Самоанализ теоретического семинара
материал по теме

Кузнецова Евгения Николаевна

Самоанализ теоретического семинара по теме: "Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога дополнительного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ  теоретического семинара

по теме:

«Проектирование как форма повышения методической грамотности

педагога дополнительного образования»

План.

1.Тема семинара.

2.Тип семинара.

3.Цель семинара.

4.Задачи семинара.

5.Материалы к семинару.

6.Место семинара в годовом плане.

7.Структура семинара.

8.Методы.

9.Мотивационная обеспеченность семинара.

10.Содержательная сторона семинара.

11.Используемые средства.

12.Подведение итогов.

13.Пояснительная записка.

14.Литература.

1.Тема семинара:

 «Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога дополнительного образования».

2.Тип семинара: теоретический.

3.Цель семинара: повышение мотивации и формирование интереса к процессу и результату  метода проектирования.

4.Задачи семинара:

  1. познакомить с методами научно-педагогических исследований;
  2. актуализировать представления педагогов о проектной деятельности, интеллектуальной активности, творческих видах деятельности;
  3. оценить успешность проекта «Медвежонок Тедди».

5.Материалы к семинару:

мультимедиа-проектор; презентация теоретической части на слайдах; анкеты для педагогов, памятки для практической работы, рабочий лист участника семинара, листы обратной связи.

 

6.Место семинара в годовом плане.

В годовом плане методической работы учреждения на 2011-2012 учебный год теоретический семинар по теме: «Проектирование как форма повышения методической грамотности педагога дополнительного образования», дата проведения 22.03.2012г.

7.Структура семинара.

I. Теоретическая часть.

1.Вступительное слово: приветствие, сообщение темы и цели семинара, обоснование выбранной темы, анализ анкетирования. Методист Е.Н. Кузнецова.

2.Выступление на тему: «Исследовательская работа в образовательном учреждении». Докладчик - методист Е.Н. Кузнецова.

3.Выступление на тему: «Учебный проект как средство самореализации обучающихся». Докладчик - педагог дополнительного образования Т.В. Кузора.

II. Практическая часть.

1.Презентация проекта «Медвежонок Тедди». Докладчик - воспитанница детского объединения «Мягкая игрушка» Е.Безуглова, руководитель – педагог Н.В.Кочеткова.

2.Анкетирование педагогического коллектива: «Готовность к педагогическому творчеству».

3.Памятка педагогам «Этапы и содержание работы над учебным проектом».

III. Заключительная часть.

1.Подведение итогов работы педагогического коллектива. Методист Е.Н. Кузнецова.

2.Рекомендации педагогическим работникам учреждения.

2.Отзывы участников семинара.

3. Результаты анкетирования "Готовность к педагогическому творчеству". Методист Е.Н. Кузнецова.

Данная структура семинара была выбрана для успешного решения поставленных задач. Время, отведённое на все этапы семинара, было использовано рационально, главный акцент делался на целостное восприятие педагогами дополнительного образования темы, на повышение уровня знаний об исследовательской деятельности самих педагогов и о проектном методе обучения воспитанников детских объединений.  

8.Методы.

В ходе работы семинара были использованы сочетание таких методов, как коммуникативно-ориентированный, репродуктивный (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации), наглядно-иллюстрированный (демонстрация слайдов), словесный (элементы беседы, рассказ), методы стимулирования (ситуация занимательности), логические (сравнение, анализ), формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональная речь выступающих).

9.Мотивационная обеспеченность семинара.

В формировании мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой для обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития познавательных функций, важных умений.

Специфика семинара состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий, которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации педагогов дополнительного образования.

Семинар состоит из 3-х этапов мотивации:

1.Ориентировочно-мотивационный. Он включает в себя следующие действия: создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; формулировка основной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном семинаре).

2.Операционально-исполнительский. Предполагает усвоение темы семинара, овладение действиями в связи с её содержанием; положительные эмоции, подкрепляющие деятельность, достижение конкретного результата.

3.Рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; подведение итогов.

