Рабочая программа "Эргономика"
методическая разработка по теме

Виктория Викторовна Макаренко

Пояснительная записка. Тематическое планирование. Занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ergonomika.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Выксунский металлургический техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Эргономика»

для специальностей:

070602-«Дизайн по отраслям»

Выкса 2008 год

Одобрена                                        

цикловой комиссией

Председатель

М.А. Гордеева

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям :

 

070602-«Дизайн по отраслям»

зам. директора по учебной

работе ВМТ_________________

Э.Р. Ремизова

Составитель:        В.В. Макаренко– преподаватель Выксунского металлургического техникума

Рецензенты:

И.А. Долгополова – старший преподаватель ННПУ.

М.А. Гордеева – преподаватель истории изобразительного искусства Выксунского металлургического техникума.


Пояснительная записка.

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина на стыке ряда технических наук. В ее задачи водит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами. В ряде областей сегодня уже сложились определенные эргономические требования и нормативы.

Ведущую роль в разработке проектов играет эргономика, позволяющая рационально, комфортно организовать окружающую человека среду.

Данная программа знакомит студента с основными эргономическими данными и учит применять их в конструировании.

Главные задач программы:

  1. Помочь дизайнерам интерьера осознать важность антрополитрии,
  2. Объяснить основы понимания и антропологии и способы применения данных,
  3. Предоставить студентам источник данных, необходимых для решения наиболее часто возникающих профессиональных проблем,
  4. Основываясь на данные, дать серию графиков и справочных таблиц стандартов взаимодействия человеческого тела и элементов интерьера.

Следовательно, задача эргономики – применить полученную информацию в дизайне интерьеров. Несмотря на все различия, взаимодействие пользователя и спроектированного интерьера, должно создавать у человека ощущение комфорта, безопасности и удовлетворения.

Тематический план.

№ п\п

Наименование разделов и  тем

Часы

Максим.

Всего

Практич.

Самостоят.

1.

Введение. Общие понятия.

3

3

2.

Параметры человеческого тела.

6

3

3-4.

Антрополитрия. Человек как физическая мера организации архитектурных форм.

10

6

3

5-7.

Наиболее полезные для дизайнера интерьера параметры. Антрополитрия.

12

6

5

8-9.

Измерение пространства. Габариты пространства.

7

6

5

3

10.

Жизнедеятельность человека, ее структуры и процессы.

4

3

11-12.

Принцип определения размеров помещения по условиям размещения людей.

12

6

10

3

13-14.

Функциональные зоны основных процессов.

6

6

3

15.

Социально-функциональные требования к жилищу.

3

Всего

60

48

20

12

Примерное содержание рабочей дисциплины.

Введение.

Задачи эргономики и ее связь с другими дисциплинами.

Тема 1. Параметры человеческого тела. Общие понятия.

Студент должен знать:

  1. Наиболее полезные параметры

Уметь:

  1. Ими пользоваться

Упражнения: рисунок фигуры человека со шкалой деления (метр).

Тема 2. Антрополитрия. Человек – как физическая мера организации архитектурных форм.

Студент должен знать:

  1. Параметры человека и пространства,
  2. Основные размеры зон.

Уметь:

  1. Организовывать и определять при проектировании общепринятые размеры,
  2. Определять минимальные габариты.

Упражнения: эскизы фигур человека в сравнении с окружающими предметами.

Тема 3. Наиболее полезные для дизайнера интерьера параметры. Антрополитрия.

Студент должен знать:

  1. Основные антрополитрические характеристики,
  2. Габариты человека и оборудования пространства.

Уметь:

  1. Конкретизировать форму объекта,
  2. Правильно проектировать исходя из данных

Упражнения:  эскиз фигуры человека на фоне развертки стен.

Тема 4. Измерение пространства. Габариты пространства.

Студент должен знать:

  1. Определение системы мер длины,
  2. Габариты пространства оптимального для человека,
  3. Дистанция персонального общения

Уметь:

  1. Проектировать микропространство, мезопространство, макропространство.

Упражнения: эскизы планов комнат с разделением  на микро-и макро пространства.

Тема 5. Жизнедеятельность человека, ее структура и процессы.

Студент должен знать:

  1. Особенности повседневной жизнедеятельности,
  2. Образ жизни.

Уметь:

  1. Универсально организовывать пространство,
  2. Разбивать пространство на зоны

Упражнения: эскизы планов помещений с разбивкой на зоны, размещение предметов в данных зонах.

Тема 6. Принцип определения размеров помещения по условиям размещения людей.

Студент должен знать:

  1. Функциональный процесс
  2. Площадь, занимаемую одним человеком
  3. Наилучшую компоновку

Уметь:

  1. Определять размеры помещения по условиям размещения людей

Упражнения: эскизы планов комнаты с вариантами компоновок.

Тема 7. Функциональные зоны основных процессов.

Студент должен знать:

  1. Разновидности функциональных процессов
  2. Основные функциональные зоны в жилище

Уметь:

  1. Планировочно организовывать помещение на основе функциональных зон
  2. Нормализовать функциональные зоны помещения

Упражнения: эскизы больших и малых помещений с планировкой функциональных зон.

Тема 8. Социально-функциональные требования к жилищу.

Студент должен знать:

  1. Требования к жилищу и от чего они зависят

Уметь:

  1. Обосновать форму и структуру жилища
  2. Учитывать при проектировании личностные требования

Упражнения: эскизы помещений по социально-функциональным требованиям к жилищам.

Список рекомендуемой литературы

  1. Основы эргономики, Дж. Панеро, М. Зелник, Москва, «Астрель», 2006
  2. В.П. Шимко, Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории., Москва, «Архитектура», 2004
  3. И. А. Николаевская, «Благоустройство территории», Москва, 2002
  4. Д. Рябцев, «Дизайн помещений и интерьеров», СПб, 2006
  5. Полин Б. Гантлоу, «Дизайн уютного дома», Ростов-на-Дону, 2005
  6. С.Е. Беляева, «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Москва, «Академия», 2007
  7. С.М. Петкова, «Справочник по мировой культуре и искусству», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...