игры. Консультация «Материал, применяемый для изготовления игрушек».

  1. Игрушки из  искусственного  меха - 52 ч.

Демонстрация образцов игрушек. Правила работы с мехом. Практическая работа.

- «Дракоша» - 8ч.

- «Белый медведь Умка» - 10ч.

- «Собачка Бим»-10ч.

- «Мишка Тедди» - 12ч.

- «Заяц Степашка» - 10ч.

Игрушки из меха изготавливаются по одной технологии:  перевод выкройки на ткань; правила кроя меха; сшивание деталей, шов «петельный»; набивание; соединение, шов «потайной»; Художественное оформление.  Анализ готового изделия.

Тестирование по модулю – 2 ч.

4.Каркасные игрушки - 24 ч.

 Преимущества каркасных игрушек.  Способы  изготовления  каркаса. Практическая  работа по изготовлению игрушки. Анализ работы.

- «Жираф» - 12ч.

- «Журавль» - 10ч.

Игрушки изготавливаются аналогично игрушкам из меха. Изготовление каркаса: Проволока  в изоляции; вата или синтепон; наматывание на проволоку; закрепление толстой нитью.

Зачёт по модулю - 2 ч.

5. Творческая мастерская «Подарок своими руками» -16 ч. Круглый стол «День святого «Валентина», «8 Марта».

-«Валентинки»-2ч.

 Подбор материала; работа по шаблону; правила кроя; сшивание, шов «петельный»; набивание; оформление. Анализ работы.

- «Шляпка» - 2ч.

Подбор материала; перевод по шаблону; правила кроя; изготовление; шов «через край», «потайной»; оформление. Анализ работы.

- «Домовёнок» - 6ч. и «Гном» - 6ч.

 Работа по технологическим картам.

6. Функциональные игрушки - 26 ч.

 Беседа «Русский самовар»

- «Грелка на чайник» - 12ч.  - подбор материала;  перевод  выкройки  на ткань;  правила кроя; сшивание, шов «петельный»; сборка, шов «потайной»;  художественное оформление.  Анализ работы.

- «Прихватка» - 2ч.

 работа по технологическим картам.

- «Подушка - игрушка» - 10ч.

 Творческое моделирование. Эскиз. Изготовление лекал  к задуманной игрушке. Практическая работа. Анализ работы.

Зачёт по теме - 2 ч.

 7. Куклы -18 ч.

 -Кукла счастья» - 2ч.

- «Кукла травница» - 4ч.

- «Современная кукла» - 10ч.

 История куклы.  Беседа  «Обереги», « Обрядовые куклы». Демонстрация   образцов.  Практическая  работа.  Анализ готовых изделий.    

8. Увеличение выкроек - 2 ч.

 Способы изменения величины выкройки. Практическая работа.

 9. Пальчиковая игрушка - 10 ч.

 -«Игрушка по замыслу» - объяснение по теме с опорой на наглядный материал. Демонстрация образцов. Изготовление. Анализ работы.

 10.  Игрушки, изготовленные на основе картонных фишек - 36 ч.

 Беседа по теме. Демонстрация образцов.

- «Дракон» -12ч.

- «Клоун»- 14ч.

- «Змея» - 10ч.

 Практическая работа. Работа с методическим материалом.

11. Индивидуальные работы - 10 ч.

 Отработка практических навыков.

Работа с  одарёнными детьми. Творческие задания.

12.Итоговое занятие - 2 ч.

Открытие итоговой выставки. Награждение активных детей. Вручение благодарственных писем.

13. Массовые мероприятия с обучающимися-10 ч.

Участие воспитанников в различных событиях, праздниках ЦДТ и др.

14. Экскурсии- 4 ч.

 Посещение музея, картинной галереи. Обсуждение.

Методическое обеспечение программы

Занятия объединения «Тряпичный гном» проводятся в отдельном кабинете,  с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом и с достаточным  освещением, в котором имеются образцы игрушек, готовые выкройки- лекала предлагаемых поделок,  действующая выставка творческих работ, литература по изготовлению мягких игрушек, информационный материал. Чистота и порядок в кабинете, правильно организованные места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует  детей, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета  включает комплект мебели, инструменты и приспособления, которые хранятся  отдельно и в определённом порядке.

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения:

Методическое и справочное обеспечение:

  • методическая литература для теоретических и практических работ;
  • литература в помощь обучающимся для самостоятельной работы;
  • разработки открытых занятий.

Дидактическая база:

  • образцы, эскизы;
  • карточки с образцами швов и тканей;
  • шаблоны, лекала изделий;
  • наглядные пособия;
  • наборы раздаточного материала.

Материально-техническая база:

  • помещение на 8-10 человек;
  • рабочее место с хорошим освещением;
  • столы, соответствующие возрасту;
  • электрический утюг;
  • гладильная доска;
  • швейная машинка.

Для каждого воспитанника необходимо иметь:

  • набор игл;
  • ножницы;
  • наперсток;
  • нитки;
  • тетрадь для записей;
  • мел;
  • карандаши;
  • ткань;
  • набивка.

Финансовая база:

  • Родительская помощь;
  • Выставка-продажа.

Оценка эффективности программы

Диагностика и отслеживание результативности освоения программы является важным звеном образовательного процесса.

Система контроля

Виды контроля

Методы

Формы

Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков.

Тестирование, собеседование.

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе изучения темы.

Опрос по теме, выставка.

Индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.