Важным в работе семинара было повышение уровня мотивации педагогов дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества.

Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приёмами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.

10.Содержательная сторона семинара.

Содержание материала личностно-ориентировано и доступно.

11.Используемые средства.

Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

12.Подведение итогов.

Работоспособность участников семинара обеспечивалась за счёт использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу. Подобранный интересный, насыщенный материал, имел теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Семинар проведён в соответствии с планом работы. Результативность хорошая. Учитывая разное отношение педагогического коллектива к инновациям и разный возраст педагогов, я стремилась задействовать всех участников во всех видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Цель семинара достигнута, задачи решены. Этому помогло чёткое планирование структуры семинара, тщательно продуманные методы и приёмы подачи информационного материала.

13.Пояснительная записка к самоанализу семинара.

Рассматривается семинар, проведённый в педагогическом коллективе Центра развития творчества детей и юношества. На семинаре присутствовал педагогический коллектив, который состоит из 11 человек, из них: с высшей квалификационной категорией 2 человека, 9 человек с первой квалификационной категорией.

Содержание семинара включала в себя теоретическую и практическую части. Во вступительном слове отражено обоснование выбранной темы и результаты  анализа анкетирования «Изучение  трудностей в работе педагога». Анализ анкетирования показал "проблемные зоны" педагогов, в индивидуальную карту профессиональных потребностей педагогов внесены коррективы, определены способы, формы работы и планируемый результат.

 Погружение в тему семинара осуществлялось при помощи рабочего листа участника.

Поставленные цель и задачи обеспечивали восприятие и запоминание материала семинара.

Теоретическая часть семинара была представлена выступлениями: «Исследовательская работа в учреждении дополнительного образования детей», «Учебный проект как средство самореализации обучающихся».

Тема выступления «Исследовательская работа в учреждении дополнительного образования детей» интересна педагогам учреждения, так как все заинтересованы в совершенствовании своего педагогического мастерства, готовы внедрять в свою работу исследовательский метод, находить и применять соответствующие методики исследования. Ознакомление с новым теоретическим материалом происходило при помощи демонстрации слайдов.

Связь между двумя выступлениями была логична.

Тема выступления «Учебный проект как средство самореализации обучающихся» была полностью  раскрыта и с позиции деятельности педагога, и с позиции деятельности обучающихся. По материалу выступления подготовлена памятка педагогу "Этапы и содержание работы над учебным проектом".

Особый интерес у участников семинара вызвал опыт работы над проектом воспитанницы детского объединения "Мягкая игрушка" Евгении Безугловой педагога Н.В.  Кочетковой.

В ходе практической части семинара была представлена презентация по проекту "Медвежонок Тедди" воспитанницей детского объединения. Данная презентация показала неподдельный интерес девочки к проделанной ею работе. Воспитанница Кочетковой Н.В. ответила на возникшие в ходе выступления вопросы педагогов. 

Руководитель проекта, педагог дополнительного образования Н.В. Кочеткова рассказала, как осуществлялась работа, какие были достигнуты результаты. Она отметила усердие воспитанницы и её стремление вновь взяться за новый проект.

Авторы проекта «Медвежонок Тедди» предполагают принять участие в городском и региональном конкурсах.

С целью определения готовности педагогического коллектива к творческому поиску и творческому эксперименту, педагогам учреждения была предложена анкета "Готовность к педагогическому творчеству".

В заключительной части семинара был обобщён результат исследовательской и проектной деятельности педагога дополнительного образования УДОД. Живое обсуждение возникло среди участников семинара по вопросу эффективности и возможностей реализации проектной деятельности в Центре творчества.

Педагогами Центра творчества определены перспективы в работе по данному направлению и выработаны методические рекомендации семинара-практикума:

1.Целенаправленно повышать методико-дидактическую компетентность, связанную с освоением метода проектов и исследовательской деятельности.

2.Осваивать проектную деятельность как наиболее перспективную форму организации совместной деятельности основных субъектов целостного образовательного процесса.

3.Развивать умение работать в проектных командах.

