Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств.
методическая разработка по теме
В современном обществе происходят преобразования, которые затрагивают всю систему российского образования. А значит, современный педагог находится в постоянном процессе творческого поиска и профессионального самосовершенствования.
Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной деятельности, эффективной коммуникации. В школьной практике эти умения называют общеучебными. На их формирование педагогов ориентирует ряд документов: «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года», государственные образовательные стандарты, проект ФГОС второго поколения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие подходы к работе педагога. И может ли современный педагог остаться в стороне?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tema.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств.
Тема представлена на методическом объединении струнно-народного отделении МБОУ ДОД «ДШИ г.Нарьян-Мара» 09.01.2013
Автор Пудовкина И.О.
Введение. Требование к современному преподавателю.
В современном обществе происходят преобразования, которые затрагивают всю систему российского образования. А значит, современный педагог находится в постоянном процессе творческого поиска и профессионального самосовершенствования.
Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной деятельности, эффективной коммуникации. В школьной практике эти умения называют общеучебными. На их формирование педагогов ориентирует ряд документов: «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года», государственные образовательные стандарты, проект ФГОС второго поколения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие подходы к работе педагога. И может ли современный педагог остаться в стороне?
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта – это важнейший и своеобразный инструмент преодоления существующих в работе трудностей, заставляющий педагога самосовершенствоваться. Развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своего труда и затруднений.
Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие ребенка.
Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей школы должен развивать творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально-педагогическом приобщении каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность.
Педагогу приходится постоянно принимать решения и отвечать на вопросы, поставленные практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д.
Компетентный учитель обязательно анализирует учебно-воспитательные ситуации, понимает причины поступков обучающихся (воспитанников), предлагает творческие решения, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Он одновременно обладает терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации наиболее адекватно поставленным целям. Опытный педагог понимает, какие решения принимает только он сам, а какие надо принимать вместе с коллегами, учениками (воспитанниками) и их родителями, он понимает, насколько велика его личная ответственность за принятые решения, не избегает ее, не ждет указаний сверху, а оперативно реагирует на возникшую ситуацию. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет обосновать свой выбор, готов к пересмотру решений под воздействием фактов или новой информации.
Все выше сказанное требует от современного педагога владения новыми подходами в управлении учебным процессом на уровне урока. Одним из актуальных направлений в этой области - является ситуационный подход, при котором изменениям подвергаются, прежде всего, психология самого педагога, стиль его поведения на уроке, происходит переоценка своего места и роли в системе управления уроком.
В Детские школы искусств приходят разные дети. Причем у них не только разные способности, и возраст, но разные условия в которых они воспитываются дома и в школе. Поэтому педагогу важно владеть методологией ситуационного подхода к управлению своим уроком. Приведу примеры некоторых ситуаций:
Ситуация успеха ученика
Педагог должен работает в направлении создания условий для успешности, максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности педагога ДШИ состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других учеников и т.д.). Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если ученик не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Опыт, среда дополнительного образования могут создать условия для развития и формирования потребностей и способностей каждого ученика, что позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для ребенка и педагога.
Ситуация страха ученика
Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся - это страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным педагогом, с именем которого связан негативный опыт. А ведь оценочная деятельность педагога должна оказывать воздействие и на мотивацию достижения цели учащихся. Она должна подстегнуть их стремление, не останавливаясь на достигнутом, настойчиво идти к поставленной цели. Поэтому перед современным учителем стоит вопрос, как найти более эффективные пути реализации своей оценочной функции. Чем младше ученик, тем больше он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. При этом приоритетным остается опора на успех и выделение положительного. Поэтому так важно сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Конечно, мы пока не можем совсем отказаться от отметки, не готовы отойти от такого простого и удобного способа измерения и сопоставления детей. Но с того момента, как мы начинаем говорить о гуманной педагогике и о личностно – ориентированном образовании, мы не можем не задумываться о том, чем дополнить стандартную отметку.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих.
Ситуация уважения ученика
Важнейший принцип организации учебного процесса - уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективна, целесообразна, продиктована потребностями учебного процесса, задачами всестороннего развития личности.
В своей работе преподаватель должен делать требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно требовать выполнение тех или иных задач в категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы справедливой она ни была, не принесёт пользы, если она не рассчитана на определённый уровень развития личности ученика. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности.
Ситуация недопустимости давления на ученика
Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. «В педагогике не должно быть насилия» (В.Б.Болдырев). С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Преподаватель должен стараться сохранить у детей желание учиться, стараться наладить психологический контакт с педагогом.
Обучение ребенка не должно быть принудительным, иначе оно не эффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Целью каждого урока должно быть познание музыки через исполнение на инструменте. Между педагогом и учеником не должно быть дистанции (психологической), т.к. настоящая продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.
В реферате приведены примеры лишь некоторых ситуаций, наиболее часто встречающихся. Но для того, что бы владеть ситуацией предлагаю перейти к следующему разделу.
Управление ситуацией.
Суть этого раздела заключается в умении управлять собой с целью влияния на ситуацию на уроке. В связи с этим хочется вспомнить слова известного психолога П.Кальдерона «Надо уметь владеть собой, чтобы уметь владеть миром».
Варианты управления ситуацией:
1.Увидеть событие «другими глазами», с другой стороны (т.е. изменить свое восприятие события)
2.Взять контроль над своими чувствами. Научиться управлять своими чувствами и влиять на чужие.
3. Остановить действия или поменять их на противоположные.
И самое главное помните – убедить, значит победить!!!
В заключении.
В последнее время часто ведутся дискуссии на тему «личность современного учителя». Меняется время, изменились требования к профессиональной подготовке педагогов, а всё равно есть нечто такое, что всегда и везде должно быть незыблемым. Что же это? Конечно, ответ на этот вопрос должен дать сам педагог, а что скажут его ученики и их родители? И они отвечают: это открытость, доброжелательность, порядочность, понимание, ум, умение хорошо объяснять материал. Значит, дети и взрослые, прежде всего, ценят в учителе его человеческие качества, а потом уже уровень его педагогической подготовки. В педагогической профессии общечеловеческие характеристики имеют первостепенную значимость. То есть, прежде всего, нужно быть живым человеком, а не безличным воплощением требований программы.
На мой взгляд, любовь к детям – это главное качество педагога XXI века. Любовь к ребенку, к ученику включает в себя уважение к его личности. Педагог связан с учеником в современных условиях целой системой связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью.
И какой бы не был ситуационный подход к уроку, главное, чтоб он был во благо ребенка!!!
Используемая литература.
Т.И. Смирнова «Воспитание искусством или искусство воспитания», Москва 2008г
О.Шульпяков «Работа над художественным произведением», Издательство «Композитор-Санкт-Петербург», 2005г
М.С. Осеннева «Теория и методика музыкального воспитания», Издательский центр «Академия», Москва 2012
Подуровский В.М., Суслов Н.В. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.» - Москва.: 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
«Реализация здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в детской школе искусств»
В данной статье рассматривается вопрос актуальности здоровьясбережения и реализации здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в условиях детской школы искусств....
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.
Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)
Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...
Победители Всероссийского конкурса для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК"
Тюпина Александра-I местоФилипчук Анна - II местоЧиглинцева Злата- II местоАлиева Элина- III место...