Итоговая годовая проверка полученных знаний, умений, навыков.

Отчетная выставка.

Индивидуальная.

Система поощрения

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральные.

Словесные, наглядные.

Оценка педагога, индивидуальная выставка, участие в мероприятиях ЦДТ.

Материальные.

Награждение.

Индивидуальная, групповая.


Образовательно-воспитательная работа

Задачи

Дела кружка по решению поставленных задач

Сроки

Воспитательная работа:

  • знакомство учащихся с историей и культурой района.
  • работа по профориентации.
  • участие в мероприятиях и выставках.

Посещение выставочного центра «Старина Сибирская».

Экскурсия в музей.

Беседа «Русская народная игрушка».

Экскурсия в ПУ.

Декада открытых дверей «Здравствуй страна знаний».

Клуб выходного дня.

Семейная гостиная.

Выставки.

Творческий отчет.

Сентябрь

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Январь

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Декабрь

Март

Январь

Март

Май

Общественно-полезная работа.

Конкурс на лучшее оформление кабинета.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

Подарки ветеранам.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Апрель

Май

Работа по созданию коллектива кружка.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Традиции в кружке:

- чаепитие 8 Марта;

- поздравление именинников;

- подведение итогов работы кружка.

Сентябрь

Март

Каждая четверть

Май

Работа с родителями.

Индивидуальные встречи с родителями.

Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ЦДТ.

В течение года

Список литературы 

      - для составления программы:

1. Мастерим  игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий  для детей  (7-14 лет)/ авт.- сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

2.Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально- образовательные проекты из опыта работы /авт.- сост. Т.Н. Ковязин., Н.Е. Голицына.- Волгоград: Учитель,-2010.

3. Программа дополнительного образования: от разработки до реализации.- М.: Айрис- пресс,2004.

4. Фришман И.И.Методика работы  педагога дополнительного образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: Аукцион методических идей/авт.- сост. А.В. Третьякова и др.- Волгоград: Учитель 2009.

 

     -  для реализации программы:

1.Белова Н.Р.Игрушки к празднику. – М.: Изд-во Эксмо, СПб: Изд-во Домино, 2005.

2. Кочеткова  Н.В.- Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) – Волгоград. 2010.

3. Кочеткова  Н.В.- Мягкая игрушка: Игрушки с бисером. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: «Валери  СПД», 2001.

4. Кочеткова  Н.В. –Мягкая игрушка: Игрушки из носочков. –М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: «Валери СПД», 2001.

5. Котова. Т.В. –Стильные игрушки из кожи и ткани. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006.

6. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н.- Лоскутная мозаика.- М.: Изд-во Эксмо,2006.

7. Нагибина. М. И. –Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, -1997.

8. Феррари. В. – Мягкая игрушка своими руками. - Пер. с итал. ООО «Мир книги».- М.: Мир книги, 2002.

9. Цирулик. Н. А, Проснякова Т. Н. -Уроки творчества. – Самара:2000.

www.mastera-rukodeliya.ru

www.liveinternet.ru

      www.livemaster.ru

     www.vasile.ru

      - для воспитанников:

1 .Ефимова А.В.- Работа с мягкой игрушкой в начальных классах.  Из опыта работы. М.. «Просвещение», 1978.

2. Золена Т.М., Иванова Т.И. Мягкая игрушка: Забавный зоопарк.- М.: Эксмо; Спб.: Терция, 2007.

3. Мягкая игрушка: Энциклопедия рукоделия/Белова Н.Р. и др.- М.: РИПОЛ КЛАССИК; Спб.: «Валери СПД», 2002.

4. Нагибина М.И.- Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,- 1997.

5. Твердохлеб Е.- Мягкая игрушка. Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного Досуга», 2005.

6. Цирулик Н.А. , Проснякова Т.Н.- Уроки творчества. Учебник 2 класса.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2000.

7. Э. Хёниш.- Берлин: Изд-во « Фольк  унд  Виссен»,1988.

       -  для родителей:

  1. Вакса О.- Детские праздники в семейном кругу.- Ярославль,2002.
  2. Козлов С.- Мудрость повседневных контактов: Воспитание школьников.- 1997.- №4-5; 1998.-№1-2.
  3. Нагибина М.И. -Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,-1997.
  4. Степанов С.С.: Нормальные проблемы нормального ребёнка.- М.,2002.

 5. Цирульник Н.А., Проснякова Т.Н.-Уроки творчества.  Учебник 2 класса.- Самара: Корпорация «Фёдоров»,  Издательский  дом «Фёдоров», 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Тряпичный гном"

буклет "Тряпичный гном" Скачать...

Педагогические технологии на учебных занятиях «Тряпичного гнома»

Проанализировав свои учебные занятия в рамках образовательной программы «Тряпичный гном» с позиции  использования педагогических технологий, я пришла к выводу, что в моем учебном занятии чаще все...

Педагогические технологии на учебных занятиях «Тряпичного гнома»

Проанализировав свои учебные занятия в рамках образовательной программы «Тряпичный гном» педагогические технологии, я пришла к выводу, что в моем учебном занятии чаще всего  присутствует не одна,...

Тряпичный гном

Иформация о подготовке к конкурсу "Красота спасет мир"...

Авторская песня "Гномы, гномы!" (нотный вариант)

Авторскую песню "Гномы, гномы!" рекомендуется разучивать с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Презентация "Тряпичная кукла" к уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Столбушка"

      Презентация содержит материал к открытому уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной  куклы-берегини  Стол...