4.Рассматривать способность к самооценке и самореализации в качестве основного компонента профессиональной готовности к внедрению инновационных программно-проектных форм.

5.Активно использовать формы взаимообмена творческим педагогическим опытом в пространстве сетевого взаимодействия.

По итогам работы семинара участники заполнили листы обратной связи, в которых педагоги дали высокую оценку данному мероприятию и выразили свои пожелания на будущее при проведении дальнейших семинаров.

Из отзывов участников семинара:

Узнала

Получила опыт

-о проектном методе обучения как наиболее эффективном для социализации личности обучающихся;

-о требованиях к педагогическому исследованию;

-о практическом опыте по данной проблеме;

-об опыте других учреждений ДОД;

-новые, оригинальные формы работы.

-по формированию исследовательских методов работы в условиях УДОД;

-по формированию практических  навыков в работе над проектом с обучающимися;

-по определению идеи проекта и  способов её реализации.

Представление результатов анкетирования "Готовность к педагогическому творчеству":

1.Интерес к инновациям устойчиво привлекателен для 4-х педагогов.

2.Две главные причины, тормозящие внедрение в практику новых педагогических идей: определены две причины – «недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств», «слабое финансирование инновационного движения».

3.Привлекательность инновационной деятельности: отмечены варианты – «интересно создать что-то своё, необычное»; «повышается интерес детей к учению и воспитанию»; «возрастает самоуважение».

4.Владение диагностическими методиками: отмечено – «использование карт обучаемости и воспитанности»; «тестовые методики»; «применение самооценки по результатам деятельности».

5.Приоритет в достижении жизненных целей: были отмечены все варианты, лишь 2 педагога отметили -  "качество профессиональной подготовки в ВУЗе".

6.Слагаемые успеха в жизни и достижении цели: 2 педагога отметили "целеустремлённость", 2 педагога - "реалистичность и конкретность задач", 3 педагога - "ориентировка в обстоятельствах".

7.Признаки готовности к созданию инноваций: по одному отмечены варианты - "ориентируюсь в структуре и психологии личности", "знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию", "умею использовать психодиагностику"; по два ответа даны на следующие варианты - "обладаю психологически видением жизни детей", "знаю технологию и культуру эксперимента".

Выводы: так как инновационная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей немыслима без творчества, для достижения успеха в учебно-исследовательской деятельности педагогу необходимо выстроить систему взаимосвязанных действий на основе творческого подхода к педагогическим явлениям, владеть методами научно-педагогического исследования. На этапе совершенствования мастерства педагогов учреждения необходимо проводить семинары, направленные на формирование в педагогах самостоятельного учёного, выявление собственной профессиональной и личностной позиции в учебно-исследовательской деятельности.  

14.Использованная литература:

1.Инновационные формы дополнительного образования. "Теория и практика дополнительного образования", №10, 2009.

2.Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сб. в 2 т. М., 2007.

3.Проектирование - как приоритетный метод развития детского творчества. "Теория и практика дополнительного образования", №4, 2009.

4.Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов. "Дополнительное образование", №3, 2007.

5.Интернет-портал "Исследователь.ru" www/researcher.ru

6.http://festival.1september.ru

Методист  Кузнецова Евгения Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар для педагогов.

           Шейте сами, научите детей, красотой окружить себя...

Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях

В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...

Выступление на теоретическом семинаре учителей математики на тему:"Метод "достраивания"при решении задач на медиану"

В материале придложен способ решения задач планиметрии методом дополнительных построений...

Теоретический семинар на тему:"Профессиональный стандарт педагога"

С 01 января 2015 года вступает в силу "Профессиональный стандарт педагога", документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской ...

сборник материалов межвузовского научно-теоретического семинара ВА ВПВО ВС РФ

сборник материалов «Экологическая безопасность: состояние и перспективы развития»...

Теоретический семинар "Условия организации коммуникативной деятельности детей"

На заседании методического объединения педагогов ДОУ рассматривались следующие вопросы:1. Нетрадиционные средства (РППС) развития коммуникативных способностей дошкольников.2. Свободный разговор, как с...