Рабочая программа "Эргономика"
методическая разработка по теме
Пояснительная записка. Тематическое планирование. Занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ergonomika.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Выксунский металлургический техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Эргономика»
для специальностей:
070602-«Дизайн по отраслям»
Выкса 2008 год
Одобрена
цикловой комиссией
Председатель
М.А. Гордеева
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям :
070602-«Дизайн по отраслям»
зам. директора по учебной
работе ВМТ_________________
Э.Р. Ремизова
Составитель: В.В. Макаренко– преподаватель Выксунского металлургического техникума
Рецензенты:
И.А. Долгополова – старший преподаватель ННПУ.
М.А. Гордеева – преподаватель истории изобразительного искусства Выксунского металлургического техникума.
Пояснительная записка.
Эргономика сложилась как комплексная дисциплина на стыке ряда технических наук. В ее задачи водит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами. В ряде областей сегодня уже сложились определенные эргономические требования и нормативы.
Ведущую роль в разработке проектов играет эргономика, позволяющая рационально, комфортно организовать окружающую человека среду.
Данная программа знакомит студента с основными эргономическими данными и учит применять их в конструировании.
Главные задач программы:
- Помочь дизайнерам интерьера осознать важность антрополитрии,
- Объяснить основы понимания и антропологии и способы применения данных,
- Предоставить студентам источник данных, необходимых для решения наиболее часто возникающих профессиональных проблем,
- Основываясь на данные, дать серию графиков и справочных таблиц стандартов взаимодействия человеческого тела и элементов интерьера.
Следовательно, задача эргономики – применить полученную информацию в дизайне интерьеров. Несмотря на все различия, взаимодействие пользователя и спроектированного интерьера, должно создавать у человека ощущение комфорта, безопасности и удовлетворения.
Тематический план.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Часы | |||
Максим. | Всего | Практич. | Самостоят. | ||
1. | Введение. Общие понятия. | 3 | 3 | ||
2. | Параметры человеческого тела. | 6 | 3 | ||
3-4. | Антрополитрия. Человек как физическая мера организации архитектурных форм. | 10 | 6 | 3 | |
5-7. | Наиболее полезные для дизайнера интерьера параметры. Антрополитрия. | 12 | 6 | 5 | |
8-9. | Измерение пространства. Габариты пространства. | 7 | 6 | 5 | 3 |
10. | Жизнедеятельность человека, ее структуры и процессы. | 4 | 3 | ||
11-12. | Принцип определения размеров помещения по условиям размещения людей. | 12 | 6 | 10 | 3 |
13-14. | Функциональные зоны основных процессов. | 6 | 6 | 3 | |
15. | Социально-функциональные требования к жилищу. | 3 | |||
Всего | 60 | 48 | 20 | 12 |
Примерное содержание рабочей дисциплины.
Введение.
Задачи эргономики и ее связь с другими дисциплинами.
Тема 1. Параметры человеческого тела. Общие понятия.
Студент должен знать:
- Наиболее полезные параметры
Уметь:
- Ими пользоваться
Упражнения: рисунок фигуры человека со шкалой деления (метр).
Тема 2. Антрополитрия. Человек – как физическая мера организации архитектурных форм.
Студент должен знать:
- Параметры человека и пространства,
- Основные размеры зон.
Уметь:
- Организовывать и определять при проектировании общепринятые размеры,
- Определять минимальные габариты.
Упражнения: эскизы фигур человека в сравнении с окружающими предметами.
Тема 3. Наиболее полезные для дизайнера интерьера параметры. Антрополитрия.
Студент должен знать:
- Основные антрополитрические характеристики,
- Габариты человека и оборудования пространства.
Уметь:
- Конкретизировать форму объекта,
- Правильно проектировать исходя из данных
Упражнения: эскиз фигуры человека на фоне развертки стен.
Тема 4. Измерение пространства. Габариты пространства.
Студент должен знать:
- Определение системы мер длины,
- Габариты пространства оптимального для человека,
- Дистанция персонального общения
Уметь:
- Проектировать микропространство, мезопространство, макропространство.
Упражнения: эскизы планов комнат с разделением на микро-и макро пространства.
Тема 5. Жизнедеятельность человека, ее структура и процессы.
Студент должен знать:
- Особенности повседневной жизнедеятельности,
- Образ жизни.
Уметь:
- Универсально организовывать пространство,
- Разбивать пространство на зоны
Упражнения: эскизы планов помещений с разбивкой на зоны, размещение предметов в данных зонах.
Тема 6. Принцип определения размеров помещения по условиям размещения людей.
Студент должен знать:
- Функциональный процесс
- Площадь, занимаемую одним человеком
- Наилучшую компоновку
Уметь:
- Определять размеры помещения по условиям размещения людей
Упражнения: эскизы планов комнаты с вариантами компоновок.
Тема 7. Функциональные зоны основных процессов.
Студент должен знать:
- Разновидности функциональных процессов
- Основные функциональные зоны в жилище
Уметь:
- Планировочно организовывать помещение на основе функциональных зон
- Нормализовать функциональные зоны помещения
Упражнения: эскизы больших и малых помещений с планировкой функциональных зон.
Тема 8. Социально-функциональные требования к жилищу.
Студент должен знать:
- Требования к жилищу и от чего они зависят
Уметь:
- Обосновать форму и структуру жилища
- Учитывать при проектировании личностные требования
Упражнения: эскизы помещений по социально-функциональным требованиям к жилищам.
Список рекомендуемой литературы
- Основы эргономики, Дж. Панеро, М. Зелник, Москва, «Астрель», 2006
- В.П. Шимко, Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории., Москва, «Архитектура», 2004
- И. А. Николаевская, «Благоустройство территории», Москва, 2002
- Д. Рябцев, «Дизайн помещений и интерьеров», СПб, 2006
- Полин Б. Гантлоу, «Дизайн уютного дома», Ростов-на-Дону, 2005
- С.Е. Беляева, «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Москва, «Академия», 2007
- С.М. Петкова, «Справочник по мировой культуре и искусству», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...